Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций
История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .
Практическая реализация всего комплекса прав человека - всеобъемлющая , интегральная задача , степень решения которой непосредственно характеризует уровень развития, прогрессивность и гуманизм как отдельных государств , так и всей цивилизации .
Обеспечение прав каждого человека , независимо от государственных , национальных , расовых и других различий ,- путь к разумности и нравственности человечества . Оно позволяет личности быть сознательным творцом своей общественной и личной жизни , полноправным субъектом внутренней и международной политики . Однако эта задача далеко не решена даже в демократических странах .
II. Политическая элита.
В последние
десятилетия термин «элита»
Что же
такое элита? В западной
При определении
термина «элита» выявляются
Большинство элитаристов ныне рассматривают элиту как группу лиц, стоящих у власти, безотносительно к их моральным качествам. Элитаристы исходят из того, что политическая власть в любом обществе осуществляется правящей элитой, которая и является «движущей силой» исторического процесса, решает ключевые задачи, массы же политически «пассивны». Они утверждают, во-первых, что элита неизбежна в любом обществе, что выделение элиты – имманентный элемент цивилизации; во-вторых, буржуазная элита наиболее предпочтительна, ибо она открыта для самых способных выходцев из «низших классов», компетентна, чутка к настроениям масс, которые будут голосовать на очередных выборах; в-третьих, что, поскольку общество без элиты «невозможно», поскольку любое общество является «стратифицированным» и в нем есть привилегированные и непривилегированные, любая революция бессмысленна и бесперспективна, ибо в результате ее на смену одной элите приходит другая, а массы, которые эта новая элита использовала как инструмент революционных преобразований, по-прежнему остаются угнетенными и эксплуатируемыми; в-четвертых, раз общество без эксплуатации, без социального неравенства невозможно в принципе, то реальный социализм – это отнюдь не социализм, а общество, лишь изменившее состав и структуру своей элиты.
В 60-80-е годы элитаризм вырос в социологию элиты – элитологию, которая, прежде всего, выявляет субъект социального действия, раскрывает процесс социально-политического управления в обществе, описывает тот социальный слой, который непосредственно осуществляет это управление.
Однако
истоки элитарных взглядов
С тем, как рассматривалась проблема отношения правителей и подданных в средние века (Иоанн Солсберийский, Фома Аквинский), в период становления буржуазных отношений (Никколо Макиавелли), в XVIII в. (великие французские материалисты, Фридрих Ницше, взгляды которого оказали особо сильное влияние на формирование современных элитарных теорий), на рубеже XIX – XX вв. (Вильфредо Парето, Гаэтано Моска), в первой третиXX в. (Роберт Михельс, Осваальд Шпенглер, Жорж Сорель, Зигмунд Фрейд, Хосе Ортега-и-Гасет) и до 80-х годов нашего столетия (Джеймс Бернхэм, Гарольд Лассуэлл, Даниел Белл, Жан Поль Сартр, Роже Гароди, Эрнст Фишер и др.), можно познакомится в книге Г. К. Ашина «Современные теории элиты: Критический очерк» (М., 1985). Элитисты постоянно обращаются к проблеме соотношения элиты и класса.
III. Механизмы функционирования политической системы.
1.Избирательные системы.
Избирательная кампания – один из ключевых моментов функционирования политической системы, важный показатель демократии. С ней связаны ее формы и характер, реализация некоторых прав личности. Избирательную систему характеризуют следующие признаки:
1. Возможность свободно
выбирать между кандидатами,
2. Механизм выдвижения
кандидатов на государственные
посты, в парламент. Традиционн
3. Основополагающие принципы, на основе которых проводятся выборы: а) всеобщность избирательных прав для взрослых (возрастной ценз в разных странах разный), но реально везде есть ограничения всеобщности: лишаются права голоса осуждённые, душевно больные, в некоторых странах существует ценз оседлости (право голосовать можно получить, только прожив на одном месте определённое время) и др.; б) равный вес голосов (1 человек – 1 голос); в) свободный выбор без страха возможных репрессий (в странах со сложным внутриполитическим положением функцию контроля за соблюдением права иногда осуществляют комиссии ООН); г) местный подсчёт голосов (фальсификация при подсчёте голосов на президентских выборах 1986 г. на Филиппинах привела к смещению президента Маркоса); д) прямые выборы исключают промежуточные инстанции, стоящие между избирателями и кандидатами (таковыми у нас были комиссии, решавшие, кого оставлять в списке кандидатов). В Швейцарии, Бразилии, США непрямыми являются выборы президента. Там сначала избирают выборщиков, а те – главу правительства. Во Франции, Германии, Голландии так же выбирают членов верхней палаты парламента. В США довольно сильны настроения отказаться от такой системы. Она сложилась в XVIII в, в силу того что масса населения была неграмотна и надо было подстраховаться; выборщики как более авторитетные редко более грамотные давали основание надеяться на избрание действительно достойного президента. Теперь это анархизм.
4. Способ подсчёта голосов. Простейшая система – при одномандатных округах: 1 округ – член парламента. Кандидат, набравший большинство голосов, побеждает. В странах с одномандатными округами чаще бывает двухпартийная система (у третьей, четвертой и т. д. Партий шансов на победу очень мало) или система постоянных коалиций.
Система пропорционального представительства базируется на одномандатных округах, посылающих в парламент нескольких представителей. Если такому округу дано право на 10 мест в парламенте, то каждая партия предлагает избирателям список из 10 кандидатов. Каждый избиратель выбирает один такой список, и партия получает места пропорционально полученным голосам. Если партия получила 60% голосов в десятимандатном округе, то она пошлет в парламент шесть первых по списку кандидатов. Партия, получившая 20% голосов. Пошлет в парламент кандидатов, чьи имена состоят в ее партийном списке под номером первым и вторым.
Избирательнные зкондательные органы должны осуществлять законотворческую деятельность, т.е. принимать законы. Чаще всего идея закона возникает в исполнительных структурах. Но иногда он рождается из обсуждения какой-либо проблемы в самом парламенте.
Специфической чертой законодательной деятельности в нашей стране долгие годы была анонимность любого правового документа. Проходя массу инстанций и теряя или обретая при этом какие-то идеи, документ не имел конкретного автора. Иногда авторство приписывалось главе государства и партии. В западных странах, как правило, авторство закона не только подчеркивается, но нередко он получает имя автора и под этим именем входит в историю.
Как говорилось выше разные партии, движения возникают для того, чтобы или завладеть государственным аппаратом власти (в результате партийной борьбы на выборах), или оказать влияние на власть. У партий и движений для этого есть определённые возможности. Но существуют группы, их называют заинтересованными, которые не создают организаций. А действуют через специальных людей при государственных структурах – лобби. Лобби в ряде стран (особенно в США) существуют совершенно официально и занимаются налаживанием контактов с конгрессменами, информированием их о том кто и почему заинтересован в партии или провале какого-то закона или решения.
2. Политическое поведение.
В политической литературе наиболее распространенным является определение политического поведения как любой формы участия в осуществлении власти (или противодействии ее осуществлению), в том числе участие в формальных организациях и массовых движениях, включенность в различные элементы политической системы или отстранения от них, пропаганда политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или политическую элиту.
Существуют два основных типа политического поведения: а) политическое действие, б) политическое бездействие.
Политическое действие включает в себя субъект и объект действия, обстоятельства его осуществления и целевые установки. Субъектами политического действия могут быть личности, социальные группы и политические институты . В составе обстоятельств осуществления действия выделяются факторы и условия. К факторам относятся те элементы, которые субъект не может изменить или, наоборот, не в состоянии предотвратить их изменение. Это общественные нормативы. Обычаи и другие элементы политической культуры, тип политической организации. Данные факторы определяют рамки политических действий, пределы, за которые субъект не может не выйти и которые он может лишь учитывать.
Условия реализации политического действия образуют более изменчивые элементы, которые, с одной стороны, ограничивают и направляют политическое действие, а с другой – изменяются под его влиянием. К числу таких условий относятся внутренняя обстановка в стране, где происходит политическое действие, влияние и дееспособность политических институтов, в рамках которых (или против которых) оно осуществляется, соотношение политических сил, сила действия и мощность оказываемого ему сопротивления и т. д.
Объектом политического действия могут выступать общество в целом, политические отношения, отдельные политические институты.
Целевая направленность действия может быть конструктивной и деструктивной. В первом случае она ставит задачу укрепления политической системы, во втором – ее корректное преобразование. В зависимости от целей политического действия можно классифицировать следующим образом: направленные на изменение существующего общественно-политического строя, на изменение каких-то элементов политической системы, на смену или изменение правительства, на изменение политического решения (закона, указа и пр.) на выражение общественного мнения.
Наиболее массовыми политическими действиями, в которых участвует почти все взрослое население, являются голосование и референдум.
Политические действия могут быть прямыми, направленными на объект, и опосредованными, основанными на принципе делегирования полномочий через механизм выборов или в какой-либо другой форме.
Политические действия могут существенно различаться по степени активности его участников: от периодического участия (например, в выборах) до активной деятельности в различных политических институтах. В американской политологии выделяют три типа условно называемые «участник», «субъект», «приход».
«Участник» несколько напоминает нашего общественного активиста Ему интересна политика и политика и политическая деятельность, он гордиться существующей политической системой, знает, как решать политические проблемы, уверен в своем гражданском праве участвовать в управлении (пусть и на местном уровне), является какой-либо (или нескольких) общественной организации. Считается, что именно тип – опора демократии.
«Субъект» участвует в политической жизни на уровне пассивного интереса к политике и лишь в ее обязательных формах (чаще всего в голосовании). Не считается что может включится в политическую деятельность или что эта деятельность принесёт какой-то результат.
«Приход» - тип человека, пассивного в политической жизни. Он не ассоциирует себя с гражданином страны, а ощущает себя частичкой мира, общины, прихода (отсюда и термин), чувствует свое бессилие перед властью, политика его не интересует совсем.
В реальном обществе в разных пропорциях и сочетаниях существуют все типы, и ни один из них не может считаться единственно правильным, В частности, было бы ужасно, если бы все общество состояло только из «участников». Страна сплошных политиков – первое условие дестабилизации общества. Преобладание же людей третьего типа с их непротивляемостью власти способствовало бы усилению тоталитарной формы правления.