Политология. Общий курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций

Описание работы

История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .

Файлы: 1 файл

Курс лекций по политологии.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

 Практическая реализация  всего комплекса прав человека - всеобъемлющая , интегральная задача , степень  решения которой непосредственно характеризует уровень развития, прогрессивность и гуманизм как отдельных государств , так и всей цивилизации .

 Обеспечение прав  каждого человека , независимо  от  государственных , национальных , расовых и других различий ,- путь к разумности  и нравственности человечества . Оно позволяет личности быть сознательным творцом своей общественной и личной жизни , полноправным  субъектом внутренней и международной политики . Однако эта задача далеко не решена даже в демократических странах .

 

 

II. Политическая элита.

 

     В последние  десятилетия термин «элита» прочно  вошел в словарь социологов  и политологов. С XVII в. им обозначали товары наивысшего качества, а затем избранных людей, прежде всего высшую знать. Активное употребление термина в общественных науках  началось в ХХ в., с появлением работ Вильфредо Парето.

     Что же  такое элита? В западной политологии  именуются: лица, получившие наивысший  индекс в области их деятельности (Парето); наиболее активные в политическом отношении люди, обладающие высоким положением в обществе и благодаря этому влияющие на социальный процесс (Дюпре); люди, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу (Жан Боден); сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущие позиции в политической, экономической, культурной жизни общества (соответственно политическая, экономическая, культурная элита – В. Гэттсмен); наиболее квалифицированные специалисты, менеджеры и высшие служащие в системе бюрократического управления (представители технологического детерминизма).

     При определении  термина «элита» выявляются два  подхода ценностный и структурно-функциональный. Сторонники первого объясняют существование элиты неким «превосходством» (интеллектуальным, моральным и т.д.) одних людей над другими, второго – важностью функций управления, которые определяют исключительность роли людей, выполняющих их.

     Большинство  элитаристов ныне рассматривают элиту как группу лиц, стоящих у власти, безотносительно к их моральным качествам. Элитаристы исходят из того, что политическая власть в любом обществе осуществляется правящей элитой, которая и является «движущей силой» исторического процесса, решает ключевые задачи, массы же политически «пассивны». Они утверждают, во-первых, что элита неизбежна в любом обществе, что выделение элиты – имманентный элемент цивилизации; во-вторых, буржуазная элита наиболее предпочтительна, ибо она открыта для самых способных выходцев из «низших классов», компетентна, чутка к настроениям масс, которые будут голосовать на очередных выборах; в-третьих, что, поскольку общество без элиты «невозможно», поскольку любое общество является «стратифицированным» и в нем есть привилегированные и непривилегированные, любая революция бессмысленна и бесперспективна, ибо в результате ее на смену одной элите приходит другая, а массы, которые эта новая элита использовала как инструмент революционных преобразований, по-прежнему остаются угнетенными и эксплуатируемыми; в-четвертых, раз общество без эксплуатации, без социального неравенства невозможно в принципе, то реальный социализм – это отнюдь не социализм, а общество, лишь изменившее состав и структуру своей элиты.

     В 60-80-е  годы элитаризм вырос в социологию элиты – элитологию, которая, прежде всего, выявляет субъект социального действия, раскрывает процесс социально-политического управления в обществе, описывает тот социальный слой, который непосредственно осуществляет это управление.

      Однако  истоки элитарных взглядов уходят  в глубь веков. Более двух  тысячелетий назад римский сенатор  Агриппа говорил, что большая  часть человечества играет роль  «тяглового скота» и не может  обойтись без «погонщиков» - без  аристократии. В античной философии элитарное мировоззрение было наиболее полно сформулировано Платоном. В его «идеальном государстве» властвуют немногие – действительно способные управлять им в силу природных задатков и многолетней тренировки.

     С тем,  как рассматривалась проблема отношения правителей и подданных в средние века (Иоанн Солсберийский, Фома Аквинский), в период становления буржуазных отношений (Никколо Макиавелли), в XVIII в. (великие французские материалисты, Фридрих Ницше, взгляды которого оказали особо сильное влияние на формирование современных элитарных теорий), на рубеже XIX – XX вв. (Вильфредо Парето, Гаэтано Моска), в первой третиXX в. (Роберт Михельс, Осваальд Шпенглер, Жорж Сорель, Зигмунд Фрейд, Хосе Ортега-и-Гасет) и до 80-х годов нашего столетия (Джеймс Бернхэм, Гарольд Лассуэлл, Даниел Белл, Жан Поль Сартр, Роже Гароди, Эрнст Фишер и др.), можно познакомится в книге Г. К. Ашина «Современные теории элиты: Критический очерк» (М., 1985). Элитисты постоянно обращаются к проблеме соотношения элиты и класса.

 

III. Механизмы  функционирования политической  системы.

 

1.Избирательные  системы.

 

Избирательная кампания – один из ключевых моментов функционирования политической системы, важный показатель демократии. С ней связаны ее формы и характер, реализация некоторых прав личности. Избирательную систему характеризуют следующие признаки:

1. Возможность свободно  выбирать между кандидатами, имеющими  разные позиции по различным проблемам.

2. Механизм выдвижения  кандидатов на государственные  посты, в парламент. Традиционно значительную роль в этом играют партии. В современных условиях без поддержки партии предвыборную компанию выиграть практически невозможно. Но теоретически во многих странах сохраняется право на «внепартийное движение» и самодвижение. В Великобритании, Франции, Японии, Канаде существуют система петиций. Например, в Великобритании почти любой гражданин может бороться за избрание в палату общину Для этого он должен получить номинальную петицию, в которой записаны его имя, адрес, профессия и название избирательного округа, собрать подписи десяти законно зарегистрированных избирателей из этого округа и внести 150 фунтов, которые ему вернут, если на выборах он наберет не менее 1/8 части голосов.

3. Основополагающие принципы, на основе которых проводятся  выборы: а) всеобщность избирательных прав для взрослых (возрастной ценз в разных странах разный), но реально везде есть ограничения всеобщности: лишаются права голоса осуждённые, душевно больные, в некоторых странах существует ценз оседлости (право голосовать можно получить, только прожив на одном месте определённое время) и др.; б) равный вес голосов (1 человек – 1 голос); в) свободный выбор без страха возможных репрессий (в странах со сложным внутриполитическим положением функцию контроля за соблюдением права иногда осуществляют комиссии ООН); г) местный подсчёт голосов (фальсификация при подсчёте голосов на президентских выборах 1986 г. на Филиппинах привела к смещению президента Маркоса); д) прямые выборы исключают промежуточные инстанции, стоящие между избирателями и кандидатами (таковыми у нас были комиссии, решавшие, кого оставлять в списке кандидатов). В Швейцарии, Бразилии, США непрямыми являются выборы президента. Там сначала избирают выборщиков, а те – главу правительства. Во Франции, Германии, Голландии так же выбирают членов верхней палаты парламента. В США довольно сильны настроения отказаться от такой системы. Она сложилась в XVIII в, в силу того что масса населения была неграмотна и надо было подстраховаться; выборщики как более авторитетные редко более грамотные давали основание надеяться на избрание действительно достойного президента. Теперь это анархизм.

4. Способ подсчёта  голосов. Простейшая система –  при одномандатных округах: 1 округ – член парламента. Кандидат, набравший большинство голосов, побеждает. В странах с одномандатными округами чаще бывает двухпартийная система (у третьей, четвертой и т. д. Партий шансов на победу очень мало) или система постоянных коалиций.

Система пропорционального представительства базируется на одномандатных округах, посылающих в парламент нескольких представителей. Если такому округу дано право на 10 мест в парламенте, то каждая партия предлагает избирателям список из 10 кандидатов. Каждый избиратель выбирает один такой список, и партия получает места пропорционально полученным голосам. Если партия получила 60% голосов в десятимандатном округе, то она пошлет в парламент шесть первых по списку кандидатов. Партия, получившая 20% голосов. Пошлет в парламент кандидатов, чьи имена состоят в ее партийном списке под номером первым и вторым.

Избирательнные зкондательные  органы должны осуществлять законотворческую деятельность, т.е. принимать законы. Чаще всего идея закона возникает  в исполнительных структурах. Но иногда он рождается из обсуждения какой-либо проблемы в самом парламенте.

Специфической чертой законодательной  деятельности в нашей стране долгие годы была анонимность любого правового  документа. Проходя массу инстанций  и теряя или обретая при этом какие-то идеи, документ не имел конкретного автора. Иногда авторство приписывалось главе государства и партии. В западных странах, как правило, авторство закона не только подчеркивается, но нередко он получает имя автора и под этим именем входит в историю.

Как говорилось выше разные партии, движения возникают для того, чтобы или завладеть государственным аппаратом власти (в результате партийной борьбы на выборах), или оказать влияние на власть. У партий и движений для этого есть определённые возможности. Но существуют группы, их называют заинтересованными, которые не создают организаций. А действуют через специальных людей при государственных структурах – лобби. Лобби в ряде стран (особенно в США) существуют совершенно официально и занимаются налаживанием контактов с конгрессменами, информированием их о том кто и почему заинтересован в партии или провале какого-то закона или решения.

 

2. Политическое  поведение.

 

В политической литературе наиболее распространенным является определение  политического поведения как любой формы участия в осуществлении власти (или противодействии ее осуществлению), в том числе участие в формальных организациях и массовых движениях, включенность в различные элементы политической системы или отстранения от них, пропаганда политических взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или политическую элиту.

Существуют два основных типа политического поведения: а) политическое действие, б) политическое бездействие.

Политическое действие включает в себя субъект и объект действия, обстоятельства его осуществления и целевые установки. Субъектами политического действия могут быть личности, социальные группы и политические институты . В составе обстоятельств осуществления действия выделяются факторы и условия. К факторам относятся те элементы, которые субъект не может изменить или, наоборот, не в состоянии предотвратить их изменение. Это общественные нормативы. Обычаи и другие элементы политической культуры, тип политической организации. Данные факторы определяют рамки политических действий, пределы, за которые субъект не может не выйти и которые он может лишь учитывать.

Условия реализации политического  действия образуют более изменчивые элементы, которые, с одной стороны, ограничивают и направляют политическое действие, а с другой – изменяются под его влиянием. К числу таких условий относятся внутренняя обстановка в стране, где происходит политическое действие, влияние и дееспособность политических институтов, в рамках которых (или против которых) оно осуществляется, соотношение политических сил, сила действия и мощность оказываемого ему сопротивления и т. д.

Объектом политического  действия могут выступать общество в целом, политические отношения, отдельные  политические институты.

Целевая направленность действия может быть конструктивной и деструктивной. В первом случае она ставит задачу укрепления политической системы, во втором – ее корректное преобразование. В зависимости от целей политического действия можно классифицировать следующим образом: направленные на изменение существующего общественно-политического строя, на изменение каких-то элементов политической системы, на смену или изменение правительства, на изменение политического решения (закона, указа и пр.) на выражение общественного мнения.

Наиболее массовыми  политическими действиями, в которых участвует почти все взрослое население, являются голосование и референдум.

Политические действия могут быть прямыми, направленными  на объект, и опосредованными, основанными на принципе делегирования полномочий через механизм выборов или в какой-либо другой форме.

Политические действия могут существенно различаться  по степени активности его участников: от периодического участия (например, в выборах) до активной деятельности в различных политических институтах. В американской политологии выделяют три типа условно называемые «участник», «субъект», «приход».

«Участник» несколько  напоминает нашего общественного активиста  Ему интересна политика и политика и политическая деятельность, он гордиться  существующей политической системой, знает, как решать политические проблемы, уверен в своем гражданском праве участвовать в управлении (пусть и на местном уровне), является какой-либо (или нескольких) общественной организации. Считается, что именно тип – опора демократии.

«Субъект» участвует  в политической жизни на уровне пассивного интереса к политике и лишь в ее обязательных формах (чаще всего в голосовании). Не считается что может включится в политическую деятельность или что эта деятельность принесёт какой-то результат.

«Приход» - тип человека, пассивного в политической жизни. Он не ассоциирует себя с гражданином страны, а ощущает себя частичкой мира, общины, прихода (отсюда и термин), чувствует свое бессилие перед властью, политика его не интересует совсем.

В реальном обществе в  разных пропорциях и сочетаниях существуют все типы, и ни один из них не может считаться  единственно правильным, В частности, было бы ужасно, если бы все общество состояло только из «участников». Страна сплошных политиков – первое условие дестабилизации общества. Преобладание же людей третьего типа с их непротивляемостью власти способствовало бы усилению тоталитарной формы правления.

Информация о работе Политология. Общий курс