Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций
История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .
Феномен притягательности анархизма, его влияние на всю последующую леворадикальную мысль можно понять, изучив труды его основоположников (У.Годвина, М.Штирнера, П.Ж.Прудона, М.А.Бакунина, П.А.Кропоткина). По традиции в этом течении различают два направления: анархо-либертальное (от французского: liberte - свобода), которое отрицает всякую форму государственной власти и «этатистское» (от французского: etat - государство), признающее возможность государственного устройства в виде свободной федерации общин.
Современные анархисты слову «анархия» предпочитают другие – «самоуправление», «самоорганизация общества» и т.п. Ныне они особое внимание уделяют анализу таких категорий, как «коллективизация», «этатизация (огосударствление)», «национализация» и «социализация» собственности. Сегодняшний анархизм полностью стоит на позициях эволюционных преобразований – создания движений гражданских инициатив в форме объединенных ассоциаций и различных фондов.
В начале 70-х годов в Европе и США на первый план решительно выступили радикал-бунтари. Как правило, это бывшие радикал-демократы, убедившиеся в неэффективности законных и ненасильственных форм социально-политического протеста.
Анализ социально-классовой
базы современного «левого»
6. Неофашизм (правый радикализм).
Фашизм потерпел военное и политическое поражение во второй мировой войне. Тем не менее, в послевоенное время произошло его возрождение в виде неофашизма. Претендуя на роль обновителя и очистителя общества, способного предложить новые перспективы развития, фашизм призывает себе на службу опыт прошлого.
В наши дни фашистские и профашистские партии и группировки действуют почти в 60 странах мира, причем между отдельными организациями существуют связи и постоянно развивающееся сотрудничество. Так, действующая в подполье неофашистская организация «Черный интернационал» объединяет в своих рядах ультраправые группировки Франции, ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Испании, Греции, Италии, США, Чили, Японии и других государств.
В каждой стране неофашисты, как правило, представлены несколькими течениями, в которые на основании идеологических, организационных, функциональных признаков вливаются отдельные партии, союзы, группы, осуществляющие определенные действия. Количество подобных организаций в стране может быть велико. Например, в конце 80-х годов в ФРГ, по официальным данным, насчитывалось 74 праворадикальных организации. Каждое из неофашистских течений закрепляет за собой определенные виды деятельности и методы их осуществления. Подобная функциональная дифференциация, с одной стороны, позволяет каждому течению утверждать концепцию собственной политической практики, а с другой – предполагает тесную координацию действий и учет позиций партнера при определении собственного курса.
В середине 1970-х годов потерпели крушение фашистские режимы в Португалии, Греции, произошло падение фашистской диктатуры в Испании. Однако на конец 70-х – начало 80-х годов приходится всплеск неофашистского движения. Так в настоящее время в ФРГ отсутствует крупная фашистская партия, хотя бы отдаленно по степени влияния напоминающая гитлеровскую национал-социалистическую рабочую партию накануне захвата власти, тем не менее, печать и общественность страны с беспокойством отмечают рост праворадикальных сил. Основная опасность неонацистских организаций состоит не в их численности, а в пропаганде немецкого национал-шовинизма, в стремлении оправдать нацистское прошлое. Неофашистская пропаганда быстро распространяется. Умело обыгрывая широкое распространение коррупции, взяточничества, бюрократизма, неофашисты преподносят обывателю в качестве альтернативы идею такого государства, которое якобы может восстановить справедливость и порядок, избавит от кризисов и инфляции, приведет к «социальному миру». Свои демагогические приемы неофашисты используют с учетом специфики различных слоев населения. Городской мелкой буржуазии они обещают полную свободу социальной, предпринимательской деятельности; мелким и средним производителям гарантируют защиту от произвола концернов; мелких торговцев обещают оградить от конкуренции со стороны крупных магазинов и торговых фирм; средних предпринимателей-коммерсантов привлекают снижением налогов и расширением сферы сбыта товаров; лицам свободных профессий обещают обеспечить соответствующие условия для занятия творческим трудом.
В пропагандистской деятельности среди рабочих неофашисты используют систему дифференцированных, но ни чем не обоснованных обещаний, подобных следующим: обеспечить достаточное количество рабочих мест, гарантировать справедливую оплату труда рабочих, защитить их от безработицы, отменить налоги на трудовые доходы.
Крестьянину неофашистская пропаганда усиленно навязывает мысль, что процветание государства всецело зависит от его труда, что он должен проявить себя лишь в сфере труда, а область политики и идеологии – это удел избранных, представляющих правящие классы.
Одной из главных «мишеней» неофашистов в настоящее время являются иностранные рабочие и евреи.
Происходит интенсивное омоложение движения: 84% членов группировок – лица моложе 30 лет. Только в странах Западной Европы разного рода молодежные фашистские и неофашистские организации объединяют в своих рядах более 300 тысяч человек. Методы, применяемые неофашистами в работе с молодежью просты: это и прославление фашистского прошлого, и его героизация, и откровенная лесть. В противовес культу вещизма, эгоцентризма, эротизма прокламируется добропорядочность, прочность семьи, народная общность и расовое единство.
Лидеры неофашизма представляют
свою доктрину как альтернативу и
государственно-
V. Политика международных отношений.
Компонентами международной системы являются ее субъекты, международные отношения и международное право. Все они обусловлены конкретной исторической эпохой, взаимосвязаны и взаимодействуют как друг с другом, так и с системой в целом.
Главное место среди
субъектов международных
Более подробно остановимся на вопросах внешней политики государств и международных отношений.
Внешняя политика
– политика, призванная регулировать
взаимоотношения между
В зависимости от политического режима государства строится его внешнеполитическая деятельность. К примеру, если у власти находятся политические лидеры, политическая партия, для деятельности которых характерны авантюрные методы управления, то внешняя политика такого государства носит, как правило, агрессивный характер, отношения с другими субъектами международной системы строятся с позиции силы, имеется склонность к применению военной силы, введению экономического эмбарго, не исключена возможность аннексии суверенных государств и территорий.
История знает немало примеров подобного типа внешнеполитического курса государств, вне зависимости от формы общественного государственного строя (гитлеровская Германия и ее сателлиты – во второй мировой войне; США – по отношению к Вьетнаму, Доминиканской Республике, Панаме; СССР – к Венгрии, Чехословакии, Афганистану; Китай – к Вьетнаму и т.д.). В этих целях формируются различные военно-политические блоки, хотя формально они имеют оборонительную задачу. Вместе с тем наличие подобного рода организаций предполагает в определенных условиях возможность использования имеющейся военной мощи для достижения каких-либо политических целей, изменения международной обстановки, нарушения баланса противостоящих сил и т. д.
В связи с этим следует упомянуть и о таком явлении, как политический терроризм, который является средством достижения политических целей путем убийств, похищений, диверсий, захвата заложников и других актов насилия. Мировая история богата такими примерами. Так в послеоктябрьский период было совершено немало убийств дипломатических представителей СССР за границей. Видимо, своеобразным конвейером политического террора можно назвать период репрессий, связанный с именем Сталина. Жертвой политического террора ультраправых стал видный государственный деятель У. Пальме.
Другими чертами характеризуется внешнеполитическая деятельность государств, политическая власть в которых строится на демократических началах. Им свойственны прежде всего политические методы разрешения межгосударственных конфликтов, проблем. Как правило, отношения между демократическими политическими режимами в области межправительственных и экономических связей, культурного обмена на взаимовыгодной основе, без вмешательства во внутренние дела друг друга. Примером таких отношений являются связи между европейскими странами (Западной Европы, Скандинавии и др.),строящиеся на строгом соблюдении международных правовых норм и принятых дву- и многосторонних соглашений и договоров.
Одним из важнейших принципов международного права и отношений между государствами является их территориальная целостность. Это означает недопустимость каких-либо посягательств на территорию любого государства и насильственных мер, направленных против неприкосновенности его территории. Этот принцип вытекает из общепризнанного правила взаимного уважения территориальной целостности государств, тесно связан с их обязанностью воздерживаться в международных отношениях от применения силы или угрозы силы, а также правом любого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения извне. Это нашло закрепление в Уставе ООН, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.), А также многочисленных дву- и многосторонних межгосударственных соглашениях. В соответствии с декларацией ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960г.) все народы имеют неотъемлемое право на полную свободу осуществления своего суверенитета и целостность национальной территории. Любое насильственное удержание чужой территории представляет собой аннексию.
Современный мир сложен, многообразен и противоречив. В то время он в силу объективных факторов становится все более взаимосвязанным и целостным. Это, прежде всего, обуславливается происходящими процессами интернационализации хозяйственной деятельности, растущим стремлением к разностороннему сотрудничеству, расширяющимся интересом к научным и культурным ценностям разных стран. Сегодня стало очевидным, что безопасность каждого народа неотделима от безопасности всего человечества. Это ставит проблему всестороннего осмысления построения мира, перспектив его развития и характера международных отношений.
Международные отношения
включают в себя политические, экономические,
научно-технические и
Международные отношения могут охватывать сразу все стороны отношений между субъектами международной системы или же только некоторые из них. Они строятся как на двусторонней, так и на многосторонней основе, могут иметь глобальный или региональный характер. Поскольку их главные участники – государства – являются классовыми политическими организациями, они носят классовый характер. В последние годы на содержание международных отношений стали оказывать влияние миротворческие акции со стороны различных государств и организаций, провозгласивших приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Во 2-ой половине 80-х годов поддержку у мирового сообщества получила политика нового мышления руководства СССР, возросло влияние социал-демократического движения в борьбе за безъядерный мир.
Остановимся подробнее на анализе структур международных организаций.
Международных организации – это постояннодействующие объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статуса или другого учредительного документа) в целях содействия решению международных проблем и развития всестороннего сотрудничества.
Необходимость создания международных организаций была осознана еще в глубокой древности. Однако впервые они появились лишь в XIX веке. Процесс возникновения международных организаций особенно активизировался после второй мировой войны. Важнейшим результатом стало создание такой уникальной структуры как Организация Объединенных Наций (ООН). Она была образована в 1945г. на конференции в Сан-Франциско при участии 50 государств, а фактически начала функционировать 20 января 1946г. с первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Лондон).