Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций
История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .
Иная ситуация в парламентских республиках , где президенты очень мало влияют на реальную политику и практически неизвестны мировой общественности. Полномочным руководителем в них является глава правительства . Такая система в ФРГ , Италии, Израиле и др. В парламентской системе избиратели выбирают лишь законодательную власть , т.е. парламент, который затем избирает исполнительную , формирует правительство . Обе формы республиканского правления имеют свои достоинства и недостатки .
В нашей стране идет развитие политической системы к форме президентской республики , но этот процесс еще в стадии становления и тоже, испытывает влияние давно прошедших и недавних традиций . Государства различаются по способу осуществления территориальной организации и управления . Имеется две формы такой организации; унитарная и федеральная.
Унитарная система практически не представляет входящим в нее территориям автономии , основное управление осуществляется из столицы. Территориальные подразделения /департаменты во Франции , провинции в Италии/ большей частью существуют как дань традиции .Большинство унитарных государств имеют национальные полицейские силы и строгий контроль над местными милиционными образованиями . Обычно здесь существует единая судебная система , работники которой назначаются национальным правительством .
Федеральная система составлена из единиц , имеющих собственную политическую жизнь / штаты США , Бразилии , кантоны в Швейцарии / . Эти единицы не могут быть на законном основании упразднены или изменены центральной властью.
СССР формально
относился к федеральным систем
Теоретически существует
еще и третья форма-
Функции государства . Государственную деятельность можно представить через систему целей или функций . У государства они значительно отличаются от других элементов политической системы .
Так как в любом социально дифференцированном обществе государство отражает эту дифференциацию , то одной из важнейших функций является выражение социальных интересов . На протяжении тысячелетий это заключалось в обеспечении безусловного господства имущих классов над неимущими . Но с ХIХ в. начали зарождаться демократические институты / массовые партии , профсоюзы , ассоциации и т.п./ гражданского общества , и по мере их развития государство все более было вынуждено считаться с альтернативной силой .А это привело к тому, что оно стало параллельно решать еще одно задачу -примирение социальных интересов , поиск и нахождение решений , обеспечивающих социальное согласие , консенсус общественных сил . Разумеется , сочетание этих функций -процесс сложный , противоречивый ,однако в реальной государственной деятельности он происходит постоянно.
Еще одной функций является ведение общественных сил . В различных государствах различаются их объем и характер , механизм воздействия на те или иные сферы жизни . Так , например , для Советского государства было характерно прямое и непосредственное регулирование экономики , всех ее элементов , от цен и заработной платы всех категорий работников до плановых заданий по всей номенклатуре выпускаемой продукции .Государства с рыночной экономикой используют механизмы воздействия на нее, в частности налоговую политику . В рамках этой функции государствами реализуются социальные программы , осуществляется строительство объектов общенационального значения /дорог, например/, решаются проблемы экологической защиты и пр.
Реализуется также культурно-идеологическая функция , важнейшими элементами которой является система образования и идеологическое обеспечение политики государства как внутри страны , так и в сфере международных отношений .
Любому государству , а многонациональному в особенности , присуща функция национальной интеграции , где задействованы система законов , институты , механизмы, способствующие поддержанию равновесия , согласия во взаимоотношениях народов , населяющих данную страну. Это одна из сложнейших функций , требующая постоянного внимания , так как вопросы национальных отношений не могут быть решены раз и навсегда , имеют свойство обостряться не только в связи с нарушением достигнутого ранее порядка , но и в результате изменения обстановки в целом в стране или даже из-за событий , происходящих за пределами данного государства.
Одной из наиболее традиционных функций является поддержание общественного порядка , в рамках которой решаются задачи не только борьбы с уголовными элементами , но и охраны общественной нравственности , предотвращения беспорядка во время проведения политических мероприятий /митингов, демонстраций / и пр.
Во взаимоотношениях
с другими государствами
Правовое государство . Нет идеальной формы государства , но наиболее демократический его тип воплощается в правовом государстве , которое обладает совокупностью признаков , выражающих особенности механизма его взаимодействия с обществом .
Во-первых , для правового государства характерен высокий авторитет права как для государственных органов , так и для граждан и всех общественных институтов . Этот авторитет не рождается по чьему-либо указу. Для того чтобы он прочно утвердился , должны вызреть традиции уважения к закону, терпимости к инакомыслию / не только политическому , но и религиозному /, уважения к праву меньшинства на существование и защиту своих интересов и т.п. То есть необходимы стабильность и определенный уровень согласия /консенсус/ социальных сил на протяжении длительного времени.
Во-вторых , государство представляет собой верховную власть в обществе, но эта власть не беспредельна. Она не распространяется , например , на неотчуждаемые права личности /право на жизнь , свободу , собственность , тайну переписки и пр./
В-третьих , имеется /и постоянно совершенствуется / механизм , позволяющий контролировать и своевременно заменять те элементы государства , которые вступают в конфликт с законом или общественным интересом, причем государство так же подвластно закону, как и отдельный гражданин .
В-четвертых ,гарантией
практического приоритета
Правда , в реальной жизни нелегко обеспечить оптимальный режим взаимодействия и противовеса этих сил . Так , например , если доминирующая/получившая на выборах поддержку большинства населения/ партия одновременно контролирует парламентское большинство и правительство , принцип разделения властей превращается в символ . А это нередко бывает в США , Англии ,Японии и других странах .
В этой ситуации принцип разделения властей строится по-иному .Функцию контрвласти тогда выполняет сильная оппозиция/ как правило , это вторая по величине партия или блок партий /, имеющая в парламенте и других органах власти значительное количество мест . В других случаях этот противовес могут составить федеральные власти .
Таким образом, понятие правового государства по существу совпадает с понятием демократического государства или государства в условиях демократического режима .
Гражданское общество . Достаточно высокая степень развития общества , отношений, складывающихся в нем между людьми , классами, политическими и общественными организациями и т.п. , характеризуется ‘’ гражданское общество ‘’. Это своего рода критерий его цивилизованности .
В определении этого понятия у авторов есть некоторые расхождения , но бесспорным является следующее. Во-первых , гражданское общество представляет собой совокупность различных отношений -от межличностных до культурных , религиозных , экологических , имеющих соответствующие структуры / общины, движения, церковь и т.п./,которые развиваются в обществе без вмешательства государства. Во-вторых , государство в гражданское общество вообще не входит , более того они в определенной мере противостоят друг другу . В -третьих , не государством обусловливается и определяется гражданское общество , а наоборот , гражданским обществом формируется тип государства , определяются формы его деятельности . Чем более развито гражданское общество , тем демократичнее государство , чем менее оно развито , тем вероятнее существование тоталитарных режимов , диктаторских форм правления в результате отсутствия сил , препятствующих тоталитаризму .
Гражданское общество в политической области составляет серьезную оппозицию государству в виде различных самодеятельных организаций людей; религиозных корпораций , политических партий , профессиональных ассоциаций и союзов , массовых движений и т.п. Эти организации активно защищают интересы своих членов , развивая тем самым противовес государству - контрвласть еще одного типа . Так , например , профсоюзы отстаивают социально-экономические интересы трудящихся , используя для этого самые разнообразные методы -от организации забастовок до формирования ‘’ своих’’ групп в законодательных органах власти .
Развитие гражданского
общества означает создание
В современных политических системах важным элементом являются политические партии -устойчивые политические организации , объединяющие людей с общими интересами и идеалами . Партии являются выразителями интересов , потребностей и целей определенных социальных групп , либо участвуют в функционировании политической власти , либо действуют на нее опосредованно. Партии оказывают также идеологическое влияние на население , формируя тем самым общественное мнение .
Начало современной партиологии , раздела политической науки , изучающего политические партии , связано с именами двух ученых ; Моисея Острогорского и Роберта Михельса . Основной труд Острогорского ‘’ Демократия и организация политических партий ‘’, увидевшей свет в 1902 г. , был первым сравнительным изучением политических партий . Работа Михельса ‘’ Политические партии . Социологическое исследование олигархических тенденций современной демократии ‘’ вышла в 1911 г. В настоящее время на Западе опубликовано значительное количество исследований , посвященных этому вопросу .
Существует множество определений политических партий , но они, как правила, называют в качестве отличительных черт стремление к власти и представительство социальных интересов . Так , например , американский политолог К.Лоусон даст следующее определение ;’’ Политическая партия -это организация индивидов , которая стремится продлить путем выборов полномочия от народа или части его для специальных представителей этой организации , чтобы осуществлять политическую власть данных правительственных учреждений , утверждая , что такая власть будет осуществляться от имени этого народа ‘’
Основные функции партий сводятся к следующим ; 1/ определение целей ; 2/ обобщение и выражение социальных интересов ; 3/ мобилизация социальных сил, в особенности избирателей, вокруг партийных кандидатов на выборах ; 4/ организация общественного мнения по вопросам , затрагивающим жизненные интересы нации ; 5/ подготовка правящей элиты и формирование правительства .
Политические партии зародились в древнейшие времена , что наглядно демонстрирует история Древней Греции и Древнего Рима . Однако история политических партий как особых , отличающихся высокой степенью организованности политических движений начинается в ХУIII и особенно в ХIХ в., с введением всеобщего избирательного права. При этом следует иметь в виду, что в прошлом , и в настоящее время многие крупные организации , имеющие все черты политических партий, то есть представляющие собой организованные группы граждан , стремящихся к реализации общих целей путем борьбы за власть , выступали и выступают под другими названиями ;’’ клумбы’’, ‘’объединения ‘’,’’ блоки’’,’’союзы’’,’’фронты’’ и др.
В политологии
принято деление истории
Помимо основных, общих для всех черт между современными политическими партиями существуют значительные различия , которые касаются их социального характера , типа организации , идеологического облика , места, занимающего в системе власти , и др.