Политология. Общий курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций

Описание работы

История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .

Файлы: 1 файл

Курс лекций по политологии.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Иная ситуация в парламентских  республиках , где президенты очень  мало влияют на реальную политику и практически  неизвестны мировой общественности. Полномочным руководителем в них является глава правительства . Такая система  в ФРГ , Италии, Израиле и  др. В парламентской системе избиратели выбирают лишь законодательную власть , т.е. парламент, который затем избирает исполнительную , формирует правительство . Обе формы республиканского правления имеют свои достоинства  и недостатки .

В нашей стране идет развитие политической системы к форме  президентской  республики , но этот процесс еще в стадии становления и тоже, испытывает влияние давно прошедших и недавних традиций . Государства различаются по способу осуществления территориальной организации и управления . Имеется две формы такой организации; унитарная и федеральная.

Унитарная система практически не представляет входящим в нее  территориям автономии , основное управление осуществляется из столицы. Территориальные подразделения /департаменты во Франции , провинции в Италии/ большей  частью существуют как дань традиции .Большинство унитарных государств имеют национальные полицейские силы и строгий контроль над местными милиционными  образованиями . Обычно здесь существует единая судебная система , работники которой назначаются национальным правительством .

Федеральная система составлена  из единиц , имеющих собственную политическую жизнь / штаты США , Бразилии , кантоны в Швейцарии / . Эти единицы не могут быть на законном основании упразднены или изменены центральной властью.

 СССР формально  относился к федеральным системам , но многие политологи считают, что реально это было унитарное государство .

 Теоретически  существует  еще и третья форма-конфедерация , настолько свободное формирование  территорий , что они могут успешно  противостоять и даже бороться  против центральной власти . Поэтому они недолговечны , либо распадаются на части , либо превращается  в федерации . Второй вариант пережили США и Швейцарии . Этот опыт  может быть учтен при формировании новой государственности в нашей стране .

Функции государства . Государственную деятельность   можно представить через систему целей или функций . У государства они  значительно  отличаются от других элементов политической системы .

Так  как в любом  социально дифференцированном обществе государство отражает эту  дифференциацию , то одной из важнейших функций является выражение социальных интересов . На протяжении тысячелетий это заключалось в обеспечении безусловного господства имущих классов над неимущими . Но с ХIХ в. начали зарождаться демократические институты / массовые партии , профсоюзы , ассоциации и т.п./ гражданского общества , и по мере  их развития  государство все более  было вынуждено  считаться с альтернативной силой .А это привело к тому, что оно стало параллельно  решать еще одно задачу -примирение социальных интересов , поиск и нахождение решений , обеспечивающих социальное согласие , консенсус общественных сил . Разумеется , сочетание этих функций -процесс сложный , противоречивый  ,однако в реальной государственной деятельности он происходит постоянно.

Еще одной функций является ведение общественных сил . В различных государствах различаются их объем и характер , механизм воздействия на те или иные сферы жизни . Так , например , для Советского государства было характерно прямое и непосредственное регулирование экономики , всех ее элементов , от цен и заработной платы всех категорий работников до плановых заданий по всей номенклатуре выпускаемой продукции .Государства с рыночной экономикой используют механизмы воздействия на нее, в частности налоговую политику . В рамках этой функции  государствами реализуются социальные программы , осуществляется строительство объектов  общенационального значения /дорог, например/, решаются проблемы экологической защиты и пр.

Реализуется также культурно-идеологическая функция , важнейшими элементами которой  является система образования и идеологическое обеспечение политики государства как внутри страны , так и в сфере международных отношений .

Любому государству , а многонациональному в особенности , присуща функция  национальной интеграции , где задействованы система  законов , институты , механизмы, способствующие поддержанию равновесия , согласия во взаимоотношениях народов , населяющих данную страну. Это одна из сложнейших функций , требующая постоянного внимания , так как вопросы национальных отношений не могут быть решены раз и навсегда , имеют свойство обостряться не только в связи с нарушением достигнутого ранее порядка , но и в результате изменения обстановки в целом в стране или даже из-за событий , происходящих за пределами данного государства.

Одной из наиболее традиционных функций является поддержание общественного  порядка , в рамках которой решаются задачи не только борьбы с уголовными элементами , но и охраны общественной нравственности , предотвращения беспорядка во время проведения политических мероприятий /митингов, демонстраций / и пр.

 Во взаимоотношениях  с другими государствами  осуществляются  две функции . Во-первых, защита  суверенитета страны , ее  независимости,  территориальной целостности , отстаивание ее экономических , территориальных и прочих интересов . В о -вторых, международное представительство, когда государство выступает выразителем интересов всего народа в международной политике, от его имени берет на себя определенные обязательства как политического, так и экономического/займы, поставки режим наибольшего или наименьшего благоприятствования и пр./, культурного характера . Иначе говоря, отстаивает права народа/как оно их понимает / в той или иной области отношений.

 Правовое государство  . Нет идеальной формы государства , но наиболее демократический его тип воплощается в правовом государстве ,  которое обладает совокупностью признаков , выражающих особенности  механизма его взаимодействия с обществом .

Во-первых , для правового  государства характерен высокий авторитет права как для государственных органов , так и для  граждан и всех общественных институтов . Этот авторитет  не рождается по чьему-либо указу. Для того чтобы он прочно утвердился , должны вызреть  традиции уважения к закону, терпимости к инакомыслию / не только политическому , но и религиозному /, уважения к праву меньшинства на существование и защиту своих  интересов и т.п. То есть необходимы стабильность и определенный уровень согласия /консенсус/ социальных сил на протяжении длительного времени.

Во-вторых , государство  представляет собой верховную власть в обществе, но эта власть не беспредельна. Она не распространяется , например , на неотчуждаемые права личности /право на жизнь , свободу , собственность , тайну переписки и пр./

В-третьих , имеется /и постоянно совершенствуется / механизм , позволяющий контролировать и своевременно  заменять те элементы государства , которые вступают в конфликт с законом или общественным интересом, причем государство так же подвластно  закону,  как и отдельный гражданин .

 В-четвертых ,гарантией  практического приоритета закона , соблюдения прав граждан выступает   разделение  властей на законодательную  , исполнительную и судебную ,  обладающие  определенной  самостоятельностью  по отношению друг к другу . Эта идея , выдвинутая Монтескье еще в середине ХУIII  в., особую актуальность .С одной стороны, разделение властей есть система противовесов  , сдерживающих друг друга , охраняющих общество от монополии на власть какого-то одного государственного института . С одной стороны , наличие  трех относительно самостоятельных институтов власти позволяет распределять  ее между различными социальными силами , делает ее более демократичной .

Правда , в реальной  жизни  нелегко обеспечить  оптимальный  режим  взаимодействия  и противовеса этих сил . Так , например , если доминирующая/получившая на выборах поддержку  большинства населения/ партия одновременно контролирует парламентское большинство и правительство , принцип разделения властей превращается в символ . А это нередко бывает в США , Англии ,Японии и других странах .

В этой  ситуации  принцип  разделения властей строится  по-иному .Функцию контрвласти  тогда выполняет  сильная оппозиция/ как правило , это вторая по величине партия или  блок партий /, имеющая в парламенте и других органах власти значительное количество мест . В других случаях этот противовес могут составить федеральные власти .

Таким образом, понятие  правового государства по существу совпадает с понятием демократического государства или государства в условиях демократического режима .

Гражданское общество . Достаточно высокая степень развития общества , отношений, складывающихся в нем  между людьми , классами, политическими  и общественными организациями  и т.п. , характеризуется ‘’ гражданское  общество ‘’. Это  своего рода критерий его цивилизованности .

В определении этого  понятия у авторов есть некоторые  расхождения , но бесспорным является следующее. Во-первых , гражданское  общество представляет собой совокупность различных отношений -от межличностных до культурных , религиозных , экологических , имеющих соответствующие структуры / общины, движения, церковь и т.п./,которые развиваются в обществе без вмешательства государства. Во-вторых , государство в гражданское общество вообще не входит , более  того они в определенной мере  противостоят друг другу . В -третьих , не государством обусловливается и определяется гражданское общество , а наоборот , гражданским обществом формируется тип государства , определяются формы его деятельности . Чем  более развито гражданское общество , тем  демократичнее  государство , чем менее  оно развито , тем вероятнее существование  тоталитарных режимов , диктаторских форм правления в результате отсутствия сил , препятствующих тоталитаризму .

Гражданское общество в политической области составляет серьезную оппозицию государству в виде различных самодеятельных организаций людей; религиозных корпораций , политических партий , профессиональных ассоциаций и союзов , массовых движений и т.п. Эти организации активно защищают интересы своих членов , развивая тем самым противовес государству - контрвласть  еще одного типа . Так , например , профсоюзы отстаивают социально-экономические  интересы трудящихся , используя  для этого самые разнообразные методы -от организации  забастовок до формирования ‘’ своих’’ групп в законодательных органах власти .

 Развитие гражданского  общества означает создание мощной  системы защиты не только имущих , не только  занятого населения  , но и неимущих , наименее организованных  и защищенных слоев населения. Государство вынуждено считаться с возникшими общественными организациями , демократизировать свои отношения со всем населением , перестраивать властные структуры. С развитием гражданского общества, следовательно , развивается демократия .

 

  1. ПАРТИИ И  ПАРТИЙНЫЕ  СИСТЕМЫ

В современных политических системах важным элементом являются политические партии -устойчивые политические организации , объединяющие людей с  общими интересами и идеалами . Партии  являются выразителями интересов , потребностей и целей определенных  социальных групп , либо участвуют в функционировании политической власти , либо действуют на нее опосредованно. Партии оказывают также идеологическое влияние на население , формируя тем самым общественное мнение .

 Начало современной партиологии , раздела политической науки , изучающего политические партии , связано с именами двух ученых ; Моисея Острогорского и Роберта Михельса . Основной  труд  Острогорского  ‘’ Демократия и организация политических партий ‘’, увидевшей свет в 1902 г. , был первым сравнительным изучением политических партий . Работа Михельса  ‘’ Политические партии . Социологическое исследование олигархических тенденций современной демократии ‘’ вышла в 1911 г. В настоящее время на Западе опубликовано значительное количество исследований , посвященных этому вопросу .

Существует множество  определений политических партий , но они, как правила, называют в качестве отличительных черт стремление к  власти и представительство социальных интересов . Так , например , американский политолог К.Лоусон даст следующее определение  ;’’ Политическая партия -это организация индивидов , которая  стремится продлить путем выборов полномочия от народа или части его для специальных  представителей этой организации , чтобы осуществлять политическую власть данных правительственных учреждений , утверждая , что такая власть будет осуществляться от имени этого  народа ‘’

Основные функции партий сводятся к следующим ; 1/  определение  целей ; 2/ обобщение и выражение  социальных интересов ; 3/  мобилизация социальных сил, в особенности избирателей,  вокруг партийных кандидатов на выборах ; 4/ организация общественного мнения  по вопросам , затрагивающим жизненные интересы нации ; 5/ подготовка  правящей элиты и формирование правительства .

 Политические партии зародились в древнейшие времена , что наглядно демонстрирует история Древней Греции и Древнего Рима . Однако история политических партий как особых , отличающихся  высокой степенью организованности политических движений начинается  в ХУIII и особенно в ХIХ в., с введением всеобщего избирательного права. При этом следует иметь в виду, что в прошлом , и в настоящее  время многие крупные организации , имеющие все черты политических партий, то есть  представляющие собой организованные группы  граждан , стремящихся  к реализации общих целей путем борьбы за власть , выступали и выступают под другими названиями ;’’ клумбы’’, ‘’объединения ‘’,’’  блоки’’,’’союзы’’,’’фронты’’ и др.

  В политологии  принято деление истории политических  партий  на три основных периода ; партии как аристократические группировки , партии как политические клумбы и современные массовые партии .

Помимо основных, общих  для всех черт между современными  политическими партиями существуют значительные различия , которые касаются их социального характера , типа организации , идеологического облика , места, занимающего в системе власти , и др.

Информация о работе Политология. Общий курс