Политология. Общий курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций

Описание работы

История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .

Файлы: 1 файл

Курс лекций по политологии.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

По направлению действий их разделяют на вертикальные и горизонтальные. К первым относят политические действия сверху, исходящие от системы и ее институтов к обществу, и политические действия снизу, осуществляемые гражданским обществом или его элементами, направленные на политическую систему. Горизонтальными являются действия, осуществляемые на одном иерархическом уровне: от одного из институтов к другим  и между отдельными элементами гражданского общества.

Политическое бездействие (иммобильность) может также выступать  в разных формах: а) выключенность  из политических отношений, вызванная низким уровнем политической культуры; б) политическая выключенность в результате разочарования в политических институтах и безразличия к их  деятельности; в) политическая апатия – форма неприятия политической системы, например, после реакционного государственного переворота; г) политический бойкот как выражение активной враждебности к политическим решениям.

 

3. Политические  решения.

 

Одним из важнейших моментов функционирования политической системы  является принятие политических решений. В любой стране, имеющей демократические  структуры, каждый гражданин периодически вынужден принимать политические решения. Они являются выражением политического интереса и существуют в двух формах. Первая форма – участие в выборах органов центральной и местной власти и референдумах. При этом решение носит индивидуальный характер и сводится одного из нескольких вариантов решения, предлагаемых политическими институтами (политическими партиями) или отказу делать этот выбор (в США более 40% граждан, имеющих право голоса, не участвуют в выборах президента).

Вторая форма –  участие в собраниях жителей района, членов одной из организаций, т.е. любой первичной социально-политической ячейке общества. В этом случае каждый индивид не только выбирает наилучшее, с его точки зрения, решение, но и участвует в его формулировании, обсуждении.

Групповые решения, в отличие от индивидуальных, принимаются властными органами (государственными или руководящими структурами общественных организаций). Эти решения называются организационными, так как представляют собой выбор определенного способа поведения как для себя (например, стратегию партии в очередной предвыборной кампании), так и для подвластных структур, народа (принятие программы, закона, регламентирующего жизнь общества). Групповые решения носят общественный характер и представляют собой целый процесс, имеющий ряд обязательных ступеней или фаз.

Исходным пунктом процесса принятия политического решения  является сигнал о неудовлетворенных  политических потребностях. Это могут  быть объективные статистические или аналитические данные о неудовлетворительном развитии экономических процессов, росте преступности, безработице, требующие принятия каких-либо специальных мер, программ или приближение сроков переизбрания властных органов. Если речь идет о новых программах, законах, указах, то их необходимость должна быть обоснована и защищена заинтересованной группой, иначе самый острый сигнал может остаться без последствий или потонуть в дебатах.

Вторая фаза принятия решения – его формулирование, то есть уточнение, оценка, оформление его в указ, закон и т.п., что происходит в форме  дискуссии.

Третья фаза – принятие решения, которое в практической деятельности государственных и других властных структур сводится к двум методам: а) компромиссу (нахождению взаимоприемлемого для разных политических группировок решения) и б) голосованию (когда принимается вариант, за который проголосовало большинство).

Четвертая фаза – реализация решения, в процессе которой большое  значение приобретает формирование одобряющего общественного мнения. Эта фаза чрезвычайно важна, так как без нее даже принятая на самом верхнем этаже власти программа остается лишь элементом дискуссии, а не решением.

 

4. Политическая  культура.

 

Понятие  «политическая  культура», с помощью которого описываются  феномены политического сознания, воздействующего  на политическое поведение граждан, а также на деятельность политических институтов, получило широкое распространение в 50-е годы XX века. Пионером  в разработке теории политической культуры в мировой науке считают американского ученого Габриэля Алмонда. В его трактовке политическая культура – это особый тип ориентации на политическое действие, отражающий особенности каждой политической системы. Выделяются три уровня эти ориентаций: 1) познавательные – знания о политической системе, ее институтах, нормах и отношениях; 2) эмоциональные – чувства, испытываемые по отношению к политической системе; 3) оценочные – суждения и мнения относительно политических объектов.

На основе этого подхода  польский политолог Е.Вятр определил  политическую культуру как совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих отношения граждан и власти. Политическая культура, таким образом, включает в себя: а) знания о политике, интерес к политическим событиям; б) оценку политических явлений, оценочные мнения о том, как должна осуществляться политическая власть; в) эмоциональную сторону политических позиций, например, любовь к родине, ненависть к врагам; г)признанные в данном обществе образцы поведения, которые определяют, как следует поступать в политической жизни.

Предпринимались попытки определения реально существующих типов политической культуры, выделенных на основе сравнительного анализа этих феноменов, существующих в разных странах. Наиболее масштабными были исследования Г.Алмонда и С.Вербы, проведенные в 60-х годах в США, Мексике, Италии, ФРГ. Путем опроса выявлялась следующая информация: 1) Какими знаниями о своей стране – ее истории, размерах, местеположении, политической системе и ее конституционных характеристиках обладает индивид? Какова   свойственная ему эмоциональная оценка этих характеристик? Каковы его обдуманные мнения и суждения о них? 2) Какими знаниями он обладает о политических структурах, ролях, элитах? Каковы его чувства и мнения по отношению к ним? 3) Что он знает о «нижнем потоке» проведения политики в жизнь (на уровне рядовых граждан)? Каковы его чувства и мнения о структурах, индивидах и решениях, относящихся к этому потоку? 4) В какой мере он осознает себя членом политической системы? Что он знает о своих правах, полномочиях, обязанностях и возможностях оказывать влияние на принимаемые решения? Какие нормы участия и поведения он признает и использует при выработке политических суждений?

Результаты исследований обобщены в книге «Культура гражданина, Политические отношения в 5 странах». В этой работе авторы, оценив полученный материал, выделили три чистых типа политической культуры:

  1. «Патриархальной политической культурой» было предложено считать политическую культуру, существующую в обществе, в котором политическая система или не сформировалась, или только формируется, Поэтому для членов этого общества   характерно полное отсутствие интереса к политической системе.

 

  1. «Подданическая политическая культура» отличается сильной ориентацией на политическую систему, результаты ее деятельности, но слабой направленностью на участие ее функционировании. Личность в рамках этой культуры признает авторитет правительства, испытывает по отношению к нему положительные или отрицательные эмоции, оценивает его как законное или незаконное, в тоже время она не стремится к участию в политической жизни.

 

  1. «Активистская политическая культура » («культура участия») характеризуется ориентацией граждан на активную роль в политической системе.

 

Сочетание, смешение этих типов политической культуры дает ее различные варианты, преобладающие в истории: патриархально-подданическая, подданическо-активистская и патриархально-активистская. Оптимальный вариант, с точки зрения Алмонда и Вербы, образует смешанный тип политической культуры, который они назвали «культурой гражданина». Это в своей основе активистская культура, интегрировавшая определенные элементы патриархальной и подданической культур. Такая политическая культура, по их мнению, характерна для политических систем США и Великобритании.

Кроме приведенной типологии  политической культуры существуют и другие, основанные на иных критериях: способах улаживания политических конфликтов, характере связей внутри политической системы и т.д. Можно отметить, что каждый политический режим – тоталитарный, авторитарный или демократический, если он существует достаточно долго, формирует присущую ему политическую культуру. Для тоталитарного режима характерно стремление к мобилизационной культуре граждан, основанной не только на страхе и подчинении власти, но и на готовности активно выполнять поставленные ею задачи. Авторитарной культуре присуще пассивное подчинение. И, наконец, демократическая культура – это культура активного участия в осуществлении власти.

Политическая культура реализуется лишь через политическое поведение, она является одним из его источников, факторов, позволяет выявить причины специфики поведения отдельных личностей или социальных групп. Это явление не совпадает полностью с политическим сознанием. Политическая культура существует и тогда, когда политическое сознание выражено очень слабо или отсутствует совсем, кстати, тоже проявление политической культуры.

Формирование и развитие политической культуры во многом зависят  от ее взаимосвязей с политической системой. Взаимосвязь эта носит сложный характер: с одной стороны, политическая система является порождением определенной политической культуры, с другой стороны: на основе одной и той же политической культуры могут возникать разные модели политических стиснем.

Политическая система  благодаря существующим нормам и  институционной структуре приобретает относительную независимость политической культуры. В случае возникновения разрыва между ними, например, в результате революций или реформ политических институтов, политическая система пытается изменить политическую культуру, препятствуя реализации одних образцов поведения и навязывая обществу другие. Однако она,                                как правило, обладает относительной устойчивостью, которая определяется механизмами политической социализации: семейного воспитания и накопления политического опыта в процессе самостоятельной трудовой деятельности.

 

5 Политическое  сознание.

 

              Политическое сознание представляет  собой очень сложный феномен,  включающий в себя всю совокупность  знаний, представлений в области  политических отношений. Настроений, стереотипов, предрассудков в этой области. Наиболее важными элементами политического сознания являются идеология. Общественное мнение, политические настроения масс.

Идеология включает в  себя все основные политические и  социальные ценности общества и через пропаганду ориентирует на них своих членов. Это наиболее систематизированная совокупность взглядов в общественном сознании. Термин ввел французский философ Дестюд Траси в начале ХIХ в. в четырехтомном труде “Элементы идеологии”. Под идеологией он понимал учение об идеях, устанавливающих твердые основы для политики, права, этики

Это понятие (и явление) заняло активное место в политической жизни, и на современном этапе  общественное мнение в большинстве случаев оценивает его негативно. Многие западные политологи связывают его с мифологизированным сознанием,  Ориентированным на утопию (отсюда требование деидеологизации государственных институтов и системы информации).

Наиболее полное отражение  идеологии получают в программных  документах политических партий, а также в трудах их идеологов. Самые значительные в ХХ в. идейно-политические доктрины изложены в IV разделе данного пособия. Для того чтобы идеологии были восприняты массовым сознанием, необходима их адаптация (упрощение, популяризация) к уровню масс. Эту роль осуществляет пропаганда – распространение знаний, в данном случае – политических. Выполнение этой задачи происходит через множества каналов движения информации, формирования настроений и мнений в обществе. Самыми значительными среди них являются средства массовой информации (газеты, телевидение, радио), искусство (кино, театр, живопись и пр.), такие публичные действия, как митинги, демонстрации.

Средства массовой информации активно используются для воздействия  на общественное сознание. Существует огромное количество приемов и методов подобного манипулирования, среди них: сокрытие части информации; интенсивная и сверхинтенсивная подача другой информации;  введение и активное использование стереотипов (империализм, враг нарда, неоколониализм и др.); комментирование факта; контекст, в котором подается факт, и т.п.

Информация всегда субъективна. Подача «голого» факта, к чему иногда призывают сторонники деидеологизации  информации, тоже необъективна, так  как огромное число потребителей информации не способны самостоятельно оценить факт, его роль в ряду других и, следовательно, объективного знания не получают. Но, разумеется, существует громадная дистанция между заведомой тенденциозностью всестороннему анализу, с учетом разных мнений. Второе предпочтительней.

 Задачей пропаганды  является формирование общественного  мнения, придание ему нужного  для инициаторов информации направления.  Пропаганда – субъективный инструмент воздействия на общественное мнение. Есть и объективные факторы его формирования. Так, оно в значительной мере определяется социальным положением. Конкретные социальные группы (классы, слои, сословия и пр.) имеют сходные политические ориентации. В марксизме как одно из фундаментальных положений рассматривается классовый характер идеологии, психологии, настроений. Но и западная политология не отрицает этого, оговаривая ряд особых моментов: а) представители ни одной социальной категории не бывают на 100% за или против чего-либо, и показатель в 60-70% часто рассматривается как достаточно высокий; б) социальных групп, имеющих сходные политические ориентации, много больше, чем классов в любой стране; в) существует немало на первый взгляд парадоксальных явлений, имеющих, конечно, свои причины. Например, в Скандинавских странах социальные классы четко однозначны в своих партийных предпочтениях: рабочие в основном ориентированы на социал-демократическую партию, а интеллигенция – на консерваторов. В европейских романоязычных государствах рабочие отдают свои голоса, как за левые, так и за правые и центристские партии. Испанские политологи отмечают, что состоятельные граждане проявляют более левые политические симпатии, чем их малоимущие соотечественники, а имеющие университетские дипломы склонны к радикальным взглядам.

На общественное мнение значительно влияют пол, возраст, этническая принадлежность, религия и даже регион проживания (Запад и Восток США, например).

В политике общественное мнение выявляется, прежде всего, методом  опросов, которые регулярно проводятся с 1824г., когда репортеры американской газеты «Гаррисберг Пенсильваниан» вышли на улицы города, чтобы опросить случайных прохожих, за кого те собираются голосовать на ближайших президентских выборах. Примеру последовали многие другие газеты. За это время методика опросов совершенствовалась. Имеются институты, компании, учреждения, специализирующиеся в этой области, в том числе и у нас в стране. Каналом изучения общественного мнения является обратная связь средств массовой информации (в том числе почта, газеты, радио). Наиболее распространенной темой опросов является определение индекса популярности президента (премьер-министра, канцлера и т.п.), а также выявление отношения населения к значительным внутри- и внешнеполитическим акциям правительства. В нашей стране опыт таких опросов крайне незначителен.

Информация о работе Политология. Общий курс