Политология. Общий курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций

Описание работы

История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .

Файлы: 1 файл

Курс лекций по политологии.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Общественное мнение, таким образом, легко фиксируется. Но оно, в свою очередь, является выражением менее четких, трудно улавливаемых массовых политических настроений, представляющих социально-политическую характеристику общества. Крайне редко бывает, чтобы весь народ или большая часть его населения были единодушны: чаще наблюдается плюрализм настроений. Полное же согласие возникает в периоды экстремальных социальных напряжений и касается отдельных, пусть даже самых важных аспектов политики: настроения патриотизма в период  отражения нападения захватчиков, ликование в моменты победы, всеобщее недовольство в кризисной ситуации и т.п. Массовые настроения играют значительную роль в жизни общества. Уверенность и оптимизм способствуют конструктивным действиям; резкое недовольство – разрушительным.

Управление общественным настроением – самый сложный  политический механизм, в котором есть малоизученные явления. Так известно, что полярные настроения (восторг - злоба) обладают способностью быстро распространяться в массовых скоплениях людей. Легче усилить возникшее настроение (от недовольства – к ненависти, истерии), чем совершить обратный процесс. Знание этого используется в целях манипулирования настроением и поведением людей, особенно, а государствах харизматического типа, и экстремистскими элементами в ситуациях социально-политической нестабильности.

 

IV. Важнейшие идейно-политические течения современности.

 

1.Либерализм.

 

Одним из самых влиятельных  в современном мире идейно-политических течений является либерализм – движение, объединяющее сторонников парламентской демократии и свободного предпринимательства. Термин «либерализм» вошел в широкое употребление в I половине XIX века, когда в ряде западноевропейских государств появились партии либералов, однако его истоки восходят к эпохе буржуазных революций XVII – XVIII вв.

Основу раннего («традиционного»  или «классического») либерализма  составляла теория естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность  и счастье. Интересы индивида, обладающего  частной собственностью, провозглашались высшей ценностью в обществе, им отдавался приоритет при решении вопроса о соотношении прав личности и прерогатив государства.

В экономической области  либералы выступали за свободу торговли и предпринимательства. Политико-экономическая концепция классического либерализма была разработана представителями классической английской политэкономии. Так, Адам Смит, поддерживающий лозунг «Не мешайте работать», выдвинутый торгово-промышленными кругами, разработал «систему естественной свободы» - концепцию, предполагающую предоставление полного простора частной инициативе, освобождение экономической деятельности из-под опеки государства.

Классический либерализм мало внимания уделял социальным проблемам, поскольку человек, не имевший собственности, рассматривался как неполноценная личность, стоящая как бы вне общества. Характерной его чертой была цельность, внутренняя взаимосвязь составных частей: философской теории – позитивизм, этико-правовой концепции – утилитаризм, экономического учения, пригладившего ради апологии капитализма выводы Адама Смита и Давида Риккардо об антагонизме классовых интересов в буржуазном обществе, и, наконец, политической программы, ограничивающей сферу деятельности государства выполнением функций защиты порядка и собственности внутри страны и охраны от агрессии извне. Отсюда вытекала знаменитая триада либеральной программы – мир, дешевое государство, реформы.

Идеологи буржуазной революции (Джон Локк и др.) внесли существенный вклад в разработку и пропаганду буржуазно-парламентского строя. Впоследствии многие из их идей, выдержанных в духе концепции «правового государства» - конституционного правления, основанного на разделении власти между исполнительными и законодательными органами, обеспечении основных политических прав граждан, включая свободу слова, печати, вероисповедания, проведения собраний и т.п. вошли в идейно-политический арсенал либерализма.

В начале XX века идеология и политика классического либерализма подверглась существенной перестройке, прежде всего о роли государства. Появились концепции «нового либерализма» или «неолиберализма», в которых вмешательство государства в экономическую жизнь с целью проведения законодательства о труде и осуществления контроля за крупными монополиями стало рассматриваться как возможное. Неолиберализм утверждал, как и прежде, что лишь механизм свободного рынка создает необходимые предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования экономических и социальных процессов, рационального распределения ресурсов и удовлетворения потребностей потребителей. Они признавали, что господство монополий, диспропорции в экономике, кризисы, инфляция деформируют механизм рыночного регулирования и могут привести к глубоким потрясениям всей системы. Поэтому необходимо постоянное вмешательство в экономику с целью поддержания благоприятных условий для капиталистических конкурентов. Практический смысл ревизии либерализма сводится к признанию социальных функций  государства.

 В социальных реформах  неолибералы исходят из того, что признают права рабочего класса и его организаций, но заявляют, что социальная политика может вестись только на основе роста производительности труда и накопления капитала. Необходимость рационализации производства и тесного сотрудничества между рабочими и предпринимателями, связанными якобы общими интересами и судьбой, - таков лейтмотив большинства неолиберальных теорий.

Сущность либерализма  выражается в программных документах национальных либеральных партий. В общих чертах она определяется стремлением к выравниванию интересов, политической и культурной свободе и справедливости. Эти партии решительно и бесповоротно стоят на конституционной почве, заботятся о благополучии народа, укреплении его духовных, нравственных и физических сил, создают социальное право, охраняя при этом личную свободу в экономической области и стремясь создать истинную трудовую и народную общность. В либеральных партиях преобладает толкование демократии как системы выравнивания общественных и личных интересов и равного права участвовать в управлении государством. В духе либерализма дается определение сущности государства как правового учреждения.

Конечная цель программы  либералов в области культуры состоит в создании «культурного государства», в котором раскроются все возможности «человеческого духа». Краеугольным камнем такого государства считается «единая школа», в которой предусматривается одновременное обучение учащихся всех конфессий, а также преподавание религии.

В экономическом разделе  их программы особо подчеркивается, что либералы твердо стоят за частную собственность и свободу предпринимательства, а обобществление средств производства считают бюрократизацией экономики. Выдвигаются требования создания крепких крестьянских хозяйств, справедливого уравнивания доходов и т.д.  Либерализм сегодня является одним из самых авторитетных идейно-политических движений, оказывающим хаметное влияние на социал-демократическое и другие общественные движения. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство европейских демократов выбирают путь постепенных реформ, основанный на либеральных методах.

 

2.Неоконсервантизм.

 

Современный неоконсервантизм, бурный подъем, которого произошел  в 70-е годы, возник как альтернатива социально-либеральной политики, создания «общества благоденствия». В вину социал-либерализму вменялись переоценка возможностей государства в экономической и социальной сферах, неоправданное вмешательство которого приводило к отрицательным последствиям.

Неоконсервантизм выступает  за ограничение вмешательства государства  в экономику, сокращение выполняемых им социальных функций. Теоретическим обоснованием неоконсервантизма как идеологии является неоклассическая экономическая теория, представленная именами Фридриха Хайека, Милтона Фридмана и др.

Эксплуатация, с точки  зрения консерваторов, представляет собой необходимый компонент любой формы собственности, основное значение в количественном анализе которой имеют степень эксплуатации и распределение прибавочного продукта.

Реализация предложенной неоконсерваторами экономической  политики позволила им создать новую модель регулирования общественных отношений. Они стремятся осмыслить изменения в трудовых отношениях, вызванные современными технологиями, которые предполагают совмещение на рабочем месте ряда профессий, интеллектуализацию труда, индивидуализацию духовного мира работников. Поэтому они выдвигают концепцию деколлективизации или индивидуализации трудовых отношений. Предлагается заключать не коллективные трудовые договоры, а индивидуальные – работника и фирмы.

Консерваторы выступают  не за ликвидацию профсоюзов, а за изменение  их функций. Они должны заниматься вопросами повышения конкурентоспособности продукции, ростом образовательного уровня работников и т.д. Политическое давление консерваторов на профсоюзы направлено на превращение работников через акционирование в совладельца собственности, что приводит его к осознанию, ради чего ему предлагают сократить потребление и увеличить накопление фирмы. Доля владельцев акций в Великобритании за 80-е годы возросла с 7 до 20%. Эта политика поощряет рост мелкого и среднего бизнеса.

Консерваторы пересмотрели идею участия работников в управлении. Идея равенства труда и капитала заменяется идеей идентичности их интересов, что, в действительности, разумеется, предполагает доминирование в обществе собственников и их ассоциаций. Изменяется цель участия в управлении. У социал-демократов это производственная демократия, что предполагает ограничение бизнеса со стороны профсоюзов.  У неоконсерваторов это повышение конкурентоспособности, процветание фирмы. Отсюда и стремление ограничить участие профсоюзов в управлении, проведение в жизнь принципа: одна фирма – один профсоюз. Надо отметить, что этот подход, наряду с идеологическими и прагматическими моментами, содержит и рациональный, так как современные профсоюзы, носящие отраслевой характер, в принципе не могут выполнять функции, связанные с повышением эффективности работы компаний, имеющих многоотраслевой характер.

Консерваторы пытаются реформировать западное общество путем  стимулирования частнопредпринимательской деятельности и конкуренции при расширении правопорядка, безопасности. С одной стороны, они выступают с требованием ограничения вмешательства в социально-экономическую сферу, с другой – ратуют за укрепление государственного авторитета в деле поддержания порядка и законности.

Государство, по мысли  консерваторов, перегружено управлением  собственностью, социальной политикой. Оно должно сократить объем этой деятельности и заниматься своими прямыми обязанностями – вопросами законности, порядка, обеспечением оптимальных условий для бизнеса при мировом разделении труда.

Специального внимания заслуживает взгляд неоконсерваторов на проблему национальных отношений в мире. Они полагают, что в условиях всемирной хозяйственной системы необходимы свободное движение капиталов, товаров, рабочей силы, конкуренции этносов, но не целых государственных единиц, а национальных фирм. Естественно, что эти процессы связаны со смещением, ассимиляцией народов, взаимодействием языковых и ценностно-культурных систем.

Для неоконсерватизма характерно культурно-философское, нравственное обоснование либерального общества. Большое значение в неоконсервативных теориях придается возрождению таких ценностей и институтов западного общества,  как  семья, школа, религия и церковь. Именно в них они видят преграду бюрократизации, тоталитарным тенденциям и гарантию прав личности.

Следует отметить, что  современный неоконсерватизм как  социально-философское, экономическое  течение представляет собой, по существу, синтез идей либерализма и даже социал-демократии.

 

3.Марксизм.

 

Марксизм как социально-экономическая  доктрина возник  в 40-е годы XIX века. Его появление связано с именами Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Первоначально они именовали свою доктрину «коммунизмом», подчеркивая тем самым суть своей теории – требование обобществления собственности. В 30-е и 40-е годы XIX столетия социалистами называли себя ученики Шарля Фурье и Анри Сен-Симона, а коммунистами – последователи Гракха  Бабефа и некоторые другие рабочие общества. В 70 - 80-е годы, когда о деятельности фурьеристских и сен-симонистских сект все забыли, Маркс и Энгельс стали называть свое учение социалистическим.

Марксизм появился в  условиях становления капиталистического общества (свободного рыночного хозяйства), на самых ранних его этапах, для которых было характерны: резкое имущественное расслоение, острые социальные противоречия и конфликты.

Основоположники марксизма  рассматривали современное им общество как эксплуататорское, несправедливое, неспособное разрешить свои  социальные противоречия в рамках существующих общественных отношений. Они опирались на некритически усвоенную гегелевскую диалектику, провозгласили неизбежность гибели существующего общественного строя и замену его новым коммунистическим, основанном на общественной собственности на средства производства и безрыночной, безтоварной экономике. Хотя необходимость замены одного строя другим выводилась Марксом и Энгельсом из объективной (по их мнению) логики экономического развития, в самом процессе смены общественного строя исключительно важная роль отводилась субъективному социально-политическому фактору. Сама эта смена, по их мнению, будет осуществлена в виде пролетарской революции. Пролетариат, или класс наемных рабочих, был объявлен ими самым революционным, сознательным классом, могильщиком капитализма и создателем коммунистического общества. Возглавить борьбу пролетариата должна была коммунистическая партия. По марксистской теории пролетариат во главе со своей партией должен был захватить политическую власть, установить свою диктатуру, экспроприировать экспроприаторов и создать  новые общественные отношения. Существующее государство Маркс и Энгельс рассматривали исключительно как буржуазную классовую диктатуру, поэтому в отношении него выдвигалась задача слома государственной буржуазной машины.

Информация о работе Политология. Общий курс