Политология. Общий курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций

Описание работы

История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .

Файлы: 1 файл

Курс лекций по политологии.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Идейная направленность движений чрезвычайно разнообразна . В них представлена вся идейная  палитра : социалистические , анархистские , экологические и другие идеи . Они характеризуются также пестрой социальной базой , разнообразием участвующих в них социальных групп. Наиболее влиятельными массовыми общественными движениями  являются :движение сторонников мира , движение за гражданские права , движение в поддержку стран ‘’ третьего мира‘’ , движение зеленых , феминистское движение и др.

Последние  десятилетия  мирового развития показали необычайный  рост численности и повышение  активности массовых общественных движений во всем мире . Это обусловлено осознанием широкими  народными массами необходимости неотложного решения и многих глобальных проблем . Эти движения стали фактором активного  противодействия политике агрессии и войн ,хищническому отношению к природе , нарушению прав человека . Выступления сторонников мира , защитников природы, борьба за права человека , представителей  национальных меньшинств были и раньше. Сегодня эти движения приобрели качественно новый характер . Они отличаются не только новыми требованиями , но и иным уровнем масштабности и активности . Они стали  в полном смысле международными , играя все более важную роль в мировой политике .

 

  1. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ .

   ПРАВА И СВОБОДЫ  ЛИЧНОСТИ 

      Одним  из основных субъектов политики  является личность . Субъектность  личности в политике связана с ее способностью участвовать  в политической жизни в соответствии  со своими интересами , а также вызывать определенные изменения в политических отношениях .

Буржуазно-демократические  революции в Западной Европе  впервые в истории  социально-политической мысли поставили вопрос об отделении индивида от государства , провозгласив политическое равенство всех граждан , разработав концепцию прав и свобод личности как высшей ценности .

В вопросе об участии  личности в определении политики  ныне формировалось два подхода :элитарный  и партиципаторный / или демократия участия /. Сторонники первой концепции утверждают , что широкое  участие масс в политической жизни противоречит естественному  разделению труда в обществе , что снижает эффективность управления .Массы могут только контролировать политиков , партии , бюрократию посредством выборов . Управлять государством должны только профессиональные политики -элита.

В отличие от  элитарных  партиципаторные концепции провозглашают необходимость активного участия широких масс не только  в выборах своих представителей , но и в самом политическом процессе : от подготовки и принятия решений до проведения  их в жизнь . Эти концепции характерны для многих социал-демократических и либеральных партий Запада.

В марксизме политическая субъективность рассматривается как  результат и отражение  определенного  уровня самосознания и самоорганизации  больших общественных групп , уровня их интеграции , расклада политических сил между различными классами , слоями , группами , нациями  и т.д. Отсюда ясно, что значение личности политика зависит от его способности представлять интересы класса , слоя, нации и т.д., заинтересованных в его деятельности . Классовый подход в конечном счете ограничивает влияние личности политика интересами того класса , который он представляет . Следовательно , субъектность личности  политика получает вторичный характер по отношению  к  субъектности  больших общественных групп , прежде всего классов. Каждая из отмеченных  выше теорий имеет сильные и слабые стороны. Реальная политическая жизнь в демократических государствах развертывается между этими полюсами .

 Мировая политическая  практика убедительно доказала , что там ,где пренебрегли   такими общечеловеческими принципами  , как свобода личности , приоритет прав человека над правами государства , парламентская демократия , разделение властей , уважение частной собственности и т.д. ,  политическое устройство государства получило такие негативные явления,  как чрезмерный рост аппарата власти , бюрократизация , идеологизация и политизация общества , установление тотального  партийно-государственного контроля над обществом и личностью . Именно такое  тоталитарное общество было создано в большинстве социалистических стран , в том числе и в СССР , где личность полностью подчинялась государству , где была утрачена индивидуальная свобода , попраны права человека .

Превращение человека в  подлинного субъекта политики  и  общественной жизни в целом возможно  только при условии реализации основных его прав и свобод . Их понимание сейчас восходит к идеям естественного права , которые возникли еще в древности .

Особенно значителен вклад Аристотеля в становление  концепции естественных прав человека . Он выступал убежденным защитником прав индивида , частной собственности и семьи. Каждой форме государства , отмечал он , соответствует свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или иного круга лиц совокупностью гражданских прав . Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видел в отсутствии равенства . Политическое  право  он  делил на естественное / право по природе / и  условное / или волеустановленное / , по соглашению или произволу .

В эпоху средневековья  господствующим стало понимание  прав  личности как привилегий , дарованных  определенным сословиям то ли богом , то ли монаршей милостью, что , по сути , означало отказ от идеи  равенства от рождения  естественных прав всех людей . Лишь в ХУII в. начинается либеральное переосмысливание и развитие концепции   естественного права . Так, голландский правовед Гуго  Гроций в своем труде  ‘’О праве войны и мира . Три книги , в которых объясняются  естественное право народов , а также принципы публичного права ‘’ заложил основы буржуазной науки о государстве и правах человека . По его мнению , право коренится в стремлении индивида к спокойному и направляемому разумом общению к себе подобными , стремлении, которое внутренне свойственно каждому отдельному человеку . Отличающая индивидов как разумных существ тяга к общению является основанием , источником права . Прародительница человеческого права , по Гроцию ,-‘’ сама природа человека ‘’ и потому все произвольные от естественного права образования должны соответствовать его началам .

Огромное влияние  на дальнейшее развитие идеи о правах человека , их гуманизации  оказало учение французского просветителя Монтескье о разделении властей на законодательную , исполнительную и судебную . В  этом он видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью . Он подчеркивал , что политическая свобода способствует развитию экономики , промышленности и торговли . Монтескье отстаивал идеи свободы слова , печати , совести и др. Гуманизм присущ его рассуждениям о мире как первом естественном законе человека , его призывам отказаться от насилия и порабощения одних народов другими .

Права человека и связанные  с ними проблемы демократической  организации государственной власти  являются основными в политической доктрине американца  Томаса Джефферсона . Противопоставляя права личности правам правительства , он высказывает идею о таком ограничении функций государственной власти , которое уменьшило бы опасность возникновения произвола последней по отношению к личности . Серьезной критике подверг он Конституцию США 1787 г. за отсутствие в ней билля о правах человека . По его инициативе были приняты десять дополнений   к тексту  Конституции , которые вступили в силу в 1791 г.,  провозгласив многие демократические  права и свободы .В современной политической мысли наибольший интерес представляют  естественноисторический и юридически-позитивистский  подходы . Первый признает права человека как присущие ему от рождения , и государство в таком случае может лишь либо уважать и гарантировать их , либо нарушать и подавлять . Фундаментальные права личности имеют высший ценностный статус , они носят общечеловеческий характер , поэтому не могут зависеть от общественного строя , его классовой структуры. Юридический позитивизм источником и гарантом прав личности  считает государство. Права личности не выделяются из общей системы  права и не имеют верховенства по отношению к правам государства , поэтому права граждан изменяются в зависимости от проводимой им политики . Марксизм , как известно , стоит именно на таких позициях. Права и свободы личности он подчиняет государственной целесообразности . При этом всемерно выпячиваются классовая детерминация прав  человека /право-возведенная в закон воля господствующего класса /. Отсюда вытекает отрицание общечеловеческой природы права . Понимание человека как совокупности всех общественных отношений делало постановку вопроса о правах личности излишней , хотя в конституциях бывших /и настоящих / соцстран были соответствующие статьи о правах , свободах и обязанностях граждан , но они носили явно  декларативный характер , не понимались как неотъемлемые , основополагаюшие , первичные нормы жизнедеятельности  людей . Сегодня в мировой политической мысли преобладает естественноисторическое понимание прав человека .

 В соответствии  со сферами реализации права и свободы  подразделяются  на личные / гражданские /, политические и социально-экономические . Личные права- это естественные , основополагающие , неотъемлемые права человека . Они производны   от естественного права на жизнь и свободу , которым от рождения обладает человек , и призваны гарантировать индивидуальную  свободу , защищать человека от произвола со стороны государства и других людей . К гражданским правам обычно относят неприкосновенность личности , право на справедливый суд , предполагающий защиту обвиняемого ; неприкосновенность  жилища ; тайну переписки и телефонных разговоров ; свободу выбора места жительства и передвижений , в том числе право покидать любое государство , включая свое собственное , и возвращаться в свою страну . Особое место  среди гражданских прав занимает право на частную собственность и частное предпринимательство . Это право , как известно , в нашей стране отрицалось почти 74 года. А без этого первейшего , основополагающего права не могло функционировать гражданское общество , отсутствовала индивидуальная свобода . Разумеется , и мировой опыт свидетельствует об этом , права частной собственности должны быть ограничены . Например, в законодательстве Германии , Италии , Франции и других демократических государств установлены  допустимые пределы частной собственности , говорится об ее использовании в интересах государства . Но подобные ограничения не означают отрицания фундаментального характера права частной собственности . Парижская хартия для новой Европы еще раз подтвердила это . Для нашей страны практическое осуществление данного права имеет ключевое значение для выхода из кризиса

Вторая группа  прав человека - это политические права . Они дают гражданам возможность  принимать активное участие в  общественной жизни и управлении государством . К ним относятся  избирательные права , свобода союзов и ассоциации , демонстраций  и   собраний , свобода слова , выражения мнений , в том числе свобода печати , радио , телевидения , свобода совести и др. Реальное осуществление политических прав возможно лишь тогда , когда их представление носит преимущественно регистрационный характер , т.е  когда их  использование нуждается не в предварительном разрешении  со стороны властей , а лишь в уведомлении соответствующих органов и в учете их предписаний по обеспечению законности и общественного порядка . В нашей стране длительное время господствовал разрешительный подход к их реализации , который , по существу , сводил на  нет политические права и свободы , допускал произвол в их истолковании .

   И , наконец  , социально - экономические права  граждан . Кстати , они сформулированы  только в ХХ столетии под  влиянием рабочего движения , других  политических сил. Они были  включены в 1948  г. во Всеобщую  декларацию прав человека . Важнейшие из них - право на труд , свободный выбор работы , социальное обеспечение ,  отдых , образование , достойный жизненный уровень и др.

Социально - экономические  права обычно подразделяются на три  группы .

1 .Права на коллективные  действия по защите своих интересов : право на забастовку , объединение в профсоюзы ,заключение коллективных договоров , участие в управлении предприятием и др .

2 .Индивидуально - трудовые  права :  право  на труд  и его справедливую оплату ,, на  свободный выбор работы , обоснованность мотива увольнения , защиту от безработицы , отдых и др.

  1. Права в социальной области : право на социальное обеспечение , жилище, медицинское обслуживание , образование , информацию , доступ к культурным ценностям и др.

В рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе /СБСЕ / в последние годы активно разрабатывается каталог прав человека , который детализирует и существенно дополняет  рассмотренные выше основные права личности .

Права человека становятся реальностью лишь в том случае , если они неразрывно  связаны с обязанностями людей . Лишь после второй мировой войны в конституциях западных государств наряду с правами человека зафиксированы и обязанности :  соблюдать законы , уплачивать налоги , подчиняться полицейским предписаниям и др. В некоторых странах к числу важнейших обязанностей граждан относятся участие в голосовании на выборах в органы государственной власти и воинская  повинность . В конституциях Гватемалы, Италии , Эквадора, Японии , например , говорится об обязанности трудиться ,- Италии - воспитывать детей , Уругвая -заботиться о своем здоровье и своевременно  прибегать к лечебной помощи . Однако ответственность за невыполнение такого рода обязанностей обычно не предусматривается .

Вопрос об ответственности  за нарушение прав человека , а также его обязанностей имеет  важнейшее значение для их практической реализации. Без определения конкретной ответственности должностных лиц , органов власти и отдельных граждан в этой области права человека превращаются не более чем в красивую декларацию . Для того чтобы они стали реальностью , необходим целый комплекс социальных гарантий . Наиболее общими из них являются основанная на плюрализме форм собственности рыночная экономика и демократическое устройство политической системы . Рыночная экономика , как показала практика предотвращает тоталитарную концентрацию власти , ограничивает всевластие государства , выступает фундаментом гражданского общества  и индивидуальной свободы. Непосредственным же гарантом прав человека является демократия , предусматривающая выборность руководящих органов , политический плюрализм , разделение властей и целый комплекс других средств , необходимых для практического осуществления прав и свобод личности .

Информация о работе Политология. Общий курс