Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций
История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .
Идейная направленность движений чрезвычайно разнообразна . В них представлена вся идейная палитра : социалистические , анархистские , экологические и другие идеи . Они характеризуются также пестрой социальной базой , разнообразием участвующих в них социальных групп. Наиболее влиятельными массовыми общественными движениями являются :движение сторонников мира , движение за гражданские права , движение в поддержку стран ‘’ третьего мира‘’ , движение зеленых , феминистское движение и др.
Последние десятилетия мирового развития показали необычайный рост численности и повышение активности массовых общественных движений во всем мире . Это обусловлено осознанием широкими народными массами необходимости неотложного решения и многих глобальных проблем . Эти движения стали фактором активного противодействия политике агрессии и войн ,хищническому отношению к природе , нарушению прав человека . Выступления сторонников мира , защитников природы, борьба за права человека , представителей национальных меньшинств были и раньше. Сегодня эти движения приобрели качественно новый характер . Они отличаются не только новыми требованиями , но и иным уровнем масштабности и активности . Они стали в полном смысле международными , играя все более важную роль в мировой политике .
ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
Одним
из основных субъектов
Буржуазно-демократические революции в Западной Европе впервые в истории социально-политической мысли поставили вопрос об отделении индивида от государства , провозгласив политическое равенство всех граждан , разработав концепцию прав и свобод личности как высшей ценности .
В вопросе об участии личности в определении политики ныне формировалось два подхода :элитарный и партиципаторный / или демократия участия /. Сторонники первой концепции утверждают , что широкое участие масс в политической жизни противоречит естественному разделению труда в обществе , что снижает эффективность управления .Массы могут только контролировать политиков , партии , бюрократию посредством выборов . Управлять государством должны только профессиональные политики -элита.
В отличие от элитарных
партиципаторные концепции
В марксизме политическая субъективность рассматривается как результат и отражение определенного уровня самосознания и самоорганизации больших общественных групп , уровня их интеграции , расклада политических сил между различными классами , слоями , группами , нациями и т.д. Отсюда ясно, что значение личности политика зависит от его способности представлять интересы класса , слоя, нации и т.д., заинтересованных в его деятельности . Классовый подход в конечном счете ограничивает влияние личности политика интересами того класса , который он представляет . Следовательно , субъектность личности политика получает вторичный характер по отношению к субъектности больших общественных групп , прежде всего классов. Каждая из отмеченных выше теорий имеет сильные и слабые стороны. Реальная политическая жизнь в демократических государствах развертывается между этими полюсами .
Мировая политическая
практика убедительно доказала ,
что там ,где пренебрегли
такими общечеловеческими
Превращение человека в подлинного субъекта политики и общественной жизни в целом возможно только при условии реализации основных его прав и свобод . Их понимание сейчас восходит к идеям естественного права , которые возникли еще в древности .
Особенно значителен вклад Аристотеля в становление концепции естественных прав человека . Он выступал убежденным защитником прав индивида , частной собственности и семьи. Каждой форме государства , отмечал он , соответствует свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или иного круга лиц совокупностью гражданских прав . Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видел в отсутствии равенства . Политическое право он делил на естественное / право по природе / и условное / или волеустановленное / , по соглашению или произволу .
В эпоху средневековья господствующим стало понимание прав личности как привилегий , дарованных определенным сословиям то ли богом , то ли монаршей милостью, что , по сути , означало отказ от идеи равенства от рождения естественных прав всех людей . Лишь в ХУII в. начинается либеральное переосмысливание и развитие концепции естественного права . Так, голландский правовед Гуго Гроций в своем труде ‘’О праве войны и мира . Три книги , в которых объясняются естественное право народов , а также принципы публичного права ‘’ заложил основы буржуазной науки о государстве и правах человека . По его мнению , право коренится в стремлении индивида к спокойному и направляемому разумом общению к себе подобными , стремлении, которое внутренне свойственно каждому отдельному человеку . Отличающая индивидов как разумных существ тяга к общению является основанием , источником права . Прародительница человеческого права , по Гроцию ,-‘’ сама природа человека ‘’ и потому все произвольные от естественного права образования должны соответствовать его началам .
Огромное влияние на дальнейшее развитие идеи о правах человека , их гуманизации оказало учение французского просветителя Монтескье о разделении властей на законодательную , исполнительную и судебную . В этом он видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью . Он подчеркивал , что политическая свобода способствует развитию экономики , промышленности и торговли . Монтескье отстаивал идеи свободы слова , печати , совести и др. Гуманизм присущ его рассуждениям о мире как первом естественном законе человека , его призывам отказаться от насилия и порабощения одних народов другими .
Права человека и связанные
с ними проблемы демократической
организации государственной
В соответствии со сферами реализации права и свободы подразделяются на личные / гражданские /, политические и социально-экономические . Личные права- это естественные , основополагающие , неотъемлемые права человека . Они производны от естественного права на жизнь и свободу , которым от рождения обладает человек , и призваны гарантировать индивидуальную свободу , защищать человека от произвола со стороны государства и других людей . К гражданским правам обычно относят неприкосновенность личности , право на справедливый суд , предполагающий защиту обвиняемого ; неприкосновенность жилища ; тайну переписки и телефонных разговоров ; свободу выбора места жительства и передвижений , в том числе право покидать любое государство , включая свое собственное , и возвращаться в свою страну . Особое место среди гражданских прав занимает право на частную собственность и частное предпринимательство . Это право , как известно , в нашей стране отрицалось почти 74 года. А без этого первейшего , основополагающего права не могло функционировать гражданское общество , отсутствовала индивидуальная свобода . Разумеется , и мировой опыт свидетельствует об этом , права частной собственности должны быть ограничены . Например, в законодательстве Германии , Италии , Франции и других демократических государств установлены допустимые пределы частной собственности , говорится об ее использовании в интересах государства . Но подобные ограничения не означают отрицания фундаментального характера права частной собственности . Парижская хартия для новой Европы еще раз подтвердила это . Для нашей страны практическое осуществление данного права имеет ключевое значение для выхода из кризиса
Вторая группа прав человека - это политические права . Они дают гражданам возможность принимать активное участие в общественной жизни и управлении государством . К ним относятся избирательные права , свобода союзов и ассоциации , демонстраций и собраний , свобода слова , выражения мнений , в том числе свобода печати , радио , телевидения , свобода совести и др. Реальное осуществление политических прав возможно лишь тогда , когда их представление носит преимущественно регистрационный характер , т.е когда их использование нуждается не в предварительном разрешении со стороны властей , а лишь в уведомлении соответствующих органов и в учете их предписаний по обеспечению законности и общественного порядка . В нашей стране длительное время господствовал разрешительный подход к их реализации , который , по существу , сводил на нет политические права и свободы , допускал произвол в их истолковании .
И , наконец , социально - экономические права граждан . Кстати , они сформулированы только в ХХ столетии под влиянием рабочего движения , других политических сил. Они были включены в 1948 г. во Всеобщую декларацию прав человека . Важнейшие из них - право на труд , свободный выбор работы , социальное обеспечение , отдых , образование , достойный жизненный уровень и др.
Социально - экономические права обычно подразделяются на три группы .
1 .Права на коллективные действия по защите своих интересов : право на забастовку , объединение в профсоюзы ,заключение коллективных договоров , участие в управлении предприятием и др .
2 .Индивидуально - трудовые права : право на труд и его справедливую оплату ,, на свободный выбор работы , обоснованность мотива увольнения , защиту от безработицы , отдых и др.
В рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе /СБСЕ / в последние годы активно разрабатывается каталог прав человека , который детализирует и существенно дополняет рассмотренные выше основные права личности .
Права человека становятся реальностью лишь в том случае , если они неразрывно связаны с обязанностями людей . Лишь после второй мировой войны в конституциях западных государств наряду с правами человека зафиксированы и обязанности : соблюдать законы , уплачивать налоги , подчиняться полицейским предписаниям и др. В некоторых странах к числу важнейших обязанностей граждан относятся участие в голосовании на выборах в органы государственной власти и воинская повинность . В конституциях Гватемалы, Италии , Эквадора, Японии , например , говорится об обязанности трудиться ,- Италии - воспитывать детей , Уругвая -заботиться о своем здоровье и своевременно прибегать к лечебной помощи . Однако ответственность за невыполнение такого рода обязанностей обычно не предусматривается .
Вопрос об ответственности за нарушение прав человека , а также его обязанностей имеет важнейшее значение для их практической реализации. Без определения конкретной ответственности должностных лиц , органов власти и отдельных граждан в этой области права человека превращаются не более чем в красивую декларацию . Для того чтобы они стали реальностью , необходим целый комплекс социальных гарантий . Наиболее общими из них являются основанная на плюрализме форм собственности рыночная экономика и демократическое устройство политической системы . Рыночная экономика , как показала практика предотвращает тоталитарную концентрацию власти , ограничивает всевластие государства , выступает фундаментом гражданского общества и индивидуальной свободы. Непосредственным же гарантом прав человека является демократия , предусматривающая выборность руководящих органов , политический плюрализм , разделение властей и целый комплекс других средств , необходимых для практического осуществления прав и свобод личности .