Политология. Общий курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций

Описание работы

История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .

Файлы: 1 файл

Курс лекций по политологии.doc

— 413.00 Кб (Скачать файл)

Целями ООН являются: поддержание международного мира и  безопасности; Становление дружественных отношений между нациями; развитие международного экономического, социального, культурного и социального сотрудничества; согласование действий государств в достижении этих целей (ст. 1 Устава).

Для достижения указанных  целей ООН и государства-члены  действуют в соответствии со следующими принципами: суверенного равенства всех государств-членов; добровольного выполнения всех принятых на себя обязательств; разрешения международных споров мирными средствами; воздержание от угрозы силы или ее применения; обязательного участия в действиях ООН; невмешательства во внутренние   дела государств-членов (ст. 2 Устава).

Членами ООН являются суверенные государства, участвовавшие  в ее организации и принятые в  ее члены позднее. В настоящее  время в состав ООН входит около 160 стран.

Главными органами ООН  являются Генеральная Ассамблея, Совет  Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. В его структуру включаются различные специализированные комитеты и комиссии. Местопребывание штаб-квартиры ООН – Нью-Йорк.

 В настоящее время  существует 14 специализированных учреждений ООН. Соответственно сферам деятельности они подразделяются на три основные группы:

  1. Специализированные учреждения экономического характера: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международный валютный фонд (МВФ), Международная ассоциация развития (МАР), Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций (ФАО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская консультативная организация (ИМКО), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО).
  2. Специализированные учреждения социального характера: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
  3. Учреждения культурно-гуманитарного характера: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

Данные учреждения носят  характер межправительственных организаций, т.е. обладают рядом специфических особенностей. Прежде всего, в их деятельности участвуют официально назначенные правительствами представители и делегации государств-членов. Они занимаются обсуждением и согласованием  усилий государств по содействию решению многообразных проблем политического, экономического, социального и культурного характера, которые внутри государств находятся в ведении соответствующих правительственных учреждений и ведомств.

Наряду с межправительственными  организациями существуют еще и неправительственные. Это международные объединения национальных  групп, союзов и частных лиц, созданные в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, научно-технической, гуманитарной и иных областях человеческой деятельности. Процесс их возникновения также интенсифицировался после второй мировой войны. Международные неправительственные организации поддерживают тесный контакт с межправительственными.

Важное значение имеет  деятельность таких признанных международных неправительственных организаций как Всемирный Совет мира (ВСМ) – высший орган Всемирного движения сторонников мира – наиболее массового из всех антивоенных движений; Всемирная федерация профсоюзов (ВФП)  - крупнейшее международное объединение профсоюзов; Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ) – массовая международная, объединяющая женщин независимо от расы, национальности, религиозных и политических взглядов; Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ) – международное объединение демократических молодежных организаций.

В настоящее время  существует свыше 3 тыс. международных  неправительственных организаций, Их роль и значение в современном  мире постоянно возрастают. Многие акции этих организаций оказываю влияние, как на принятие международных документов, так и на внутригосударственные решения.

Наряду с системой организаций ООН существуют и  другие межгосударственные  и межправительственные объединения. К числу наиболее влиятельных  из них относится Организация Североатлантического договора (НАТО) и Европейский Совет.

НАТО был организован  в 1949году на основе договора между США, Великобританией, Францией, Италией, Канадой, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Португалией, Норвегией, Данией и Исландией. В 1952 году к пакту присоединились Греция и Турция, в 1955 – ФРГ, в 1982 – Испания.

Североатлантический союз был создан для обеспечения коллективной обороны, сохранения мира и безопасности. Оценки деятельности данного союза, как и существовавшего до недавнего времени Варшавского договора (ОВД), давались разные. Так, первый традиционно характеризовался нашей пропагандой как агрессивный, а второй – как оплот мира. Однако это не помешало странам ОВД ввести войска в Венгрию и в Чехословакию для подавления демократических движений, а также создать мощный военный потенциал, значительно превосходящий необходимый уровень. Интенсивный рост военной мощи осуществлялся и в рамках НАТО. Конструктивная внешняя политика СССР и США, а также ликвидация ОВД изменили характер деятельности НАТО и его роль.

Европейский союз – консультативная  политическая организация, объединяющая 21 государство Западной Европы. В  работе ряда его вспомогательных  органов принимают участие Финляндия и Ватикан; статус наблюдателя имеет Израиль. Создан совет в 1949году в целях содействия интеграционным процессам в регионе. Около ста различного рода конвенций и соглашений было заключено в ходе работы совета.

Процесс образования  новых международных организаций  продолжается и на современном этапе развития мирового общества. Так, на базе распавшегося Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) формируется новая организация – Восточно-европейское сотрудничество и торговля (ВЕСТ). Целью данной организации является создание единого экономического пространства для бывших социалистических стран – членов СЭВ. Учредителями ВЕСТа стали предприниматели России, Болгарии, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Украины, Казахстана.

Подобную судьбу испытал  и СССР. Тенденция распада СССР началась с выхода из него республик  Прибалтики, а путч в августе 1991 года это процесс сделал необратимым. 8 декабря 1991 года в Минске была образована новая международная организация на базе бывших республик Союза – Содружество независимых государств. Уже 21 декабря в его составе было 11 государств – Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Азербайджан, Узбекистан, Молдова, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан.

Как свидетельствуют  данные факты, тенденция образования  международных организаций развивается, что делает отношения между государствами мира боле широкими и разносторонними.

 

2. Международная  деятельность в защиту прав  человека

 

Проблемы прав человека и гуманитарного сотрудничества в отношениях между Востоком и Западом носили до последнего времени острый, конфронтационный характер. На протяжении 40 лет в этой области отсутствовал сколько – либо значительный прогресс. Однако в последние 2-3 года наметился принципиально новый подход к решению международных гуманистических проблем. Причиной и одновременно следствием укрепления и расширения сотрудничества в области прав человека являются глобальные изменения, переживаемые государствами Восточной Европы и бывшего Союза. Но прежде чем проблема прав и свобод человека была признана приоритетной в сфере международных отношений, потребовалось пройти сложны, противоречивый, не лишенный драматизма путь.

Сорокалетний временной  отрезок, в рамках которого проблема прав человека, то обострялось и  грозила вылиться  в открытую конфронтацию, то стабилизировалась  и становилась предметом переговоров и компромиссов, отмечен тремя яркими событиями, имеющими глобальное значение: провозглашение Всеобщей декларации прав человека1948год, подписание Заключительного акта Хельсинского совещания 1975год, и принятие в 1989 году Венского итогового  документа странами – участницами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Каждый из этих документов являлся логическим продолжением предшествующих и одновременно поднимал на качественно новый уровень рассмотрения проблемы прав человека.

Процесс интернационализации  прав человек развернулся с особой силой после второй мировой войны: они перестали быть прерогативой лишь внутренний политики государств. Этому в значительной мере способствовала общая победа над фашизмом, который принес беды и страдания всему человечеству.

После войны в области человека было подписано большое количество международно-правовых документов как универсального, так и регионального характера. В преамбуле Устава ООН обеспечения прав человека названо одним из важнейших задач международного сообщества.

Особую группу составляют подписанные в рамках ООН документы, которые принято называть хартией прав человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г., а также факультативный протокол к последнему.

Во Всеобщей декларации прав человека нашли отражение краеугольные принципы, на которых базируется правовое, цивилизованное государство. Провозглашение Декларации «в качестве задачи, к выполнению который должны стремиться все народы и все государства », стало поворотным моментом в истории международных отношений. Впервые было заявлено, что политические, гражданские, трудовые, социальные, культурные и другие права человека – это не дар государства и  политической партии, не милость правителя, лидера, а суверенный, от рождения данный атрибут каждого человека, независимо от расы, пола, языка, религии, политических убеждений, социального происхождения, имущественного и сословного происхождения.

Всеобщая декларация, как известно, не является юридическим, обязательным для исполнения документом и, как показала практика, она неоднократно нарушалась и на Востоке, так и на Западе. Тем не менее, миллионы людей во всем мире увидели в нем цели и идеалы, за которые необходимо бороться.

СССР, как и другие государства – члены ООН, признала необходимость соблюдения основных прав человека, однако между Востоком и Западом существовали серьезным  разногласия в их понимании. Западные политологи подразделяют права человека на индивидуальные и коллективное (социальные). Вторую группу прав они считают «неклассической», ставят саму возможность их реализации в зависимость от социально – экономических возможностей той или иной общественной системы. К таким правам они относят ,в частности, право на труд, жилье, бесплатное здравоохранение и т.д. Индивидуальные (гражданские) права возводятся ими в ранг фундаментальных и абсолютных, внутренне присущих каждой личности с момента рождения и подлежащих безусловному обеспечению.

СССР, страны Восточной Европы в дискуссии с Западом акцентировали внимание на приоритете социальных прав человека (право на труд и на адекватный уровень жизни для всех), в то время как западные государства считали и считают основополагающими правами гражданские свободы, свободу информации и передвижения и т.д., которые в комплексе делают их общество открытым.

В данном случае мы имеем  дело с двумя различными подходами  к тезису о правах человека:

  1. первичность свободы в странах западной демократии,
  2. первичность социального равенства в государствах восточного блока.

Большое различие существовало и в механизмах реализации прав человека. В советском обществе лучшим способом их соблюдения считалось выполнение обязанностей общества и государства по отношению к личности. Запад же гарантией свободы считает ограничение власти государства по отношению к личности. Другое принципиальное расхождение в том, что западные юристы считают личность, субъектом международного права, утверждая, что ее права основываются на международно-правовых нормах. Советские юристы подчеркивают, что индивид не является субъектом международного права, так как международные договоры регулирую отношения только между государствами, а отношения между государством и индивидом регламентируются национальным законодательством.

Различия в трактовке  основных прав человека долгие годы были камнем преткновения в отношениях между Западом и Востоком. СССР обвинил США в расизме, высоком уровне безработицы, отсутствие социально – экономических гарантий для трудящихся, западные страны в свою очередь выдвигали обвинения в нарушении фундаментальных прав человека: на свободное передвижение, на информацию, на свободу вероисповедания и т.д.

С конца 60-х годов набирает силу правозащитное движение в различных  странах. В США борьбу за гражданские права национальных меньшинств возглавил священник Мартин Лютер Кинг, в СССР – диссиденты А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. В 60-70-е годы заметнее стала деятельность неправительственных правозащитных организаций, которые предавали гласности скрываемую в различных странах информацию о нарушениях прав человека.

Особую известность  в 70-80-е годы получило независимое  мировое движение Эмнисти Интернешнл (Международная Амнистия), началом которому послужила газетная статья английского адвоката Питера Бененсона. В этой публикации он обратился с призывом к людям во всем мире начать беспристрастную компанию за освобождение узников совести. В первый месяц на этот призыв откликнулись более тысячи человек со всех концов земли, предлагая практическую помощь: сбор информации о нарушениях прав человека, написание писем и обращений в защиту узников совести и т.д.

Деятельность Международной  Амнистии основана на принципах всеобщей декларации прав человека. Эта организация имеет официальные контакты с ООН, ЮНЕСКО, ЕЭС, ОАГ и др. в настоящее время она насчитывает около 800 тысяч активных членов, подписчиков и сочувствующих ее деятельности более чем из 150 стран. Среди них – люди самых разных профессий, представители всех слоев общества, отражающие самые разные политические, мировоззренческие взгляды. Вместе с тем Международная Амнистия не является в полном смысле политической организацией. Ее деятельность сосредоточена на следующих направлениях:

Информация о работе Политология. Общий курс