Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:32, курс лекций
История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .
Целями ООН являются: поддержание международного мира и безопасности; Становление дружественных отношений между нациями; развитие международного экономического, социального, культурного и социального сотрудничества; согласование действий государств в достижении этих целей (ст. 1 Устава).
Для достижения указанных целей ООН и государства-члены действуют в соответствии со следующими принципами: суверенного равенства всех государств-членов; добровольного выполнения всех принятых на себя обязательств; разрешения международных споров мирными средствами; воздержание от угрозы силы или ее применения; обязательного участия в действиях ООН; невмешательства во внутренние дела государств-членов (ст. 2 Устава).
Членами ООН являются суверенные государства, участвовавшие в ее организации и принятые в ее члены позднее. В настоящее время в состав ООН входит около 160 стран.
Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. В его структуру включаются различные специализированные комитеты и комиссии. Местопребывание штаб-квартиры ООН – Нью-Йорк.
В настоящее время существует 14 специализированных учреждений ООН. Соответственно сферам деятельности они подразделяются на три основные группы:
Данные учреждения носят характер межправительственных организаций, т.е. обладают рядом специфических особенностей. Прежде всего, в их деятельности участвуют официально назначенные правительствами представители и делегации государств-членов. Они занимаются обсуждением и согласованием усилий государств по содействию решению многообразных проблем политического, экономического, социального и культурного характера, которые внутри государств находятся в ведении соответствующих правительственных учреждений и ведомств.
Наряду с
Важное значение имеет деятельность таких признанных международных неправительственных организаций как Всемирный Совет мира (ВСМ) – высший орган Всемирного движения сторонников мира – наиболее массового из всех антивоенных движений; Всемирная федерация профсоюзов (ВФП) - крупнейшее международное объединение профсоюзов; Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ) – массовая международная, объединяющая женщин независимо от расы, национальности, религиозных и политических взглядов; Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ) – международное объединение демократических молодежных организаций.
В настоящее время
существует свыше 3 тыс. международных
неправительственных
Наряду с системой организаций ООН существуют и другие межгосударственные и межправительственные объединения. К числу наиболее влиятельных из них относится Организация Североатлантического договора (НАТО) и Европейский Совет.
НАТО был организован в 1949году на основе договора между США, Великобританией, Францией, Италией, Канадой, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Португалией, Норвегией, Данией и Исландией. В 1952 году к пакту присоединились Греция и Турция, в 1955 – ФРГ, в 1982 – Испания.
Североатлантический союз был создан для обеспечения коллективной обороны, сохранения мира и безопасности. Оценки деятельности данного союза, как и существовавшего до недавнего времени Варшавского договора (ОВД), давались разные. Так, первый традиционно характеризовался нашей пропагандой как агрессивный, а второй – как оплот мира. Однако это не помешало странам ОВД ввести войска в Венгрию и в Чехословакию для подавления демократических движений, а также создать мощный военный потенциал, значительно превосходящий необходимый уровень. Интенсивный рост военной мощи осуществлялся и в рамках НАТО. Конструктивная внешняя политика СССР и США, а также ликвидация ОВД изменили характер деятельности НАТО и его роль.
Европейский союз – консультативная политическая организация, объединяющая 21 государство Западной Европы. В работе ряда его вспомогательных органов принимают участие Финляндия и Ватикан; статус наблюдателя имеет Израиль. Создан совет в 1949году в целях содействия интеграционным процессам в регионе. Около ста различного рода конвенций и соглашений было заключено в ходе работы совета.
Процесс образования
новых международных
Подобную судьбу испытал и СССР. Тенденция распада СССР началась с выхода из него республик Прибалтики, а путч в августе 1991 года это процесс сделал необратимым. 8 декабря 1991 года в Минске была образована новая международная организация на базе бывших республик Союза – Содружество независимых государств. Уже 21 декабря в его составе было 11 государств – Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Азербайджан, Узбекистан, Молдова, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан.
Как свидетельствуют данные факты, тенденция образования международных организаций развивается, что делает отношения между государствами мира боле широкими и разносторонними.
2. Международная деятельность в защиту прав человека
Проблемы прав человека и гуманитарного сотрудничества в отношениях между Востоком и Западом носили до последнего времени острый, конфронтационный характер. На протяжении 40 лет в этой области отсутствовал сколько – либо значительный прогресс. Однако в последние 2-3 года наметился принципиально новый подход к решению международных гуманистических проблем. Причиной и одновременно следствием укрепления и расширения сотрудничества в области прав человека являются глобальные изменения, переживаемые государствами Восточной Европы и бывшего Союза. Но прежде чем проблема прав и свобод человека была признана приоритетной в сфере международных отношений, потребовалось пройти сложны, противоречивый, не лишенный драматизма путь.
Сорокалетний временной отрезок, в рамках которого проблема прав человека, то обострялось и грозила вылиться в открытую конфронтацию, то стабилизировалась и становилась предметом переговоров и компромиссов, отмечен тремя яркими событиями, имеющими глобальное значение: провозглашение Всеобщей декларации прав человека1948год, подписание Заключительного акта Хельсинского совещания 1975год, и принятие в 1989 году Венского итогового документа странами – участницами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Каждый из этих документов являлся логическим продолжением предшествующих и одновременно поднимал на качественно новый уровень рассмотрения проблемы прав человека.
Процесс интернационализации прав человек развернулся с особой силой после второй мировой войны: они перестали быть прерогативой лишь внутренний политики государств. Этому в значительной мере способствовала общая победа над фашизмом, который принес беды и страдания всему человечеству.
После войны в области человека было подписано большое количество международно-правовых документов как универсального, так и регионального характера. В преамбуле Устава ООН обеспечения прав человека названо одним из важнейших задач международного сообщества.
Особую группу составляют подписанные в рамках ООН документы, которые принято называть хартией прав человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г., а также факультативный протокол к последнему.
Во Всеобщей декларации прав человека нашли отражение краеугольные принципы, на которых базируется правовое, цивилизованное государство. Провозглашение Декларации «в качестве задачи, к выполнению который должны стремиться все народы и все государства », стало поворотным моментом в истории международных отношений. Впервые было заявлено, что политические, гражданские, трудовые, социальные, культурные и другие права человека – это не дар государства и политической партии, не милость правителя, лидера, а суверенный, от рождения данный атрибут каждого человека, независимо от расы, пола, языка, религии, политических убеждений, социального происхождения, имущественного и сословного происхождения.
Всеобщая декларация, как известно, не является юридическим, обязательным для исполнения документом и, как показала практика, она неоднократно нарушалась и на Востоке, так и на Западе. Тем не менее, миллионы людей во всем мире увидели в нем цели и идеалы, за которые необходимо бороться.
СССР, как и другие государства – члены ООН, признала необходимость соблюдения основных прав человека, однако между Востоком и Западом существовали серьезным разногласия в их понимании. Западные политологи подразделяют права человека на индивидуальные и коллективное (социальные). Вторую группу прав они считают «неклассической», ставят саму возможность их реализации в зависимость от социально – экономических возможностей той или иной общественной системы. К таким правам они относят ,в частности, право на труд, жилье, бесплатное здравоохранение и т.д. Индивидуальные (гражданские) права возводятся ими в ранг фундаментальных и абсолютных, внутренне присущих каждой личности с момента рождения и подлежащих безусловному обеспечению.
СССР, страны Восточной Европы в дискуссии с Западом акцентировали внимание на приоритете социальных прав человека (право на труд и на адекватный уровень жизни для всех), в то время как западные государства считали и считают основополагающими правами гражданские свободы, свободу информации и передвижения и т.д., которые в комплексе делают их общество открытым.
В данном случае мы имеем дело с двумя различными подходами к тезису о правах человека:
Большое различие существовало и в механизмах реализации прав человека. В советском обществе лучшим способом их соблюдения считалось выполнение обязанностей общества и государства по отношению к личности. Запад же гарантией свободы считает ограничение власти государства по отношению к личности. Другое принципиальное расхождение в том, что западные юристы считают личность, субъектом международного права, утверждая, что ее права основываются на международно-правовых нормах. Советские юристы подчеркивают, что индивид не является субъектом международного права, так как международные договоры регулирую отношения только между государствами, а отношения между государством и индивидом регламентируются национальным законодательством.
Различия в трактовке основных прав человека долгие годы были камнем преткновения в отношениях между Западом и Востоком. СССР обвинил США в расизме, высоком уровне безработицы, отсутствие социально – экономических гарантий для трудящихся, западные страны в свою очередь выдвигали обвинения в нарушении фундаментальных прав человека: на свободное передвижение, на информацию, на свободу вероисповедания и т.д.
С конца 60-х годов набирает силу правозащитное движение в различных странах. В США борьбу за гражданские права национальных меньшинств возглавил священник Мартин Лютер Кинг, в СССР – диссиденты А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын. В 60-70-е годы заметнее стала деятельность неправительственных правозащитных организаций, которые предавали гласности скрываемую в различных странах информацию о нарушениях прав человека.
Особую известность в 70-80-е годы получило независимое мировое движение Эмнисти Интернешнл (Международная Амнистия), началом которому послужила газетная статья английского адвоката Питера Бененсона. В этой публикации он обратился с призывом к людям во всем мире начать беспристрастную компанию за освобождение узников совести. В первый месяц на этот призыв откликнулись более тысячи человек со всех концов земли, предлагая практическую помощь: сбор информации о нарушениях прав человека, написание писем и обращений в защиту узников совести и т.д.
Деятельность Международной Амнистии основана на принципах всеобщей декларации прав человека. Эта организация имеет официальные контакты с ООН, ЮНЕСКО, ЕЭС, ОАГ и др. в настоящее время она насчитывает около 800 тысяч активных членов, подписчиков и сочувствующих ее деятельности более чем из 150 стран. Среди них – люди самых разных профессий, представители всех слоев общества, отражающие самые разные политические, мировоззренческие взгляды. Вместе с тем Международная Амнистия не является в полном смысле политической организацией. Ее деятельность сосредоточена на следующих направлениях: