Понятие и признаки общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:24, лекция

Описание работы

Общественное мнение - мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.
Феномен ”общественное мнение” принадлежит к числу таких социальных явлений которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Макиавелли в своем "Государе" особо указывал на исключительную важность этого феномена. В том виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери.

Файлы: 1 файл

технологи яуправления общественным мнением.doc

— 680.00 Кб (Скачать файл)

12. Значение обратной связи в политических коммуникациях

В политической коммуникации “интерактивность” определяется как возможность работать с обратной связью (проведение интернет-конферен- ций, дискуссий, голосования, переписка, в том числе создание представле- ния об общении политика с избирателями). Предполагается, что можно при- йти к координации интересов общества, его групп и индивидов на основе взаи- мопонимания, достигнутого благодаря взаимному уважению и полной информированности, а углубление взаимодействия в обмене политической информацией означает резкое повышение значения установления обратной связи с ее потребителем

Обратная связь является лакмусовой бумажкой, позволяющей судить об эффективности политической коммуникации, о возможности и степени влия- ния объекта на субъект. В 2009 г. при подготовке послания Федеральному Собранию РФ Д.А.Медведев в статье “Россия, вперед!” определил общую концепцию предстоящего выступления и предоставил гражданам страны возможность прислать по электронной почте предложения о путях модернизации страны. Получено около 35 тысяч сообщений на эту тему [Кузьмин 2009]. Тем самым для граждан открывают- ся возможности участия в законотворческой работе. ? Субъект политического процесса может быть искренним в стремлении основательно изучить мнения людей, а может и искусно создавать видимость того, что их суждения интересны, рациональ- ны. Обеспечение эффективности обратной связи – одна из проблем, волную- щих общество.

Интерактивность создает благоприятные условия для удовлетворения их ожи- даний, способствует упрочению каналов коммуникации, становится важнейшим качеством публичной политики. Благодаря обмену политическими сообщения- ми между элементами политической системы не только повышается интенсивность взаимодействия, но и происходит гармонизация политического процесса. Используя возможности Интернета как всемирной системы компьютеров, локальных сетей и серверов, любой участник политической коммуникации спо- собен обеспечить актуальной информацией значительное количество людей. Интерактивность облегчает субъектам политики диалог с избирателями, для его налаживания не требуются серьезные организационные усилия. Возможность не только свободно выражать мнение, но и искать, получать и распространять информацию и идеи, если они не противоречат законода- тельным нормам, не наносят вред кому-нибудь, привлекает людей к инте- рактивности. Это качество публичной сферы высоко оценивают субъекты В ходе интернет-конференций, теле- и видеопрограмм люди не только общаются, но и влияют друг на друга. Тем самым они вовлекаются в процесс совершенствования форм социальной организации общества. В диа- логе участвуют, как правило, личности, способные сформулировать общие цели и действовать с учетом правовых норм. Исследователи выявляют прямую зависимость степени развития граж- данского общества от плотности и открытости коммуникации, так как ее плот- ность порождает возможность коллективного действия, Когда на пресс-конференции известный певец оскорбил журналистку, пользователи Интернета некоторое время активно вели сбор подписей в пользу лишения его почетного звания.

Таким образом, интерактивность в политическом процессе – это воз- можность свободного обмена политической информацией, мнениями Интерактивность с точки зрения сфер про- явления может быть связана, во-первых, с неполитическими интересами (меж- личностное обсуждение на темы развлечений, моды, отдыха, музыкальных и иных пристрастий); с общественно-политическими интересами (обсуждение актуальных тем жизни, причин негативных явлений, возможностей решения проблем). Интерактивность, связанная с неполитическими интересами, объединяет обширный пласт граждан. В то же время интерактивности, сопряженной с политическими интересами, может быть свойственна высо- кая степень устойчивости, так как в диалоге участвуют чаще всего люди, обла- дающие культурой, способностью анализировать и сопоставлять события и явления общественной жизни, заинтересованные в поступательном движе- нии общества и готовые предпринять для этого некоторые усилия. По характеру взаимодействия интерактивность может быть формализованной (субъект политики инициирует обмен информацией с объектами, чтобы вызвать их симпатии, чтобы они разделили распространяемые им идеи, взгляды, концеп- ции, при этом субъекты и объекты не объединены общими интересами) и интег- рирующей (людей объединяют интересы, цели, ради достижения которых они гото- вы осознанно действовать). С точки зрения темпоральных проявлений может быть выделена кратковременная и долговременная интерактивность, с точки зрения масштабности – международная, национальная, региональная и локальная. . Значение интерактивности возрастает не только благодаря расширению технических возможностей, благоприятных для общения, но и по мере осознания людьми ценностей гражданского общества.

 

 

13. Основные коммуниканты политической сферы общества

В коммуникативных  актах задействованы участники  коммуникации – коммуниканты (отправитель  и получатель), порождающие и интерпретирующие сообщения. 
Коммуникантами могут быть человеческие индивиды и общественные институты (правительства, партии, фирмы и т.п.). в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и других общественных сферах коммуникации весьма часто ответственным отправителем признается коллегиальный или институционализированный отправитель. 
Цель коммуникации — передача сообщения. Коммуникация может происходить не только в процессе непосредственного общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п. На самом деле целей коммуникации может быть несколько - информировать, развлекать, предупреждать, объяснять, и т.п. Основная причина коммуникации — соответствующие потребности индивида или группы индивидов. И тогда — цели коммуникации обслуживают различные потребности индивидов. 
Традиционно выделяется две-три функции коммуникации:  
1) информационная функция: выражение идей, понятий, мыслей и сообщение их другим коммуникантам.  
2) оценочная: выражение личных оценок и отношений, 
3) аффективная: передача эмоций и чувств. 
Массовая коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: А) печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); Б) радио и телевидение — сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио— и телеприёмные устройства; В) кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; Г) звукозапись (система производства и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись. 
Политическая коммуникация определяется как система коммуникативных контекстных речевых актов, направленных на достижение целей предвыборной и послевыборной деятельности политиков различного уровня. 
Следует выделить преференциальные гендерные типологические черты успешных российских политиков. К подобным мужским категориальным признакам относятся прямота, простота, честность, решительность, твердость. 
Набор характерологических черт политика константно детерминирован, практически не подлежит временной вариации. Следовательно, российский политик лидер дифференцирован от электората – «толпы» более высокой или низкой степенью развития определенных сущностных социально категориальных качеств. К первому типу относятся позиции «сила», «агрессивность», «выносливость», «уверенность». Ко второму типу принадлежат позиции «торопливость», «нервозность», «усталость», «растерянность». В случае фактического отсутствия вышеобозначенных характерологических качеств коммуниканта-политика практика общения должна эксплицировать их «скрытую» имитацию, т.е. демонстрацию на невербальном уровне. 
Таким образом, политический лидер определенной культуры обычно идентифицируется с соответствующим национальным характером.

 

 

 

14. Место и значение СМИ в демократизации общества

Интеграция общества в современном мире неотделима от демократического процесса. СМИ выступают основным гарантом информационного обеспечения этого процесса, прежде всего, за счет максимально полного информирования граждан о всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем. Способствование интеграции общества путем его всестороннего информирования предполагает представление точек зрения различных общественных групп и сил. Представление различных точек зрения, которые должны стать доступными аудитории, служит тому, чтобы они смогли увидеть свою позицию в ареале других точек зрения, соотнести свои интересы с интересами других сил и групп в целях обсуждения, согласования и выработке взаимоприемлемой позиции по тому, или иному вопросу (проблеме). СМИ не навязывают свое видение, свое решение проблемы, а обеспечивают диалог, обозначая вместе с тем и свою собственную позицию (если в этом есть необходимость), проявляя при этом терпимость к другим точкам зрения и не претендуя на роль арбитра, имея (в качестве сверхзадачи) цель в обеспечении конструктивного взаимодействия различных сил, работу на общий интерес, практическое решение проблемы.Вторая составляющая демократического потенциала СМИ состоит в их возможности делать достоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, норм общественной морали, антисоциальных действиях не только криминальных элементов, но и бизнес - , и властных структур, тех или иных социальных институтов.По отношению к властным структурам, критикуя их действия, не вписывающиеся в рамки закона, общественной морали или просто не эффективные, СМИ выступают в роли своего рода не парламентской оппозиции. В современных либеральных обществах такая оппозиционная роль СМИ расценивается очень высоко. Критика СМИ здесь чаще всего направлена на действия властей различного уровня.Основная коллизия при этом состоит в том, что будучи институтом гражданского общества, признанными способствовать формированию и интеграции этого общества, защите его интересов перед властью и бизнесом, реально в силу сложившейся в обществе системе политических и экономических отношений они эту роль не выполняют, а выступают нередко в роли представителя интересов власти или бизнеса, при том, что интересы власти и граждан, бизнеса и граждан не обязательно противостоят друг другу. Но и не всегда совпадают.Эта позиция имеет место не только в России, но и во всем цивилизованном мире и неможет быть объяснена только недостроенностью российских рыночных отношений и институтов демократии. Манипулирование СМИ информацией осуществляется, прежде всего, тем, что выбирая для демонстрации (публикации, озвучивание) определенного рода факты и события и игнорируя другие (в частности, в силу того, что они не могут привлечь внимание широкой аудитории) СМИ, и прежде всего телевидение, фактически не отображает реальность, а ее конструирует, заставляя поверить в то, что именно является важным, значимым, а что, как бы, не существует, формируя таким образом определенную картину мира и мобилизуя социальные группы в поддержку тех или иных идей, событий. Еще одна сторона медиократии - власти СМИ - предлагать готовые, банальные идеи, которые не требуют размышлений для своего усвоения, эксплуатация при этом самых простых инстинктов человека и формируя его мировоззрение в определенном направлении. В особенности этим "грешит" телевидение. На первый взгляд, самое доступное и демократичное средство массовой информации, телевидение постоянно и направленно, ориентированное на вкусы и запросы большинства, в погоне за привлечением внимания этого большинства, поднятием рейтинга передач (а значит и рекламных поступлений) фактически телевидение, подчеркивает Пьер Бурдье, "способствует установлению извращенной формы прямой демократии… телевидение, управляемое рейтингом, способствует оказанию рыночного давления, не считающегося свободным и просвещенным потребителем. Это не имеет ничего общего с демократическим выражением рационального и просвещенного общественного мнения и общественного разума…".

 

 

15. проблема  диалога власти и народа.

Чем больше людей, тем больше идей или Зачем нужен диалог власти и общества

председатель Тамбовского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

Существующие  формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти на региональном и местном уровнях - общественные советы, сходы, общественные слушания и т.д. - официально демонстрируют высокие показатели эффективности, но в то же время степень доверия населения к ним остается крайне низкой.А от этого доверия, взаимного понимания и уважения власти и общества в немалой степени зависят темпы и результаты нынешних и будущих преобразований, а также социально-экономические показатели, по которым оценивается работа региональной власти.Развитие диалога между властью и обществом требует не только повышения открытости госслужащих, но и активности гражданского общества. «За последнее время было предложено и реализовано много форм диалога власти и общества — Общероссийский народный фронт, работа Общественной палаты, создание общественных советов при органах власти, создание экспертных советов, в том числе на региональном уровне. Они работают по-разному» Процесс налаживания диалога между гражданским обществом и властью постоянно эволюционирует и должен перемещаться на местный уровень.Большинство обращений Президенту Владимиру Путину касается вопросов ЖКХ, благоустройства, работы больниц. «60% обращений — несистемные проблемы», —В то же время, согласно опросу, 70% граждан не понимают, что делает власть.Власть на сегодняшний день — и это заложено в указах Президента, этим руководствуется Правительство — готова предоставлять информацию, необходимую для общественного контроля, готова предоставить площадки взаимодействия с общественными организациями, с гражданскими инициативами. Но главное, чтобы потом на эти площадки приходили люди и общество ими пользовалось», Пример: сайт раскрытия информации о нормативно-правовых актах (www.regulation.gov.ru), разрабатываемого федеральными органами власти и предоставляющего возможность отправки замечаний. «В ходе блиц-опроса участников дискуссии выяснилось, что о сайте раскрытия информации знают лишь 5 человек из примерно 80 участников.

С одной стороны, власть должна раскрыть эти возможности, с другой — гражданское общество должно ответственно подойти к этому взаимодействию.

В ситуациях, когда диалог между  гражданами и властью заходит  в тупик, нужно повышать роль экспертного сообщества, сказал председатель правления Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко. Он привел в пример ситуацию в Волгоградской области, где в сентябре матери детей-инвалидов объявили голодовку. Женщины требовали финансирования реабилитации детей-инвалидов и открытия реабилитационного центра для детей-инвалидов медико-педагогической направленности.

Проблему удалось решить только усилиями экспертов, которые добились принятия «дорожной карты» по этой проблеме.

Еще одной эффективной площадкой  для диалога могут стать региональные общественные палаты. «Общественная  палата — возможность общественности доносить свой взгляд до власти. Это  орган с большим потенциалом»,. Налаживание диалога должно вестись  в первую очередь на местном уровне, что потребует повышения статуса местного самоуправления, указал телеведущий Михаил Леонтьев.

Больше власть учитывает мнение граждан, тем она эффективнее. В  пример он привел Красноярский край, где  работают молодежное правительство  и гражданская ассамблея. «Несмотря на рекомендательный характер [экспертизы], учет мнений властью высок», — сообщил министр.

Власть должна стать полностью  подконтрольной гражданскому обществу.

Для общественного контроля власть должна быть абсолютно прозрачной в части расходования средств, обоснованности принимаемых решений, кадровых перестановок и так далее»

 

 

 

16. Информационно-коммуникационные процессы в правовой сфере жизни общества

 

17. Коммуникации в сфере образования и высшей школы. Управление общественным мнением

 

18.Основные нормы регулирования связи с общественностью с привлечением СМИ (ФЗ «О средствах массовой информации»).

 

 

 

19. основные методы управления общественным мнением

Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:

  1. Использование внушения.
  2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему.
  3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.
  4. Метод под названием «нужны трупы».
  5. Метод «страшилок».
  6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
  7. Метод фрагментации.
  8. Многократные повторы или «метод Геббельса».
  9. Создание лжесобытий, мистификация.

20. Способы управления общественным мнением

Г. Блумер считает важными три фактора в процессе управления об-щественным мнением: универсальность речи, роль заинтересованных групп и роль публичной дискуссии. Универсальность речи предполагает, что только те дискуссии могут перерасти в масштаб общественного мне-ния, которые ведутся на понятном языке, способном вызвать сопережива-ние и отклик. Проблема, вокруг которой формируется общественность и кристаллизуется общественное мнение, как правило, имеет разные реше-ния и разные группы, каждая из них заинтересована именно в своем вари-анте решения. Идет борьба заинтересованных групп за поддержку своих позиций, которая порой приводит к манипулированию массовым сознани-ем. Эффективность, открытость общественной дискуссии во многом яв-ляется противовесом манипулированию.

Информация о работе Понятие и признаки общественного мнения