Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:24, лекция
Общественное мнение - мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.
Феномен ”общественное мнение” принадлежит к числу таких социальных явлений которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Макиавелли в своем "Государе" особо указывал на исключительную важность этого феномена. В том виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери.
12. Значение обратной связи в политических коммуникациях
В политической коммуникации “интерактивность” определяется как возможность работать с обратной связью (проведение интернет-конферен- ций, дискуссий, голосования, переписка, в том числе создание представле- ния об общении политика с избирателями). Предполагается, что можно при- йти к координации интересов общества, его групп и индивидов на основе взаи- мопонимания, достигнутого благодаря взаимному уважению и полной информированности, а углубление взаимодействия в обмене политической информацией означает резкое повышение значения установления обратной связи с ее потребителем
Обратная связь является лакмусовой бумажкой, позволяющей судить об эффективности политической коммуникации, о возможности и степени влия- ния объекта на субъект. В 2009 г. при подготовке послания Федеральному Собранию РФ Д.А.Медведев в статье “Россия, вперед!” определил общую концепцию предстоящего выступления и предоставил гражданам страны возможность прислать по электронной почте предложения о путях модернизации страны. Получено около 35 тысяч сообщений на эту тему [Кузьмин 2009]. Тем самым для граждан открывают- ся возможности участия в законотворческой работе. ? Субъект политического процесса может быть искренним в стремлении основательно изучить мнения людей, а может и искусно создавать видимость того, что их суждения интересны, рациональ- ны. Обеспечение эффективности обратной связи – одна из проблем, волную- щих общество.
Интерактивность создает благоприятные условия для удовлетворения их ожи- даний, способствует упрочению каналов коммуникации, становится важнейшим качеством публичной политики. Благодаря обмену политическими сообщения- ми между элементами политической системы не только повышается интенсивность взаимодействия, но и происходит гармонизация политического процесса. Используя возможности Интернета как всемирной системы компьютеров, локальных сетей и серверов, любой участник политической коммуникации спо- собен обеспечить актуальной информацией значительное количество людей. Интерактивность облегчает субъектам политики диалог с избирателями, для его налаживания не требуются серьезные организационные усилия. Возможность не только свободно выражать мнение, но и искать, получать и распространять информацию и идеи, если они не противоречат законода- тельным нормам, не наносят вред кому-нибудь, привлекает людей к инте- рактивности. Это качество публичной сферы высоко оценивают субъекты В ходе интернет-конференций, теле- и видеопрограмм люди не только общаются, но и влияют друг на друга. Тем самым они вовлекаются в процесс совершенствования форм социальной организации общества. В диа- логе участвуют, как правило, личности, способные сформулировать общие цели и действовать с учетом правовых норм. Исследователи выявляют прямую зависимость степени развития граж- данского общества от плотности и открытости коммуникации, так как ее плот- ность порождает возможность коллективного действия, Когда на пресс-конференции известный певец оскорбил журналистку, пользователи Интернета некоторое время активно вели сбор подписей в пользу лишения его почетного звания.
Таким образом, интерактивность в политическом процессе – это воз- можность свободного обмена политической информацией, мнениями Интерактивность с точки зрения сфер про- явления может быть связана, во-первых, с неполитическими интересами (меж- личностное обсуждение на темы развлечений, моды, отдыха, музыкальных и иных пристрастий); с общественно-политическими интересами (обсуждение актуальных тем жизни, причин негативных явлений, возможностей решения проблем). Интерактивность, связанная с неполитическими интересами, объединяет обширный пласт граждан. В то же время интерактивности, сопряженной с политическими интересами, может быть свойственна высо- кая степень устойчивости, так как в диалоге участвуют чаще всего люди, обла- дающие культурой, способностью анализировать и сопоставлять события и явления общественной жизни, заинтересованные в поступательном движе- нии общества и готовые предпринять для этого некоторые усилия. По характеру взаимодействия интерактивность может быть формализованной (субъект политики инициирует обмен информацией с объектами, чтобы вызвать их симпатии, чтобы они разделили распространяемые им идеи, взгляды, концеп- ции, при этом субъекты и объекты не объединены общими интересами) и интег- рирующей (людей объединяют интересы, цели, ради достижения которых они гото- вы осознанно действовать). С точки зрения темпоральных проявлений может быть выделена кратковременная и долговременная интерактивность, с точки зрения масштабности – международная, национальная, региональная и локальная. . Значение интерактивности возрастает не только благодаря расширению технических возможностей, благоприятных для общения, но и по мере осознания людьми ценностей гражданского общества.
13. Основные коммуниканты политической сферы общества
В коммуникативных
актах задействованы участники
коммуникации – коммуниканты (отправитель
и получатель), порождающие и интерпретирующие
сообщения.
Коммуникантами могут быть человеческие
индивиды и общественные институты (правительства,
партии, фирмы и т.п.). в юриспруденции,
политике, бизнесе, образовании и других
общественных сферах коммуникации весьма
часто ответственным отправителем признается
коллегиальный или институционализированный
отправитель.
Цель коммуникации — передача сообщения.
Коммуникация может происходить не только
в процессе непосредственного общения
через слова, но так же с помощью дорожных
знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п.
На самом деле целей коммуникации может
быть несколько - информировать, развлекать,
предупреждать, объяснять, и т.п. Основная
причина коммуникации — соответствующие
потребности индивида или группы индивидов.
И тогда — цели коммуникации обслуживают
различные потребности индивидов.
Традиционно выделяется две-три функции
коммуникации:
1) информационная функция: выражение идей,
понятий, мыслей и сообщение их другим
коммуникантам.
2) оценочная: выражение личных оценок
и отношений,
3) аффективная: передача эмоций и чувств.
Массовая коммуникация представляет собой
систему, состоящую из источника сообщений
и их получателя, связанных между собой
физическим каналом движения сообщений.
Такими каналами являются: А) печать (газеты,
журналы, брошюры, книги массовых изданий,
листовки, плакаты); Б) радио и телевидение
— сеть широковещательных станций и аудиторий,
имеющих радио— и телеприёмные устройства;
В) кино, обеспеченное постоянным притоком
фильмов и сетью проекционных установок;
Г) звукозапись (система производства
и распространения грампластинок, магнитофонных
роликов или кассет); видеозапись.
Политическая коммуникация определяется
как система коммуникативных контекстных
речевых актов, направленных на достижение
целей предвыборной и послевыборной деятельности
политиков различного уровня.
Следует выделить преференциальные гендерные
типологические черты успешных российских
политиков. К подобным мужским категориальным
признакам относятся прямота, простота,
честность, решительность, твердость.
Набор характерологических черт политика
константно детерминирован, практически
не подлежит временной вариации. Следовательно,
российский политик лидер дифференцирован
от электората – «толпы» более высокой
или низкой степенью развития определенных
сущностных социально категориальных
качеств. К первому типу относятся позиции
«сила», «агрессивность», «выносливость»,
«уверенность». Ко второму типу принадлежат
позиции «торопливость», «нервозность»,
«усталость», «растерянность». В случае
фактического отсутствия вышеобозначенных
характерологических качеств коммуниканта-политика
практика общения должна эксплицировать
их «скрытую» имитацию, т.е. демонстрацию
на невербальном уровне.
Таким образом, политический лидер определенной
культуры обычно идентифицируется с соответствующим
национальным характером.
14. Место и значение СМИ в демократизации общества
Интеграция общества в современном мире неотделима от демократического процесса. СМИ выступают основным гарантом информационного обеспечения этого процесса, прежде всего, за счет максимально полного информирования граждан о всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем. Способствование интеграции общества путем его всестороннего информирования предполагает представление точек зрения различных общественных групп и сил. Представление различных точек зрения, которые должны стать доступными аудитории, служит тому, чтобы они смогли увидеть свою позицию в ареале других точек зрения, соотнести свои интересы с интересами других сил и групп в целях обсуждения, согласования и выработке взаимоприемлемой позиции по тому, или иному вопросу (проблеме). СМИ не навязывают свое видение, свое решение проблемы, а обеспечивают диалог, обозначая вместе с тем и свою собственную позицию (если в этом есть необходимость), проявляя при этом терпимость к другим точкам зрения и не претендуя на роль арбитра, имея (в качестве сверхзадачи) цель в обеспечении конструктивного взаимодействия различных сил, работу на общий интерес, практическое решение проблемы.Вторая составляющая демократического потенциала СМИ состоит в их возможности делать достоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, норм общественной морали, антисоциальных действиях не только криминальных элементов, но и бизнес - , и властных структур, тех или иных социальных институтов.По отношению к властным структурам, критикуя их действия, не вписывающиеся в рамки закона, общественной морали или просто не эффективные, СМИ выступают в роли своего рода не парламентской оппозиции. В современных либеральных обществах такая оппозиционная роль СМИ расценивается очень высоко. Критика СМИ здесь чаще всего направлена на действия властей различного уровня.Основная коллизия при этом состоит в том, что будучи институтом гражданского общества, признанными способствовать формированию и интеграции этого общества, защите его интересов перед властью и бизнесом, реально в силу сложившейся в обществе системе политических и экономических отношений они эту роль не выполняют, а выступают нередко в роли представителя интересов власти или бизнеса, при том, что интересы власти и граждан, бизнеса и граждан не обязательно противостоят друг другу. Но и не всегда совпадают.Эта позиция имеет место не только в России, но и во всем цивилизованном мире и неможет быть объяснена только недостроенностью российских рыночных отношений и институтов демократии. Манипулирование СМИ информацией осуществляется, прежде всего, тем, что выбирая для демонстрации (публикации, озвучивание) определенного рода факты и события и игнорируя другие (в частности, в силу того, что они не могут привлечь внимание широкой аудитории) СМИ, и прежде всего телевидение, фактически не отображает реальность, а ее конструирует, заставляя поверить в то, что именно является важным, значимым, а что, как бы, не существует, формируя таким образом определенную картину мира и мобилизуя социальные группы в поддержку тех или иных идей, событий. Еще одна сторона медиократии - власти СМИ - предлагать готовые, банальные идеи, которые не требуют размышлений для своего усвоения, эксплуатация при этом самых простых инстинктов человека и формируя его мировоззрение в определенном направлении. В особенности этим "грешит" телевидение. На первый взгляд, самое доступное и демократичное средство массовой информации, телевидение постоянно и направленно, ориентированное на вкусы и запросы большинства, в погоне за привлечением внимания этого большинства, поднятием рейтинга передач (а значит и рекламных поступлений) фактически телевидение, подчеркивает Пьер Бурдье, "способствует установлению извращенной формы прямой демократии… телевидение, управляемое рейтингом, способствует оказанию рыночного давления, не считающегося свободным и просвещенным потребителем. Это не имеет ничего общего с демократическим выражением рационального и просвещенного общественного мнения и общественного разума…".
15. проблема диалога власти и народа.
Чем больше людей, тем больше идей или Зачем нужен диалог власти и общества
председатель Тамбовского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»
Существующие формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами власти на региональном и местном уровнях - общественные советы, сходы, общественные слушания и т.д. - официально демонстрируют высокие показатели эффективности, но в то же время степень доверия населения к ним остается крайне низкой.А от этого доверия, взаимного понимания и уважения власти и общества в немалой степени зависят темпы и результаты нынешних и будущих преобразований, а также социально-экономические показатели, по которым оценивается работа региональной власти.Развитие диалога между властью и обществом требует не только повышения открытости госслужащих, но и активности гражданского общества. «За последнее время было предложено и реализовано много форм диалога власти и общества — Общероссийский народный фронт, работа Общественной палаты, создание общественных советов при органах власти, создание экспертных советов, в том числе на региональном уровне. Они работают по-разному» Процесс налаживания диалога между гражданским обществом и властью постоянно эволюционирует и должен перемещаться на местный уровень.Большинство обращений Президенту Владимиру Путину касается вопросов ЖКХ, благоустройства, работы больниц. «60% обращений — несистемные проблемы», —В то же время, согласно опросу, 70% граждан не понимают, что делает власть.Власть на сегодняшний день — и это заложено в указах Президента, этим руководствуется Правительство — готова предоставлять информацию, необходимую для общественного контроля, готова предоставить площадки взаимодействия с общественными организациями, с гражданскими инициативами. Но главное, чтобы потом на эти площадки приходили люди и общество ими пользовалось», Пример: сайт раскрытия информации о нормативно-правовых актах (www.regulation.gov.ru), разрабатываемого федеральными органами власти и предоставляющего возможность отправки замечаний. «В ходе блиц-опроса участников дискуссии выяснилось, что о сайте раскрытия информации знают лишь 5 человек из примерно 80 участников.
С одной стороны, власть должна раскрыть эти возможности, с другой — гражданское общество должно ответственно подойти к этому взаимодействию.
В ситуациях, когда диалог между гражданами и властью заходит в тупик, нужно повышать роль экспертного сообщества, сказал председатель правления Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко. Он привел в пример ситуацию в Волгоградской области, где в сентябре матери детей-инвалидов объявили голодовку. Женщины требовали финансирования реабилитации детей-инвалидов и открытия реабилитационного центра для детей-инвалидов медико-педагогической направленности.
Проблему удалось решить только усилиями экспертов, которые добились принятия «дорожной карты» по этой проблеме.
Еще одной эффективной площадкой
для диалога могут стать
Больше власть учитывает мнение граждан, тем она эффективнее. В пример он привел Красноярский край, где работают молодежное правительство и гражданская ассамблея. «Несмотря на рекомендательный характер [экспертизы], учет мнений властью высок», — сообщил министр.
Власть должна стать полностью подконтрольной гражданскому обществу.
Для общественного контроля власть должна быть абсолютно прозрачной в части расходования средств, обоснованности принимаемых решений, кадровых перестановок и так далее»
16. Информационно-коммуникационные процессы в правовой сфере жизни общества
17. Коммуникации в сфере образования и высшей школы. Управление общественным мнением
18.Основные нормы регулирования связи с общественностью с привлечением СМИ (ФЗ «О средствах массовой информации»).
19. основные методы управления общественным мнением
Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:
20. Способы управления общественным мнением
Г. Блумер считает важными три фактора в процессе управления об-щественным мнением: универсальность речи, роль заинтересованных групп и роль публичной дискуссии. Универсальность речи предполагает, что только те дискуссии могут перерасти в масштаб общественного мне-ния, которые ведутся на понятном языке, способном вызвать сопережива-ние и отклик. Проблема, вокруг которой формируется общественность и кристаллизуется общественное мнение, как правило, имеет разные реше-ния и разные группы, каждая из них заинтересована именно в своем вари-анте решения. Идет борьба заинтересованных групп за поддержку своих позиций, которая порой приводит к манипулированию массовым сознани-ем. Эффективность, открытость общественной дискуссии во многом яв-ляется противовесом манипулированию.