Понятие и признаки общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:24, лекция

Описание работы

Общественное мнение - мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.
Феномен ”общественное мнение” принадлежит к числу таких социальных явлений которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Макиавелли в своем "Государе" особо указывал на исключительную важность этого феномена. В том виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери.

Файлы: 1 файл

технологи яуправления общественным мнением.doc

— 680.00 Кб (Скачать файл)

Формой взаимодействия государства и гражданского общества является политический режим как система методов и средств осуществления политической власти, а различные типы политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный - являются разными способами этого взаимодействия.

Партнером государства гражданское общество выступает лишь в правовом государстве за демократического политического режима. Понятие «правовое государство» и «демократическое государство» близкие по смыслу, но не тождественны

 

9. Политический режим  как способ управления общественным  мнением

 

А.С. Пушкин в  поэме Борис Годунов вложил в  уста своего предка знаменитую фразу: «Но знаешь ли, чем сильны мы, Бусманов? Не войском, нет, не польскою помогой, а  мнением: да! мнением народным». Подобное «мнение народное», испокон веков загнанное в подполье и прорывавшееся наружу лишь в периоды страшных российских бунтов, в официальном совсгском обществоведении выдавалось за то общественное мнение, которое в условиях развитых демократий функционирует в качестве самостоятельного института общественной жизни. Так, в «Рабочей книге социолога» общественное мнение рассматривалось всего лишь как «отношение населения к тому или иному явлению, объекту или ситуации" Вопрос о том, высказывается ли это отношение публично или это некое молчаливое отношение, которое в лучшем случае может быть зафиксировано социологами в ходе анонимного опроса, зачастую оставался непроясненным. А в некоторых работах (как, например, в «Философском энциклопедическом словаре») и прямо говорилось, что общественным мнением считается не только явное, но и скрытое отношение людей к событиям и фактам социальной деиствительности . Такая подмена понятий, с одной стороны, позволила включить проблематику общественного мнения в сферу исследований советского обществоведения и способствовала созданию серьезного методологического задела в этой области а с другой - внесла теоретическую путаницу, последствия которой ощущаются до сих пор .

Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Общественное мнение - это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.

Под социальным институтом понимается система отношений, имеющих устойчивый, т.е. гарантированный  от случайностей, самовозобновляющийся характер . Применительно к общественному  мнению речь идет о том, что в обществе сложился и стабильно функционирует особый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными слоями населения. Такая реакция населения носит не случайный, спорадический характер, а является постоянно действующим фактором общественной жизни. Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода «социальной власти», т.е. «власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия» . Очевидно, что это возможно лишь там, где, во-первых, существует гражданское общество, свободное от диктата политической власти, и, во-вторых, где власть считается с позицией общества. В этом смысле мы говорим об общественном мнении как об институте гражданского общества.

Научная традиция, связывающая существование в  обществе института общественного  мнения со свободой в общественной жизни, идет еще от Гегеля, который, в частности, писал в «Философии права»: «Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением» . Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество.

Общественное  мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием буржуазного строя и формированием гражданского общества как сферы жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) - необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого института.

 

10. Политический режим  в Российской Федерации и проблемы  диалога власти и общества

 

Российский политический режим порочен в силу своего происхождения. Прошлое не было переосмыслено. Нет закона о люстрации - он не позволил бы Ельцину и Путину быть президентами. Демократическая процедура не была выработана. В России кадры решают все. И всегда в свою пользу.

Кажется, многим до сих пор неясно, почему после  путча 1991 года Ельцин не использовал  данный историей шанс построить правовое государство, демократию и свободную  экономику. Его главной целью  была власть, а слова демократия и реформы - прежде всего лозунгами. Ушел Горбачев с его номенклатурой - пришел Ельцин со своей, не более демократичной. Личная преданность чиновников была для него важнее их порядочности, политических взглядов и профессионализма. Никто из них не ушел в отставку по деловым или этическим причинам - лучше плохо, но с нами, чем хорошо, но без нас!

В ходе дальнейшей борьбы за власть Ельцин, нарушив конституцию, разогнал Съезд народных депутатов  и Верховный Совет. Их сменили  Дума с весьма ограниченными правами  и Совет федерации, составленный из губернаторов. Были урезаны полномочия Конституционного суда. Все это закрепила Конституция 1993 года, составленная никем не избранным органом под диктовку советников Ельцина и проштампованная на референдуме. Президент получил почти полную власть и возможность править с помощью указов. Баланс властей был разрушен

 

Политический режим Российской Федерации - это совокупность приемов, способов и методов реализации политической власти в Российской Федерации.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается демократический политический режим.

 

Политический режим РФ:

- Единственным источником власти  в РФ является ее многонациональный  народ (статья 3 Конституции РФ).

- Государственная власть в РФ  осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ).

- В РФ признается и гарантируется  местное самоуправление (статья 12 Конституции  РФ).

- В РФ признается политическое  многообразие, многопартийность (статья 13 Конституции РФ).

- В РФ признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным  принципам и нормам международного  права и в соответствии с  Конституцией РФ (статья 17 Конституции  РФ).

- В Российской Федерации гарантируется  равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции РФ).

 

Процесс укрепления вертикали власти, провозглашенный руководством России в начале 2000-х годов невозможно представить без взаимного диалога  власти и общества. Именно представители  властных структур и население являются теми участниками социально-политической системы, перед которыми стоит задача не только осуществлять взаимодействие в рамках процесса принятия и реализации управленческих решений, но и задача организации процесса обсуждения данных решений для приведения их в соответствие с жизненными потребностями государственного и общественного развития.

В условиях диалога происходит укрепление роли самого государства не только в сфере внешней политики, но и  на внутриполитической арене. Именно возможность обсуждения важнейших решений принимаемых внутри страны позволяет не только усилить авторитет власти, но и за столом переговоров учесть мнения и потребности населения.

В качестве результатов диалога  между властью и обществом  может выступить решение целого спектра внутриполитических проблем, первоочередными из которых выступают поддержка политических или управленческих решений в социальной и экономической сферах, возможная корректировка негативной реакции населения на принимаемые или уже принятые законодательные инициативы, подготовка общественного мнения к будущим стратегическим направлениям развития государства. Именно совместное обсуждение решений, определяющих развитие основных сфер жизни государства позволяет укрепить доверие к основным властным институтам со стороны общества, а в свете реформы избирательного законодательства, когда выборы уже не являются индикатором доверия населения действующей власти эти шаги являются обязательными для формирования стабильности общественного развития.

Кроме того, в процессе взаимодействия общества и власти появляются новые  участники, выступающие в роли своеобразных посредников - общественные советы или  общественные палаты. Данный институт получил настолько широкое распространение, что сейчас речь идет уже не только на федеральном и региональном уровне, но и на местном уровне. Администрация муниципальных образований привлекает членов общественных палат для обсуждения широкого спектра решений - от повышения тарифов до планов градостроительства и благоустройства. Общественные советы призваны соотносить инициативы администрации с реальными нуждами населения, отстаивать интересы граждан в процессе принятия решений в социально-экономической сфере.

Еще одним интересным новшеством, характеризующим процесс коммуникации власти и общества, выступает новая инициатива, в соответствии с которой вновь принимаемые законодательные акты могут быть представлены на общественную экспертизу, то есть в качестве экспертов новых инициатив в социально-экономической сфере смогут выступать простые граждане. Это новшество свидетельствует о высоком уровне доверия гражданам и позволяет противодействовать росту бюрократического аппарата и коррупции в сфере государственного управления, которые являются одними из основных сдерживающих факторов развития гражданского общества.

11. Проблемы  организации гражданского общества  в российском социуме как способа  его самоорганизации.

1. Разделение  общества на богатых и бедных, городских и деревенских, элита-народ,  чиновники-остальные

2. отсутствие  обьединяющих ценностей таких как доверие, согласие, уважение к человеку.

3. отсутствие  многочисленного среднего класса, в разрозненном обществе государство  терпит различные трансформации,  преследует собственные цели, отличные  от идей общества. Государство  может стать корпоративистским.

4. проблемы корпоративистского  государства- коррупция, бюрократия  и тд.

5. низкий уровень  доверия к политикам, вынужденность  приспособления к действиям властей,  скептические настроения.

6. противоречие  между необходимостью формирования гражданского общества и стабильным функционированием гос-ва как правового.

7. отсутствие  полноценной социальной и экономической  базы гражданского общества –  правового оформления института  частной собственности и введение  политического плюрализма недостаточно.

8. радикальная  трансформация прежней соц. Структуры.

9. криминализация экономики  и, частично, органов гос.власти.

10. низкий уровень процессов  рефлексии в обществе.

11. неконструктивные формы  самовыражения.

12. апатия населения.

 

 

 


Информация о работе Понятие и признаки общественного мнения