Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:24, лекция
Общественное мнение - мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.
Феномен ”общественное мнение” принадлежит к числу таких социальных явлений которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Макиавелли в своем "Государе" особо указывал на исключительную важность этого феномена. В том виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери.
Формой взаимодействия государства и гражданского общества является политический режим как система методов и средств осуществления политической власти, а различные типы политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный - являются разными способами этого взаимодействия.
Партнером государства гражданское общество выступает лишь в правовом государстве за демократического политического режима. Понятие «правовое государство» и «демократическое государство» близкие по смыслу, но не тождественны
9. Политический режим
как способ управления
А.С. Пушкин в поэме Борис Годунов вложил в уста своего предка знаменитую фразу: «Но знаешь ли, чем сильны мы, Бусманов? Не войском, нет, не польскою помогой, а мнением: да! мнением народным». Подобное «мнение народное», испокон веков загнанное в подполье и прорывавшееся наружу лишь в периоды страшных российских бунтов, в официальном совсгском обществоведении выдавалось за то общественное мнение, которое в условиях развитых демократий функционирует в качестве самостоятельного института общественной жизни. Так, в «Рабочей книге социолога» общественное мнение рассматривалось всего лишь как «отношение населения к тому или иному явлению, объекту или ситуации" Вопрос о том, высказывается ли это отношение публично или это некое молчаливое отношение, которое в лучшем случае может быть зафиксировано социологами в ходе анонимного опроса, зачастую оставался непроясненным. А в некоторых работах (как, например, в «Философском энциклопедическом словаре») и прямо говорилось, что общественным мнением считается не только явное, но и скрытое отношение людей к событиям и фактам социальной деиствительности . Такая подмена понятий, с одной стороны, позволила включить проблематику общественного мнения в сферу исследований советского обществоведения и способствовала созданию серьезного методологического задела в этой области а с другой - внесла теоретическую путаницу, последствия которой ощущаются до сих пор .
Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Общественное мнение - это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.
Под социальным институтом понимается система отношений, имеющих устойчивый, т.е. гарантированный от случайностей, самовозобновляющийся характер . Применительно к общественному мнению речь идет о том, что в обществе сложился и стабильно функционирует особый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными слоями населения. Такая реакция населения носит не случайный, спорадический характер, а является постоянно действующим фактором общественной жизни. Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода «социальной власти», т.е. «власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия» . Очевидно, что это возможно лишь там, где, во-первых, существует гражданское общество, свободное от диктата политической власти, и, во-вторых, где власть считается с позицией общества. В этом смысле мы говорим об общественном мнении как об институте гражданского общества.
Научная традиция, связывающая существование в обществе института общественного мнения со свободой в общественной жизни, идет еще от Гегеля, который, в частности, писал в «Философии права»: «Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением» . Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество.
Общественное мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием буржуазного строя и формированием гражданского общества как сферы жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) - необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого института.
10. Политический режим
в Российской Федерации и
Российский политический режим порочен в силу своего происхождения. Прошлое не было переосмыслено. Нет закона о люстрации - он не позволил бы Ельцину и Путину быть президентами. Демократическая процедура не была выработана. В России кадры решают все. И всегда в свою пользу.
Кажется, многим до сих пор неясно, почему после путча 1991 года Ельцин не использовал данный историей шанс построить правовое государство, демократию и свободную экономику. Его главной целью была власть, а слова демократия и реформы - прежде всего лозунгами. Ушел Горбачев с его номенклатурой - пришел Ельцин со своей, не более демократичной. Личная преданность чиновников была для него важнее их порядочности, политических взглядов и профессионализма. Никто из них не ушел в отставку по деловым или этическим причинам - лучше плохо, но с нами, чем хорошо, но без нас!
В ходе дальнейшей борьбы за власть Ельцин, нарушив конституцию, разогнал Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Их сменили Дума с весьма ограниченными правами и Совет федерации, составленный из губернаторов. Были урезаны полномочия Конституционного суда. Все это закрепила Конституция 1993 года, составленная никем не избранным органом под диктовку советников Ельцина и проштампованная на референдуме. Президент получил почти полную власть и возможность править с помощью указов. Баланс властей был разрушен
Политический режим Российской Федерации - это совокупность приемов, способов и методов реализации политической власти в Российской Федерации.
В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается демократический политический режим.
Политический режим РФ:
- Единственным источником
- Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ).
- В РФ признается и
- В РФ признается политическое многообразие, многопартийность (статья 13 Конституции РФ).
- В РФ признаются и
- В Российской Федерации
Процесс укрепления вертикали власти,
провозглашенный руководством России
в начале 2000-х годов невозможно
представить без взаимного
В условиях диалога происходит укрепление роли самого государства не только в сфере внешней политики, но и на внутриполитической арене. Именно возможность обсуждения важнейших решений принимаемых внутри страны позволяет не только усилить авторитет власти, но и за столом переговоров учесть мнения и потребности населения.
В качестве результатов диалога между властью и обществом может выступить решение целого спектра внутриполитических проблем, первоочередными из которых выступают поддержка политических или управленческих решений в социальной и экономической сферах, возможная корректировка негативной реакции населения на принимаемые или уже принятые законодательные инициативы, подготовка общественного мнения к будущим стратегическим направлениям развития государства. Именно совместное обсуждение решений, определяющих развитие основных сфер жизни государства позволяет укрепить доверие к основным властным институтам со стороны общества, а в свете реформы избирательного законодательства, когда выборы уже не являются индикатором доверия населения действующей власти эти шаги являются обязательными для формирования стабильности общественного развития.
Кроме того, в процессе взаимодействия
общества и власти появляются новые
участники, выступающие в роли своеобразных
посредников - общественные советы или
общественные палаты. Данный институт
получил настолько широкое
Еще одним интересным новшеством,
характеризующим процесс
11. Проблемы
организации гражданского
1. Разделение
общества на богатых и бедных,
городских и деревенских,
2. отсутствие обьединяющих ценностей таких как доверие, согласие, уважение к человеку.
3. отсутствие
многочисленного среднего
4. проблемы корпоративистского
государства- коррупция,
5. низкий уровень
доверия к политикам,
6. противоречие
между необходимостью формирова
7. отсутствие
полноценной социальной и
8. радикальная
трансформация прежней соц.
9. криминализация экономики и, частично, органов гос.власти.
10. низкий уровень процессов рефлексии в обществе.
11. неконструктивные формы самовыражения.
12. апатия населения.