Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:24, лекция
Общественное мнение - мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.
Феномен ”общественное мнение” принадлежит к числу таких социальных явлений которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Макиавелли в своем "Государе" особо указывал на исключительную важность этого феномена. В том виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери.
- публикация в центральной прессе и последующая перепечатка текста в региональных СМИ со ссылкой на столичный источник. Практика показывает, что жители регионов больше склонны доверять именно столичной прессе, когда речь идет о злободневных проблемах региона, справедливо полагая, что влияние местной политической элиты на центральные СМИ невелико;
- сообщения о незначительных трудностях, мелких недостатках кандидата, несущие вспомогательную нагрузку. Их цель - придание достоверности главной информации. Эффект правдоподобия создается не только благодаря упоминанию отдельных, хорошо известных фактов, но и в большей степени благодаря критике в адрес кандидата. Основной критический материал касается недостатков, которые проще всего представить как слабости, свойственные всем людям. Это позволяет сделать образ кандидата более живым и отчетливым, сближает его с потенциальными избирателями.
1. Нейтральная информация о конкуренте и его рекламной концепции, в которой раскрываются методы воздействия на аудиторию. Основная цель - снижение эффективности пропагандистского воздействия материалов конкурента. В качестве примеров используются только оригинальные материалы соперника.2. Обвинения конкурента в профессиональной некомпетентности. Акцент на его неспособности наладить работу на производстве, которым он руководит. Подобные материалы могут исходить как от сотрудников предприятия, так и от конкурентов, не имеющих реальных шансов на победу. 3. Публикация ряда сообщений об общем тяжелом положении региона - один из методов борьбы с конкурентом, если он - представитель действующей исполнительной власти. При этом конкурент не обвиняется в сложившемся положении. Более того, демонстрируется уважение к нему как к личности. Главная идея материалов - показать, что конкурент недостаточно влиятелен, ему не хватает профессионализма, харизмы, управленческих навыков, чтобы решить проблемы региона.4. Нейтральное сообщение о сложном положении на некой фирме, не связанной с конкурентом. "Произвольно" выбранный пример - описание сходной ситуации, возникшей на предприятии конкурента. Такой прием позволяет, избегая прямой критики конкурента, создать у избирателей впечатление, что дела и на его фирме обстоят так же плохо. В соответствующей литературе этот прием часто именуют "наводящие ассоциации". 5. Публикация (чаще в желтой прессе) смешных или просто непродуманных цитат, глупых высказываний конкурента. 6. Приписывание конкуренту оценки ситуации, мыслей и действий, которых он не совершал и которые расходятся с оценками и мнением ведущей электоральной группы. Подобный материал основан на внимательном изучении речей и выступлений конкурента. Нужные фразы и предложения выдергиваются из контекста, что позволяет критиковать конкурента, цитируя его же собственные высказывания. 7. "Случайная" (или смонтированная) фотография конкурента на фоне логотипа скандально известной компании либо вместе с какой-нибудь одиозной личностью; материалы в СМИ, где конкурент сравнивается с этим неприятным персонажем, в частности сообщения об их дружественных отношениях. В результате сравнения акцент перемещается в сторону общих черт, похожести этих людей. Цель таких приемов - перенести уже сложившуюся негативную оценку деловых и человеческих качеств "неприятного господина" на конкурента.8. Публикация открытого письма "незаинтересованного" человека, являющегося референтным лицом для жителей региона, к конкуренту с призывом отказаться от борьбы, что якобы принесет пользу обществу. Обычно такие сообщения насыщены комплиментами и обращением к лучшим чувствам конкурента. Подобный прием ставит его в сложное положение: как честный человек, он должен покинуть арену борьбы для пользы дела, в противном случае он будет вынужден оправдывать свое участие в предвыборной кампании, что является заведомо проигрышной позицией. 9. Распространение анекдотов и скандальных слухов о конкуренте, не подкрепленных никаким фактическим материалом. За этим следует опровержение появившихся слухов в тех СМИ, которые пользуются большим доверием населения. Материалы построены таким образом, чтобы дезориентировать избирателя, лишить его возможности определить, подтверждают СМИ эти слухи или опровергают. 10. Кандидат провоцирует столкновение между своими конкурентами. "Независимый" журналист сравнивает программы, методы ведения предвыборной агитации, политические пристрастия, человеческие качества любых двух конкурентов. При этом один из них практически по всем параметрам проигрывает второму. Это ошибочно указывает на политического заказчика статьи. Результатом подобной публикации может стать конфликт между конкурентами, тогда как истинный инициатор остается за кадром.
24. . Слухи как способ управления общественным мнением
Слухи есть форма распространения социально значимой информации в обществе, коллективе, группе. Слух распространяется спонтанно. Он является информацией неофициальной и, более того, направлен против официальной. Источник этой информации, как правило, не известен. И, будучи запущенной в сложившиеся в обществе неформальные коммуникационные каналы, эта информация распространяется по своим собственным законам, модифицируется и обрастает новыми подробностями в зависимости от состояния настроения.
В отличие от официальной информации слухи, как правило, не обладают достаточной, надёжной информационной основой - наличием установленных фактов, событий и т.д., рождаются в процессе межличностного общения, в ходе обмена информацией между людьми. Они выступают в форме суждений, оценок и прогнозов, для которых характерно наибольшее соответствие ожиданиям людей, причём порождаемых как их надеждами, так и страхом перед будущим.Слухи возникают, соответственно, тогда, когда существует недоверие к официальной информации; существует недостаток информации по насущным вопросам. Только в таком состоянии человек будет искать и передавать недостоверную информацию.2. слухи как проявление неадекватного агрессивного общественного мнения могут быть вызваны социальной нестабильностью в обществе - низким уровнем удовлетворения жизненных потребностей людей, митинговой стихией, социальной напряжённостью и т.д.;3. слухи могут быть стремлением повысить свой статус посредством передачи "конфиденциальной информации". Слухи в данном случае являются результатом деятельности неформальных объединений экстремистского и националистического толка. Руководители и члены таких объединений, распространяя провокационные слухи, пытаются воздействовать на психику и сознание людей с целью вызвать сомнения и колебания, недоверие к законным властям, людям других национальностей и т.д.На интерес к слухам влияет уровень состояния тревоги (опасения) индивида: более тревожные люди чаще их обсуждают и передают. Слухи, способствуя росту тревоги, в дальнейшем становятся фактором, приводящим к ее снижению (за счет предоставления новой информации).
. Вера в истинность слуха также способствует его распространению.
В процессе распространения форма и содержание слуха подвергаются трансформациям:сглаживание - фабула становится короче за счет исчезновения деталей, которые данной аудитории представляются несущественными. заострение - увеличение значимости существенных деталей;уподобление - приближение фабулы слуха к психологическим, культурным, этническим особенностям аудитории.
.
Существуют различные точки зрения на феномен слухов. Одни называют их "интеллектуальным раком", другие - "радиостанцией свободы". В любом случае, какой бы характер, негативный или позитивный, не носила оценка данного феномена, совершенно очевидно, что игнорировать его нельзя.
. слухи являются одним из показателей социальной напряжённости в обществе. Так, в разное время людей могут в большей степени интересовать те или иные вещи, события. Переключение интереса различных категорий населения от событий светской хроники, касающихся жизни знаменитых людей, к событиям политическим может свидетельствовать о нестабильности политического режима и политической власти. Интерес к экономическим проблемам может быть вызван ухудшением материального положения населения и т.д.
. слухи помогают выявить степень доверия, во-первых, к существующим структурам власти, а также к официальным источникам информации, и, во-вторых, СМИ несознательным или умышленным искажением информации зачастую способствуют понижению доверия населения как к властям различного уровня, так и к себе, поскольку в глазах населения СМИ выступают проводником политики центральных и местных структур власти.
. служат сигналом для возможных событий как бы предвосхищая их.
Хотя слухи представляют собой лишь составляющую общественного мнения, тем не менее, роль их в формировании последнего велика.
Последствия воздействия слухов на общественное мнение:
. поскольку слухи блокируют информационное воздействие на общественное мнение официальных структур, и главным образом СМИ, то необходимо расширять официальную информационную сеть. Чем шире будет развита информационная сеть и чем больше слоев населения будут иметь к ней доступ, тем меньшим будет воздействие неофициальной информации на общественное мнение.
. Слухи могут быть использованы как провокация, могут вызвать противоправные действия различных политических группировок экстремистского и националистического толка, занимающими оппозиционное к правительству и полулегальное положение. Результатом слухов могут стать в таком случае столкновения различных политических сил.
. Слухи могут отразиться на социальном самочувствии населения, если они носят негативный характер, например, слухи о гражданской войне, о голоде, распаде России и т.д., распространённые в нашем обществе в 1992 г. Слухи по-разному действуют на разных людей, одних они минуют, других притягивают к себе настолько, что могут становиться регуляторами их поступков. «Заражение» людей слухом происходит в зависимости от их индивидуальных, социальных и психологических особенностей.
25. Внушение как способ управления общественным мнением
Внушение — это способ воздействия на сознание людей, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений. При внушении главную роль играют эмоциональное убеждение, заражение, подражание, авторитет, доверие к групповому и общественному мнению. Из предыдущего опыта выносятся убеждения, не нуждающиеся в доказательствах, перешедшие в установку и регулирующие так называемый климат мнения, который благоприятствует восприятию информации определенной направленности. Внушение апеллирует к готовности индивида воспринять даваемую информацию как должное, как инструкцию к действию, и потому здесь нет необходимости в логических доказательствах
.Внушение (лат. suggestio — сугге́стия)
— психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит
некритическое восприятие им убеждений и установок. Представляет собой особо
сформированные словесные (но иногда и эмоциональные) конструкции, часто также называемые
внушением. При внушении все передаваемые
идеи воспринимаются и исполняются "слепо".
Внушение используют, чтобы блокировать
нежелательное поведение или мышление
человека, склонить к желательному действию
или поведению, распространить полезную
информацию и слухи. Внушения приобретают
силу путем повторения. Человек может
отвергнуть предложение, сделанное один
раз, но если послушает одно и то же некоторое
время – примет его. Кроме того, внушение
может не произвести заметного действия
сразу, а проявиться через определенное
время. Когда сознание заинтересовано
и отвлечено, подсознание остается без
защиты и впитывает все, что ему говорят.
Внушением осуществляется влияние одного
человека (или группы людей) на другого
человека (или группу) с целью изменения,
пробуждения, актуализации установок,
ориентации, поступков личности, на которую
направлен акт внушения. Средства суггестии
позволяют влиять на мысли, настроения,
чувства, поступки.
При этом внушающее воздействие может
исходить: от отдельного человека, группы,
комплекса социальных факторов (обычаев,
господствующих идей, предрассудков и
т. п.). Внушению характерен бесконфликтный
характер приема информации объектом
внушения..
Механизм внушения проявляется в том,
что воспринимающий воздействие человек
начинает действовать не в результате
логически развивающейся ситуации и соответствующих
размышлений, а как бы подталкивается,
"провоцируется" в знании представленным
о наступлении такого действия..
Внушение может сказываться на мировоззрении
и стиле поведения человека, оно влияет
на его установки, трансформирует их и
развивает. Его влияние сказывается на
формирование стереотипов, стандартов
поведения и оценок. Внушение способно
формировать отношение к идеалу подражания,
общепризнанным авторитетам, ходу социально-исторического
развития себя и общества.
Катализатором внушения является и конформность,
проявляющаяся в бессознательном подражании
социальной микросреде, в копировании
представлений, эмоций, восприятий и действий.
Конформность показывает, что поступки,
мнения, оценки, взгляды человека в известной
мере зависят от поступков, мнений, оценок,
взглядов других людей.
Сродни конформности психофизиологический
феномен, именуемый подражанием, и чисто
физиологический процесс, известный как
подражательный рефлекс. Подражательное
(имитационное) поведение выражается в
бессознательном заимствовании мимики,
жестов, интонаций голоса, манеры себя
держать или одеваться и т. п. Обучение
не обходится без подражания, ибо это кратчайший
путь передачи опыта. Подражание в значительной
мере делает человека человеком. Человек
становится человеком, обитая в социальной
среде. Проявляемая конформность в сопереживании
человеку в психологии называется эмпатией.
Конформное поведение охватывает массы,
проникнутые общностью потребностей,
настроений и чувств. Митинги, парады,
демонстрации и другие массовые мероприятия
порождают общий эмоциональный подъем.
Людей объединяют одинаковые потребности
и чувства, достигается взаимопонимание
и повышается внушаемость каждого человека.
Слово, клич, идея, созвучные этим потребностям
и чувствам, действуют подобно искре [31].
"Действия толпы в значительной мере
обязаны внушению и взаимовнушению, часто
даже сводящемуся к простому подражанию"
[6].
Такая форма поведения имеет много биологических
выгод и закрепилась эволюцией. Стадность
сокращает сроки обучения потомства. Установлено,
что методом подражания обезьяны осваивают
полезные навыки в десять раз быстрее,
чем способом проб и ошибок.
Стадное существование повышает шансы
выжить при нападении врага. Сотни зорких
глаз скорее его заметят. Возрастает во
много раз и эффективность обороны. И тут-то
без подражания не обойтись, надо следовать
примеру опытного вожака, времени для
обучения нет.
Конформность существенно отличается
от стадности, но где-то в глубине они имеют
общие корни.
Следовательно, три психологических феномена
участвуют во внушении: эмоциональное
воображение, психологическая установка
и конформность. Они неравнозначны. Соединение
воображения с сильной эмоцией — это заводной
механизм внушения. Само же внушение —
производное от воображения.
Внушение — явление биопсихосоциальное.
Оно биологическое по отношению к мозговым
механизмам, психологическое по форме,
социальное по содержанию и общественной
направленности [31].
Существуют определенные правила внедрения
какой-либо идеи в человеческое сознание
[31].
Необходимо разрушить вашу психологическую
установку, место которой займет другая,
внушенная вам. Для этого подходят все
средства, но лучше всего использовать
ваши слабости.
Человек, который собирается ввести в
ваше сознание новую установку, должен
быть для вас достаточно авторитетным
лицом.
Внушение идеи должно опираться на известные
вам факты, которые для вас небезразличны,
поэтому в начальных фазах внушения должны
преобладать логические связи между фактами,
и по мере того как воздействие на вас
достигает своей цели, вы постепенно становитесь
не только носителем этой идеи, но и слепым
исполнителем ее. Во всех сторонах вашей
личности вы можете быть обычным человеком,
пока дело не касается внедренной в вас
идеи (установки). Тогда в вас просыпается
параноидальное, нередко агрессивное,
существо, готовое отстаивать эту идею.
впрямую".
Человек — биосоциальная и духовная, информационно-энергетическая
система. Как правило, современный человек,
в особенности при воздействии технологий
манипуляции индивидуальным и общественным
сознанием, принимает решение и строит
поведение неадекватное реальности и
часто действует не в своих интересах..
Внушение. Одностороннее заражение, предполагающее
наличие сознательно действующего субъекта
и объекта внушения. Отличается от заражения
воздействием не только на бессознательную
часть мозга.
Внушение передается не столько психическим
состоянием, сколько образами, идеями,
установками. При этом упор делается не
на разум, не на мысли, а на чувства, эмоции,
которые менее поддаются контролю..
26. Механизм эмоционального заражения в системе управления общественным мнением
Исторически первичным и главным психологическим механизмом, действующим в массе, всегда считалось заражение. Однако и вокруг этого явления постоянно развертывалась борьба теоретических взглядов. Суть этой борьбы заключается в двух моментах. С одной стороны, при внешнем наблюдении именно заражение выглядит наиболее очевидной особенностью поведения людей в массе. С другой стороны, заражение всегда казалось наиболее легко объяснимым феноменом. Самым простым было образное объяснение, по аналогии с заражением какими-то болезнями, например гриппом. Действительно, жизнь показывает: стоит одному человеку начать чихать и кашлять, как вскоре вокруг возникает масса таких же, чихающих и кашляющих индивидов. Есть и другая, психологическая аналогия. Стоит кому-то начать смеяться, как смех обычно подхватывается. Аналогично объяснялось распространение эмоциональных состояний в массе. Еще Г. Лебон писал: «Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода... В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интересов общего. Это — вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в качестве составной части массы» (Цит. по: Фрейд, 1969). В современной социальной психологии под заражением понимается процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, протекающий на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. Заражение может обладать различной степенью произвольности. Однако вышедшее из-под контроля обоюдное заражение приводит к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур и вырождению организованно взаимодействующей группы в ту или иную разновидность толпы» Это означает, что наблюдаемое со стороны заражение складывается из внешнего воздействия (внушение) заражающего и внутренней реакции (подражание) заражающегося.
27. Механизм подражания в системе управления общественным мнением
Определение подражания
Что такое подражание? Это заимствование индивидом готовой модели поведения у кого-либо из окружающих. И это — весьма полезная его способность. Как отмечал Г. Тард: «Стремление человека к подражанию — одна из самых резких черт его природы; это неоспоримая и неоспариваемая истина. Достаточно бросить взгляд вокруг себя, чтобы увидеть, что весь социальный мир представляет из себя не что иное, как ряд сходств, произведенных разнообразными видами подражания: подражанием—модой или подражанием—привычкой, подражанием—симпатией или подражанием—повиновением, подражанием—образованием или подражанием—воспитанием, наконец, добровольными рефлективными подражаниями». А вот мнение К.Г. Юнга: «Общественная психология никак не может обойтись без подражания, ибо без него попросту невозможны массовые организации, государство и общественный порядок; ведь не закон создает общественный порядок, а подражание, в понятие которого входят также внушаемость, суггестивность и духовное заражение». Таким образом, подражание — одна из форм обмена жизненным опытом и механизм преемственности поколений, социального наследования.