Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:24, лекция
Общественное мнение - мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.
Феномен ”общественное мнение” принадлежит к числу таких социальных явлений которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Макиавелли в своем "Государе" особо указывал на исключительную важность этого феномена. В том виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери.
Чем более свободна дискуссия, тем более адекватно общественное мнение происходящим в обществе процессам.
Общественное мнение формируется
разными способами, которые можно разделить
на две группы: стихийные способы и рациональные.
Стихийные способы – это чаще всего бурная и никем не планируемая
реакция на событие, вызвавшее широкий
резонанс. Это могут быть и не-предвиденные
события: катастрофы, террористические
акты. Самый крас-норечивый пример
– события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.
В ми-ровом общественном мнении произошли
серьезные сдвиги как позитивно-го, так
и негативного характера. Но произошли
они стихийно, без предва-рительного планирования.
Общественное мнение формируется и направляется с помощью оп-ределенных технологий (рациональные способы). Их используют поли-тические партии, органы власти, определенные группы влияния, пресле-дующие политические цели.
15 «законов» влияния на общественное мнение
Известный американский PR-специалист Хадли Кентрил сформули-ровал 15 «законов», которые могут повлиять на общественное мнение.
1. Значительные события, затрагивающие интересы и эмоции многих людей, как правило, отражаются в общественном мнении.2. Необычные (шокирующие) события могут создать ситуацию маят-ника в общественном мнении, оно будет колебаться из крайности в край-ность до тех пор, пока не станет понятной причина происшедшего.3. Общественное мнение, как правило, более чутко и оперативно реа-гирует на события, чем на слова.
4. Чтобы устные заявления в связи с важными политическими собы-тиями повлияли на общественное мнение, они должны прозвучать свое-временно, оперативно, пока отношение не сформировано и люди ждут ин-терпретации от авторитетного источника информации.5. Общественное мнение не предвидит ситуаций – оно лишь реагиру-ет на них. 6. С психологической точки зрения общественное мнение детермини-ровано, в основном, их личными (корыстными) интересами.7. Общественное мнение может быть возбуждено каким-то словесным (информационным) воздействием, всколыхнет большие массы людей. Но если развитие событий не подтверждает их личной заинтересованности в происходящем, «волна» общественного мнения стихнет.8. Общественное мнение трудно изменить, так как оно затрагивает личные интересы.9. Общественное мнение может опережать действия официальных ор-ганов, если затрагивает особо насущные интересы людей.10. Если мнение разделяет даже незначительное количество людей, событие или факт может склонить общественное мнение к его одобрению. 12. Если люди участвуют в принятии решения, они готовы его от-стаивать.13. Люди с большей готовностью высказываются по поводу выдви-гаемых целей, чем по поводу методов их достижения.14. Общественное мнение всегда эмоционально окрашено. Если эмо-ции в формировании общественного мнения преобладают, то оно особо подвержено резким изменениям.15. Чем выше уровень образованности, просвещенности населения, чем больше доступ к информации, тем более присущи общественному мнению трезвость и здравый смысл.
21. Имидж страны и политика
Слово «image» было заимствовано русским языком из английского и перевести его можно как «образ, изображение, маска, типаж, репутация, амплуа» и т.д. Это понятие чаще всего применяют по отношению к человеку, когда хотят совокупно описать особенности его речи, манеры одеваться, поведения, умения держать себя в обществе.[4] Но в теории международной коммуникации принято говорить также об имидже той или иной страны.
Имидж в современном понимании является неким совокупным эмоциональным восприятием о каком-либо объекте разговора или суждения, в результате действий объекта, которые совершает сам объект и действий другой стороны по отношению к объекту. Имидж аккумулирует большинство точек зрения об объекте и представляет объект в сжатом виде, но дающим некое представление о нем.
Имидж страны, равно как имидж политика, политической партии, региона, бизнес-структуры относится к той категории стратегических ресурсов, который позволяет выстраивать все остальные активы. Иными словами, будучи нематериальным активом, имидж создает целый механизм причинно-следственных связей, который, в свою очередь, формирует набор иных материальных ресурсов и возможностей для его обладателя (носителя).[5] Действительно, если вы обладаете хорошей репутацией - вам с удовольствием дадут в долг, окажут содействие в решении вопроса, сделают рекомендацию, согласятся сотрудничать в реализации стратегических проектов. Следовательно, вполне разумно предположить, что имидж – это результат каких-либо действий, содержание которых объективно определяется комплексом «стартовых» условий, обеспечивающих возможность реализации тех или иных шагов; что пестрота традиций, нравов, обычаев, культурных особенностей жителей страны, относящихся ко всем типам цивилизаций, соответствующие социально-экономические процессы во вновь формирующемся сообществе людей, геополитическое положение страны и многие другие факторы и являются характеристиками «стартовых» условий.
Сегодня о других государствах мы можем судить по тому, что мы читали в детстве о той или иной стране, по деятельности государства на международной арене, по высказываниям отечественных влиятельных и авторитетных личностей, высказываниям политических и общественных лидеров государства и др. Международный имидж государства является совокупностью взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы, сформировавшихся в результате процесса развития государственности, эффективность взаимодействий звеньев которой определяет тенденции политических, экономических, социальных, общественных и других процессов в стране. Это именно та деталь, которая определяет, какую репутацию приобретает или приобретет государство в сознании мировой общественности в результате взаимодействий тех или иных ее субъектов, взаимодействующих с остальным миром.
Если исходить из традиционного понятия «имидж», то имидж страны – это эмоционально окрашенный образ страны, целенаправленно формируемый в общественном сознании средствами рекламы, пропаганды и т.д. В основе имиджа страны лежат национальные образы-символы, связанные с географическими, цивилизационными, историко-культурными, этнорелигиозными особенностями.[6]
Имидж государства складывается из очень многих, совершенно разноплановых составляющих. Объектом имиджа может быть как отдельный человек – политический или общественный деятель, так и сама страна.
Объектами имиджа могут быть и отдельные сферы жизнедеятельности государства – власть, экономика, армия, внешняя и внутренняя политики и проч.
Имидж государства свидетельствует о его экономической силе, мощи, богатстве, уровне развития культуры. Имидж является совокупным показателем авторитета государства и успешности действий на международной арене, оценкой мнения зарубежной общественности о стране.
Необходимость формирования международного имиджа любого государства неоспорима. Правильная направленность формирования международного имиджа сегодня выполняет несколько значимых функций.[7]
1. Престиж государства повышает воспитательно-патриотическую роль имиджа страны для ее граждан, в частности молодого поколения. Высокий или низкий международный имидж государства помогает сформировать совершенно различные восприятия собственной страны.
2. Высокий имидж страны позволяет надежнее фиксировать политические и экономические успехи государства на международной арене.
Международный имидж государства отличается сильной эмоциональной составляющей. Имидж должен выступать неким посредником между государством и целевой аудиторией. То есть, можно говорить о том, что международный имидж государства осуществляет связь общественного мира и реального государства.
Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.
22. Лоббирование
Лоббизм' (то же что и «лоббирование») — институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.[
Формы (технологии) лоббизма
Лоббизм существовал еще в советские времена, правда, в весьма своеобразных административных формах. Процесс фрагментации государственной власти на рубеже 80-90-х годов стимулировал подлинный "взрыв" лоббистской деятельности.[4] В этой связи были предприняты попытки установить правовое регулирование в данной сфере: всего со времени созыва первой Государственной Думы нового образца было внесено пять законопроектов о лоббизме, причем самый первый законопрокт «О регулировании лоббистской деятельности в РФ» появился еще в 1992 году.[5] Однако единый закон так и не был принят.
В качестве действующих лоббистских структур можно рассматривать Торгово-промышленную палату, Российский топливный союз, Ассоциацию нефтепереработчиков и нефтехимиков, Энергетический клуб России, Ассоциацию операторов сетей GSM, Союз независимых производителей газа, Ассоциацию производителей табачной продукции, Ассоциацию российских банков, Всероссийский союз страховщиков, Национальную ассоциацию участников фондового рынка, Российскую ассоциацию организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, Российскую ассоциацию развития игорного бизнеса, Российский союз автостраховщиков, Российский союз промышленников и предпринимателей, Российское газовое общество, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России, Союз производителей алкогольной продукции, Союз производителей нефтегазового оборудования, Союз экспортеров металлопродукции России. Данные объединения отстаивают интересы входящих в них компаний. Их основные усилия сосредоточены на желании институционализировать себя в системе принятия государственных решений. Представляя интересы бизнеса, они не стремятся к политической ответственности, но заинтересованы в формулировании данных интересов на общенациональном уровне, чтобы оказать влияние на процесс принятия решений.[6]а
23. Пр-технологии в избирательных кампаниях
Методы политического PR почти универсальны
Избирательная кампания - это состязание
технологий воздействия на общественное
сознание и психику. Стратегическая цель
всегда одна - задать нужный угол зрения
на факты и события, имеющие отношение
к кандидату или к выборам. Накоплен достаточно
большой опыт в области политического
маркетинга и консультирования, в том
числе и опыт негативный.
Наиболее характерные приемы, используемые в избирательных кампаниях для повышения рейтинга кандидата.
1. Интервью с кандидатом или с его доверенным лицом, когда обсуждаются возможности совместных действий с неким очень популярным и уважаемым в регионе человеком. Содержание интервью определяется результатами переговоров и реальным личным отношением указанной "статусной персоны" к кандидату. В зависимости от этого оно может быть разным:
* простая констатация факта переговоров: консультации c этой персоной проводятся;
* отрицание факта переговоров, но отрицание неубедительное, что сильнее подтверждает тот факт, что переговоры действительно идут;
* отрицание факта переговоров с целью формирования мнения о том, что победа кандидату обеспечена даже без поддержки такого видного и популярного человека.
2. Эпатаж. Публичная ссора между заранее договорившимися кандидатами (обычно не претендующими на победу в избирательной кампании) с освещением ее в СМИ. В зависимости от целей, которые ставит себе кандидат, скандал может развиваться по разным сценариям. Если конечной целью кандидата является победа на выборах, не исключено примирение вчерашних "врагов" и снятие одной из кандидатур в пользу оппонента. Это довольно рискованный прием: не исключено, что в результате подобной акции ляжет тень на имидж кандидата. Чаще всего подобная тактика применяется для резкого увеличения низкого рейтинга при дефиците времени на полноценную раскрутку кандидата. 3. Преувеличение значимости одной из проблем региона. Искусственное создание ситуации, вокруг которой можно развернуть громкую пропагандистскую кампанию с активным привлечением СМИ. Кандидат возглавляет движение "за" или "против" и на волне актуальности проблемы увеличивает свою известность. 4. Скрытая реклама кандидата через серию небольших сообщений в СМИ на сенсационную тему. Внимание к персоне кандидата возрастает постепенно. Первое сообщение служит лишь наживкой, приоткрывая незначительную часть более интересной информации. Второе - более подробно и глубоко раскрывает тему. Третье - полновесная статья, напрямую связанная с именем кандидата, что фактически является прямой пропагандой. В сознании избирателей закрепляется связь между запомнившимся событием и именем кандидата. Подобный прием более эффективен тогда, когда имя кандидата мало известно избирателям и в отличие от основной темы сообщения не представляет интереса для широкой общественности.5. Утечка информации о благоприятных перспективах кандидата или общественно значимых делах, которые кандидат планирует совершить. Здесь используется форма сообщения от третьего лица - источника, близкого к кандидату. Это создает иллюзию эксклюзивности и достоверности.6. Размещение в газетах "независимого" социологического опроса, результаты которого свидетельствуют о высоких шансах кандидата на победу. 7. Обращение "независимого" авторитетного эксперта с призывом голосовать за кандидата. Чем выше статус эксперта, тем значительнее эффект. Главное - убедительно объяснить мотивы, побудившие его выступить с подобным заявлением.8. Интервью с рядовым сотрудником (соседом и т.д.) кандидата. Возможна целая подборка подобных интервью с представителями различных социальных групп. Надо сказать, что их эффективность чаще всего зависит от искренности авторов. 9. Серия аналитических статей, посвященных социально значимым темам. Главная задача этих материалов - убедить читателей, что предложенный кандидатом путь решения наиболее действен. Статья обычно выстраивается по следующей схеме: описание текущей ситуации и трудностей, с которыми сталкивается рядовой избиратель; изложение нескольких способов выхода из сложившегося положения, что создает видимость объективного поиска наилучшего решения. 10. Эксплуатация неполной осведомленности избирателей о фактическом содержанииобсуждаемой темы - жонглирование цифрами. Без знания того, как обстояли дела раньше, трудно объективно оценить, что означают предлагаемые цифры: действительный успех или банальный застой? Любым средним показателям можно придать значение "больших достижений". 11. Вопросы от "незаинтересованного" слушателя - характерный прием для радио- и телеинтервью. Вопросы подобраны и построены таким образом, что позволяют осветить наиболее выгодные для кандидата темы, а предварительная подготовка дает возможность эффектно и грамотно выстроить ответы, раскрыть наиболее привлекательные стороны кандидата как личности. 12. Распространение негативной информации о своем кандидате. Структура сообщения такова, что очевиден сомнительный характер этой информации. Она исходит от человека неприятного и не вызывающего доверия аудитории. Если акция грамотно выстроена, то ответной реакцией будут отторжение негативной информации и создание вокруг кандидата своеобразного защитного поля.13. Дополнительные способы повышения уровня "достоверности" информации: