Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:28, контрольная работа
При характеристике избирательного права прежде всего необходимо учитывать, что традиционно оно рассматривается в двух значениях. Во-первых, избирательное право является разновидностью субъективного права и представляет собой закрепленное в Конституции РФ (ст. 32) право российских граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
Юридический факультет
Кафедра конституционного и административного права
Контрольная работа
по дисциплине «Избирательное право и избирательный процесс »
по теме:
«Понятие избирательного права. Объективное и субъективное избирательное право. Система избирательного права»
Выполнил
Проверил
Ст. преподаватель
Волгоград
2013
При характеристике избирательного
права прежде всего необходимо учитывать,
что традиционно оно
Говоря о субъективном избирательном праве, следует различать активное избирательное право (право избирать) и пассивное избирательное право (право быть избранным). В своей совокупности они составляют главное содержание субъективного избирательного права российских граждан. Наряду с ними в структуру субъективного избирательного права входят и другие правомочия. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные права граждан включают в себя не только право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, предусмотренном законодательством о выборах.
Объективное избирательное право является одним из важнейших разделов конституционного права, выходящим по своему значению за рамки обычного конституционно-правового института. По кругу и характеру регулируемых отношений, своей внутренней организации и обилию источников, по влиянию на формирование и функционирование органов народовластия его правильнее рассматривать в качестве одной из базовых подотраслей конституционного права Российской Федерации. В этом смысле, представляя собой совокупность правовых норм, избирательное право главным своим предназначением имеет юридическое обеспечение организации и проведения выборов в целях осуществления права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Избирательное право является универсальным регулятором всех видов выборов, связанных с реализацией субъективных избирательных прав российских граждан. Оно рассчитано на применение по отношению к любым избирательным кампаниям, ориентировано на обеспечение доверия граждан к выборным органам государственной и муниципальной власти, придание легитимного характера процедуре их формирования.
Для объективного избирательного нрава характерна естественная связь с субъективными избирательными правами, главными обладателями которых являются российские граждане. Вместе с тем важно учитывать, что избирательными правами в предусмотренных законом случаях могут быть наделены и иностранцы. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и российские граждане. На сегодняшний день Россия имеет такие договоры с четырьмя странами (Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией), что, безусловно, оказывает влияние на состояние современного российского избирательного права.
Предмет избирательного права можно определить как общественные отношения, возникающие в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, составляющие в целом избирательные права граждан.
Согласно закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее «Об основных гарантиях…») от 12 июня 2002 года под избирательными правами граждан понимается конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
Данное законом определение позволяет отграничить предмет избирательного права от отношений, основанных на выборах как на внутриорганизационной технологии определения воли голосующих лиц. В данном качестве выборы широко применяются при формировании руководящих органов в коммерческих и некоммерческих организациях, государственных и муниципальных органах. Почему такие отношения не включаются в сферу избирательного права? Потому что в данных отношениях голосующие граждане выступают в роли членов того или иного коллектива (например, акционеров – при формировании правления акционерного общества, депутатов представительного органа местного самоуправления – при избрании из своего состава главы муниципального образования), но не в качестве граждан Российской Федерации, обладающих в соответствии с конституцией правом избирать и быть избранными.
Избирательное право регламентирует не все отношения, возникающие при организации и проведении выборов, а только те, которые нуждаются в правовом регулировании путем закрепления прав и обязанностей за субъектами общественных отношений. Например, политические отношения, возникающие между собой у кандидатов, избирательных объединений, не регулируются избирательным правом. Поэтому понятие выборов как системы отношений, опосредующих наделение народом своих представителей правом осуществления публичной власти, шире, чем предмет избирательного права. Выборы включают в себя различные политические, этические, корпоративные отношения, регуляторами которых выступают соответствующие социальные нормы.
В то же время, избирательное право регулирует не только отношения, возникающие непосредственно при проведении выборов. В избирательно-правовую сферу вовлекаются отношения, возникающие в межвыборный период. Это, например, отношения по регистрации (учету) избирателей, формированию постоянно действующих избирательных комиссий.
Однако такие отношения всегда связаны с выборами. Регистрация избирателей осуществляется для использования данных этой системы при составлении списков избирателей на различных выборах, избирательные комиссии представляют собой систему органов, само существование которых обусловлено потребностью в проведении выборов.
Важное значение имеет отграничение избирательных отношений от иных отношений, возникающих в сфере непосредственного осуществления народом своей власти. Такими отношениями, которые во многом сходны с избирательными, являются референдумные отношения и отношения по отзыву выборных лиц. Референдумом называется голосование по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Отзыв — это процедура досрочного прекращения полномочий выборного лица, выступающая в качестве формы ответственности за ненадлежащее осуществление выборным лицом своих полномочий.
Все эти процедуры являются формами непосредственной демократии. Общим признаком данных институтов является также их процессуальное осуществление: выражение народной воли на выборах, референдуме, при отзыве происходит путем голосования; организацией избирательного и референдумного процесса, процесса по отзыву занимаются избирательные комиссии, осуществляется агитация. Основанием разграничения избирательных, референдумных и отзывных отношений является то обстоятельство, что выборы, референдум и отзыв являются разными по целевому назначению формами непосредственной демократии: выборы имеют своей целью реализацию избирательного права граждан, формирование, воспроизводство органов публичной власти, референдум – принятие решений по важнейшим вопросам общегосударственного, регионального и местного масштаба, не связанным с избранием лиц, а отзыв – досрочное прекращение полномочий выборных лиц. Проведение выборов является обязательным в силу ограниченного срока полномочий избираемых органов, проведение же референдума и отзыва целиком зависит от инициативы определенных законом субъектов.
Избирательные отношения следует также отграничивать от отношений, имеющих иную отраслевую природу, но возникающих в связи с проведением выборов. К таким отношениям относятся отношения, регулируемые трудовым правом (например, отношения, связанные с правом зарегистрированного кандидата на освобождение от работы для участия в выборах), финансовым правом (например, отношения, связанные с распределением государственных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов), уголовным и административным правом (в рамках данных отношений реализуется уголовная и административная ответственность).
Такие отношения не являются предметом
избирательно-правового
Таким образом, избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Важнейшим свойством и своеобразием избирательного права является его материально-процессуальная природа. Избирательное право состоит из двух крупных регулятивных блоков: материально-правовое регулирование субъективного избирательного права граждан, принципов (основных начал) избирательного права, а также процессуально-правовое регулирование реализации избирательного права и порядка формирования этих органов.
Основное содержание избирательного
права составляют процессуальные нормы,
назначение которых состоит в
регламентации процедуры
Внаучной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значения – широком и узком.
В широком смысле избирательная система – это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения.
Однако наибольший интерес представляет избирательная система в узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему.
Существуют два основных вида избирательных систем, в основе различия которых лежит тот или иной порядок определения результатов голосования – мажоритарная и пропорциональная.
Мажоритарная избирательная система и ее разновидности.
Мажоритарная избирательная
В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил установленное число голосов.
Существуют различные
Одной из разновидностей рассматриваемой системы – мажоритарная система относительного большинства. Она предполагает избрание того кандидата, который наберет голосов больше, чем любой из его соперников в отдельности.
При этой системе обычно не устанавливается ни обязательность участия в голосовании ни обязательный минимум избирателей, допущенных к участию в голосовании. А поскольку при данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия, кандидатов которой по стране поддержало большинство избирателей, получает в палате парламента меньшинство мест.
Другая разновидность – мажоритарная система абсолютного большинства – достаточно часто используется для избрания президента (Франция, Россия, Казахстан). Кандидату для избрания необходимо набрать в первом туре свыше 50% голосов избирателей округа. В качестве базы для подсчета голосов может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными, либо общее число зарегистрированных избирателей. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участников избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Так, в соответствии с п. 2 ст. 70 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», «Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися, в случае если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей». Согласно п. 2 ст. 80 Избирательного кодекса Белгородской области выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися, в случае если в них приняло участие менее 50 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей на выборах Губернатора Белгородской области.