Региональная политика Финляндии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В последние десятилетия проблема регионального развития многих государств мира всё более стали значимыми и актуальными. Это обусловлено, прежде всего, тем, что социально-политическое развитие кокой либо территории не представляет собой равномерный процесс. Скорость этого процесса значительно меняется по сферам развития общества и различным регионам. Всегда можно выделить отрасли, районы, процветающие и развивающиеся быстро, в то время как другие развиты недостаточно хорошо и переживают депрессию.
Для минимизации негативных последствий такой неравномерности в государствах проводиться специальная и целенаправленная региональная политика, охватывающая различные социально-экономические и политические сферы.

Содержание работы

Введение 5
1. Методологические основы исследования региональной политики 10
1.1 Сущность и структура региональной политики 10
1.2 Виды региональной политики и ее формы 29
2. Эволюция региональной политики Финляндии 37
2.1 Территориальная структура Финляндии 37
2.2 Особенности регионального развития Финляндии 42
2.3 Этапы становления региональной политики Финляндии 48
3.Современный этап региональной политики Финляндии 58
3.1 Особенности современного этапа региональной политики
Финляндии 58
3.2 Евроинтеграционная составляющая региональной политики Финляндии 63
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

Трактовки термина «регион» в различных отечественных и зарубежных изданиях часто различаются.

В «Словаре иностранных слов» указывается лишь два значения данного слова: «Регион (англ. region от латинского region) 1) область, район, часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения; 2) группа близлежащих стран, представляющая собой отдельный экономико-географический, или близкий по национальному составу у культуре, или однородный по общественно-политическому строю район мира». В этих двух значениях термин «регион» действительно используется очень часто, но ими не исчерпывается употребление данного слова [45, с. 453].

Так, в «Понятийно-терминологическом словаре» Э. Б. Алаева отмечается, что только в региональной экономике и географии слово «регион» применяется в четырех значениях:

  1. В качестве синонима «район»;
  2. Для обозначения сопоставляемых таксонов, принадлежащих к различным системам таксонирования или к различным порядкам одной и той же системы таксонирования;
  3. Для выделения любых территорий, не «подходящих» по своим признакам к принятой системе территориального членения и не позволяющих обозначить их другими терминами;
  4. Для названия территориальных таксономических единиц определенного класса в конкретной системе таксонирования [3, с. 70].

Кроме того Э. Б. Алаев полагает, что для упорядочения терминологии целесообразно сохранить за термином «регион» только первое значение, но на практике следовать этой рекомендации очень сложно по двум причинам: во-первых, термин «район» использовался еще в СССР, а современный научный язык стремиться освободиться от этого термина и употреблять более эластичный термин «регион»; во-вторых, термин «район» невольно отождествляется с административными районами, что иногда порождает путаницу.

В «Оксфордском словаре английского языка» приведено восемь основных значений слова «регион», четыре из которых имеют значимый для нас географический и экономический аспекты:

1. Большой участок земли; более  и менее определенная часть  земной поверхности, в частности, выделенная по определенным естественным особенностям, климатическим условиям, особой фауне и флоре и т. п.;

2. Административное подразделение  города или округа;

3. Относительно большое подразделение  страны, выделенное для экономических, административных или культурных целей, которое часто подразумевает альтернативную, по отношению к централизованной организации, систему;

4. Район мира, образованный соседними  странами, которые, с международной  точки зрения, рассматриваются социально, экономически или политически взаимозависимыми [51, с. 8].

В современных теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Так, академик А. Г. Гранберг выделяет четыре парадигмы этого понятия: регион – квазигосударство; регион – квазикорпорация; регион – рынок; регион – социум [40, с. 21].

Экономисты и географы используют слово «регион» чаще в широком смысле слова. В словаре по современной экономике известного издательского концерна «Мак-Гроу-Хилл» в одной из статей «регион» определяется: «Этот термин употребляется применительно к какой-либо площади, которая может быть самого разного размера, от небольшого района в крупном городе до огромных частей внутри континентов» [51, с. 9].

Следовательно, становится очевидным, что любой регион как часть земной и (или) водной поверхности с относительно однородными характеристиками и определенными границами является компонентом не только национальной, но и интернациональной системы. Тем не менее в большинстве случаев регион отождествляется с частью территории и (или) акватории того или иного государства. Именно в таком значении слово «регион» в последнее время получило широкое распространение во всем мире. Этот термин применяется для обозначения территориальных единиц и соответствующих органов управления и самоуправления на так называемом «промежуточном», «мезо-» или»третьем» уровне. Промежуточный уровень существует во многих странах и располагается между национальным (центральным, федеральным) и локальным (местным) уровнями.

В СССР промежуточный территориальный уровень в основном был представлен союзными республиками. Этот уровень, в свою очередь, имел сложную структуру, включавшую множество других типов национально-государственных и административно-территориальных единиц. После распада Советского Союза в России слово «регион» стало чаще использоваться в более узком смысле слова: в качестве короткого и более удобного при частом повторении синонима словосочетания «субъект федерации».

В социальных науках слово «регион» иногда используется не только при идентификации какого-либо ограниченного пространства, сколько для обозначения части сообщества (мирового, национального), которое проживает или осуществляет какую-либо деятельность на ограниченной по заранее определенным критериям территории, а также при территориальном делении мировой или национальной экономики. В связи с этим в научной литературе закрепились такие словосочетания как «региональные интересы», «потребности регионов». В этом случае речь идет об интересах и потребностях региональных сообществ.

Любой регион – это явление динамичное, прогрессивное, означающее, что каждая территория должна каким-либо образом развиваться. Следовательно, существует еще одно базовое понятие тесно связанное с понятием «регион» - это «региональное развитие» или «развитие региональных сообществ».

Региональное развитие – прогрессивное изменение внутренней социально-политической структуры региона [58, с. 342].

Придерживаясь позиций специалистов по социальным наукам, В. С. Фатеев определяет развитие в широком смысле как явление (социально-экономическое развитие), включающее в себя ряд изменений, происходящих в сообществе людей, проживающих в любом регионе со своими географическими, политическими и иными границами. Эти изменения происходят практически во всех сферах жизни сообщества, однако основные из них можно разделить на четыре крупные области:

а) видоизменения в факторах производства;

б) лучшее использование существующих ресурсов;

в) изменения в структуре и функциях общественных институтов;

г) перемены во взглядах и ценностях населения

 «Регион», являясь понятием многоаспектным, может быть применим к любым территориальным единицам, место которых не определено в той или иной системе таксонирования либо не имеет значение по контексту. Занимаясь теоретическими вопросами региональной политики, регионом будет являться, прежде всего, официальные территориальные составляющие государства (области, графства, административные районы).

В постоянно меняющемся мире традиционные региональные проблемы не исчезают, а переходят в новое качество. Также новые региональные проблемы возникают при переходе к постиндустриальному обществу и в связи с глобализацией экономики [51, с. 12].

Развитие любого современного сообщества требует четко организованной системы управления. Управленческие аспекты данной системы связаны с понятием региональная политика.

Региональная политика – это внутренняя территориальная политика государства, осуществляемая его органами, выражающаяся в управлении развитием частей его территории – регионов [18, с. 50].

Применительно к происхождению региональной политики А. Кулькински отмечает: «Региональная политика – вообще говоря, так же стара, как и государство. Её можно определить как искусство применения правительства различных подходов к разным частям страны. В этом смысле мы можем дискутировать о региональных политиках не только в современных государствах, но и в Римской империи. Однако понятие региональной политики и сам термин относятся к опыту двадцатого столетия. Региональная политика первоначально появилась как некое заранее обдуманное усилие органов публичной власти, и в частности национальных правительств, чтобы уменьшить неравенство между регионами посредством использования специально разработанных инструментов. В большинстве случаев цели и основные функции региональных политик намечались законами парламента определяющими права органов, ответственных за разработку, реализацию и оценку региональных политик» [51, с. 13].

Э. Б. Алаев дает несколько иное определение: «Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районами между собой» [3, с. 189].

По мнению Р. Ф. Туровского, региональная политика – одно из важнейших направлений внутренней политики, наряду с экономической политикой, социальной политикой, национальной политикой. Региональная политика представляет собой систему мер, с помощью которых происходит регулирование отношений между центральными властями (государством в целом) и территориями (регионами) [49, с. 81].

Сотрудники Института системного анализа РАН В. Н. Лексин, Е. Н. Андреева, А. И. Ситников, А. Н. Швецов акцентировали внимание, что «региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих процессов, и которая осуществляет всё это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей» [34, с. 51].

В узком понятии региональная политика понимается как государственное управление, т.е. деятельность общенациональных властных структур.

Возможно и более широкое понимание региональной политики, определяемое вектором ее направленности. Вектор направленности всегда направлен от центра к регионам, а содержание связано с управлением, осуществляемое по вертикали. Таким, образом, в широком понимании региональная политика – система управленческих решений любых политических структур общенационального уровня в отношении своих региональных составляющих. При таком подходе государственная региональная политика – это частный случай региональной политики. [49, с. 82]. 

Все вышеупомянутые определения позволяют определить сущностные черты региональной политики.

1.Региональная политика всегда относится лишь к сфере внутренней политики государства, к сфере управления территориальными частями страны. Другими словами, региональная политика – это внутренняя территориальная политика государства.

2. Объектом региональной политики являются части территории страны – регионы.

Структуру региональной политики полностью отражает ее определение в Указе Президента РФ от 03.06.1996 г. об «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», где региональная политика – это система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации [50].

Основными субъектами региональной политики являются высшие (центральные, национальные, федеральные) органы государств – законодательные и исполнительные органы власти центра и регионов. Также субъектами могут быть органы местного самоуправления, межрегиональные ассоциации.

Наиболее общие положения этой политики закрепляются в законодательстве соответствующей страны, в котором определяется исполнительный орган или органы, наделенные полномочиями по разработке и реализации всей или части региональной политики. Эти же органы в большинстве случаев определяются в качестве ответственных за координацию региональной политики с региональными аспектами других видов государственной политики. Этим органом может быть министерство, департамент, комитет или другой исполнительный орган, либо орган, отвечающий за несколько направлений деятельности исполнительной власти, функции которых сводятся к выравниванию социально-экономического развития регионов. Как правило, выполнение функций головного органа по региональной политике чаще всего сосредотачивается в министерстве или ведомстве, связанном с планированием (разработкой проектно-планировочных и других градостроительных документов), либо с охраной окружающей среды, регулированием жилищного фонда, либо с развитием торговли и промышленности, т.е. специальным органом центральной исполнительной власти. Так в Российской Федерации – это Министерство регионального развития, в ФРГ – Министерство организации пространства и городского строительства, во Франции – Министерство планирования и устройства территории, в Венгрии – Министерство окружающей среды и региональной политики, в Эстонии – Министерство внутренних дел, в Финляндии – Министерство труда и экономики.

Кроме этого существует опыт создания специальных органов региональной политики на межрегиональной основе. Таковыми будут являться многоштатные (федерально-штатные) региональные комиссии, например, Аппалаческая региональная комиссия (США), которые представляют собой программно-целевые органы координационного типа, воздействующие на региональное развитие с помощью прогнозов, планов, исследований и частично административных рычагов. Междуштатное положение таких органов и представительство в них федерального правительства и правительств штатов позволяют им разрабатывать крупномасштабные региональные программы и осуществлять их реализацию [18, с. 54].

В течение последней четверти XX века региональная политика начала интенсивно развиваться на межгосударственном (наднациональном) уровне. Успешным примером этого является общая региональная политика Европейского союза. Основными субъектами здесь являются Европейская комиссия (Комиссия ЕС), Европейский фонд регионального развития, созданные в 1975 году с целью содействия сокращению социально-экономических различий между регионами сообщества.

Информация о работе Региональная политика Финляндии