Региональная политика Финляндии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В последние десятилетия проблема регионального развития многих государств мира всё более стали значимыми и актуальными. Это обусловлено, прежде всего, тем, что социально-политическое развитие кокой либо территории не представляет собой равномерный процесс. Скорость этого процесса значительно меняется по сферам развития общества и различным регионам. Всегда можно выделить отрасли, районы, процветающие и развивающиеся быстро, в то время как другие развиты недостаточно хорошо и переживают депрессию.
Для минимизации негативных последствий такой неравномерности в государствах проводиться специальная и целенаправленная региональная политика, охватывающая различные социально-экономические и политические сферы.

Содержание работы

Введение 5
1. Методологические основы исследования региональной политики 10
1.1 Сущность и структура региональной политики 10
1.2 Виды региональной политики и ее формы 29
2. Эволюция региональной политики Финляндии 37
2.1 Территориальная структура Финляндии 37
2.2 Особенности регионального развития Финляндии 42
2.3 Этапы становления региональной политики Финляндии 48
3.Современный этап региональной политики Финляндии 58
3.1 Особенности современного этапа региональной политики
Финляндии 58
3.2 Евроинтеграционная составляющая региональной политики Финляндии 63
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

- возможно более полное освоение  национальных природных и людских  ресурсов;

- региональное размещение новых  промышленных проектов [17, с. 56-57].

Таким образом, общими целями региональной политики будут являться:

1. Создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности;

2. относительное выравнивание уровней социально-экономического развития регионов;

3. Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства;

 4. Максимально эффективное использование ресурсного потенциала страны;

  5. Решение экологических проблем регионов [6, с. 45].

Считается, что успешное проведение региональной политики возможно при условии соблюдения следующих принципов:

- децентрализация, т.е. делегирование  прав и обязанностей в области  регулирования регионального развития  местными органами государственного  управления и самоуправления;

- приоритетность, т.е. концентрация  усилий на решении наиболее  важных проблем регионов;

- субсидиарность, что предполагает вмешательство правительства в решение только наиболее сложных региональных проблем;

- гибкость, связанная с регулярным  анализом последствий и корректировки региональной политики;

- партнерство, предполагающее тесное взаимодействие и сотрудничество высших органов государственного управления, местного управления и самоуправления и всех заинтересованных сторон по выработке и реализации региональной политики;

- превентивность, обусловленная своевременным вмешательством государства в региональное развитие (до появления территориальных диспропорций);

- перманентность, как постоянное, непрерывное и всестороннее отслеживание  процессов в регионах и соответствующее  воздействие на них;

- прозрачность (открытость) государственной региональной политики [6, с. 48].

Характеристика региональной политики будет не полной без описания методов и инструментария, с помощью которых она осуществляется. Таким образом, последним элементом содержания региональной политики являются методы и инструменты ее реализации – набор средств и рычагов воздействия национальных и местных органов власти на развитие регионов. А от того насколько широки и разнообразны эти средства и рычаги, в какой степени они обоснованы и удачно подобраны, в конечном счете, зависит эффективность региональной политики. Инструментарий в значительной мере определяет особенности региональной политики, показывает ее «лицо» [51, с. 30].

Существует несколько классификаций методов реализации региональной политики. Первая из них выделяет три основные группы методов реализации управления:

- административные (организационно-распорядительные, административно-правовые;

- экономические;

- социально-психологические;

Иногда в отдельную группу методов управления выделяют правовые методы, а некоторые специалисты акцентируют внимание на идеологических методах воздействия [6, с. 50].

Административные методы регулирования регионального развития базируется на отношениях власти и подчинения, характерных для властных структур, и осуществляется в форме:

- административных распоряжений, постановлений, предписаний, адресуемых  субъектами регионального воспроизводственного  процесса, воздействующих на конкретно  сложившуюся ситуацию;

- правил, регулирующих деятельность  функционирующих в регионе предприятий  и организаций различных форм  собственности (нормативное регулирование);

- рекомендаций, а также контроля  и надзора (например, бюджетно-финансового, санитарно-эпидемиологического и др.).

Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на процесс регионального воспроизводства – через интересы субъектов с помощью рычагов, как налоги, кредиты, субвенции, по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но установленными этими органами рамками. Следовательно, в основе экономических методов регулирования лежит принцип изменения мотивации поведения субъектов хозяйствования, экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций.

Стоит отметить, что вышеприведенная классификация достаточно условная, т.к., например, экономические и административные методы воздействия нередко взаимно определяют друг друга. Например, налогообложение, как экономический фактор управления, основано на соответствующем региональном законодательстве, т.е. административном элементе.

Социально-психологические методы в странах с развитыми демократическими традициями используются не только и даже не столько государственными органами, сколько различными партиями, неправительственными организациями.

 Отечественными специалистами используются и другая классификация методов регионального управления. С других позиций прямые методы делятся на прямые и косвенные.

 Прямые методы реализации  региональной политики выражаются в непосредственном финансировании тех или иных проектов или программ развития регионов: программ комплексного развития, развития социальной инфраструктуры, создания центров промышленного роста и т.д.

Суть косвенных методов состоит в том, что государство через налоговую, кредитную, таможенную политику создает благоприятные условия для привлечения инвестиций в социально-экономическое развитие регионов, которые нуждаются в поддержке, для регулирования миграционных потоков. Также из косвенных методов следует отметить практикуемую многими странами такую форму региональной политики, как создание специальных зон, сервисных зон, комплексных зон и т.д. Главная цель создания подобных зон – стимулировать с помощью налоговых и таможенных льгот определенный вид деятельности – международную торговлю, банковскую, производственную и другую деятельность, а также обеспечить занятость населения, развитие социальной инфраструктуры и т. д. [18, с. 59].

Рассмотрев структуру региональной политики, можно сформировать ее наиболее широкое определение. Региональная политика – это осуществляемое с помощью различных специальных инструментов воздействие национальных (федеральных) и субнациональных органов власти какой-либо страны, а также органов, созданных на межгосударственной правовой основе, на развитие сообществ, проживающих и осуществляющих экономическую деятельность на одной или нескольких частях национальной территории либо совокупной территории ряда стран. 

 

          1.2 Виды региональной политики и ее формы

 

Наиболее распространенной классификацией региональной политики является выделение ее по сферам воздействия. В соответствии с этим можно выделить следующие виды региональной политики:

1. Экономическая политика. Под экономической политикой понимается необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.

2. В поле зрения социальной региональной политики входят процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.

3. Демографическая политика означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

4. Экистическая (поселенческая) политика. Экстетика – наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий.

5. Экологическая политика. Усиливающаяся  концентрация производства, диктуемая  объективными потребностями его  развития, урбанизация и скученность  населения, широкое применение синтетических  материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.

6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров [58, с. 346-347].

В литературе существует проблема соотношения региональной политики государства и ее экономической региональной политики, поскольку региональная политика иногда определяется как «форма государственной  экономической политики». Однако это выделение экономического аспекта из общего аспекта во многих случаях достаточно условно, т. к. все аспекты региональной политики тесно связаны и переплетены. Отмечая условность такого выделения датский исследователь Х. Фолмер пишет следующее: «… если региональную экономическую политику определить как те действия национальных, региональных или локальных органов власти, которые влияют на экономические характеристики одного или более регионов, то в этом случае к ней относится вся экономическая политика, а также существенная часть неэкономической политики. В соответствии с этим определением региональная экономическая политика может принимать форму вмешательства не только в экономическую подсистему, но и в другие общественные подсистемы» [51, с. 20-21].

В основе второй классификации лежит степень участия государства в реализации региональной политики. В этой связи выделяют общесистемную и селективную (избирательную) региональную политику.

По мнению А. Н. Швецова общесистемная региональная политика направлена на создание общих предпосылок регионального развития, а меры ее реализации не имеют избирательного назначения и должны равномерно влиять на все регионы страны, формируя при этом экономическую, организационную и правовую среду для стимулирования самостоятельной активности региона [35, с. 68-69].

Согласно мировой практике, с целью сглаживания межрегиональных различий государство оказывает селективную поддержку отстающим в развитии регионам. Однако, общепринятого толкования термина «селективная политика» до сих пор не существует, а также не определены ее роль и место в региональной политике.

При этом существует как минимум две точки зрения на данный вопрос. Так, Н. Н. Михеева считает, что «селективную поддержку регионального развития нельзя строго отнести к собственно макроэкономическим или микроэкономическим регуляторам, поскольку для ее реализации может использоваться практически весь инструментарий экономической политики…» [39, с. 145]. Но при такой трактовке непонятно, чем селективная поддержка отличается от собственно региональной политики.

Иной подход представлен в совместном исследовании Экспертного института (Россия) и Центра по изучению России и Восточной Европы Бирмингемского Университета (Великобритания), выполненном в рамках программы ТАСИС «Экономические реформы в России: региональный аспект», где отмечено, что «суть федеральной региональной политики заключается в селективной (избирательной) поддержке тех или иных регионов» [29, с. 96]. Таким образом, авторы названного исследования отождествляют государственную региональную политику и селективную поддержку, что на наш взгляд, не совсем корректно, так как круг вопросов, решаемых в рамках государственной региональной политики, гораздо шире и может изменяться в динамике.

Н. И. Ларина выделяет две формы участия государства в развитии регионов: основное (постоянное) и дополнительное (временное) [32, с. 3]. По её мнению, избирательное воздействие государства в решении социальных, экономических, экологических и других проблем представляет собой форму дополнительного участия в региональном развитии. Однако Н. И. Ларина не конкретизирует эту форму и не называет ее селективной региональной политикой.

 Наиболее понятное и простое определение селективной региональной политики дает О. В. Сидоренко. По его мнению, под селективной региональной политикой понимается сознательная деятельность органов государственного управления, состоящую в избирательном воздействии на определенные территории с целью достижения эффективного и (или) равномерного распределения экономической активности по территории страны [44, с. 25].

Исходя из содержания моделей региональной политики (эффективность, равенство), селективную региональную политику также подразделяют на две разновидности: поляризованную и выравнивающую.

    Поляризованная селективная региональная политика предусматривает поддержку одного или нескольких выделенных регионов, имеющих наиболее высокий экономический и инвестиционный потенциал, в ущерб другим регионам. Это позволяет обеспечить приток инвестиций в выделенные регионы страны, которые используются в качестве «локомотива» («полюса роста») для ускоренного развития всей экономики.

Информация о работе Региональная политика Финляндии