Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 18:38, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние десятилетия проблема регионального развития многих государств мира всё более стали значимыми и актуальными. Это обусловлено, прежде всего, тем, что социально-политическое развитие кокой либо территории не представляет собой равномерный процесс. Скорость этого процесса значительно меняется по сферам развития общества и различным регионам. Всегда можно выделить отрасли, районы, процветающие и развивающиеся быстро, в то время как другие развиты недостаточно хорошо и переживают депрессию.
Для минимизации негативных последствий такой неравномерности в государствах проводиться специальная и целенаправленная региональная политика, охватывающая различные социально-экономические и политические сферы.
Введение 5
1. Методологические основы исследования региональной политики 10
1.1 Сущность и структура региональной политики 10
1.2 Виды региональной политики и ее формы 29
2. Эволюция региональной политики Финляндии 37
2.1 Территориальная структура Финляндии 37
2.2 Особенности регионального развития Финляндии 42
2.3 Этапы становления региональной политики Финляндии 48
3.Современный этап региональной политики Финляндии 58
3.1 Особенности современного этапа региональной политики
Финляндии 58
3.2 Евроинтеграционная составляющая региональной политики Финляндии 63
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71
С 1 января 2011 года в административном отношении Финляндия делится на:
1. 20 областей (регионы, провинции);
2. области делятся на 72 района;
3. районы делятся на 342 общины [37, с. 203].
Территориальная структура Финляндии претерпела значительную трансформацию. В разные периоды истории она имела различную сетку деления. Входив в состав Швеции, Финляндия делилась в XV- первой половине XVII века на ландскапы, с 1630-х гг. – на лены. В начале XVIII века часть Финляндии отошла к России, а в начале XIX века и вовсе полностью входила в состав Российской империи на правах автономии. В этот период Финляндия имела губернскую сетку деления. В середине XX века составными частями Финляндии вновь стали лени. Сегодняшнее территориальное деление соответствует современной трехуровневой практики политико-территориального деления государства.
Таким образом, можно выделить два основных фактора трансформации территориального устройства Финляндии:
1. Суровый климат и природа стали причиной административно-политичской слабости Финляндии, ее позднего включения в политические процессы Европы. При этом, наиболее развитыми в экономическом отношении стали южные районы страны. Причинами этого послужили природно-географические и исторические особенности Финляндии.
2. Современная территория Финляндии была разделена на несколько частей, которые входили в состав шведского и российского государств. Закономерным итогом данного обстоятельства стали различные уровни развития территорий и модели управления ими.
2.2 Особенности регионального развития Финляндии
Проведение государственной региональной политики, направленная на сбалансированное территориальное развитии весьма важна для Финляндии. Этому есть ряд объективных и субъективных причин.
1.Финляндия, находящаяся на Севере Европы, занимает в этом регионе периферийное положение. Граничит на востоке с Россией, на северо-западе со Швецией, на севере с Норвегией. На юге и западе берега страны омывают воды Балтийского моря и его заливов – Финского и Ботнического.
2. Низкая плотность населения. Несмотря на то, что население Финляндии имеет относительный рост (по переписи 2000 г. – 5 млн. 180 тыс. человек, а по оценке на 2013 год – 5 млн. 450 тыс.) плотность населения страны составляет 16 чел./кв. км., что является самой низкой плотностью населения в Европейском союзе.
3.Суровые климатические условия. ¼ часть Финляндии лежит за полярным кругом. Средняя годовая температура – +5,3 градуса. Зимой температура может достигать – - 20 градусов. Всё это затрудняет экономическое развитие страны.
4. Ограниченность природно-
5. Быстрое старение населения и процессы глобализации. На 2012 год число населения, которое старше 65 лет впервые превысило 1 млн. чел [13].
В соответствии с этим для достижения общенациональных целей укрепления международной конкурентоспособности и улучшения благосостояния страны в современных условиях невозможно без повышения эффективности управления региональным развитием с тем, чтобы каждый регион Финляндии был способен задействовать в полной мере свой экономический потенциал. Поэтому региональная политика Финляндии направлена не только на развитие беднейших территорий, но и на улучшение экономической обстановки каждого региона и тем самым является ключевым элементом экономической и социальной стратегии правительства. Сегодня решать эти задачи Финляндии может решать также задействуя механизмы реализации общей региональной политики ЕС. Тем самым, финская и наднациональная региональная политика образует единое целое.
В современных условиях проводить деление регионов Финляндии на развитые и слабо развитые следует весьма относительно. Так, только за 2000-2005 гг. показатель ВВП на душу населения в Финляндии вырос на 3 тыс. евро – почти да 30 тыс. Это на 15 % выше среднего национального уровня ВВП ЕС. Также следует отметить, что самая отстающая провинция Кайнуу (губерния Оулу) с показателем в 20 тыс. евро на душу населения уверенно обходит некоторых новичков Евросоюза. Вместе с тем, несмотря на заметный рост уровня жизни населения по всей Финляндии, в 17 из 20 провинций Финляндии ВВП на душу населения ниже среднего по стране. Наиболее высокий уровень экономического развития характерен для Южной и Западной Финляндии и территории Аландских островов. Таким образом, ВВП на душу населения беднейших регионов вдвое ниже, чем в богатейших регионах страны (Уусимаа – 41 тыс. евро) [64].
Но эти различия не являются новыми. Исторически прибрежные южные области Финляндии были более развитыми, нежели остальные части страны. Южные области отличают более мягкие природно-климатические условия для жизни населения и выгодное экономико-географическое положение для контактов с другими странами. Ещё в XVIII в этой части страны сложились условия для формирования буржуазных отношений и развития промышленности, чему способствовали складывавшийся десятилетиями производственные и торговые связи со Швецией, в состав которой Финляндия входила до 1809 года. Так, в Южную Финляндию ввозилась шведская железная руда для переработки на созданных на шведские капиталы мануфактурных предприятиях. В период вхождения Финляндии в состав Российской империи ее южные области также оставались главными центрами индустриализации, экспортной торговли, развития транспортной и социальной инфраструктуры [28, с. 121].
В 1884 г. в Финляндии была составлена первая промышленная статистика, из которой явно просматривалось односторонняя концентрация промышленного производства на юге страны, где было сосредоточено ¾ рабочих мест. Самый высокий уровень индустриализации отмечался в провинциях Уусимаа и Хяме.
По данным промышленной статистики за 1910 г., почти 80% крупнейших компаний располагались в южном регионе. Хотя они составляли всего 5% общего количества компаний, на них было занято почти 60% промышленной рабочей силы. В то же время промышленность, работавшая на внутренний рынок, размещалась более равномерно в соответствии с региональным распределением населения. В 1910 г. 47% мелких компаний размещалось в четырех наименее индустриализованных губерниях Восточной и Северной Финляндии [8, с. 81].
Исключительно односторонняя структура промышленного производства и экспорта в межвоенный период отражала перекосы в региональном развитии. Промышленность в основном была сконцентрирована на южном и юго-западном побережье, в регионе Хяме, в устьях рек Кюмийоки и Вуокса. Эти области так и назывались – Промышленная Финляндия, а Северные регионы – Неосвоенная Финляндия. В период 1927-1938 гг. на четыре южные губернии пришлось 92% прироста всей промышленности рабочей силы. Остальные части страны были зоной сельского и лесного хозяйства, с редкими районами перерабатывающих производств и областными центрами, где размещались ораны местного самоуправления и предприятия сферы услуг. Из этого следует, что характерные черты регионального развития – это замедленная урбанизация и индустриализация, сохранение значительного аграрного сектора и типичное для аграрного общества относительно равномерное распределение остального населения по разным частям страны. Земельная реформа 1918-1936 гг., одной из целей которой было расселение безземельного населения и наделение его земельными наделами, еще более распылила население по лесным окраинам и привела к созданию резерва рабочей силы для развития лесного хозяйства [28, с. 123].
После Второй мировой войны произошли большие изменения. Всего за пятьдесят лет Финляндия из аграрной периферии Европы, позже других осуществившей техническую революцию, превратилась в промышленно развитую страну и вступила в XXI в., устойчиво занимая позиции во второй десятке наиболее богатых стран мира. В престижном рейтинге глобальной конкурентоспособности, составляемом Мировым экономическим форумом, в 2001-2004 гг. Финляндия была поставлена на 1-е место (15-е – в 1998 г. 11-е –в 1999 г. и 5-е место – в 2000 г.) [28. с. 124].
На фоне впечатляющих структурных изменений последних десятилетий, с одной стороны, повысилась региональная концентрация экономики, с другой – постепенно сглаживались межрегиональные различия в уровне жизни населения. Согласно оценкам финских экономистов, сближение по показателю ВВП на душу населения особенно быстро происходило в 1960-1980 гг., но в 1980-1994 гг. процесс замедлился. Региональная конвергенция усиливалась в периоды высокой конъюнктуры, а в периоды спадов различия вновь нарастали. Исключение составила ситуация, сложившаяся после острого кризиса начала 90-х годов. Последовавший за ним подъем, названный впоследствии «финским экономическим чудом», опирался на электронную промышленность, сконцентрированную лишь в нескольких коммунах. При этом в остальных частях страны, особенно в Северной и Восточной Финляндии, показатели ВВП на душу населения продолжали снижаться.
В 1934-1993 гг., согласно финским статистическим данным наблюдалось очевидное ослабление межрегиональных различий по уровню налогооблагаемых доходов, в среднем более чем на 2% в год. При этом разрыв по доходам с учетом государственных дотаций на обучение, социальные услуги и здравоохранение, а также жилье сокращался еще быстрее. Разница между показателями самой бедной и самой зажиточной коммуны была в 30-е годы десятикратной, а в 90-е годы – луже двукратной. В 2000-е гг. процесс конвергенции доходов продолжился [64].
За 1951-1998 гг. население южной провинции Уусимаа выросло в 2,2 раза. В четырех провинциях – Южном и Северном Саво, Северной Карелии (Восточная Финляндия) и Южной Похъянмаа – численность населения в этот же период, напротив, уменьшилась. За последние годы заметно выросли всего пять городских агломераций – Хельсинки (Уусимаа), Тампере (Пирканмаа), Турку (Варсинаис-Суоми), Оулу (Северная Похъянмаа), Ювяскюля (Центральная Финляндия) [64].
Решающую роль в демографическом развитии играла межрегиональная миграция. Трудовые ресурсы для растущей промышленности и сферы услуг в избытке предоставляли аграрные регионы, где механизация работ резко снизила потребность в рабочей силе. В 1960-1970-гг. поколение послевоенного бэби-бума достигло трудоспособного возраста, что стало дополнительным импульсом к так называемому «великому переселению» из аграрных областей в промышленные и административные центры, а также к возникновению «шведского синдрома» (массовой эмиграции рабочей силы в Швецию). В 1980-е гг. появление в Финляндии, подобно другим западноевропейским странам, проблемы застойных промышленных территорий вызвало миграцию населения сначала из юго-восточных агломераций, а затем и из западных. Местом притяжения стали более успешные промышленные центры на юге, а также небольшие города и развивающиеся регионы, где индустриализация еще продолжалась [28, с. 125].
За 1960-1996 гг. доля провинции Уусимаа в общей добавленной стоимости производства в Финляндии увеличилась с 1/4 до 1/3. Экономический подъем в 1994-2000 гг. на волне мощного роста телекоммуникационного сектора был наиболее быстрым (6,5% в год при средних по стране 5%) в четырех провинциях: Уусимаа, Варсинаис-Суоми, Пирканмаа и Северная Похъянмаа, где сосредоточены производство телекоммуникационного оборудования и научные разработки (более 80% расходов страны на НИОКР). В остальной Финляндии ВВП рос медленнее (около 3% в год). Если в 1995 г. в этих четырех провинциях производилось 54,3% добавленной стоимости, то в 2000 г. – уже 58,1%. Успехи в электронной промышленности повлияли на занятость как напрямую, так и косвенно - через рост трудоемких отраслей, таких, как строительство и сфера услуг [9, с. 83].
Общую картину региональной поляризации дополняют показатели так называемой иждивенческой нагрузки: в Северной и Восточной Финляндии на каждого занятого приходится в среднем двое неработающих, в то время как в регионах за пределами поясов помощи – только 1,2.
Большинство финских исследователей считают, что для успешного развития страны нужно опираться на всеохватывающую и многообразную региональную структуру без использования идей централизации, преобладающие в бизнес-кругах, или же одностороннего развития крупных городов, поддерживаемые рядом политиков [28, с. 126].
Таким образом, многополюсная региональная структура может стать одним из слагаемых конкурентоспособности, обеспечивая эффективность экономики и сбалансированное социально-экономическое развитие. Города среднего размера и их окрестности имеют хорошие условия для высокотехнологичных видов деятельности, так и для проживания населения, которые должны стать основными объектами региональной политики.
2.3 Этапы становления региональной политики в Финляндии
Региональная политика любого государства – это динамическое явление, органическая часть общей социально-экономической политики. Эта политика направлена на всемерное использование благоприятных и ограничение негативных региональных факторов для достижения общих стратегических целей и задач развития страны. Как любое органическое явление государственная региональная политика имеет свои определенные этапы развития.
В Финляндии традиционно выделяют три основных этапа развития региональной политики:
1. Региональная политика индустриализации (начало 1950-х – до середины 1970-х годов);
2. Регионально-политическое планирование (с середины 1970-х годов до конца 1980-х годов);
3. Региональное программирование (с конца 1980-х годов) [28, с. 126].
Применительно к развитию нормативно-правовой базы региональной политики в Финляндии ученые выделяют также несколько этапов (поколений):
1. законодательство «первого поколения» (1966-1969 гг.);
2. законодательство «второго поколения» (1970-1975 гг.);
3. законодательство «третьего поколения» (1975-1981 гг.);
4. законодательство «четвертого поколения» (1982-1989 гг.);
5. законодательство «пятого поколения» (1989-1993 гг.) [9, с. 84-86];
В послевоенный период, вплоть до середины 60-х годов, региональные аспекты были лишь частью общей социально-экономической политики. Тем не менее, эта социально-экономическая политика в некоторой степени учитывала межрайонные различия и стремилась благоприятствовать развитию периферии страны. Принимались краткосрочные программы по расселению безземельного населения и созданию новых хозяйств, субсидированию сельского хозяйства, улучшению инфраструктуры и социальных услуг. Меры разных органов управления, связанные с развитием регионов, были между собой нескоординированы и представляли собой разовые попытки решения отдельных проблем. В долгосрочной же перспективе государство полагалось на уравновешивающее действие рыночных механизмов.