Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 18:38, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние десятилетия проблема регионального развития многих государств мира всё более стали значимыми и актуальными. Это обусловлено, прежде всего, тем, что социально-политическое развитие кокой либо территории не представляет собой равномерный процесс. Скорость этого процесса значительно меняется по сферам развития общества и различным регионам. Всегда можно выделить отрасли, районы, процветающие и развивающиеся быстро, в то время как другие развиты недостаточно хорошо и переживают депрессию.
Для минимизации негативных последствий такой неравномерности в государствах проводиться специальная и целенаправленная региональная политика, охватывающая различные социально-экономические и политические сферы.
Введение 5
1. Методологические основы исследования региональной политики 10
1.1 Сущность и структура региональной политики 10
1.2 Виды региональной политики и ее формы 29
2. Эволюция региональной политики Финляндии 37
2.1 Территориальная структура Финляндии 37
2.2 Особенности регионального развития Финляндии 42
2.3 Этапы становления региональной политики Финляндии 48
3.Современный этап региональной политики Финляндии 58
3.1 Особенности современного этапа региональной политики
Финляндии 58
3.2 Евроинтеграционная составляющая региональной политики Финляндии 63
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71
Выравнивающая селективная региональная политика представляет собой политику выравнивания уровней экономического развития и инвестиционных потенциалов регионов страны. Объектами выравнивающей селективной политики являются проблемные регионы. Выбор регионов, которые должны стать объектами этой политики, является самостоятельной сложной задачей, которая решается каждой страной самостоятельно. В зависимости от этого выбора определяется и набор средств селективной региональной политики, при помощи которого власти намереваются разрешить их проблемы.
По характеру воздействия выравнивающая селективная региональная политика может иметь стимулирующий и сдерживающий характер. В случае, когда объектами выравнивающей селективной региональной политики выступают отстающие в развитии регионы, можно говорить о ее стимулирующем характере. Стимулирующая селективная политика проблемных регионов или существующая в настоящее время формулировка «селективная поддержка развития проблемных регионов» направлена на реализацию только таких целей, которые не могут быть достигнуты автоматически в результате действия рыночных механизмов. В случае если объектами выравнивающей селективной региональной политики выступают перенаселенные городские ареалы – мегаполисы, выравнивающая селективная политика приобретает сдерживающий характер.
К основным функциональным формам региональной политики относят:
1. Региональное прогнозирование – научное предвидение предполагаемых направлений и параметров экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры.
2. Региональное программирование
– целенаправленное
3. Региональное планирование –
установление конкретных задач
и целей на плановый период
с указанием источников
Кроме этого, в различных источниках нередко встречается разграничение региональной политики на две формы: эксплицитную и имплицитную (англ. explicit – ясный, четкий, недвусмысленный, явный, точный; implicit – подразумеваемый, неясный, недосказанный, скрытый). Иногда, но все же не столь часто они отождествляются, соответственно, с прямой (direct) и косвенной (inderect) региональной политикой [51, с. 21].
А. Куклиньски, определяя эти формы воздействия органов власти, отмечает, что в большинстве случаев мы обращаем внимание на эксплицитную региональную политику, т.е. ту, которая изложена в так называемых «официальных документах», а также в академических публикациях посвященных описанию, анализу и оценке эти документов. Такой подход является поверхностным или номиналистическим. Для более полной характеристики изучаемой региональной политики необходим другой, более реальный подход, при котором признается существование не только эксплицитной, но и имплицитной региональной политики. Имплицитная региональная политики является весьма важным фактором, определяющим реальное развитие регионов в данной стране [51, с. 21].
В литературе чаще всего исследуются последствия эксплицитной политики, что вполне объяснимо, т.к. результаты исполнения принятых органами власти решений контролируются и обычно тщательно оцениваются.
С имплицитной региональной политикой дело обстоит иначе. Проанализировать ее последствия в большинстве случаев очень сложно. Мероприятия, оказавшие воздействие на развитие того или иного региона разбросаны по многим десятка программ, причем «пространственный эффект» многих из них может быть скрытым и непредвиденным на этапе разработки документов. В соответствии с этим имплицитную региональную политику можно сравнить с «невидимой частью айсберга» [51, с. 22].
Региональный, пространственный аспект находит все более широкое отражение во всех сферах деятельности современного государства. Поэтому роли имплицитной региональной политики иногда оказывается выше, чем эксплицитной.
Эксплицитная региональная политика позволяет рассматривать каждый регион как относительное целостное территориальное образование, комплексно воздействовать на весь спектр проблем, с которым сталкивается его население, следовательно, более полно увязывать интересы данного регионального сообщества с другими, а также с интересами всей страны. В этом состоит отличительная черта эксплицитной региональной политики.
Таким образом, эксплицитная региональная политика обеспечивает комплексность развития каждой из частей государства, а имплицитная региональная политика – страны в целом. Обе формы выполняют интегрирующую функцию. Эксплицитная форма необходима для того, чтобы все интересы региональных сообществ были учтены государственными органами; имплицитная форма необходима для максимальной реализации общегосударственных интересов в регионе. Игнорирование как эксплицитной, так и имплицитной форм на протяжении длительного времени не способствует сохранению и укреплению политической стабильности и территориальной целостности любого современного государства.
Из всего вышеизложенного можно выделить следующие выводы. Государственную региональную политику следует классифицировать по нескольким основаниям. По горизонтали или по сферам воздействия региональная политика дифференцируется на экономическую, социальную, демографическую, поселенческую (экистическую), экологическую, научно-техническую. По своей сути государство стремиться по мере потребности реализовывать все эти данные виды политики, поскольку данные сферы тесно переплетены друг с другом и проведение на практике каждой по-своему востребовано.
Другая классификация региональной политики основывается на степени вовлечения государства в региональную политику и на масштабе ее реализации. По этому критерию региональная политика делится на общесистемную (распространяется одинаково на всю территорию страны) и селективную (избирательную) – избирательное воздействие на определенные территории. В свою очередь, селективная региональная политика подразделяется на поляризованную, предполагающая создание центров роста, способствующих общему региональному развитию страны, и выравнивающую, подразумевающая выравнивание уровня экономического развития. Для более успешной и полной региональной политики не стоит игнорировать ни одного из видов.
К функциональным формам региональной политики относят региональное прогнозирование, региональное программирование и региональное планирование. Региональное планирование на сегодняшний момент является наиболее распространенной формой воплощения региональной политики.
2 Эволюция региональной политики Финляндии
2.1 Территориальная структура Финляндии
Изучая региональную политику любого государства необходимо изучить и представлять ее территориальную структуру, т.е. из каких составных частей (регионов) оно состоит. Также нужно проанализировать и эволюцию территориального устройства страны, ее исторические и территориальные особенности.
Первая и наиболее важная историческая особенность развития Финляндии заключается в ее географической и климатической специфике. На экономико-географическом положении Финляндии сказывается ряд особенностей.
Во-первых, Финляндия одно из самых северных государств мира – 1/4 территории лежит за полярным кругом, что затрудняет хозяйственное развитие значительной части страны.
Во-вторых, Финляндия имеет выход в Мировой океан через Балтийское море. Неблагоприятный фактор при этом – это замерзание на длительный период Ботнического и Финского заливов.
В-третьих, расположенная между Россией, Норвегией и Швецией, Финляндия связана с ними различными коммуникациями. Общая со Швецией граница равна 586 км., с Норвегией - 727 км., с Россией – 1269 км. Пои этом, Россия и Швеция принимали большое участие в развитии политической, экономической жизни страны [13].
Финские территории в силу ряда природных факторов заселялись с явным отставанием от других регионов Европы. Первый крупный этап заселения территории историки относят к середине VIII века, который продолжался до XIV столетия. В этот период территория Финляндии была включена в торговое пространство Европы. В результате Финляндия была расколота надвое – западные земли и восточные земли, что предопределило распространение на территории современной Финляндии регионов различного уровня развития и различных управленческих моделей [38, с. 5].
В начале XIV века в составе Шведского государства входила Юго-Западная Финляндия. Благоприятному развитию финских территорий способствовало возрастание их экономического значения для шведского королевства.
В середине XVI в. Швеция усилила свою власть над финляндским дворянством и способствовало развитию городов в Финляндии, превратив эту часть королевства в герцогство.
Следующий этап развития территории Финляндии в составе Шведского государства можно охарактеризовать как «государство в государстве». В годы правления Юхана III (1568-1592 гг.) Финляндия являлась административной автономией [46, с. 262].
Важным этапом для развития финляндских земель стала эпоха шведского великодержавия. Связан он с мирным Столбовским договором, подписанный 27 февраля 1617 г. в Столбово, положивший конец Русско-шведской войне 1613-1617 гг. В соответствии с мирным договором всё Приладожье, а также Ингерманландия с Нотербургом (Орешек) и Невой отошли к Швеции и стали ее провинциями. Это сильно изменило расстановку сил в Финляндии. Однако, поскольку эти территории, в отличие от Прибалтийских провинций, давно являлись неотъемлемой административной и культурной частью Швеции, Финляндия вплоть до отделения от королевства в 1809 г. сохраняла свой официальный ранг и статус, который был выше чем у провинций. До 1634 года территория Финляндии делилась на ландскапы – сегодня известные как исторические провинции Финляндии [38, с. 84].
В 1634 году по инициативе графа Акселя Оксеншерна было введено деление страны на лены с целью модернизации системы управления. Деление на лены заменило собой разделение на провинции.
Финляндию составляли четыре лена:
1. Або и Бьёрнеборг
2. Нюланд и Тавастехус
3. Выборг и Нюслот
4. Эстерботтен.
Вне этой группы находился Кексгольмский лен, относившийся к Ингерманландии [37, с. 202].
При заключении Ништадтского мира в 1721 г. была проведена новая государственная граница, которая расколола Финляндию надвое. В это время Западная Финляндия оставалась частью Швеции, а юго-восточные земли (Карелия со своим центральным городом Выборгом) были присоединены к России и административно считались Выборгской губернией. Новая граница разделила два лена: Выборг и Нюслот и Кексгольмский. На оставшийся за Швецией территории ленов был образован лен Саволакс и Кюмменегорд.
В 1743 году России была уступлена юго-восточная часть лена Саволакс и Кюмменегорд (Старая Финляндия).
В 1776 году по решению короля Густава III лен Саволакс и Кюмменегорд был разделен на две части, из которых южная стала леном Кюмменегорд с центром в Хейнола, а северный – леном Сволакс и Карелия с центром в Куопио [38, с. 94].
Следующим значимым этапом территориального развития Финляндии стало ее полное присоединение к Россиийчкой империи. Швеция 17 сентября 1809 г. заключила во Фридрихсгаме с Россией мир. В ходе войны между Россией и Швецией (1808-1809 гг.) Россия сумела оккупировать Финляндию. Согласно мирному договору, новая граница Швеции с Россией прошла от реки Торнио на севере до Аландского моря на юге. Швеция была вынуждена отдать России шесть финских ленов, Аландские острова. После этого было образовано Великое княжество Финляндское. В 1811 г. Александр I издал указ о присоединении Выборгской (Финляндской) губернии к Великому княжеству Финляндскому [59, с. 34].
В начале XVIII века Великое княжество Финляндское состояло из 12 губерний, разделённых на уезды. В 1831 году Николаем I была проведена губернская реформа Великого княжества Финляндского, после которой оно разделялось на 8 губерний: Або-Бьёрнеборгская, Вазаская, Выборгская, Куопиоская, Нюландская, Санкт-Михельская, Тавастгуская, Улеаборгская.
Таким образом, Финляндия интегрировалась в состав Российской империи с учетом собственной специфики. Исследователи выделяют следующие особенности данной модели управления периферией:
1. Практическое отсутствие русской колонизации как процесса освоения этих земель русскими переселенцами;
2. Слабая экономическая интеграция в состав Российской империи;
3. Сохранение весьма широкой самостоятельности, прежде всего культурной, этноконфессиональной, даже в условиях русификации;
4. Сравнительно позднее начало унификации; большая часть мероприятий в этом направлении приходится лишь на начало XX века;
5. Значительная самоорганизация местного населения с развитым национальным самосознанием самосознанием, что стало одной из причин формирования здесь независимого государства при распаде Российской империи [46, с. 265].
После получения Финляндией независимости (6 декабря 1917 г.) губернии сохранялись как основные территориальные единицы. В 1918 году Аландские острова были выделены в отдельную губернию, которая получила автономный статус в результате Аландского кризиса в 1921 году.
В 1921 году на приобретённой по Тартускому мирному договору территории была создана Печенгская губерния, но уже 1 января 1922 года она была упразднена и включена в состав губернии Оулу.
В 1938 году северная часть губернии Оулу была выделена в Лапландскою губернию. После того как большая часть Выборгской губернии, включая губернский город, отошла к СССР после Зимней и Второй мировой войн, на оставшейся у Финляндии части в 1947 году была создана губерния Кюми.
В 1960 году были созданы губернии Центральная
Финляндия (из частей Вазаской, Михельской,
В ходе реформы 1997 года было образовано 6 новых, более крупных губерний: Южная Финляндия, Западная Финляндия, Восточная Финляндия, Оулу, Лапландия, а также автономная губерния Аландские острова.
1 января 2010 года была изменена система управления губерниями, вместо существовавших ранее губернских правлений, во главе которых стояли губернаторы, образованы агентства регионального управления. Кроме этого, губерния Западная Финляндия была разделена на две части: губернию Западная Финляндия с центром в Вааса и губернию Юго-Западная Финляндия с центром в Турку.