Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 18:38, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние десятилетия проблема регионального развития многих государств мира всё более стали значимыми и актуальными. Это обусловлено, прежде всего, тем, что социально-политическое развитие кокой либо территории не представляет собой равномерный процесс. Скорость этого процесса значительно меняется по сферам развития общества и различным регионам. Всегда можно выделить отрасли, районы, процветающие и развивающиеся быстро, в то время как другие развиты недостаточно хорошо и переживают депрессию.
Для минимизации негативных последствий такой неравномерности в государствах проводиться специальная и целенаправленная региональная политика, охватывающая различные социально-экономические и политические сферы.
Введение 5
1. Методологические основы исследования региональной политики 10
1.1 Сущность и структура региональной политики 10
1.2 Виды региональной политики и ее формы 29
2. Эволюция региональной политики Финляндии 37
2.1 Территориальная структура Финляндии 37
2.2 Особенности регионального развития Финляндии 42
2.3 Этапы становления региональной политики Финляндии 48
3.Современный этап региональной политики Финляндии 58
3.1 Особенности современного этапа региональной политики
Финляндии 58
3.2 Евроинтеграционная составляющая региональной политики Финляндии 63
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71
4. повышение занятости и квалификации рабочей силы. Первые три направления реализуются при поддержке Европейского фонда регионального развития, последнее – при поддержке Европейского социального фонда. В первую очередь помощь будет оказана Восточной и Северной Финляндии, а также проблемным территориям южной и западной части страны [62].
Почти 90% средств из фондов ЕС будут направлены на повышение конкурентоспособности и занятости, что затронет всю территорию страны, в том числе столичный регион. Такой подход отражает постепенное смещение акцента с традиционной помощи наиболее слабым регионам на стимулирование развития внутреннего потенциала всех территорий страны. В новый программный период наиболее важным изменением стала привязка региональной политики к Лиссабонской стратегии повышения региональной конкурентоспособности, занятости и темпов экономического роста. При нормативе в 75% ресурсы финских программ структурных фондов уже сейчас почти на 80% ориентированы на приоритеты Лиссабонской стратегии (в Южной Финляндии - на 85%, в Восточной Финляндии - на 61 %). Это является один из самых высоких показателей среди стран ЕС [9, с. 89].
В финансировании программ по линии Европейского фонда регионального развития упор сделан на улучшение условий деятельности растущих и конкурентоспособных компаний, а также на стимулирование инноваций. Программы Европейского социального фонда направлены на расширение предпринимательства в целях создания новых рабочих мест, обеспечение потребностей производства в квалифицированной рабочей силе, развитие рынка труда, поддержку образования и профессиональной подготовки.
В 2007-2013 гг. помощь Евросоюза распространялась на территорию с населением 1,7 млн. человек (33% всего населения Финляндии), что на 9% меньше, чем в предыдущий период. Сюда попадают «районы экономического развития» Восточной Финляндии (13% населения); районы Северной Финляндии с низкой плотностью населения (0,7%); районы с ВВП на душу населения выше 75% среднего уровня в ЕС-25, но отстающие по уровню развития (9.3% населения) и некоторые другие территории.
Максимальный размер субсидий для инвестиционных проектов крупных компаний может достигать 10 или даже 15% общего объема их финансирования. Для средних компаний он может быть повышен еще на 10%, для мелких - на 20%, если общий объем издержек, подпадающих под субсидии, не превышает 50 млн. евро. Если такое превышение имеет место, размер субсидии рассчитывается по особой шкале.
Сегодня Финляндия участвует в девяти программах Евросоюза по региональному партнерству. Она сотрудничает со Швецией, Эстонией. Латвией и Норвегией в трансграничных программах «Север», «Ботниа-Атлантика» и «Центральная Балтика», охватывающих широкий спектр проблем в сфере предпринимательства, туризма, охраны окружающей среды, культуры, инфраструктуры, здравоохранения и образования. Участие в транснациональных программах «Балтика» и «Северная Периферия» направлено на поддержку инновационной деятельности, охраны окружающей среды, развития транспорта и устойчивого развития городов. Межрегиональное сотрудничество строится на охватывающих весь Евросоюз, действовавших и в предыдущий период программах INTERREG III С, INTERACT, URBAN, ESPOO [26, с. 15].
Летом 2008 г. вступил в силу закон «О национальном управлении сотрудничеством на внешних границах ЕС» в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства (European Neighbourhood and Partenrship instrument – ENPf). Он опирается на регламенты Евросоюза по программам приграничного сотрудничества и разъясняет порядок их применения на национальном уровне. На базе этого закона будет осуществляться управление тремя программами с участием регионов России: «Коларктик» (с Мурманской и Архангельской областями и Ненецким АО), «Карелия» (с Республикой Карелия), «Юго-Восточная Финляндия» (с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью). Для реализации этих программ финские приграничные регионы получат из Европейского фонда регионального развития 39,6 млн. евро. В 2007-2013 гг. через ENPI будет выделено свыше 85 млн. евро, из них: на «Коларктик» - 28,2 млн., «Карелию» - 23,2, и Юго-Восточную Финляндию» - 36,2 млн. евро. Эти программы приходят на смену трансграничным программам соседства, осуществлявшимся в 2004-2006 гг. [62].
Таким образом, за время существования региональной политики как особого направления государственного регулирования в Финляндии изменился сам подход к ее проведению, пришло осознание приоритетности ее целей для успешного социально-экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом. Концептуальный перераспределительный подход, превалировавший в 60-70-е годы прошлого века, сменился подходом, стимулирующим развитие внутреннего потенциала регионов.
КЕС рассматривает Финляндию, как пример успешного регионального развития, эффективной инновационной политики и научно-исследовательской деятельности. Ее опыт может быть апробирован и другими европейскими странами и регионами. Реализуемые правительством страны задачи, направленные на содействие международной конкурентоспособности регионов и сокращение разрыва в уровне их развития, отчасти являются общеевропейскими. На них основаны Лиссабонская стратегия повышения конкурентоспособности и политика сплочения Евросоюза. По-нашему мнению, дальнейшее развитие региональной политики Финляндии также будет происходить в тесной увязке с целевыми ориентирами ЕС.
Заключение
В завершение дипломной работы необходимо подвести некоторые итоги и сделать основополагающие выводы по рассмотренной теме.
Региональная политика является составной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования, для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны.
Региональная политика – часть политики государства, направленная на организацию и упорядочение национальной территории в соответствии с целями и задачами развития страны. Предпосылкой региональной политики является неоднородность государства в хозяйственном, социальном, политическом, климатическом отношениях.
Всякая государственная региональная политика имеет свою структуру, в которую входит: субъект региональной политики (высшие органы государств), её объект (регионы), цели, принципы, методы реализации. Отсутствие хотя бы одного из этих элементов ставит под вопрос успешное проведение региональной политики.
Государственную региональную политику следует классифицировать по нескольким основаниям. По горизонтали или по сферам воздействия региональная политика дифференцируется на экономическую, социальную, демографическую, поселенческую (экистическую), экологическую, научно-техническую. По своей сути государство стремиться по мере потребности реализовывать все эти данные виды политики, поскольку данные сферы тесно переплетены друг с другом и проведение на практике каждой по-своему востребовано.
Другая классификация региональной политики основывается на степени вовлечения государства в региональную политику и на масштабе ее реализации. По этому критерию региональная политика делится на общесистемную (распространяется одинаково на всю территорию страны) и селективную (избирательную) – избирательное воздействие на определенные территории. В свою очередь, селективная региональная политика подразделяется на поляризованную, предполагающая создание центров роста, способствующих общему региональному развитию страны, и выравнивающую, подразумевающая выравнивание уровня экономического развития. Для более успешной и полной региональной политики не стоит игнорировать ни одного из видов.
К функциональным формам региональной политики относят региональное прогнозирование, региональное программирование и региональное планирование. Региональное планирование на сегодняшний момент является наиболее распространенной формой воплощения региональной политики.
Для Финляндии проведение региональной политики актуальна в силу периферийного положения страны, низкой плотности населения, суровых климатических условий, ограниченности природно-сырьевых ресурсов, процессов глобализации, быстрого старения населения. Всё это выдвигает новые задачи, которые невозможно решить без умелой региональной политики. Укрепить международную конкурентоспособность и улучшить благосостояние страны в современных условиях невозможно без повышения эффективности управления развитием регионов, максимального использования их экономического потенциала.
В своём развитии региональная политика Финляндия прошла трудный, но верный путь развития. Начинаясь как поддержание отдельных отстающих, депрессивных территорий и создание краткосрочных планов их развития, региональная политика Финляндии превратилась в сознательную деятельность государства, направленная на всю территорию.
Для современного этапа
регионального развития
1. сравнительно высокий уровень развития финских регионов, отсутствие явно отстающих, депрессивных районов;
2. оказание на региональное развитие факторов глобализации, из-за чего главный упор делается на повышение инвестиционной привлекательности каждого региона в отдельности, а также развитие «ноу-хау»;
3. присутствие географического
и исторического факторов
4. осуществление региональной политики не только в рамках внутригосударственных, но и в рамках общей региональной политики Европейского союза.
Вследствие этого Финляндию следует как пример успешного регионального развития, эффективной инновационной политики и научно-исследовательской деятельности. Ее опыт может быть использован и другими европейскими странами и регионами, том в числе и Российской Федерацией. Сегодня реализуемые правительством страны задачи, направленные на содействие международной конкурентоспособности регионов и сокращение разрыва в уровне их развития, отчасти являются общеевропейскими. На них основаны Лиссабонская стратегия повышения конкурентоспособности и политика сплочения Евросоюза. По-нашему мнению, дальнейшее развитие региональной политики Финляндии также будет происходить в тесной увязке с целевыми ориентирами Европейского союза.
Таким образом, за время существования региональной политики как особого направления государственного регулирования в Финляндии изменился сам подход к ее проведению. Пришло осознание приоритетности целей для успешного социально-экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом. Концептуальный перераспределительный подход, преобладавший в 1960-70-е годы, сменился подходом, стимулирующим развитие внутреннего потенциала регионов.
Список использованных источников и литературы
1 Агранат Г. А. О региональном
развитии и региональной
2 Административно-
3 Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь / Э. Б. Алаев. – М.: Мысль, 1983. – 350 с.
4 Арманд А. Д. Самоорганизация и саморегулирование географических систем / А. Д. Арманд. – М.: Наука, 1988. – 264 с.
5 Артоболевский С. С. Региональная политика в Европейском Союзе / С. С. Артоболевский. – М.: Эпикон, 1998. – 184 с.
6 Байнев. В. Ф. Экономика региона: Курс лекций / В. Ф. Байнев. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 239 с.
7 Бахлов И. В. Государственное управление национальной периферией: сравнительно-истрический анализ / И. В. Бахлов, А. М. Магдеев, И. Г. Напалкова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. – С. 200-202.
8 Белова В. Л. Регионоведение. Регионообразующие факторы / В. Л. Белова // Социально-гуманитарные знания. – 1999. – №2. – С. 59-64.
9 Бурнаева Е. М. Региональная политика Финляндии / Е. М. Бурнаева // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – №5. – С. 81-90.
10 Бусыгина И. М. Концептуальные основы европейского регионализма / И. М. Бусыгина. – М., 2001. – 89 с.
11 Волков Ю. Г. Регионоведение: Учебное пособие / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004 – 448 с.
12 Володин А. Г. Глобализация: истоки, тенденции, перспективы / А. Г. Володин, Г. К. Широков // ПОЛИС. – 1999. – №5. – С. 73-85.
13 География Финляндии: рельеф, климат,
растительный и животный мир [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.gecont.ru/articles/
14 Гладкий Ю. Н. Регионоведение: Учебник / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. – М.: Гардарики, 2002. – 384 с.
15 Глухарев Л. И. Европейская интеграция: большая гуманистическая Европа и культура / Л. И. Глухарев. – М.: Издательство Московского университета, 2001. – 318 с.
16 Дергачёв В. А. Регионоведение: Учебник
/ В. А. Дергачёв,
17 Доленко Д. В. Территориальное устройство общества: социально-политический анализ / Д. В. Доленко. – Саранск: НИИ Регионологии, 1993. – 100 с.
18 Доленко Д. В. Региональная политика: сущность и структура / Д. В. Доленко, Ж. Д. Кониченко // Политические механизмы управления национальной периферией: отечественный и зарубежный опыт: материалы Всерос. науч. конф. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. С. 51-60.
19 Ермакова Н. А. Типологии региона для целей региональной политики: учебное пособие / Н. А. Ермакова, А. Т. Калоева. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 65 с.