Региональная политика Финляндии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. В последние десятилетия проблема регионального развития многих государств мира всё более стали значимыми и актуальными. Это обусловлено, прежде всего, тем, что социально-политическое развитие кокой либо территории не представляет собой равномерный процесс. Скорость этого процесса значительно меняется по сферам развития общества и различным регионам. Всегда можно выделить отрасли, районы, процветающие и развивающиеся быстро, в то время как другие развиты недостаточно хорошо и переживают депрессию.
Для минимизации негативных последствий такой неравномерности в государствах проводиться специальная и целенаправленная региональная политика, охватывающая различные социально-экономические и политические сферы.

Содержание работы

Введение 5
1. Методологические основы исследования региональной политики 10
1.1 Сущность и структура региональной политики 10
1.2 Виды региональной политики и ее формы 29
2. Эволюция региональной политики Финляндии 37
2.1 Территориальная структура Финляндии 37
2.2 Особенности регионального развития Финляндии 42
2.3 Этапы становления региональной политики Финляндии 48
3.Современный этап региональной политики Финляндии 58
3.1 Особенности современного этапа региональной политики
Финляндии 58
3.2 Евроинтеграционная составляющая региональной политики Финляндии 63
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

В некоторых источниках в качестве субъектов региональной политики, кроме национальных и межгосударственных органов, выделяют предприятия, монополии и профсоюзы [43, с. 23].

С одной стороны, нельзя отрицать существование сильного воздействия на политику органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемого предприятиями, монополиями, профсоюзами и даже отдельными людьми. Формы участия этих субъектов в региональной политике зависти от социальной, экономической и политической системы, принятой в каждой отдельной стране, от уровня развития различных институтов, от того, в какой мере последние отражают интересы различных слоев общества.

Более того, каждое крупное предприятие может проводить, как правило, свою собственную региональную политику, как например проведение собственной региональной политики нефтяной компанией «Сиданко, ОАЛ «Газпром», а также другими российскими гигантами.

Крупнейшие профсоюзные организации, в свою очередь, также проводят свою региональную политику, нацеленную на сохранение рабочих мест, переподготовку безработных, совершенствование трудовых отношений в слабых, депрессивных регионах. Политика этих субъектов относится к области, скорее, микроэкономики, хотя их цели могут совпадать с задачами властных органов и способствовать их выполнению.

С другой стороны, по формальным признакам нет никаких оснований относить предприятия, профсоюзы и другие неправительственные организации к субъектам региональной и любой другой политики властных органов, т.к. с правовой точки зрения они таковыми не являются. В противном случае размывается целый ряд базовых понятий, закрепленных в законодательстве большинства стран – «государственная власть», «местное самоуправление» и др. [51, с. 26].

Интересную попытку классификаций субъектов региональной политики предпринял А. Куклиньски. Он выделяет две группы субъектов:

  1. институциональные или формально узаконенные (региональные и национальные органы власти, а также межгосударственные организации);

  1. социокультурные (региональные, национальные и межнациональные общности – сообщества) [51, с. 26].

 Стоит отметить, что в широко известной системе национальных счетов (СНС) предусмотрена другая, более широкая классификация институциональных единиц. В этой системе выделяются два основных вида субъектов:

  1. Индивидуумы, рассматриваемые либо как отдельные лица, либо как небольшие группы людей, объединенные в домашнее хозяйство;
  2. Юридические единицы, существование которых признается законом.

Институциональные единицы группируются в институциональные сектора: корпорации, органы власти или правительственный сектор и домашние хозяйства.

Объектами региональной политики являются регионы, т.е. те или иные части страны, закрепленные в ее в национально-государственном или административно-территориальном делении (общины, районы, графства, области, провинции, уезды и т.д.)

В определении объектов региональной политики четко прослеживаются два основных подхода. В первом подходе объектами регионального планирования, в отношении которых разрабатываются программы развития, являются не все, а только проблемные районы страны.

Второй подход носит глобальный характер. Он выражается в охвате региональным планированием всех регионов государства в целях обеспечения их сбалансированного развития.

Первичными объектами региональной политики, особенно в крупных государствах, по-прежнему остаются так называемые проблемные регионы, которых характерны следующие признаки:

- особая кризисность проявления  какой-либо крупной проблемы, нерешенность  которой создает угрозу социально-экономической  обстановке страны, может привести  к политической нестабильности, вызвать катастрофическое состояние  природной среды и т.п.;

- наличие ресурсного потенциала, использования которого крайне  необходимо для решения важнейших  социально-экономических проблем  страны;

- особое значение экономико-географического, геополитического положения или  природного комплекса региона, что обуславливает необходимость реализации специальных мероприятий государственного регулирования;

- недостаток собственных ресурсов  региона;

- целесообразность использования  программно-целевого подхода, специальных  форм реализации программ и  официального оформления статуса проблемного региона как объекта государственного регулирования [19, с. 13-14].

В развитых странах Запада выделяется четыре традиционных направления региональной политики: развитие депрессивных районов, подъем слаборазвитых районов, регулирование крупнейших городских агломераций и освоение новых территорий [25, с. 44].

Возникновение депрессивных районов связано с кризисом основных отраслей региональной специализации, являющихся одновременно и главными отраслями промышленности и хозяйства. Безработица в таких регионах значительно превосходит общенациональную, особенно среди молодежи, лиц предпенсионного возраста и неквалифицированного труда. Многие депрессивные регионы отличаются плохим состоянием окружающей среды.

Большинство слаборазвитых регионов имеют сельскохозяйственную направленность. Их социально-экономическое положение имеет много общего с депрессивными районами. Важным отличием является то, что слаборазвитые регионы никогда не играли значительной роли в экономике своих стран, что предопределило их сильную социальную, экономическую и политическую отсталость. Гораздо ниже в них и инфраструктурная оснащенность. Все это заставляет государство при развитии слаборазвитых регионов делать упор на улучшении сельской инфраструктуры (жилищное и дорожное строительство, благоустройство деревень, их электрификацию и водоснабжение и т.п.), а также на подготовку кадров. В последние десятилетия большое внимание уделяется интенсификация сельского хозяйства, различным отраслям сферы услуг, особенно туризму [25, с. 46].

При классификации регионов в индустриально развитых странах чаще всего используются следующие критерии:

- уровень экономического развития;

- темпы экономического развития;

- тип территориальной структуры хозяйства (узловой и гомогенный регионы);

- коэффициент плотности населения;

- темпы прироста населения;

- характер и коэффициент производственной специализации и др.

В соответствии с этим в классификациях регионов принята следующая терминология:

1. Депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

2. Стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;

3. Пионерные регионы, или регионы нового освоения;

4. Микрорегионы или первичные экономические регионы, при дальнейшем дроблении которых их признаки теряются;

5. Экономические регионы первого порядка (или генеральные), то есть регионы высшего порядка, образующие схемы регионального макроделения страны;

6. Программные (плановые) регионы – регионы, на которые распространяются целевые программы развития и контуры которых не совпадают по территориям с регионами единой сетки;

7. Уникальные (проблемные и проектные) регионы, выделяемые в развивающихся странах и связанные с реализацией крупных новостроек или характеризующиеся крайне низким уровнем развития [58, с. 345].

Представляет интерес методология выделения объектов региональной политики в Европейском союзе, где территория сообщества была разделена на три уровня:

I – 66 регионов;

II – 174 административных образования (районы);

III – 829 областей (ареалов), на которые расчленяются образования II уровня.

В соответствии с этой классификацией реализация основных целей региональной политики и разработка программ осуществляется на определенном уровне территориальных образований [31, с. 75].

Следующий блок региональной политики – это цели. Во многих странах мира многие цели и задачи региональной политики аналогичны по содержанию и различаются только по форме изложения. Кроме того, существует большая группа узких, специальных задач, которые актуальны для развития регионов одного государства, в крайнем случае, небольшой группы стран, и не являются первоочередными либо вообще не представляют интереса для большинства других стран.

Большинство целей национальной региональной политики имеют социально-политическую направленность, нередко они касаются интересов национальной безопасности.

В странах с переходной экономикой в качестве основных целей региональной политики всё чаще определяется сохранение единства и территориальной целостности государства, обеспечение сочетания общенациональных и региональных интересов, а также интеграции хозяйственных комплексов и рынков в единое экономическое пространство.

Общая цель проведения региональной политики в ЕС – сократить социальные и региональные различия в Европе.

В самом общем виде цель региональной политики – это свести к минимуму те неравенства, которые создают почву для возникновения социальных конфликтов, мешают социально-экономическому развитию страны в целом или ее частей, группы стран [31, с. 7].

Главная отличительная черта целей этой группы – их перманентность, означающая непрерывность, постоянство провидение этих целей в реальность. Хотя на разных этапах развития отдельных стран региональные проблемы занятости и доходов населения стоят более или менее остро, всё-таки они никогда не остаются полностью вне зоны внимания правительств [51, с. 20].

Региональная политика любого государства имеет также два – социальный и экономический аспекта.

Экономические цели:

- оживление производства в депрессивных  регионах;

- создание зон роста и эффективность  предпринимательства;

- повышение конкурентоспособности регионального производства;

- усиление межрегиональной экономической  интеграции ит.д.

Социальные цели:

- увеличение занятости населения;

- повышение доходов населения;

- развитие производственной и  социальной инфраструктуры в наиболее отсталых регионах;

- расширение доступности общественных  благ и т.д. [58, с. 343].

При этом происходит переплетение этих целей, что вполне естественно, т.к. такие социальные проблемы, как высокий уровень безработицы, рост преступности, низкие доходы населения имеют глубокие экономические корни. В свою очередь задачи развития производства в отсталых регионах невозможно решить, не уделив соответствующего внимания их социальным проблемам, в частности без реализации программ общеобразовательной и профессиональной подготовки кадров, развития здравоохранения и т.д.

При определении региональной политики органы власти всё чаще вынуждены учитывать национальные и политические факторы такие как: наличие межнациональных конфликтов, различие в уровнях безработицы и доходах представителей различных национальностей, а также коренного местного населения и иммигрантов, политическую стабильность в регионах. Во многих странах последние десятилетия отмечены резким усилением внимания к экологическому аспекту региональной политики, в особенности при разработке стратегий развития депрессивных районов.

В соответствии с рекомендациями ООН региональное планирование должно решать следующие задачи:

- регулирование процессов урбанизации, создание препятствий для бесконтрольного  роста городов;

- изучение и более полное  использование местных природных  ресурсов;

- выравнивание по районам уровней  развития социальной инфраструктуры;

- «развязывание» местной инициативы;

- обеспечение регионального размещения  промышленных проектов;

- обеспечение сбалансированного развития регионов страны.

Региональная политика в развитых и развивающихся странах имеет свои особенности. В развитых странах для нее характерно:

- освоение слаборазвитых «проблемных» территорий;

- децентрализация агломераций  и районов сверхконцентрации промышленного производства;

- образование новых промышленных  очагов или узлов за пределами  городских поселений, не связанных  с существующими центрами промышленности.

В развивающихся странах перед региональной политикой, как правило, стоят следующие цели:

- интеграция всех районов страны  в единый национальный рынок;

- смягчение региональных диспропорций  и подъем экономики особо отсталых  аграрных районов;

- смягчение противоречий между  городом и деревней и регулирование  процесса урбанизации;

Информация о работе Региональная политика Финляндии