Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 18:38, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние десятилетия проблема регионального развития многих государств мира всё более стали значимыми и актуальными. Это обусловлено, прежде всего, тем, что социально-политическое развитие кокой либо территории не представляет собой равномерный процесс. Скорость этого процесса значительно меняется по сферам развития общества и различным регионам. Всегда можно выделить отрасли, районы, процветающие и развивающиеся быстро, в то время как другие развиты недостаточно хорошо и переживают депрессию.
Для минимизации негативных последствий такой неравномерности в государствах проводиться специальная и целенаправленная региональная политика, охватывающая различные социально-экономические и политические сферы.
Введение 5
1. Методологические основы исследования региональной политики 10
1.1 Сущность и структура региональной политики 10
1.2 Виды региональной политики и ее формы 29
2. Эволюция региональной политики Финляндии 37
2.1 Территориальная структура Финляндии 37
2.2 Особенности регионального развития Финляндии 42
2.3 Этапы становления региональной политики Финляндии 48
3.Современный этап региональной политики Финляндии 58
3.1 Особенности современного этапа региональной политики
Финляндии 58
3.2 Евроинтеграционная составляющая региональной политики Финляндии 63
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71
В 1991 году настоящую реформу, которая привела к региональному развитию на основе программ, инициировал эксперт правительства по региональным вопросам А. Паасивирта. Реформа была актуальна в связи с изменениями условий развития: расширением и углублением западноевропейской интеграции, открытием границ с сопредельными регионами, нарастанием кризисных явлений в национальной экономике. В результате осенью 1993 г. был принят закон «О развитии регионов». Целью этого закона было способствование развитию регионов с опорой на собственные силы и региональное сбалансированное развитие [62]. Центральная роль была отведена программам развития регионов, которые разрабатывались Союзами коммун в сотрудничестве с государством. Кроме этого, региональная политика стала проводиться в рамках специальных среднесрочных программ, разрабатываемых правительством на период срока своих полномочий. Так, во второй половине 1990-х гг. были разработаны программы развития Восточной и Северной Финляндии, а также целевые программы Государственного совета для развивающихся регионов, региональной структурной перестройки, центров «ноу-хау», развития сельских территорий, развития архипелага и развития приграничных регионов.
В связи со вступлением в Европейский союз в 1995 году Финляндия была подключена к его региональной политике. Инструментом, дополняющим набор мер национальной политики, стало софинансирование региональных программ из средств структурных фондов Евросоюза.
Для распределения ассигнований из госбюджета Финляндии и Европейского фонда регионального развития в 1999 г. на базе КЕРА и Центра государственных гарантий был образован Государственный фонд специального финансирования (Finnverd). В общем числе компаний самая высокая доля финансируемых из этого фонда – в Северной и Восточной Финляндии (провинции Кайнуу, Сатакунта, Северное Саво и Лапландия), самая низкая - в провинции Уусимаа, особенно в столичном регионе. За 2000-2006 гг. объем средств, выделенных компаниям, работающим в региональных поясах помощи, вырос в 1,4 раза - с 328,4 до 456,8 млн. евро (49% объема финансирования Finnverd) [61].
3 Современный этап региональной политики в Финляндии
3.1 Особенности
современного этапа
Начало современного этапа обычно региональной политики Финляндии обычно относят к 2002 г., когда вступил в силу новый закон № 602 «О региональном развитии», в котором впервые была зафиксирована неразрывная связь между конкурентоспособностью и экономическим ростом регионов. Исходя из этого, особое значение придается созданию предпосылок устойчивого роста за счет более эффективного использования внутреннего потенциала регионов и внедрения ноу-хау, гарантирующих их высокую конкурентоспособность. Одновременно сохраняет свою актуальность традиционная для региональной политики цель – обеспечение сбалансированного развития, сглаживание межрегиональных различий в уровне экономического развития и условиях жизни населения. Региональная и структурная политика ЕС рассматривается в качестве дополнения национальной региональной политики Финляндии [28, с. 131].
Современное развитие регионов в Финляндии осуществляется на основе специальных программ. Ответственность за их выполнение возлагается на государство и коммуны, а функции администрирования – на союзы коммун. С 2003 по 2010 гг. правительство премьер-министра М. Ванханена проводило реформу системы регионального управления. Предполагалось уточнить полномочия правительств губерний, центров занятости и экономики, других местных органов управления и союзов коммун, более четко разграничив сферы их ответственности и устранив существующее дублирование функций.
Правительство в начале срока полномочий утверждает общенациональные цели регионального развития. На 2007-2011 гг. были сформулированы три цели: повышение конкурентоспособности регионов, уменьшение различий в уровне их развития, решение особых региональных проблем. Правительство может инициировать специальные целевые программы. В настоящее время действуют несколько таких программ – по региональным и инновационным центрам, развитию сельских территорий и территории архипелага [62].
Опираясь на решения Государственного совета, министерства в соответствии со своим профилем конкретизируют цели и инструменты общегосударственной региональной политики, распределяют проекты по регионам, уточняют порядок их финансирования. В своих стратегиях они учитывают также конкретные цели развития отдельных провинций, определяемые союзами коммун. Согласно изменениям в законе «О региональном развитии», вступившим в силу в 2007 г., министерства обязаны проводить переговоры с союзами коммун и учитывать их ежегодные предложения по государственному финансированию планов развития регионов [63].
Союзы коммун совместно с другими заинтересованными организациями и ведомствами готовят четырехлетние программы, базирующиеся на долгосрочных планах развития провинций на 20-30 лет. Первые такие программы были рассчитаны на 2003-2006 гг. При подготовке подобных документов учитываются общегосударственные цели развития регионов, а также «стыкуются» все действующие в данном регионе программы как по линии ЕС, так и национальные. Ежегодно составляется план мероприятий по выполнению программы, который министерства обязаны учитывать при составлении финансовых предложений для госбюджета.
С 2008 г. разработка общегосударственных целей регионального развития, координация подготовки и контроль за выполнением программ, предусмотренных законом о развитии регионов, совместно с другими министерствами и союзами коммун осуществляются новым министерством - труда и экономики. Оно образовано на базе министерства торговли и промышленности, министерства труда и части министерства внутренних дел. В общих чертах действовавшая ранее схема управления региональными процессами сохраняется и в новом ведомстве.
Продолжается курс на смещение акцента с прямой помощи на создание необходимых условий для развития предпринимательства и внедрения инноваций, что предусматривает более широкий и комплексный охват региональной проблематики и укрепление партнерства коммун и государства в целях более полного учета потребностей регионов в деятельности министерств.
В современной региональной политике Финляндии сохраняются несколько приоритетных направлений: развитие городов, сельской местности, архипелага, поддержка инноваций [62]. Остановимся на них подробнее.
Политика развития городов включает две важные составляющие: развитие мегаполисов и национальную городскую политику. Диверсифицированный подход позволяет учитывать особенности развития разных типов городов: крупных и многопрофильных университетских, промышленных, средних и малых. Особое место занимает политика комплексного развития крупных городских регионов, к которым помимо Хельсинки относятся Тампере, Турку, Оулу, Ювяскюля, Куопио, Лахти, Лаппеенранта-Иматра и Вааса. Их значение для экономики и благосостояния Финляндии постоянно растет: они являются моторами экономического роста для всей страны. Акцент делается на укреплении инновационного потенциала этих регионов, развитии межрегионального и международного сотрудничества. На 2006-2010 гг. предусмотрены специальные меры по поддержке столичного региона, конкурентоспособность и сбалансированное развитие которого имеют определяющее значение для страны.
Региональная инновационная политика опирается на программу развития инновационных центров. На 2007-2013 гг. определены 13 национальных сфер ноу-хау, которые будут разрабатываться в 21 региональном инновационном центре. Эти центры, функционирующие на базе технопарков и технологических центров, объединяют усилия бизнеса, научно-исследовательских и учебных учреждений для выполнения проектов, призванных повысить конкурентоспособность компаний и улучшить инновационный климат регионов. Значимую финансовую поддержку им оказывают городские власти. В крупных городах разрабатываются инновационные стратегии, нацеленные на укрепление предпосылок экономического роста и углубление специализации в рамках как внутристранового, так и международного разделения труда [28, с. 132-133].
Раз в четыре года в Финляндии разрабатываются комплексные программы развития сельской местности. В настоящее время действует правительственная программа «Жизнеспособное село – ответственность министерств и региональное развитие», где были определены стратегические ориентиры политики развития сельских регионов на 2007-2013 гг. [63].
Важной составляющей региональной политики Финляндии остается политика в отношении архипелага. Еще в 1948 г. правительство создало комитет по делам этой территории, но только в 1981 г. был принят специальный закон об архипелаге, который обязывает государство и коммуны обеспечивать там развитие экономики, транспортных сообщений, услуг, культуры и охрану окружающей среды. Основным инструментом служат программы, разрабатываемые комитетом по делам архипелага совместно с министерствами, союзами коммун, коммунами, компаниями и общественными организациями. Задача нынешней программы – обеспечить развитие архипелага в качестве природно-рекреационного комплекса как в интересах всей страны, так и для улучшения условий жизни местного населения [63].
В целях создания равных возможностей для развития регионов применяются специальные меры по поддержке территорий с самыми низкими темпами экономического роста, высокой безработицей, быстрым сокращением численности населения вследствие миграции и отрицательного естественного прироста (Восточная Лапландия, провинция Кайнуу).
Специальные меры применяются и в отношении регионов, столкнувшихся с неожиданными структурными проблемами – закрытием важных предприятий и увольнениями их персонала, например, в связи с переводом производства в страны с низкими издержками на рабочую силу. На 2013 г. к проблемным были отнесены восемь районов, в основном в Южной и Западной Финляндии. Действия властей здесь направлены на развитие предпринимательства и обучение кадров, снижение уровня безработицы посредством осуществления проектов дорожного строительства, а также предоставления субсидий коммунам. Профильные министерства, центры занятости и экономики совместно с союзами коммун и местными коммунами разрабатывают планы выхода из кризиса. Бюджетные средства выделяются для центров занятости и экономики в виде субсидий компаниям и ассигнований на поддержание занятости [63].
Таким образом, для современного этапа регионального развития Финляндии характерны ряд особенностей:
1. сравнительно высокий уровень развития финских регионов, отсутствие явно отстающих, депрессивных районов;
2. оказание на региональное развитие факторов глобализации, из-за чего главный упор делается на повышение инвестиционной привлекательности каждого региона в отдельности, а также развитие «ноу-хау»;
3. присутствие географического
и исторического факторов разви
4. осуществление региональной политики не только в рамках внутригосударственных, но и в рамках общей региональной политики Европейского союза.
3.2 Евроинтеграционная составляющая региональной политики Финляндии
Региональная и структурная политика ЕС дополняет национальную региональную политику Финляндии.
В договоре об условиях вступления страны в ЕС учитывались особенности северных регионов с низкой плотностью населения. В 1994-1999 гг. в число приоритетов деятельности структурных фондов Евросоюза была включена цель № 6 «Развитие и перестройка структуры регионов с исключительно низкой плотностью населения». Благодаря этому Финляндия получила финансовую поддержку в размере 1386,6 млн. евро, что стало большим подспорьем в преодолении последствий разрушительного экономического кризиса начала 90-х годов. В 2000-2006 гг. объемы финансирования выросли до 2254,1 млн. евро вследствие включения регионов с низкой плотностью населения в цель № 1 «Содействие развитию и корректировке структуры отстающих регионов», под которую выделялись наибольшие размеры помощи. На эти регионы пришлась почти половина ассигнований ЕС – 1049 млн. евро [62].
В период нынешней финансовой перспективы Вследствие расширения в последние годы Евросоюза помощь его старым членам, очевидно, сократится. Доля Финляндии в объеме финансирования из структурных фондов ЕС, как ожидается, снизится с 1 % до 0,5%. Общий объем финансовой поддержки из этих фондов составит 1700 млн. евро, что на 1/4 ниже, чем в 2000-2006 гг. [28, с. 132].
По сравнению с другими северными странами в Финляндии снижение уровня финансирования из структурных фондов будет наиболее ощутимым, но она по-прежнему остается ведущим североевропейским реципиентом помощи от Евросоюза. В нынешний программный период ежегодно Финляндия будет получать примерно 42 евро на душу населения (Швеция - 27 евро, Дания – 14 евро). По мнению экспертов КЕС, сокращение финансирования финских регионов из структурных фондов ЕС должно стимулировать более эффективное использование выделяемых ассигнований, их направление на стратегически важные проекты, обеспечивающие наибольшую добавленную стоимость и оказывающие устойчивое воздействие на конкурентоспособность и занятость [28, с. 133].
Ни один из регионов Финляндии уже не попадает в категорию наименее развитых регионов с ВВП на душу населения ниже 75% среднего уровня в ЕС-25. Это означает, что к ним не может применяться особый режим поддержки. «Районы экономического развития» Восточной Финляндии, где ВВП на душу населения превысил названный пороговый показатель, попадают под переходный режим помощи с прогрессивным сокращением финансирования. Общий объем финансирования этих регионов в переходный период составит 360 млн. евро. Кроме того, северные районы Финляндии по-прежнему будут получать ежегодную помощь в размере 35 евро на душу населения как районы с низкой плотностью населения.
В 2007-2013 гг. финские программы осуществлялись в рамках двух приоритетных направлений деятельности структурных фондов ЕС: «повышение региональной конкурентоспособности и занятости» (ранее цель № 2) и «европейское региональное сотрудничество». Распределение выделяемых средств – прерогатива национального правительства. Разработка и реализация программ, частично финансируемых из структурных фондов ЕС, регулируются законом «О структурных фондах» от 29 декабря 2006 г. На его основе в феврале 2007 г. правительство Финляндии приняло национальную стратегию структурных фондов на 2007-2013 гг., тесно связанную с общими целями регионального развития страны. Акцент сделан на четырех взаимодополняющих направлениях:
1. стимулирование предпринимательства;
2. развитие инновационной деятельности и субподрядных сетей;
3. улучшение транспортного сообщения и условий окружающей среды;