Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:38, шпаргалка
1. Политическое знание и его структура.
2. Критерии дифференциации и систематизации политических наук
..
32. Политическая стабильность: условия, предпосылки
1. Концентрация неограниченной
власти в руках одного лидера
(монарха, диктатора) или
2. Отсутствие или формальное существование демократических механизмов контроля за властью, неограниченность её законом. Хотя правление может осуществляться и на основе законов, но принятых по собственному усмотрению. Принижение значения парламента и других представительных органов в пользу усиления полномочий исполнительно-распорядительной власти, чрезмерный её централизм.
3. Власть не формируется и
не контролируется народом.
4. Опора режима на силовые
структуры, стремление
5. Запрет или ограничение
6. Отсутствие всеобщего контроля
над обществом,
Лозунг авторитарного режима –
«Разрешено всё, кроме политики». Авторитарный
режим не стремится политизировать всё
население, не претендует на тотальный
контроль за всеми сферами жизни общества,
кроме политики. Здесь может отсутствовать
единая партия, монополизирующая власть,
а также единая, чётко разработанная идеология,
сверхидея (или она достаточно размыта).
Среди множества авторитарных порядков
можно выделить следующие их основные
типы: партийные, корпоративные, военные, национальные и
режимы личной власти. Особенность партийных режимов
заключается в осуществлении монопольной
власти какой-либо партией или политической
группировкой, не обязательно формально
представляющей институт партии. Чаще
всего это однопартийные режимы. Военные режимы,
как правило, возникают в результате переворотов,
заговоров и путчей. Наибольшее число
примеров установления военных режимов
дали страны Латинской Америки, Африки,
а также Греция, Пакистан, Турция. Такие
политические порядки отличаются подавлением
значительной части политических и гражданских
свобод, широким распространением коррупции
и внутренней нестабильностью.Модели национа
18. Демократия: теоретические основания и прикладные аспекты
Демократия – это
Сторонники «ценностного» подхо
Институциональный подход. Равенство на участие во власти сторонники данного подхода распространяли на всех людей без исключения. Государство же при таком понимании демократии рассматривалось как нейтральный институт, основные функции и полномочия которого определяются совместными решениями граждан и направлены на защиту индивидуальных прав и свобод.
М. Вебер плебисцитарно-
И. Шумпетер теория эгалитарного элитизма. В соответствии с ней свободный и суверенный народ обладает в политике весьма ограниченными функциями. Рядовые граждане лишь избирают промежуточный институт, который впоследствии формирует правительство, а затем полностью отстраняются от управления. Поэтому демократия представляет собой не что иное, как сугубо институциональное мероприятие, обеспечивающее соревнование элит за поддержку и голоса избирателей.
Значительный вклад в развитие теории демократии внесли и сторонники плюрализма. В этой концепции демократия рассматривается как тип организации власти, формирующийся в условиях ее распыления (диффузии) между различными силами. В этом смысле демократия предполагает свободную игру, соревнование различных групп, являющихся основной движущей силой политики, а также связанных с их деятельностью институтов, идей, воззрений. При всем многообразии современных демократических режимов можно выделить их наиболее общие признаки.
1. Суверенитет народа, признание
его источником высшей
2. Проведение свободных
а) свободу выдвижения кандидатур и равные возможности ведения пропаганды во время избирательной кампании;
б) соблюдение всеобщего и равного избирательного права;
в) свободное и тайное голосование, равенство всех в получении достоверной информации.
3. Периодическая выборность
4. Отсутствие монополии на
5. Политический и идеологический
плюрализм, наличие реально
6. Разделение властей на
7. Верховенство закона во всех
сферах общественной жизни,
8. Предоставление гражданам
9. Гласность в работе властей
всех уровней, возможность для
каждого гражданина получения
полной информации о
10. Конституционализм, который
Демократия может
Так, прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации решений.
Представительная демократия является более сложной формой политического участия граждан. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, профсоюзы, движения). Эти механизмы в основном и составляют структуру демократического правления. Однако главная проблема представительной демократии связана с обеспечением репрезентативности политического выбора, т.е. с созданием условий, при которых выбор тех или иных лиц соответствовал бы настроениям и интересам населения. Переходя к описанию реальной демократии Даль приводит краткий перечень политических институтов современной представительной демократии таков:
1. Выборность должностных лиц. Конституционный контроль за решениями, принимаемыми правительством, осуществляется благодаря тому, что должностные лица избираются гражданами. Таким образом, современное демократическое правительство страны имеет представительный характер.
2. Свободные, честные, часто проводимые выборы.
3. Свобода выражения. Граждане, не опасаясь сурового наказания, имеют право выражать свои взгляды, а также критиковать правительство, режим и т д.
4. Доступ к альтернативным источникам информации. Более того, уже существующие источники информации, не контролируемые правительством или какой-либо одной политической группой, старающейся повлиять на общественно-политические взгляды и отношения, находятся под эффективной защитой закона.
5. Автономия ассоциаций. Граждане для защиты своих разнообразных прав имеют также право образовывать относительно независимые сообщества, политические партии и «группы интересов».
6. Всеобщие гражданские права.
Однако Долб отмечает, что перечисленные шесть политических институтов в совокупности представляют собой новый вид политической системы, но и новый вид народовластия, никогда прежде не существовавший. Поэтому он заслуживает собственного названия. Современный вид демократического правления в масштабах целой страны он называет полиархической демократией.
19. Политический институт: понятие, типы, особенности
Термин 'институт' происходит от латинского слова 'institutum', что означает 'установление' или 'учреждение'. В этом смысле почти дословную интерпретацию институтам дает М. Вебер, отмечая, что государство, как рафинированный пример института, составляет сообщество людей, поведение которых основывается на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т. д.). Э. Дюркгейм считает, что институты, с одной стороны, представляют собой некие идеальные образования в виде обычаев и верований, а с другой - эти обычаи и стереотипы, в свою очередь, материализуются в практической деятельности социальных организаций различных времен и народов. Французские политологи (М. Прело, М. Дюверже) вслед за Э. Дюркгеймом выделяют два основных компонента, входящих в содержание политического института: во-первых, идеальную модель самой системы отношений и, во-вторых, это собственно организационные структуры, воспроизводящиеся в коллективной политической. М. Дюверже дает определение политических институтов, выступающих в качестве 'модели человеческих отношений, с которых копируются конкретные отношения, приобретая, таким образом, характер стабильных, устойчивых и сплоченных'. Если попытаться объединить различные подходы, то Политический институт - это, во-первых, организационная форма объединения людей в особое сообщество, основывающееся на коллективной воле, целях и образах жизнедеятельности; во-вторых, идеальная модель ассоциации людей, формирующейся по поводу власти и влияния, поддерживающая интеграцию человека и коллектива, управляемость общностью и опирающаяся на коллективные ценности, организационные принципы, рациональные нормы (установления), и, в-третьих, реализация и воспроизводство моделей (систем принципов и норм, правил и целей) общения в структуре совокупной практики политической активности индивидов и групп, человеческого социума в целом. Под политическими институтами в современное время понимается совокупность учреждений, организаций с определенной структурой и субординацией, воспроизводимой с течением времени совокупностью норм и правил, упорядочивающих политические отношения, как между организациями, так и между людьми. Таким образом, политические институты представляют собой «триединую целостность – организацию, нормы, отношения». Политические институты подразделяются на институты власти и институты участия. К первым относятся институты, осуществляющие государственную власть на различном иерархическом уровне, ко вторым – институты участия, структуры гражданского общества. Совокупность политических институтов составляют политическую систему общества. Французский профессор права Морис Ориу – один из основоположников теории институционализма - рассматривал общество как совокупность огромного числа институтов. Отличительным признаком института французский юрист считал именно направляющую идею. М.Ориу выделял два типа институтов: корпоративные (государство, профсоюзы, торговые общества, ассоциации, церковь) и вещные (правовые нормы). Оба вида были охарактеризованы им как своеобразные идеальные модели социальных отношений. Различие между ними усматривалось в том, что первые инкорпорированы в социальные коллективы, тогда как вторые не имеют собственной организации и могут применяться в рамках любых объединений. Основное внимание в теории М.Ориу было уделено корпоративным институтам. Как автономные образования они обладают общими чертами, а именно: определенной направляющей идеей, организацией власти и совокупностью норм, регулирующих внутренний распорядок.
20. Государство как политический институт: признаки, генезис
Понятие «государство» употребляется в нескольких смысловых значениях. В широком смысле – это общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая высшим органом власти. В этом случае государство представляет все общество в совокупности и отождествляется с понятием «страна», «отечество», «нация» и др. В узком смысле – это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории. Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан, обладающий суверенитетом.
Государство – это политическая общность, основными атрибутами (признаками) которой являются территория, население, власть.
1. Территория – это материальная,
физическая и пространственная
основа государства, на
2. Проживающее на его территории население. Оно представляет, как правило, единый народ, нацию, сообщество, несмотря на имеющиеся социальные, этнические, религиозные и иные различия. В большинстве стран мира, как известно, понятие «нация» носит политический, а не этнический характер.
3. Публичная власть. Она включает
особый слой людей,
Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:
- суверенитет, означающий
- наличие права, без которого
не может существовать
- исключительное право издания
законов и правовых актов,