Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:38, шпаргалка
1. Политическое знание и его структура.
2. Критерии дифференциации и систематизации политических наук
..
32. Политическая стабильность: условия, предпосылки
- организации общественного
- подчинение всех членов
-анализ политической и
-определение собственной
-репрессивная функция - надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;
-присвоение и распоряжение
-распределение ресурсов
-преобразование политического
и общественного окружения
Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, не согласные с данным политическим курсом. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство. В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность — не одно и то же. Легальность власти — юридическое обоснование власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафия.
Легитимность — это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения. Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". Традиционная легитимность основана на вере в священный характер норм обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Харизматическая легитимность - Власть основана на авторитете лидера, его особых качествах. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер. Легальная или рационально-правовая легитимность основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций. Можно сказать, что в качестве основных источников кризиса легитимности правящего режима, как такового, можно назвать уровень политического протеста населения, направленного на свержение режима, а также свидетельствующие о недоверии режиму результаты выборов, референдумов, плебисцитов. Эти показатели свидетельствуют о «нижней» границе легитимности, за которой следует распад действующего режима и даже полной смены конституционного порядка. К факторам, определяющим ее «верхнюю» границу, т.е. текущее, динамичное изменение симпатий и антипатий к властям, можно отнести: резкое усиление деятельности оппозиционных сил, постоянное нарушение режимом установленных правил, неумение властей объяснить населению суть проводимой им политики, рост преступности, падение уровня жизни и т.д. В истории политической мысли высказывалось немало разноречивых взглядов относительно самой возможности легитимации власти. Так, ученые, стоящие на антропологических позициях и платформе естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в человеческом обществе наличествуют некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это и дает гражданам возможность поддерживать власть. В то же время немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких общих для всех идей в сегментированном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности. Человеческое знание и интересы крайне релятивны, а потому все свободны и в конструировании своей жизни, и в отношении к власти. Вместе с тем сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан относительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества и которые лежат в основе функционирования политического режима». Иной подход еще в XVIII в. предложил английский мыслитель Э. Берк, который разделил теоретические и практические аспекты легитимности. Легитимность он анализировал не саму по себе, а связывал ее только с конкретным режимом, с конкретными гражданами. По его мнению, только положительный опыт и привычка населения могут привести к построению такой модели власти, при которой она удовлетворяла бы интересы граждан и, следовательно, могла бы пользоваться их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие условия должны формироваться, накапливаться эволюционно, препятствуя сознательному конструированию легитимности.
Модель политической системы Истона. Истон одним из 1ых применил принцип системного анализа в политической науке. Истон рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ценностей и ресурсов. Политическая система, взаимодействуя с внешней средой, вырабатывает ответные реакции на поступавшие импульсы. В этом отношении он достаточно четко определил границы политической системы, использовав, понятия «вход» и «выход». На «входе» он выделил два основных элемента: требования и поддержку.Требования – это любое обращение к властным структурам по поводу распределения ценностей в обществе. Поддержка им рассматривалась как лояльное отношение со стороны общества к политической системе. Поддержка обеспечивает стабильность функционирования политической системы. Политическая система, реагируя на воздействия внешней среды, преобразует требования и поддержку на «выходе» в решения и действия. Политические решения имеют форму новых законов, заявлений, регламентов. Политические действия осуществляются в виде различных мер по регулированию и решению важных проблем общественной жизни. Вход и выход составляют непрерывный цикл, который называют «петлей обратной связи». Обратная связь это и производство выходов властями и реакция членов общества на них и передача информации об этой реакции властям и возможные последующие действия властей. Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием ее легитимности. Существует 2 вида легитимности:
- диффузная – эмоциональная, являющаяся более устойчивой и может проявлятся в поддержке системы даже в условиях кризиса.
- инструментальная – является
более кратковременной и
Окружение политической системы бывает интросоциетальным и экстрасоциетальным. Интрасоциетальные системы включают такие множества типов поведения, отношений, идей, как экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения. Они являются функциональными сегментами общества, компонентом которого является и сама политическая система. Экстрасоциетальные, включает все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу. Они выступают функциональными компонентами международного сообщества.
Функциональная модель Г. Алмонда. В своей модели политической системы Г. Алмонд выделяет три аналитических уровня, связывая различные функции макросистемы с деятельностью отдельных институтов, групп и даже индивидов, включенных в системную организацию в качестве ее элементов. Первый блок - 'уровень процесса', связан со 'входом', то есть с воздействием среды на политическую систему, и осуществляет функции: 1) артикуляции интересов (групповые объединения); 2) агрегирования интересов (партии); 3) выработки политического курса (парламент); 4) осуществления политики (исполнительная администрация); 5) арбитража (судебные органы). На этом же уровне у Алмонда происходит по сути и 'конверсия' интересов индивидов и групп в соответствующие решения и действия государственных органов. Во втором блоке - 'уровне системы', происходит адаптация общества к политической системе, от которой зависят перспективы ее стабильного воспроизводства или наоборот радикального изменения.Здесь осуществляются следующие функции: 1) функция социализации индивидов к стандартам и ценностям политической системы (институт церкви, семьи и школы); 2) функция рекрутирования сторонников или противников системы, активных и пассивных граждан, включая тех, кто затем профессионально будет заниматься политической деятельностью; 3), это функция политической коммуникации,которая обеспечивается благодаря информационной, пропагандистской и манипулятивной работе СМИ и других организаций. И в завершающем третьем блоке - 'уровне управления', решаются уже последние в данном цикле задачи, связанные с управлением коллективными ресурсами общества: 1) их 'добыванием', как это происходит со сбором налогов в стране; 2) их структурным регулированием (переброской из одних социальных сфер и отраслей экономики в другие), и наконец, 3) их распределением (раздачей социальных пособий и пенсий, организацией экономических мероприятий и т. д.). Далее, через обратную связь 'цикл' замыкается, как и в модели Д. Истона, поскольку результаты деятельности 'блока управления', регулирования общественных ресурсов должны каким-то образом изменить социальную среду, что в итоге усилит или ослабит устойчивость управляющей, то есть политической, системы.
Парсонс Т. Парсонс определил организацию как комплексную социальную систему, которая сфокусирована на достижении целей и содействует, в свою очередь, осуществлению целей более крупных организаций. Подсистемами организации являются: формальная и неформальная структуры, статусы, роли, физическое окружение. Связывают эти элементы коммуникация, равновесие и принятие решений.
1. Под коммуникацией понимается
метод, посредством которого в
различных частях системы
2. Равновесие рассматривается
3. Процесс принятия решений -
важное средство регулирования
и стратегического руководства.
Парсонс выдвинул идею четырех функциональных императивов, реализация которых обеспечивает нормальное состояние и развитие системы: функция достижения целей; адаптация системы по отношению к внешней среде; интеграция системы; регулирование скрытых напряжений.
Типологизация политических систем в полной мере несет на себе отпечаток различных парадигмальных и идеологических подходов. Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта. Коулмэн, анализируя процесс становления и развития политического мира в историческом аспекте, выделяют «традиционные», «патриархальные», «смешанные» и «современные» политические системы. Алмонд положил в основу своей типологизации учет не только степени или форм централизации (децентрализации) власти, но и тип распространенных в государствах и обществах ценностей и политической культуры. На этом основании ученый выделил политические системы:
- англо-американского типа (США, Великобритания, Канада, Австрия) Целостность и определенность политической культуры, нормы и ценности которой разделяет подавляющее большинство общества и поддерживают государственные институты. В политических системах этого типа обеспечено полное господство легальных форм политической борьбы, антиэкстремизм, что не только придает организованность политическому процессу, но и предопределяет высокую стабильность режима и политических порядков в целом.
- континентальио-европейского ти
- системы доиндустриальных и индустриальных стран (Мексика, Бразилия) Высокая эклектичность политической культуры. Сильное влияние имеют воззрения, предполагающие ориентацию граждан на лидера, а не на программные цели правительства. В то же время права и свободы рядовых граждан, реальные возможности влияния общественного мнения существенно ограничены. Такой характер политических отношений нередко приводит эти страны к авторитарным формам организации власти, практикующим жесткие, силовые методы регулирования общественных отношений.
- тоталитарные политические системы. Идеологическая и административная монополия власти над обществом. Власть предельно централизована, политические роли принудительны, а насилие является по сути единственным способом взаимодействия государства и общества. Политическое участие граждан здесь имеет скорее ритуальный и декоративный характер. Достигаемая таким образом стабильность политических порядков существует только в интересах властвующих слоев.
Обобщая основные подходы, политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения. По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система как определенная подсистема общества испытывает постоянное влияние внутренней (интросоциетальной) и внешней (экстрасоциетальной и внесоциальной) среды. В качестве факторов внутреннего влияния могут выступать интересы разнообразных групповых и индивидуальных, элитарных и неэлитарных субъектов. Внешнее влияние на публичную власть осуществляется соответственно путем воздействия факторов природного характера, а также влияния качественно иных социальных процессов (экономических, нравственных и др.) либо тех или иных международных институтов и структур. Приспосабливаясь к влиянию всех этих факторов, политическая система призвана постоянно совершенствовать свое строение, искусственно достраивая собственные порядки необходимыми институтами и структурами. В качестве основополагающих структурных компонентов политической системы обычно выделяют следующие:
• институциональный набор институтов, структур и организаций, участвующих в конкурентной борьбе за власть; особенности электоральной системы, государственного строя и т.д.;
• нормативный, характеризующий устоявшийся в обществе тип принятия решений; господствующие методы политического принуждения; формы государственного контроля за принятыми решениями и т.д.;
• информационный, демонстрирующи
Благодаря своему структурному разнообразию политическая система способна обеспечивать исполнение определенных функций в обществе, к важнейшим из которых можно отнести. Обобщая существующие подходы, можно выделить такие основные функции, как:
1. Функция артикуляции и
2. Управленческая функция,
3. Функция выработки
4. Функция политической
5. Функция легитимации
6. Мобилизационная и
15. Политические режимы: генезис, сущность, формы
Понятие «политический режим» получило распространение в западной обществоведческой литературе в середине ХХ столетия. Политический режим представляет собой не только способ функционирования политической системы, но и отражает характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В отечественной учебной литературе общепринятым является следующее понятие.
Политический режим (от лат. regimen – управление) – это система методов, способов и средств осуществления государственной власти, отражающая состояние политических прав и свобод, отношение органов власти к правовым основам их деятельности. Среди западных политологов наиболее распространенным является определение, данное французским ученым Ж.-Л. Кермонном. Политический режим – это совокупность элементов идеологического, конституционного и социального порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период. Политический режим характеризуется рядом критериев, которые отражают состояние политической жизни общества, определяют его сущность и тип в каждом конкретном государстве: