Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:38, шпаргалка
1. Политическое знание и его структура.
2. Критерии дифференциации и систематизации политических наук
..
32. Политическая стабильность: условия, предпосылки
- монопольное право от имени
общества осуществлять
- исключительное право
- монополия на определение и
взимание налогов и сборов, которые
обеспечивают политическую и
экономическую независимость
- монопольное право на
- монополия на использование
легитимных средств и
- обязательность принадлежности
к государству (в отличие от
добровольного членства в
Как особый политический институт государство возникло в IV- III тыс. до н.э. Его структуры и особые функции складывались по мере развития родоплеменных отношений и обособления определенной группы лиц (вождей, родовой аристократии, и тп.), которые, трансформируя свои статусы и социальные привилегии во власть, концентрировали в своих руках управленческие функции. Существует множество различных теорий, объясняющих происхождение государства:
– теократическая концепция, господствовавшая в эпоху средневековья, исходит из того, что не только природа, но и государство есть проявление власти Бога, божьего промысла. Власть государя на земле Фома Аквинский, например, также выводил из воли божьей;
– антропологическая концепция
основана на том, что государственная
форма организации заложена в
самой общественной природе человека
(теория естественного происхождения
государства Аристотеля). Причина
этого кроется в социальной и
биологической природе
– патриархальная теория рассматривает государство как одну большую семью, возникшую вследствие соединения родов в племена, племен – в другие большие общности и т.д. Опекунская власть отца в большой семье автоматически переносилась на другие общности, в том числе и на государство. Государство является расширенной формой патриархальной власти во имя всеобщего блага;
– договорная концепция – государство есть результат соглашения народа с определенным лицом или группой лиц, которым передается часть их прав в целях обеспечения порядка в обществе и защиты граждан. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж–Ж. Руссо и др). Только государство способно достойно обеспечивать естественные, неотчуждаемые права человека – на жизнь и здоровье, на собственность и свободу;
– социально-экономическая
– марксистская концепция объясняет
происхождение государства
– теория насилия (Л. Гумплович и др.) возникновение государства рассматривала как результат действия внутреннего или внешнего насилия, завоевание слабых и плохо организованных групп более сильными и лучше организованными. Государство - это форма господства победителей над побежденными;
Таким образом, государство сформировалось как результат естественного развития общества на определенной ступени его зрелости и является инструментом упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, социальных слоев и групп, отдельной личности.
21. Функции государства и его структурные элементы
Структура государства. Организационная структура государства (или государственный механизм) включает в себя ряд важнейших элементов. К ним относятся:
- представительные органы
- исполнительно–распорядительные (органы государственного управления), состоящие из высших (правительство), центральных (министерства, ведомства) и местных исполнительных органов;
- органы судебной власти и прокуратуры;
- органы государственного
- органы охраны общественного порядка;
- органы государственной
- вооруженные силы.
Как правило, государство не может нормально функционировать без вышеназванных структур власти. Однако, ряд элементов государственного механизма может отсутствовать в отдельных странах. Социальное назначение и сущность государства выражаются в его функциях. Которые определяют его особое место и роль в политической системе общества. Они подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства
1. Экономическая (выработка и
реализация экономической
2. Социальная (разработка и осуществление
социальной политики, регулирование
социальных отношений;
3. Политическая (выработка политического
курса, отвечающего интересам
общества или его отдельных
слоев; обеспечение
4. Правовая (охрана основ существующего
общественного строя;
5. Культурно-воспитательная (создание
условий для удовлетворения
6. Экологическая (охрана и
Внешние функции органически взаимосвязаны с внутренними и являются их продолжением.
1. Обеспечение суверенитета, целостности
и безопасности государства,
2. Защита интересов данного
3. Развитие взаимовыгодного
4. Участие в международных делах и организациях, в решении глобальных проблем современности.
Таковы основные содержательные характеристики государства, отражающие то общее, что присуще всем странам. Однако, государства в значительной степени отличаются между собой по формам и типам.
22. Политический процесс: базовые интерпретации, уровни анализа
Слово «процесс» (лат. processus — продвижение) означает последовательную смену состояний, явлений, хода развития; совокупность последовательных действий для достижения необходимого результата.
Под политическим процессом понимается динамическое измерение политической жизни, заключающееся в воспроизводстве компонентов политической системы общества, а также в изменении ее состояния; политическая активность политических субъектов, связанная с борьбой за власть и оказанием влияния на властные структуры.
Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим масштабам политический процесс совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют его либо с политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.
Все эти подходы так или иначе характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса. Однако их наиболее существенные отличия от иных основополагающих трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлений. Ориентируясь на рассмотренные подходы, можно считать, что политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов. Иными словами, категория «политический процесс» фиксирует и раскрывает ту реальную смену состояний политических объектов, которая складывается как в соответствии с сознательными намерениями субъектов, так и в результате многообразных стихийных воздействий. В этом смысле политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и делает акцент на практических видоизменениях явлений. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.
Анализ политических процессов
Существуют различные типы оценок эффективности политического процесса. Один из них связан с тем, что политические деятели и государственные служащие, как правило, руководствуются критериями результативности конкретных программ и проектов. Разброс критериев достаточно велик и зависит от субъективных факторов, идеологических и партийных интересов. В результате может возникать целый спектр оценок принятого политического решения либо принятой программы.
Второй тип оценки возникает при инструментировании конкретных программ и направлений политики. В данном случае критерии оценок возникают тогда, когда программа подвергается анализу с точки зрения ее пригодности для реализации, а также с учетом затрат и выгод. При этом актуальным является вопрос: «Кто получит наибольшую выгоду от реализации решения или программы и в каком виде?»
Третий тип оценки носит
название «систематической оценки»
для измерения социальной значимости
политического решения или
Достаточно распространенным
является выявление статических
и динамических характеристик политического
процесса. Статические характеристики
обобщаются в понятии «политическая
ситуация», под которой подразумевается
политический процесс в определенный
момент времени. В ходе анализа выявляется
система связей и отношений между
основными элементами, сложившаяся
на данный момент. Таким образом, появляется
возможность для сравнения
Одним из элементов изучения статических и динамических характеристик политического процесса является анализ внешней среды, которая включает в себя экономические, социальные, культурные, конфессиональные и другие факторы, влияющие на политический процесс.
23. Политическое развитие
и теории политических
Особое значение для характеристики политического процесса имеют изменения типа развития, которые связаны с определением качественной направленности эволюции политических систем и потому предполагают ту или иную трактовку прогресса, определение целевых стратегий политических режимов, качественную идентификацию организации власти.
Как правило, в рамках стабильных политических процессов существует возможность применения моделей линейного развития. Иными словами, качественная идентификация политической системы основывается здесь на хорошо известных моделях — социализма, либерализма, консерватизма и др., обладающих строго разработанной системой критериев развитости. Например, с точки зрения марксистов, о развитости системы власти позволяют говорить политические изменения, свидетельствующие о господстве коллективных форм собственности, гегемонии рабочего класса и лидирующей роли коммунистической партии в политической системе. Преобладание идеологии прав человека, защищенность личности в отношениях с государством, контроль гражданского общества над государством, плюрализм, духовная свобода свидетельствуют о развитии системы, с точки зрения либералов. Консерваторы при определении развития делают упор на преобладании моральных стимулов политического поведения, обеспечении преемственности с предыдущими формами правления, сохранении базовых норм и принципов организации власти и т.д. Словом, применение такого рода критериев дает возможность одним говорить о предпочтительности, к примеру, демократии над тоталитаризмом, другим — социализма над капитализмом.