- Политгенез: источники, факторы
Для понимания как природы властного
общения вообще, так и специфики
современных отношений между людьми по поводу государственной
власти, необходимо коснуться вопроса
о ее происхождении и публичном характере.
Нередко упускается из виду, что политическая
власть в се современной форме, как власть
государственно-публичная, имеет не такую
уж длительную историю (всего около 5 тысячелетий)
по сравнению с догосударственными структурами
управления и самоорганизации. Кроме всего
прочего, в пользу того, что видовое понятие
государственной власти по объему значительно
уже, чем категория 'власть', свидетельствуют
и новейшие процессы появления на рубеже
третьего тысячелетия органов 'надгосударственной'
власти в лице законодательных (Европарламент)
и исполнительных (Комиссия Европейского
Сообщества) институтов, властные полномочия
которых распространяются на территорию
почти полутора десятка европейских стран.
Итак, можно сделать вывод о том, что в
широком смысле категория 'власть' включает
в себя и догосударственную (потестарную),
и государственную (публичную), а возможно
даже и 'надгосударственную' (постгосударственную)
формы властной организации людей. Генезис
власти как механизма, регулирующего социальное
общение, интересен для анализа природы
властных отношений. Ведь известны примеры,
когда общественные структуры, хотя и
довольно примитивные, управлялись на
началах относительно симметричного равенства, избегая
при этом резкой асимметрии и отчуждения,
присущих современным отношениям власти.
Движение общества к современной публичной
власти начинается с постепенного нарушения
этой природной симметрии и равенства,
причем эта тенденция просматривается
уже в самых примитивных обществах, в рамках
родовых общин. Еще в условиях политогенеза,
то есть процесса перехода общества к
новому типу управления, к государственной
организации и институтам публичной власти,
мы сталкиваемся с так называемой потестарной
властью и догосударственными формами
ее организации (вождество, 'протогосударство-вождество',
'чифдом'). В результате их изучения наглядно
прослеживается постепенное расслоение
общества на властвующих и подвластных,
усиление неравенства и асимметрии в отношении
между ними, приведшее, в итоге, к господству
и подчинению, и, наконец, перераспределение
управленческих функций и формирование
обычаев и регламентов, фиксирующих и
закрепляющих властные отношения. Первоначально
отношения власти и влияния локализуются
в рамках кровнородственных связей, основываясь
на половозрастном разделении труда. Значительная
часть управленческих функций осуществляется
еще самим семейно-родовым коллективом,
представляющим еще во многом и субъект,
и объект управления. Затем начинается
постепенное обособление властно-управленческих
функций внутри изначально эгалитарного
сообщества в пользу определенной группы
лидеров. Симметричность отношений между
руководителями, вождями и рядовыми общинниками
особенно наглядна в такой форме формирующихся
властных отношений как потестарная структура
'военной демократии'. В этой племенной
форме, власть и влияние находятся в достаточно
сбалансированном состоянии, когда еще
отсутствуют присущие государственным
формам общения асимметричное неравенство
и отчужденное противостояние управляющих
и управляемых. Процесс принятия решений
должен учитывать волю как 'властвующих',
так и 'подвластных'. Но уже в первых ранних
государствах асимметрия в отношениях
между властью управляющих и влиянием
управляемых начинает резко усиливаться.
Это ярко видно на примере государственной
истории Древнего Египта, когда вчерашний
вождь племени постепенно становится
князем-номархом, а затем и фараоном, 'живым
богом', отношения которого с рядовым крестьянином
образно можно выразить как отношения
'между небом и землей'. В результате процесса
политогенеза формируется государственная
власть, как асимметричное и амбивалентное
отношение между управляющими и управляемыми, сразу
поставившее государство и его подданных
в разные 'весовые категории' с точки зрения
их силы. Политическое общение близких
по крови, еще относительно равных по потестарному
статусу и влиянию людей, сменяется отчужденными
отношениями господства и подчинения,
опирающимися на административный аппарат
принуждения и насилия. В современных
разработках обосновывается положение
о существовании всего лишь трех основных
форм становления этой властной асимметрии
и отчуждения, другими словами, определяются
три главных пути политогенеза. Во-первых,
это военныйпуть, когда институционализация публичной
власти происходит за счет возвышения
и обособления института 'военного вождя',
а также его вооруженной дружины и административного
аппарата, состоящих из его родни и приближенных
(Древний Шумер). Во-вторых, существует аристократический путь,
когда носителями публичной власти постепенно
становятся представители родоплеменной
аристократии ('великие' воины, старейшины,
охотники, жрецы и т. д.), которые концентрируют
в своих руках военное, религиозное и административно-хозяйственное
руководство. И наконец, третий, плутократический,путь
был связан с накоплением отдельными общинниками
материальных богатств (ресурсов), постепенной
трансформацией авторитета и престижа
богатого и сильного лидера в силу административной
власти. Все эти три дороги приводят к
одному и тому же пункту - формированию
обособленного и отчужденного от общины
административного аппарата управления,
а также асимметричной и амбивалентной
структуры отношений публичной власти.
- Политика: генезис, функции, свойства
Вся социальная жизнь представляет
собой процесс постоянного взаимодействия
людей и их объединений, преследующих
свои интересы и цели, а потому неизбежно
конкурирующих друг с другом. Вследствие
усложнения и интенсификации социальных
взаимосвязей, со временем среди групповых
потребностей выявился блок непримиримых
интересов, реализация которых грозила
резким нарастанием социальной напряженности.
Потребность в новых, более эффективных
способах регулирования человеческих
взаимоотношений реализовывалась по мере
становления государства как специфического общественного института,
оказавшегося способным создать общеобязательные
формы социального поведения для всех
слоев населения. Политика и возникла
в связи с необходимостью реализации таких
интересов групп, которые затрагивали
их общественное положение и не поддавались
удовлетворению без вмешательства институтов
публичной власти, предполагая использование
методов принуждения. Политику можно
определить как совокупность отношений, складывающихся
в результате целенаправленного взаимодействия
групп по поводу завоевания, удержания
и использования государственной власти
в целях реализации своих общественно
значимых интересов. Как глобальный механизм регулирования
социальных отношений политика есть способ
рационализации межгрупповых конфликтов
и институциализации межгруппового диалога,
придания процессу конкуренции за власть
в основном цивилизованных и мирных форм.
С момента своего зарождения государство
служит тем центром силы, который способен
принудительными методами организовать
должное распределение ресурсов, статусов,
ценностей. Возникновение политического
способа обеспечения межгрупповой конкуренции
сопровождалось формированием особого
слоя управляющих государством, которые
стали профессионально заниматься регулированием
социальных отношений, Появление же государства
изменило статусы конкурирующих сторон,
для которых возможности удовлетворения
их нужд стали зависеть не столько от имеющихся
у них способностей или ресурсов, сколько
от степени их близости или удаленности
от центра публичной власти. Для поддержания
постоянных контактов с государством
эти группы вынуждены были создавать особые
ассоциации, защищающие их властно значимые
интересы и цели: партии, лобби, группы
интересов и др. Иными словами, процесс
оспаривания государственных полномочий
со стороны групповых субъектов породил
особый политический уровень общественных отношений. Таким образом,
политика сформировалась как механизм перераспределения важнейших
материальных, информационных, духовных
и иных ресурсов, находящихся в распоряжении
не только государства, но и всего общества
в целом. Она стала средством приведения
разрушающих общество конфликтов к необходимой
для выживания общества форме и его продвижения
вперед за счет повышения уровня межгруппового
согласия.
Функции
политики в современном обществе
1. Управленческая, регулятивная функция
– политика осуществляет управление социальными
процессами общества, регулирует их.
2. Функция обеспечения целостности и
стабильности общества – политика формирует
общественные цели, определяет социальные
ориентиры, ценности, изыскивает необходимые
для этого ресурсы.
3. Функция политической социализации
– политика формирует политическое сознание
индивидуума, включает личность в общественные
отношения.
4. Функция мобилизации и обеспечения
общей деятельности – политика систематизирует
общественное взаимодействие.
5. Гуманитарная функция – политика обеспечивает
гарантии прав и свобод личности, общественного
порядка, гражданского мира и согласия.
Свойства. Определенность политики как особой
сферы человеческой жизнедеятельности
непосредственно выражается в наличии
у нее соответствующих,специфицирующих черт и характеристик.
Так, к онтологическим (раскрывающим сущностные
черты) относится свойствоконкурентности, демонстрирующее,
что политическое взаимодействие является
результатом столкновения различных групповых
интересов. Важным свойством политики
является и ее асимметричность, которая выражает невозможность постоянного
поддержания баланса сил между участниками
политической игры, а следовательно, и
подвижность отношений за политическую
власть. Свойство инклюзивности свидетельствует
о непостоянстве и подвижности круга тех
проблем, которые рассматриваются государственной
властью в качестве политически значимых.
Ведь как писал Ф. Брауд, «ничто по своей
природе не является политическим и все
им может стать». Свойство пространственности характеризует
политику как объемно-пространственную
среду, в которой деятельность борющихся
за власть сил локализована в определенных
точках, местах, участках территории. Причем
в каждом политическом локалитете существуют
собственные возможности для политического
участия и волеизъявления населения, а
следовательно, складываются свои практики,
конкретные политические институты и
структуры, способы их функционирования
и другие параметры организации политической
жизни. Реальное взаимодействие этих территориально
разделенных очагов политической жизни
и составляет политическую сферу. Способность
политики разворачивать свои процессы
во времени объясняется ее свойством темпоральности. Реальные политические
процессы осуществляются сразу в нескольких
временных диапазонах: Ø в рамках реального времени;
Ø в рамках исторического времени;
Ø в рамках эпохального времени. Таким образом, одно и то же политическое
событие может иметь различные временные
координаты, если его измеряют то мгновениями,
то состояниями целых политических систем,
эволюционирующих в истории человечества. Морфологические
свойства отражают базовые особенности строения и источники формообразования
политики. В этом смысле наиболее важным
свойством является наличие элитарных
и неэлитарных кругов как основных субъектов политики, чьи
акции (поступки) и интеракции (взаимодействия)
в сфере публичной власти и формируют
сферу политической жизни. В силу этого
политика формируется как результат взаимодействия
властвующих и подвластных. Процессуальные
свойства политики характеризуют политику как особый тип
человеческой деятельности. С процессуальнойточки зрения
политика представляет собой совокупность идейно ориентированных
действий разнообразных субъектов. Наиболее отчетливо
это свойство проявляется в столкновениях
целей и программ правящих и оппозиционных
партий; курса властей, не пользующегося
поддержкой населения, и народных ожиданий;
противоположности поляризованных политических
культур и идеологий и т.д
.
- Принципы и типы взаимоотношений политики с другими сферами общественной жизни
По Бурдье. В большинстве своем ученые предпочитают
учитывать двойственный характер взаимоотношений политики с
другими областями жизни – причинно-следственный
и функциональный. В частности, причинно-следственные отношения
раскрывают степень детерминированности
политики (как в целом, так и ее отдельных
сторон и аспектов) экономическими, правовыми,
нравственными или иными факторами. Часто
такие связи абсолютизировались (И. Кант
политика должна «всегда применяться
к праву», К. Маркса идея об обусловленности
политического процесса способом производства
материальной жизни).Наряду с такой гиперболизацией
причинных связей политики, в научной
мысли сформировались и идеи ее самодетерминированности,
т.е. практической независимости от других
областей жизни. В свою очередь, функциональные связи
и отношения политики с другими сферами
жизни отражают их взаимозависимость
как определенных регулятивных подсистем
общества, обладающих собственными средствами
разрешения конфликтов, стабилизации
социальных порядков, интеграции общества.
Иначе говоря, политика, наряду с другими
общественными подсистемами, рассматривается
как специфический способ решения социальных
проблем, предлагающий для этого собственные
приемы, техники, процедуры.
Политика и экономика. В
целом экономические процессы не являются
«прародителями» политической сферы.
Зависимость от них сказывается на содержании
деятельности конкретных политических
систем и режимов правления. Так, слабо
развитая экономика, как правило, предполагает
централизацию власти и усиливает авторитарные
тенденции. Экономический же рост, повышение
доходов на душу населения в целом способствуют
развитию демократических тенденций.
В основном экономика оказывает то или
иное воздействие на политику через социальную
сферу, т.е. определяя материальное положение
разных социальных групп и обусловливая
тем самым к каким политическим формам
удовлетворения своих экономических интересов
обратятся люди. Политика тоже не может
рассматриваться как основополагающий
фактор развития экономики. В то же время
как разновидность властно-государственного
принуждения политика сохраняет значительные
регулятивные способности воздействия
на экономические процессы. И прежде всего
в тех ситуациях, когда та или иная хозяйственная
проблема приобретает значительный социальный
масштаб и начинает затрагивать интересы
значительной части населения или всего
государства.
Политика и мораль. В
мотивации поведения человека в сфере
государственной власти, как правило,
всегда переплетаются две системы
координат, оценок и ориентации – нравственная
и политическая. Так, политическое сознание
в целом имеет логико-рациональный и целенаправленный
характер. Мораль представляет собой дихотомический
тип мышления, которое побуждает рассмотрение
всех социальных явлений сквозь призму
двоичных, взаимоисключающих оценок, концентрирующихся
в понятиях «добро» и «зло». Человек неизменно
стремится к положительным самооценкам
своих действий, поэтому моральное сознание
максимизирует его внутренние требования
к исполнению целей. Таким образом, если
политика подчиняет человека приземленным
целям и понятиям, то мораль ориентирует
на возвышенные смыслозначимые идеи и
представления. Взаимодействие этих двух
разных способов отношения к жизни приобретает
в политике неоднозначное выражение. Так,
при рутинных действиях, связанных с осуществлением
повседневных гражданских обязанностей,
не требующих обостренных размышлений
о сути происходящего, нравственные критерии
не являются серьезным внутренним оппонентом
политических стандартов. Но данные противоречия
существенно обостряются, когда люди принимают
принципиальные решения, связанные, к
примеру, с выбором перспектив социального
развития, применением или неприменением
насилия. Это говорит о том, что конфликт
политики и морали проявляется не во всех,
а лишь в некоторых зонах формирования
и перераспределения государственной
власти.
Политика и право. По
существу политика как средство упрочения
публичной власти по природе своей рассчитана
на некое превышение законодательных
полномочий субъектов, выступающих от
лица государства. Эта способность политики
поддерживается возможностью ее структур
и институтов опираться не только на правовые
механизмы, но и на непосредственную поддержку
населения, его отдельных слоев, способных
собственными средствами поддерживать
правительство, партии, лидеров и т.д. Подобная
неформальная поддержка населения, являясь
показателем соотношения политических
сил, и заставляет власти зачастую считаться
с ней больше, чем с нормами законов. Иными
словами, политика прежде всего ориентирована
на реальные ресурсы и силу участников,
оспаривающих власть, а не на их формальные
статусы. В свою очередь, система правового
регулирования изначально сориентирована
на регулирование всего социального
пространства в целом, без выделения каких-либо
групповых приоритетов. Право «снимает»
групповую заостренность политической
конкуренции, предъявляя однозначные
требования всем гражданам общества, независимо
от их партийной принадлежности, симпатий
и антипатий. Для права главным принципом
деятельности является диспозиция «закон
– отклонение от закона» (а не «формальное
– реальное влияние», как в политике),
Так, право сужает поле политики, накладывая
ограничения на деятельность политических
акторов: запрещает партии, ориентированные
на антиконституционные способы захвата
власти, ограничивает деятельность экстремистских
организаций, определяет процедуры использования
властных полномочий государственными
структурами и т.д. В свою очередь, политические
инициативы стимулируют изменение отдельных
законодательных актов, вступая в противоречие
с уже сложившимся порядком. При этом отдельные
законодательные нормы используются в
качестве определенного ресурса борьбы
с соперниками.