Шпаргалка по "Теории политики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:38, шпаргалка

Описание работы

1. Политическое знание и его структура.
2. Критерии дифференциации и систематизации политических наук
..
32. Политическая стабильность: условия, предпосылки

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_Teoria_politiki.docx

— 150.10 Кб (Скачать файл)

1. Полномочия главы государства,  его функции и роль в системе  политического руководства, характер  политического лидерства.

2. Порядок, способы и механизмы  формирования политической власти, а также степень участия в  ней народных масс.

3. Взаимоотношения между законодательной  и исполнительной ветвями власти,

4. Роль и значение политической  идеологии в жизни общества.

5. Мера политического плюрализма, наличие многопартийности.

6. Место и роль неполитических  и негосударственных организаций  и структур в политической  системе общества.

7. Соотношение прав и свобод  человека и гражданина с правами  государства.

Таким образом, политический режим  непосредственно связан с тем  или иным соотношением диктатуры  и демократии, включает такой показатель, как уровень и фактическая  реализация прав и свобод граждан.

Наиболее распространенной типологией политических режимов является их деление по степени увеличения прав и свобод личности: тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

Тоталитарный режим (от лат. totalis – весь, полный, целый) – это государственно-политическое устройство, при котором осуществляется полный контроль со стороны государства над личностью и обществом во всех сферах жизнедеятельности. Политической реальностью, на наш взгляд, тоталитаризм становится именно в ХХ веке – с появлением новых средств массовой информации, пропаганды и коммуникаций, создающих дополнительные возможности для системы всеобъемлющего контроля за жизнью общества. Впервые понятие «тоталитаризм» было введено Муссолини в середине 20-х годов ХХ ст. Значительный вклад в научное понимание тоталитарного режима внесли такие политологи, как Р. Арон, Х. Арендт, З. Бжезинский, Дж. Талтон, К. Фридрих, Ф. Хайек и др. Признаки тоталитарного общества по версии К.Фридриха и З.Бжезинского:

1) единая массовая партия, возглавляемая  харизматическим лидером;

2) одна, единственно возможная идеология,  которая должна признаваться  всеми. Деление всего мира в  соответствии с идеологией на  друзей и врагов;

3) монополия на средства массовой  информации;

4) монополия на все средства  вооруженной борьбы;

5) легализация террора и система  террористического полицейского  контроля;

6) централизованная система управления  экономикой. Авторитарный режим (от лат. autoritas – власть, влияние) – это государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет сильная диктатура одной личности или узкой группы лиц, не допускающая политическую оппозицию к власти, но сохраняющая автономию личности и общества в неполитических сферах. Сюда можно отнести известные в истории античные тирании, древневосточные деспотии, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи ХІХ века. Исследования многих известных политологов (Х. Линц, В. Пугачев, А. Соловьев, С. Хантингтон и др.) позволили выделить наиболее отличительные черты, присущие авторитаризму.

1. Концентрация неограниченной  власти в руках одного лидера (монарха, диктатора) или небольшой  группы лиц (олигархической структуры,  военной хунты и др.).

2. Отсутствие или формальное  существование демократических  механизмов контроля за властью, неограниченность её законом.

3. Опора режима на силовые  структуры, стремление использовать  их при необходимости по своему  усмотрению, вплоть до массовых  репрессий при разрешении конфликтных  ситуаций.

4. Запрет или ограничение деятельности  легальной политической оппозиции,  монопольное право авторитаризма  на власть и политику. При нём  допускается существование определённого  числа партий, но при условии  их подконтрольности власти.

6. Отсутствие всеобщего контроля  над обществом, невмешательство  или ограниченное вмешательство  в неполитические сферы, прежде  всего, в экономическую. Наличие рыночной экономики, личной и семейной жизни граждан, культурного, религиозного и, отчасти, идеологического плюрализма, альтернативных средств массовой информации – сохраняют элементы гражданского общества.

Авторитарный режим не стремится  политизировать всё население, не претендует на тотальный контроль за всеми сферами жизни общества, кроме политики.

Либеральный режим иногда выделяется учеными-политологами в качестве самостоятельного политического режима. Либеральный режим (от лат. liberalis – свободный) – это государственно-политическое устройство общества, отрицающее любые формы контроля за экономической, духовной и иной деятельностью личности и общества со стороны политической власти, государства. Либеральный режим – это достаточно неустойчивая форма власти переходного периода, сочетающая в себе черты как авторитаризма, так и демократии. Для него характерны следующие черты.

1. Отсутствие политической стабильности, политизация общества.

2. Появление оппозиционных власти партий, общественно-политических организаций и объединений.

3. Осуществление принципа разделения  властей на законодательную, исполнительную и судебную.

4. Требования полного освобождения  экономической деятельности от  надзора государства, свободы  рыночных отношений, частной собственности,  личной предпринимательской инициативы.

5. Развитие гражданских прав  и свобод, гласности, значительное  увеличение независимых источников  информации и др.

Таким образом, либеральный режим  является переходным этапом к демократии.

Демократический режим – это государственно-политическое устройство общества, основанное на признании народа в качестве источника верховной власти и его права участвовать в решении государственных дел. Понятие «демократия» древнегреческого происхождения и переводится как власть народа (demos – народ, kratos – власть). По определению американского президента А. Линкольна, демократия – это «правление народа, избранное народом и для народа». Среди исследователей политических режимов (Р. Даль, Р. Дарендорф, А. Лейпхарт, Х. Линц, Р. Макридис, А. Пшеворский и др.) также нет полного единства в том, что следует понимать под демократической формой правления. Однако большинство из них сходятся на том, что существуют принципиальные различия между традиционно-греческой и современной, или либеральной формой демократии. При всем многообразии современных демократических режимов можно выделить их наиболее общие признаки.

1. Суверенитет народа, признание  его источником высшей государственной  власти.

2. Проведение свободных альтернативных  выборов.

3. Периодическая выборность основных  органов государственной власти.

4. Отсутствие монополии на власть  любой политической структуры,  наличие легальной оппозиции.

5. Политический и идеологический  плюрализм, наличие реально существующей  многопартийной системы.

6. Реальное разделение властей  на законодательную, исполнительную и судебную с целью создания механизма сдержек и противовесов.

7. Верховенство закона во всех  сферах общественной жизни, формирование  правового государства и гражданского  общества.

8. Предоставление гражданам широкого  перечня политических, социально-экономических  и культурных прав и свобод, а также юридических гарантий  их реализации.

9. Гласность в работе властей  всех уровней, возможность для  каждого гражданина получения  полной информации о принимаемых  решениях, а также право контроля за деятельностью государственных органов.

 

16. Тоталитаризм: теоретические  основания, особенности проявления

Тоталитарный режим (от лат. totalis – весь, полный, целый) – это государственно-политическое устройство, при котором осуществляется полный контроль со стороны государства над личностью и обществом во всех сферах жизнедеятельности. Политической реальностью, на наш взгляд, тоталитаризм становится именно в ХХ веке – с появлением новых средств массовой информации, пропаганды и коммуникаций, создающих дополнительные возможности для системы всеобъемлющего контроля за жизнью общества. Термин «тоталитаризм» появился в 20-х гг. XX столетия в Италии. Его широко использовал Муссолини, который придавал ему положительный смысл в своей теории «органистского государства», олицетворявшего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества. Значительный вклад в научное понимание тоталитарного режима внесли такие политологи, как Р. Арон, Х. Арендт, З. Бжезинский, К. Фридрих, Ф. Хайек и др. Наибольшее распространение среди специалистов по сравнительной политологии получила модель тоталитаризма, которую в 1956 г. предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский. Фридрих и Бжезинский отказались от попыток дать краткое абстрактное определение и вместо этого применили эмпирический подход, согласно которому тоталитаризм представляет собой совокупность принципов, общих для фашистских режимов и СССР периода Сталина. В новой трактовке тоталитаризм означал не столько полный контроль государства над деятельностью каждого человека (что невозможно практически), сколько принципиальное отсутствие ограничений на такой контроль.

Признаки тоталитарного общества по версии К.Фридриха и З.Бжезинского:

1) единая массовая партия, возглавляемая  харизматическим лидером;

2) одна, единственно возможная идеология,  которая должна признаваться  всеми. Деление всего мира в  соответствии с идеологией на  друзей и врагов;

3) монополия на средства массовой  информации;

4) монополия на все средства  вооруженной борьбы;

5) легализация террора и система  террористического полицейского  контроля;

6) централизованная система управления  экономикой.

Теория К.Поппера. В своём труде «Открытое общество и его враги» (1945 г.) Карл Поппер противопоставил тоталитаризм либеральной демократии. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления (которая, по его мнению, лежит в фундаменте тоталитаризма) принципиально не существует. Следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику и чтобы политическая элита могла быть отстранена от власти без кровопролития. Такой системой Поппер полагал «открытое общество» — общество, открытое для множества точек зрения и субкультур. Закрытое общество, олицетворявшее тоталитаризм для Поппера - это эпоха господства коллективного сознания, родового строя, магии и растворения - без остатка - индивида в группе. Закрытым такое общество являлется благодаря наличию всевозможных табу, верований, запретов, слепого преклонения перед авторитетом вождя и коллективом, из-за чего человек живет не ради себя, а для рода, бога, общества, семьи, друзей. В них проповедовается "служение", а свободное поведение, в том числе в мыслях, осуждалось, проявление индивидуальности и забота о собственном благополучии рассматривались как порок. Массовое распространение теория тоталитаризма получила после выхода в свет книги Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951 г.). Центром внимания стали масштабный террор и беспрецедентное насилие, связанные с Холокостом и ГУЛАГом. Основой режима Арендт считала официальную идеологию, которая заявляла о своей способности объяснить все аспекты человеческой деятельности. По её мнению, идеология становилась связующим звеном между отдельными людьми и делала их беззащитными перед государством, в том числе, перед произволом диктатора. Исходной точкой зрения Арендт является осознание того, что тоталитарные движения и тоталитарные режимы, несмотря на свой явно преступный характер, пользуются широкой поддержкой масс и существуют именно благодаря этой поддержке, имеющей место до самого конца существования режима.

Тоталитаризм, по ее мнению, есть явление, присущее именно XX веку. Сама возможность  тоталитаризма объясняется Арендт тем, что в XX веке при империализме и вследствие первой мировой войны происходит превращение классов в массы, имеет место постоянное ощущение нестабильности, предстающей как функциональная необходимость и предпосылка тотального господства. Только там, где граждане представлены группами и образуют определенную социальную или политическую иерархию, возможны демократические свободы.

Пять основных признаков тоталитаризма  приводит также Арон в своей книге «Демократия и тоталитаризм»:

1. Тоталитаризм возникает в режиме, предоставляющем какой-то одной  партии монопольное право на  политическую деятельность.

2. Эта партия имеет на вооружении (или в качестве знамени) идеологию,  которой она придает статус  единственного авторитета, а в  дальнейшем — и официальной  государственной истины.

3. Для распространения официальной  истины государство наделяет  себя исключительным правом на  силовое воздействие и на средства  убеждения.

4. Большинство видов экономической  и профессиональной деятельности  находится в подчинении государства  и становится его частью.

5. В связи с тем, что любая  деятельность стала государственной  и подчиненной идеологии, любое  прегрешение в хозяйственной  или профессиональной сфере сразу  же превращается в прегрешение  идеологическое. Результат — политизация,  идеологизация всех возможных прегрешений отдельного человека и, как заключительный аккорд, террор, одновременно полицейский и идеологический.

 

17. Авторитаризм: признаки, особенности

Авторитарный режим (от лат. autoritas – власть, влияние) – это государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет сильная диктатура одной личности или узкой группы лиц, не допускающая политическую оппозицию к власти, но сохраняющая автономию личности и общества в неполитических сферах. По соотношению прав и свобод личности он относится к недемократическим режимам и занимает как бы промежуточное положение между тоталитарным и либерально-демократическим. С тоталитаризмом его роднит автократическая, не ограниченная законами власть, опора на полицейско-силовые структуры, а с либерализмом – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономической и частной жизни, сохранение ряда элементов гражданского общества. Исследования многих известных политологов (Х. Линц, В. Пугачев, А. Соловьев, С. Хантингтон и др.) позволили выделить наиболее отличительные черты, присущие авторитаризму.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории политики"