Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:38, шпаргалка
1. Политическое знание и его структура.
2. Критерии дифференциации и систематизации политических наук
..
32. Политическая стабильность: условия, предпосылки
Как и любой важный феномен человеческой
жизни, власть всегда была объектом внимания
социальных исследователей. Уже в
трудах Платона и Аристотеля содержится
немало интересных наблюдений о власти,
ее свойствах и закономерностях.
Платон рассматривает власть как
силу, основанную на специфическом
знании – знании правления. Это соответствует
его объяснению человеческой деятельности
через знание, присущее и соответствующее
ее отдельным видам. Политику он также
определяет как специфическое знание
– знание власти над людьми в
его наиболее общем виде. Аристотель
характеризует власть как свойство
любой сложной системы. Все, что
состоит из нескольких частей, имеет
властвующий элемент и
Современные теории. Среди современных теоретических трактовок политической власти. Можно выделить два класса теорий. Первое из этих направлений можно определить как «реляционное». Сторонники данного направления дают объяснение власти как асимметричного социального отношения, которое складывается и развивается на основе обмена деятельностью между различными субъектами, в результате чего один из них изменяет поведение другого. К данному направлению можно отнести следующие подходы:
1) Бихевиоралистский подход. Г. Лассуэлл и А. Каплан. Власть рассматривается ими как вид влияния: “это процесс влияния на деятельность других людей с помощью использования (или угрозы использования) строгих мер в случае неповиновения” . Таким образом, власть становится отношением двух воль и влияний, при котором одна сторона навязывает другой свое решение.
2) Интеракционистский подход. К. Шмитт, Р., Л. Козер. Властное отношение выполняет роль своего рода стабилизатора в совокупной системе общественных отношений, регулируя конфликты, упорядочивая постоянно возникающие противоречия по поводу распределения и перераспределения материальных и прочих ресурсов и обеспечивая тем самым социальное равновесие.
3) Коммуникативный подход. X. Арендт, Ю. Хабермас. Политическая власть рассматривается как механизм общения между людьми. X. Арендт отмечает в связи с этим, что власть - это многостороннее, тотальное общение, а не собственность или свойство отдельного политического субъекта, связанное с необходимостью организации согласованных общественных действий людей, основанных на преобладании публичного интереса над частным. Ю. Хабермас считает, что власть как раз является тем самым механизмом опосредования возникающих противоречий между публичной и частной сферами жизни, обеспечивая, как и деньги, воспроизводство естественных каналов коммуникаций и взаимодействий между политическими субъектами.
4) Постструктуралистский подход. В нем в свою очередь можно выделить две концепции: 'генеалогии власти' М. Фуко и 'поля власти' П. Бурдье. М. Фуко отмечает, что власть представляет собой не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения, то есть 'отношение отношений', неперсонифицированное и неовеществленное. В современном мире власть представляет собой не столько всеобъемлющую систему власти, сколько систему микровластей. Власть отовсюду исходит и отовсюду проистекает.
П. Бурдье обосновывает собственное понятие
'символической власти', которое сводится
им к совокупности 'капиталов' (экономических,
культурных и т. д.), распределяющихся между
агентами в соответствии с их позициями
в 'политическом поле', то есть в социальном
пространстве, образуемом иерархией властных
отношений. Второе направление в определении
политической власти можно обозначить
как «атрибутивно-
1. Потенциально-волевые концеп
2. Инструментально-силовые кон
3. Структурно-функциональные или системные концепции. Такой способ интерпритации политической власти мы можем увидеть в работах Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда, М. Крозье и др. Власть у Парсонса является не атрибутом акторов или отношений, а свойством (ресурсом) систем. Власть, по Парсонсу, это “генерализованная способность обеспечить выполнение элементами системы своих обязанностей, которая легитимизируется тем, что направлена на достижение коллективных целей и предполагает в случае неповиновения применение негативных санкций”.
Парсонс отвергает идею о том, что власть охватывает все формы подчинения объекта, относя к власти только генерализованные, легитимизированные, институционализированные, символические формы, полностью зависящие от доверия людей к самой системе власти.
Власть может выступать как
социальная, т.е. присутствовать в отношениях
между большими социальными группами,
и как межличностная. Социальная
власть проявляться в политической
и неполитических формах. Политическая
власть взаимосвязана с другими
видами социальной власти(Экономическая,
Административно-
1. верховенство над другими
2. легальность, те Политическая
власть основана на
3. публичный характер, т е всеобщность
и безличность политической
4. ресурсность политическая власть помимо собствееных политико-правовых возможностейдля реализации целей способна привлекать экономические, социальные и другие виды ресурсов.
5. асимметричность, которая не просто характеризует доминирование воли властителя и неравенство его статуса со статусами подвластных ему, но и отражает качественные различия их возможностей, ресурсов, прав, полномочий и других параметров жизнедеятельности
6. кумулятивность, означающим, что в сфере властных отношений любой субъект ориентируется прежде всего на собственные интересы (а не на потребности партнера), пытаясь расширить зону собственного влияния и контроля.
7. инверсионность, которое свидетельствует о том, что положение властвующих постоянно подрывается активностью подвластных, в результате чего их статусы могут динамично изменяться и даже превращаться в противоположные.
8. конструирующие свойства- власть является источником социальных преобразований, осознанного проектирования и корректировки общественных отношений. В этом смысле власть является не просто регулятором, но и конструктором социальности.
Рациональнее рассматривать “
Экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления.
Социальные ресурсы –
Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.
Принудительные (силовые) ресурсы – оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным. Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы. Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение.
К способам властвования в политическом пространстве обычно относят силу, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет Эти виды власти различаются по источникам подчинения объекта субъекту. Обладание властью в форме силы означает возможность оказать намеренное влияние на тело или психику объекта или ограничить его потенциальные действия.
В случае принуждения источником подчинения выступает угроза использования негативных санкций в случае отказа повиноваться команде.
При побуждении источником власти является вознаграждение, которое получает объект от субъекта в обмен на подчинение.
Источником власти в форме убеждения выступают аргументы, которыми обладает субъект и может использовать для достижения подчинения объекта. При манипуляции источник подчинения объекта субъекту связан со способностью субъекта оказать скрытое влияние на объект, не осознаваемое объектом.
Источником подчинения при авторитете выступают какие-то характеристики (свойства) субъекта или его статус, которые делают объект обязанным принять команду субъекта независимо от ее содержания
Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции. В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти:
- регуляция общественных