Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 12:19, курсовая работа
Коммерческий банк является активным элементом рыночной экономики. Главное назначение банка состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять их в кредит. Поэтому коммерческий банк представляет собой деловое предприятие, которое оказывает услуги своим клиентам, т. е, вкладчикам (кредиторам) и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков (кредиторов) за предоставленные денежные средства. Основной функцией коммерческого банка является посредничество между кредиторами и заемщиками, причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения экономики конкретной страны.
• Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке
• Финансовый менеджмент малого предприятия
• Практикум
______________________________
* Динамика финансовых показателей, определяемая как соотношение финансовых показателей в периодах t2/t1, t3/t1 и t3/t2, является оптимальной при наличии повышающегося или горизонтального (бокового) тренда данного соотношения.
572
Продолжение табл. 27
1 |
2 |
Раздел 2. Показатели деловой активности | |
Эффективность использования активов — К6 |
Несбалансированность |
Использование привлеченных средств — К7 |
Несбалансированность |
Доходность привлеченных средств – К8 |
Несбалансированность портфеля активов, отсутствие диверсификации несистемного риска, высокая зависимость от конъюнктуры рынка, большая вероятность процентного риска и потенциальной убыточности при условии, что систематический риск одинаков для всех субъектов финансового рынка |
Рамбурсная способность – К9 |
Опережение темпов роста удельного веса заемных средств с относительно высокой стоимостью, которая не компенсируется соответствующими темпами доходности активов. Рост процентного риска, потенциальная возможность убыточности |
Активность привлечения |
Снижение активности работы банка по развитию депозитной базы, корреспондентских связей, разработке технологий пассивных операций. Снижается управляемость активно-пассивным портфелем банка. «Перекредитование», процентный риск |
Раздел 3. Показатели эффективности управления | |
Рентабельность дохода - К11 |
Увеличение темпов роста затрат по счетам 970, 979 и 971, т. е. расходов по процентам, уплаченным (процентный риск), рост затрат по операциям с ценными бумагами, не компенсированный эффективностью от операций с ценными бумагами, штрафы, пени, неустойки, а также расходы на аппарат управления имеют тенденцию к росту |
Рентабельность общего капитала -К12 |
Иммобилизация активов, несбалансированный
активно-пассивный портфель банка,
недостаточный уровень |
Доходность активов, приносящих доход — К13 |
Снижение оборачиваемости |
573
Продолжение табл. 27
1 |
2 |
Рентабельность собственных средств — К14 |
Увеличение темпов роста удельного веса иммобилизованных средств в собственных средствах банка, рост «непроизводительного» накопления, увеличение «фиктивного» собственного капитала, возможен рост невозврата кредитов и их пролонгация. Недостаточная проработка кредитных рисков. Рост уставного фонда |
Рентабельность теку- активов – К15 |
Повышение устойчивости, ликвидности либо снижение оборачиваемости активов, рост стоимости реальных активов, несбалансированный портфель активов, процентный риск |
Раздел 4. Показатели ликвидности банка | |
Промежуточный коэффициент покрытия — К16 |
Темпы роста собственных средств ниже темпов роста привлеченных средств (риск платежеспособности), увеличение иммобилизации, увеличение объемов капитальных вложений, рост затрат по счетам 970 и 971. Снижение ликвидности банка |
Коэффициент покрытия собственного капитала — К17 |
Темпы роста базисного капитала банка (уставный фонд, резервный и прочие фонды) отстают от темпов роста общего капитала и «фиктивного» капитала. Снижение потенциальных возможностей выполнения принятых обязательств |
Коэффициент покрытия работающих активов — К18 |
Уменьшение удельного веса реального обеспечения активов в составе собственных средств, снижение удельного веса базисного капитала в валюте баланса. Снижение ликвидного обеспечения работающих активов |
Коэффициент иммобилизации — К19 |
Снижение темпов роста собственных средств банка в сравнении с темпами роста средств, отвлекаемых из оборота активных операций банка. Уменьшение уровня обеспеченности собственными средствами баланса банка |
Норма денежных резервов — К20 |
Рост риска |
Каждый из приведенных видов анализа банка на основе балансовых обобщений служит конкретной целевой функции и позволяет осуществлять наблюдения за банком в разных режимах и с разной степенью детализации, но при этом не дает глубокой внутренней детализации состояния банка (на уровне аналитических счетов и первичных учетных документов) и конкретных способов управления его денежными средствами. Поэтому инструменты управления денежными средствами внутри банка излагаются далее в этой главе.
574
Модель операционно-
Операционно-стоимостной анализ (ОСА) сводится к определению анализа доходности (прибыльности) банка на базе сопоставления доходов по активным и расходов — по пассивным операциям. ОСА дает представление о стоимости и рентабельности (убыточности) конкретных операций, услуг и подразделений банка, а также учитывает стоимость обработки конкретных операций и услуг банка в подразделениях, оказывающих услуги или совершающих операции.
Значение этого вида анализа в современных условиях возрастает по следующим причинам:
усиливается конкурентная
борьба за клиентуру среди банков;
расширяются методы неценовой конкуренции;
появляется конкуренция между банковскими
учреждениями и небанковскими финансово-
ужесточаются требования Центробанка России по регулированию операций коммерческих банков с целью управления денежным обращением страны и по повышению ликвидности балансов банков.
Для изложения модели операционно-стоимостного анализа коммерческого банка необходимо пояснение КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ ОСА, которые будут использованы в дальнейшем.
Операционно-стоимостной анализ — это углубленный анализ прибыльности банка, который дает представление о стоимости и рентабельности (убыточности) банковских услуг (операций) и структурных подразделений коммерческого банка.
Пропорциональные (условно-переменные) расходы — это расходы, размер которых прямо пропорционален объему совершаемой операции (оказываемой услуги) и которые могут изменяться (варьироваться) в зависимости от объема операции (услуги).
Непропорциональные (условно-постоянные) расходы — это расходы, которые не зависят от объема совершаемых операций (оказываемых услуг), величина которых определяется другими факторами.
Фиксированные расходы — это расходы, которые не зависят от объема операций (услуги) и представляют собой фиксированное значение за одну операцию (услугу).
Центр (подразделение) — это совокупность банковских специалистов, которые обеспечивают предоставление одной услуги или совершение одной операции.
575
Центры прибыли — подразделения коммерческого банка, непосредственно осуществляющие прибылеприносящие операции и услуги.
Центры затрат — подразделения коммерческого банка, осуществляющие управление банком, опосредованное оказание (сопровождение) операций и услуг, но не совершающие непосредственно прибылеприносящих операций.
Операционные издержки (затраты) — расходы, связанные с непосредственным проведением операций центрами прибыли и включающие, в том числе, и процентные-расходы по привлеченным денежным средствам (чистая стоимость ресурсов).
Неоперационные издержки (затраты) — расходы подразделений КБ на оплату труда, аммортизационные отчисления, аренду оборудования и помещений, канцелярские нужды и т. п.
Проведение ОСА требует специальной классификации банковских операций и услуг (см. рис. 7 в разделе 1.1. этой главы) для выявления их взаимосвязи. Для этих целей необходимо классифицировать услуги по определенным признакам. Существует три вида услуг в зависимости от взаимодействия между ними:
сопутствующие услуги, т. е. услуги, которые могут быть задействованы при оказании основной услуги или операций;
связанные услуги, при которых для проведения одной услуги необходимо провести ряд других услуг или операций;
независимые услуги, т. е. услуги, оказываемые параллельно и не связанные между собой;
группы связанных услуг, т. е. так называемый пакет услуг, объединенный одной неразрывно связанной технологической цепочкой.
С позиции способов оказания услуг они подразделяются следующим образом (см. табл. 28):
Таблица 28. Классификация услуг по способам их предоставления
Вид услуг |
Критерии классификации |
1 |
2 |
Ресурсные |
Услуги по привлечению и размещению средств |
Трансформационные |
Услуги и операции банка, которые приводят к изменению вида денежных средств клиента |
Расчетные |
Услуги и операции банка, предназначенные для хранения свободных денежных средств клиентов банка на условиях свободного распоряжения ими и для проведения, текущих перемещений в наличной и безналичной формах |
576
Продолжение табл. 28
1 |
2 |
Кассовые |
Услуги и операции по обслуживанию наличных денежных средств |
Депозитар-ные |
Услуги по хранению и инкассации материальных средств |
Обеспечения |
Услуги банка, обеспечивающие операции клиента, например, выдача корпоративной пластиковой карточки |
Нефинансовые |
Услуги банка нефинансового характера, например, консультации |
Реализация модели ОСА может осуществляться в двух направлениях:
1. Расчет фактической себестоимости операций и услуг для определения ее прибыльности (убыточности). Данный способ оценки рентабельности услуги применяется при совершении операции в разных подразделениях банка. Операция разбивается на разное количество фаз, соответствующих числу подразделений, через которые она (операция) осуществляется.
Расчет стоимости операции производится следующим образом. Предварительно изучается структура затрат времени каждого подразделения банка, участвующего в обработке операции, и устанавливается удельный вес времени, израсходованного в каждом структурном подразделении в течение периода осуществления операции. Для определения стоимости операции в каждом структурном подразделении учитывают все его неоперационные издержки и рассчитывают расход на обработку операции на фазе удельного веса затраченного времени. Данный метод расчета фактической себестоимости услуги дает наиболее точный результат, но он наиболее трудоемок, так как требует проведения хронометража каждой операции и услуги, а также фотографии рабочего дня каждого из сотрудников подразделений банка, задействованного в осуществлении данной операции. Поэтому этот метод в практике российских банков, как правило, не используется и в настоящем изложении не рассматривается.
2. Расчет прибыли и расходов центров прибыли и центров затрат КБ по совершаемым операциям и услугам.
Второе направление
схемы ОСА подразумевает
577
рабочих групп (фокус-групп) и совокупности разнопрофильных подразделений.
Одной услуге или операции соответствует один центр прибыли и один центр затрат банка:
Услуга 1 → Центр прибыли 1 + Центр затрат 1
…
Услуга N → Центр прибыли N + Центр затрат N.
В общем виде формула определения прибыльности услуги или операции имеет вид:
где ОДу—операционные доходы от услуги (операции);
ОРу—операционные расходы по услуге (операции);
HP —неоперационные расходы по услуге (операции).
Для услуг ресурсного вида эта формула приобретает следующий вид:
где ОДр— операционные доходы от услуг по размещению ресурсов;
АС —альтернативная процентная ставка для данной услуги, т. е. та средняя величина процентной ставки, по которой можно относительно быстро продать/купить ресурсы;
ОРр—операционные расходы по услугам, связанным с привлечением ресурсов;
НРд—общие неоперационные расходы центров затрат и прибыли банка.
При введении в формулу (1) нормативного значения неопераци-онных расходов для центров затрат и центров прибыли по всем услугам и операциям банка, кроме услуг ресурсного типа, она преобразуется следующим образом: