Финансовый анализ банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Коммерческий банк является активным элементом рыночной экономики. Главное назначение банка состоит в том, чтобы аккумулировать денежные средства и предоставлять их в кредит. Поэтому коммерческий банк представляет собой деловое предприятие, которое оказывает услуги своим клиентам, т. е, вкладчикам (кредиторам) и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков (кредиторов) за предоставленные денежные средства. Основной функцией коммерческого банка является посредничество между кредиторами и заемщиками, причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения экономики конкретной страны.

Содержание работы

• Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке
• Финансовый менеджмент малого предприятия
• Практикум

Файлы: 1 файл

Ча4_Гл1.doнадо для дипломников.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

                                      Пу = (ОДу - ОРу) - (НРцп + НРцз) - НРф,                                        (3)

где НРцп — нормативное значение неоперационных расходов для центров прибыли банка;

НРцз  нормативное  значение неоперационных расходов для  центров затрат банка;

НРф — суммарные (фактические) неоперационные расходы центров затрат и центров прибыли банка (по центрам

 

578

 

прибыли, например, сюда относятся расходы на оплату труда).

Отсюда можно определить прибыльность (убыточность) подразделений банка, а именно центров прибыли и центров затрат:

                                          Пцп = (ОДу - ОРу) - НРцп,                                                          (4)

                                               Пцз - НРцз - НРф,                                                                    (5)

где Пцп — прибыльность (убыточность) центра прибыли банка;

Пцз — прибыльность (убыточность) центра затрат банка.

В результате можно получить формулу для расчета услуг  ресурсного типа с учетом нормативных неоперационных расходов:

                Пу = (ОДр -АС)+(АС - ОРр) - НРо = (ОДр - АС) +

             + (АС - ОРр) - НРн(п)- НРн(р)+ (НРн(п)+ НРн(р)- НРо) =  
                                     = (ОДр - АС - НРн(р)) +(АС-ОРр- НРн(п)) +                                             (6)

                                      + (НРн(п) + НРн(р) - НРо)

где НРн(р) —нормативные неоперационные расходы по услугам, связанным с размещением средств;

НРн(п)—нормативные неоперационные расходы по услугам, связанным с привлечением средств.

Тогда прибыльность (убыточность) центров затрат и центров прибыли  банка по услугам ресурсного типа определяется следующими формулами:

                                 Пцп(р) = ОДр - АС - НРн(р),                                                              (7)

                                 Пцп(п) = АС - ОРр - НРн(п),                                                               (8)

                                 Пцз = (НРн(р) + НРн(п)) - НРф,                                                          (9)

где Пцп(р) — центры прибыли банка по размещению ресурсов;

Пцп(п) — центры прибыли банка по привлечению ресурсов.

При таком построении модели ОСА центры затрат будут иметь  прибыль только тогда, когда нормативные  неоперационные расходы будут больше фактических, которые несет центр затрат банка. В свою очередь, центры прибыли банка будут иметь прибыль, если операционные доходы (или альтернативная ставка) будут превышать операционные расходы и нормативные неоперационные расходы по оказанию конкретной услуги или совершению операции.

Операционными доходами по всем видам услуг и операций банка выступают:

 

579

 

проценты по услугам  ресурсного типа:

комиссионный процент  или агентское вознаграждение для  услуг трансформационного типа;

фиксированные тарифы для  услуг расчетного, кассового, депо-зитарного, нефинансового типов и типа обеспечения.

Альтернативная процентная ставка для услуг ресурсного типа определяется как среднее взвешенное значение процентов между средними рыночными ставками по покупке и продаже ресурсов. Эти средние показатели распределяются по интервальным срокам оборачиваемости ресурсов. На рынке текущая ситуация оценивается одним из двух способов.

Первый способ — анализ «вперед» (ставки типа MIBOR, MIBID) — базируется на котировочной информации крупных операторов рынка (кредиторов, заемщиков, дилеров).

Второй способ — ретроспективный анализ или анализ «истории» — использует информацию о реально совершившихся сделках купли/продажи на кредитном рынке (ставки типа INSTAR).

Второй вариант более  широко применим для расчета альтернативной процентной ставки, поскольку базируется на фактических результатах и использует индикаторы кредитного рынка, учитывающие не только рынок текущих кредитных операций, но и хеджирование процентных рисков при заключении определенных типов кредитных и депозитных сделок с фиксированным сроком на будущее. Метод INSTAR учитывает процентные ставки по привлечению и размещению средств на рынке по срокам за прошедший операционный день. За каждый срок кредитования рассчитывается средневзвешенная ставка и при этом применяется статистическая процедура фильтрации сделок, в которых процентная ставка максимально отличается от наиболее часто котируемых ставок.

Нормативные неоперационные расходы могут быть получены тремя  способами на основе:

общебанковских показателей  за определенный период времени; изучения общерыночных показателей за соответствующий сравниваемый период времени;

нормативных показателей  других банков или рекомендованных  аудиторами.

При этом для расходов, связанных с арендой зданий, помещений, расходов на рекламу и т. п., рационально пользоваться аналогичными рыночными параметрами; для расходов, возникающих в процессе оказания услуг организациями-монополистами (электроэнергия, отопление, водоснабжение и т. п.), необходимо

 

580

 

пользоваться общебанковскими  показателями или показателями других банков и рекомендациями аудиторов; для определения других нормативных расходов необходимо использовать расчет общебанковских показателей.

Для определения неоперационных расходов по услугам, оказываемым банком, необходимо проводить анализ расходов центров прибыли и центров затрат банка. Причем расходы для центров затрат банка по услуге берутся из баланса банка (из конкретных лицевых счетов), а расходы центров прибыли определяются расчетным спосбом.

Неоперационные расходы  по центрам банка сводятся в однородные укрепленные блоки:

а) расходы на персонал — оплата труда, хозяйственные расходы (МБП, литература и т. п.), прочие (командировочные, представительские, на обучение) — Р1;

б) расходы на обслуживание зданий и помещений — аренда, износ, ремонт, охрана, прочие) — Р2:

в) расходы на оборудование — аренда, износ, ремонт, спецоборудование, коммунальные услуги, прочие) — Р3;

г) расходы на маркетинговые  мероприятия — реклама, изучение рынка и т. п.—Р4;

Расходы на персонал рассчитываются исходя из фактических затрат, приходящихся на сотрудников центров прибыли и центров затрат. Эти расходы включают в себя заработную плату, процентные выплаты по депозитам, премиальные и прочие выплаты. Хозяйственные и прочие расходы рассчитываются на основе общего размера данных затрат за соответствующий период, деленного на общую численность сотрудников этих центров (подразделений), и умноженного на число сотрудников конкретного центра прибыли или центра затрат банка.

Расходы по обслуживанию зданий и помещений рассчитываются следующим образом:

определяется площадь, непосредственно занимаемая сотрудниками подразделений, входящих в центр —Sп; определяется размер площади общего пользования —Sоб; определяется размер площади общего пользования, приходящийся на одного сотрудника центра:

                                          Sоб на 1 чел. = Sоб : Ч,                                                           (10)

где Ч — общее количество сотрудников, исполняющих функциональные обязанности в данном здании или помещении;

 

581

 

рассчитываются расходы  центра (подразделения) на аренду здания или помещения:

                                  АПц = [Sп + (Sоб. на 1 чел. Чц) С кв.м,                                       (11)

где АПц — расходы центра на аренду помещения;

Чц  — общее количество сотрудников центра;

С кв. м— стоимость 1 кв. м здания или помещения за определенный период времени, рассчитываемая по формуле:

                                               С кв. м= Sоб/ Sоб,                                                             (12)

где Соб — общая стоимость аренды здания или помещения в рублях.

Амортизация, ремонт, охрана и прочие расходы рассчитываются по центрам аналогично расчету стоимости  аренды.

Расходы на оборудование за исследуемый период рассчитываются следующим образом:

проводится инвентаризация всего оборудования, задействованного в конкретном центре;

проводится расчет остаточной стоимости оборудования. Затраты  на электроэнергию, воду, коммунальные платежи и т. п. разносятся равными  долями на всех сотрудников, находящихся  в данном здании или помещении банка, т. е. определяется средний объем этого вида затрат на одного сотрудника. Общий размер таких расходов для центров определяется как средний размер расходов на одного сотрудника, умноженный на число сотрудников центров прибыли и центров затрат. Данные расходы можно присоединить к общим затратам по всем услугам, не разнося их по центрам банка, так как эти расходы имеют наибольший удельный вес в общем объеме затрат по центрам прибыли и затрат, и их можно не дифференцировать при расчете неоперационных расходов.

Размер расходов за телефонные услуги определяется следующим образом:

общие расходы (кроме  междугородных и международных  телефонных разговоров) разносятся равными долями по центрам;

расходы за междугородные  и международные телефонные услуги и факсимильные трансакции разносятся по центрам, которые пользовались этими услугами;

определяется общая  стоимость телефонных расходов центров  как сумма междугородных и  международных расходов конкретного центра.

 

582

 

Расходы на рекламу распределяются равными долями по всем центрам, поскольку реклама — это имидж банка, и все подразделения прямо или опосредованно участвуют в повышении положительного (отрицательного) имиджа банка.

Расходы на маркетинговые  исследования присоединяются к расходам центров затрат банка, которые их произвели.

Расчет операционных доходов центров прибыли производится по всем услугам и операциям банка  согласно классификации услуг и  операций, приведенных выше. Для  услуг по привлечению ресурсов операционные расходы рассчитываются по формуле:

                                                   ОРп = Рр+Рп,                                                                      (13)

где ОРп — операционные расходы по привлечению ресурсов;

Рр — расходы на покупку ресурсов;

Рп — прочие расходы.

Прочие расходы могут  включать в себя затраты банка  на изготовление и доставку бланков ценных бумаг (акций, векселей, облигаций), расходы на инкассацию наличных денежных средств населения и торговли, почтовые расходы по информированию клиентов об изменениях ставок тарифов банковских продуктов и услуг. Как правило, данные расходы не превышают 2-5% от общей суммы операционных расходов.

Операционные расходы  центров прибыли по услугам типа размещения состоят из расходов на расчеты с другими кредитными организациями, расходов на выплаты сторонним организациям за информацию о надежности клиента, расходов на инкассацию наличных средств и затрат на оценку залогового обеспечения и хранения закладов.

Операционные расходы  центров прибыли по услугам трансформационного типа состоят из расходов на комиссии другим финансовым организациям, издержек, связанных с депонированием средств на проведение операций и хранением средств в наличной форме, а также расходов на инкассацию.

Операционные расходы  центров прибыли для услуг расчетно-кассового типа состоят из расходов на инкассацию, расходов на комиссии, расходов на организацию платежей, а также на обработку телеграфных и телефонных сообщений.

Операционные расходы  центров прибыли для услуг  депозитарного типа состоят из расходов на инкассацию, а также расходов на охрану депозитариев и их содержание.

 

583

 

Анализ операционных расходов по услугам, в том числе  услугам по привлечению средств

Изменение процентных расходов зависит от влияния следующих факторов:

1) изменения объемов услуг;

2) изменения среднего уровня процентной ставки (или альтернативной процентной ставки для услуг по привлечению средств).

Влияние изменения объемов  услуг на изменение операционных расходов определяется по формуле:

                                                  (Р-Ро)w=(W-Wо) x Q                                                           (14)

где Р — операционные расходы в отчетном (текущем) периоде;

Ро —операционные  расходы в предыдущем периоде; (Р— Ро)— изменение операционных расходов за анализируемый период;

W —объем услуг в отчетном (текущем) периоде;

Wо—объем услуг в  предыдущем периоде; 

Q — средняя процентная (альтернативная) ставка по оказываемым услугам отчетного (текущего) периода.

Степень влияния второго  фактора — изменения средней процентной (альтернативной) ставки — на изменение операционных расходов вычисляется так:

                                                (Р - РО)q = (Q - Qo) -Wо,                                                       (15)

где Q — средняя процентная (альтернативная) ставка по оказываемым услугам отчетного (текущего) периода;

Qo - средняя процентная (альтернативная) ставка по оказываемым услугам предыдущего периода;

Wo — объем услуг в предыдущем периоде.

Влияние вышеприведенных  факторов на изменение процентных расходов определяется следующим образом:

                                         (Р - РО) = (Р - Ро)w + (Р - Рo)q.                                              (16)

Определение степени  влияния каждого фактора на изменение  суммарных процентных расходов позволит провести анализ способов устранения или уменьшения их воздействия за счет изменения структуры оказываемых услуг, например: изменения объемов срочных/до востребования депозитов; изменения удельного веса оплачиваемых привлеченных средств в совокупных пассивах;

изменения структуры  депозитов по срокам привлечения; изменения  структуры депозитов по группам  клиентов и т. п.

 

584

 

Анализ доходов по остальным вцдам услуг Изменение  доходов в целом может произойти  за счет влияния

следующих факторов:

1) изменения объемов услуг;

2) изменения среднего уровня процентной ставки. Влияние первого фактора на изменение получаемого дохода от

услуг определяется по формуле:

                                         (Д-До)y = (V-Vo) x R,                                                                (17)

Информация о работе Финансовый анализ банка