Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:57, дипломная работа
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования и управления, обеспечивающий комплексный подход к решению проблемы управления предприятием в условиях рыночной экономики, по пути, к которой движется Украина.
Только комплексный подход к решению проблемы управления предприятием приемлем в современных экономических условиях, а значит, контроллинг будет применяться на украинских предприятиях.
Введение 5
1 Финансовый контроллинг в деятельности предприятия 7
1.1 Понятие контроллинга. Роль и виды контроллинга в системе управления предприятием 7
1.2 Сущность и основные задачи финансового контроллинга 22
1.3 Методы финансового контроллинга на предприятии 33
2 Анализ методов финансового контроллинга 41
2.1 Характеристика действующего предприятия 41
2.2 Факторный анализ финансовых результатов ЧПКП "Конкорд" 43
2.3 Анализ безубыточности действующего предприятия 60
2.4 Расчет запаса и коэффициента финансовой прочности 78
3 Совершенствование системы финансового контроллинга на предприятии 81
3.1 Прогнозирование прибыли предприятия, как один из методов финансового контроллинга 81
3.2 Построение корреляционной модели зависимости прибыли предприятия от суммы переменных затрат на производство продукции 86
3.3 Внедрение приемов контроллинга на предприятии 95
Заключение 104
Перечень ссылок 106
Приложение А Модель мониторинга
Контроллинг - это функционально
обособленное направление экономической
работы на предприятии, связанное с
реализацией финансово-
Слово контроллинг произошло от английского (to control) - контролировать, управлять. Но в англоязычных источниках термин «контроллинг» практически не используется: в Великобритании и США используется термин «управленческий учет». Собственно термин «контроллинг» принят в Германии откуда он и пришел в Украину. Поскольку отечественная терминология пока не устоялась, в Украине используют оба термина: и контроллинг, и управленческий учет. Однако термин «контроллинг» более информационно емкий, он передает характер этого современного явления в управлении и включает в себя не только чисто учетные функции, но и весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы.
Основная конечная цель любого коммерческого предприятия - получение прибыли (контроллинг можно назвать системой управления прибылью предприятия), но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, - например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов, - тогда контроллинг ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же – получение прибыли.
Находясь на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг занимает особое место в управлении предприятием: он связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень. Контроллинг (управление управлением) является своеобразным механизмом саморегулирования на предприятии, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.
Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:
а) координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
б) информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
в) создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
г) обеспечение рациональности управленческого процесса.
Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить следующими причинами:
а) повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием:
б) усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
в) информационный бум при недостатке релевантной(существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
г) общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.
В целом система контроллинга на предприятии решает все перечисленные задачи, но расстановка акцентов может быть разная.
Таблица 1.1 - Основные концепции контроллинга
Ориентация концепции |
Сущность и основные задачи контроллинга в рамках данной концепции. |
На систему учета |
Переориентация системы учета из прошлого в будущее, Создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений, связанных с планированием и контролем деятельности предприятия. |
На управленческуюинформационнуюсистему |
Создание общей информационной системы управления. Разработка концепции единой информационной системы ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков. |
На систему управле-ния:- с акцентом на планирование и контроль - с акцентом на координацию |
Планирование и контроль деятельности структурных подразделений; Координация деятельности системы управления предприятием. |
Взаимосвязь контроллинга с другими функциями управления
Структурная схема, иллюстрирующая роль контроллинга в процессе управления, представлена в таблице 1.2.
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учёта и менеджмента. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб на достижение оперативных и стратегических целей [1].
Таблица 1.2 -Роль контроллинга в системе управления предприятием. Взаимосвязь контроллинга с другими функциями управления предприятием
Процесс управления |
Роль контроллинга в управленческом процессе |
1 |
2 |
1 Планирование |
|
2 Организационная работа |
Учёт и контроль затрат и результатов по подразделениям |
3 Стимулирование |
Стимулирование выполнения планов по подразделениям |
4 Контроль и регулирование |
|
Продолжение табл. 1.2 | |
1 |
2 |
5 Анализ решений, |
|
Виды контроллинга. Сущность оперативного контроллинга и стратегического контроллинга
Как было показано выше, контроллинг – это система управления достижением целей и неотъемлемая часть управления предприятием. Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.
Цель оперативного контроллинга – создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты – прибыль.
Основные подконтрольные показатели :
а) рентабельность капитала
б) производительность
в) степень ликвидности.
Содержание любой системы
Главные задачи этого вида контроллинга – планирование, контроль и регулирование. Посредством планирования определяют курс на следующий хозяйственный год. Эффективная отчётность позволяет осуществлять более точный контроль в течение хозяйственного года и проводить анализ причин отклонений. Регулирование направлено на поддержание принятого курса.
Методы и инструменты
В системе оперативного контроллинга рассматриваются экономические процессы в рамках одного года. Значит, если речь идёт о краткосрочном периоде, исходят из имеющихся ресурсов. Регулирование производственного процесса осуществляется путём непрерывного сопоставления плановых данных с фактическими. Плановые данные сравнивают по возможности ежемесячно с нормативными величинами для целей оперативного определения отклонений. Оперативный анализ и инструменты являются важными составляющими концепции контроллинга
Эти инструменты пригодны прежде всего для решения проблем, возникающих на предприятии.
Центральное место в системе оперативного контроллинга занимает управление прибылью. При помощи инструментов оперативного анализа руководители всех уровней получают возможность принимать более обоснованные решения для достижения установленных краткосрочных целей деятельности предприятия.
Возрастающее давление со стороны конкурентов, ухудшение состояния внешней среды, быстро изменяющаяся ситуация на рынках, сужающееся пространство деятельности в связи с введением новых законов приводят к тому, что предъявляются всё более высокие требования к руководителям предприятий. Поэтому чтобы гарантировать или увеличивать прибыль, необходимо совершенствовать процессы планирования, контроля и регулирования на предприятиях.
Чтобы лучше управлять предприятием в будущем, необходимо внедрять новые или дополнительные методы и инструменты. Следует поддерживать равновесие между оборотом, затратами и прибылью. Отклонения должны быть вовремя определены, чтобы руководство предприятия могло незамедлительно осуществить регулирующие действия [2].
Задача руководителей
В настоящее время существуют следующие методы и инструменты оперативного контроллинга: ABC-анализ; анализ объёма заказов; оптимизация объёмов заказов при закупке; анализ величин в точке безубыточности; метод расчёта сумм покрытия; анализ возникающих на предприятии узких мест; методы расчёта инвестиций; расчёт производственного результата на краткосрочный период; оптимизация размеров партий продукции; комиссионное вознаграждение торговых представителей на базе сумм покрытия; кружки качества; анализ скидок; анализ областей сбыта; функционально-стоимостной анализ; XYZ-анализ.
Оперативный анализ и соответствующие инструменты управления являются базой оперативного контроллинга. Чем лучше и последовательнее используются отдельные инструменты, тем более действенен контроллинг на предприятии.
Эффективная система контроллинга снижает загрузку предпринимателей и руководителей и высвобождает время, которое следует использовать для стратегического анализа [1].
Рассмотренные выше методы и инструменты оперативного контроллинга должны использоваться на предприятиях для наилучшего решения проблем. За счёт многообразия возможностей их применения в выигрыше оказываются все функциональные подразделения.