Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:57, дипломная работа
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования и управления, обеспечивающий комплексный подход к решению проблемы управления предприятием в условиях рыночной экономики, по пути, к которой движется Украина.
Только комплексный подход к решению проблемы управления предприятием приемлем в современных экономических условиях, а значит, контроллинг будет применяться на украинских предприятиях.
Введение 5
1 Финансовый контроллинг в деятельности предприятия 7
1.1 Понятие контроллинга. Роль и виды контроллинга в системе управления предприятием 7
1.2 Сущность и основные задачи финансового контроллинга 22
1.3 Методы финансового контроллинга на предприятии 33
2 Анализ методов финансового контроллинга 41
2.1 Характеристика действующего предприятия 41
2.2 Факторный анализ финансовых результатов ЧПКП "Конкорд" 43
2.3 Анализ безубыточности действующего предприятия 60
2.4 Расчет запаса и коэффициента финансовой прочности 78
3 Совершенствование системы финансового контроллинга на предприятии 81
3.1 Прогнозирование прибыли предприятия, как один из методов финансового контроллинга 81
3.2 Построение корреляционной модели зависимости прибыли предприятия от суммы переменных затрат на производство продукции 86
3.3 Внедрение приемов контроллинга на предприятии 95
Заключение 104
Перечень ссылок 106
Приложение А Модель мониторинга
а) внедрение эффективной, правдивой и полной информационной системы управления для своевременного выявления и устранения недостатков и нарушений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
б) своевременное выявление
в) проверка выполнения требований по эффективному управлению рисками;
г) поддержка взаимодействий с внешними аудиторами и контролирующими органами;
д) выработка рекомендаций по устранению выявленных во время аудита недостатков и мобилизации имеющихся резервов.
1.3 Методы финансового
Службы контроллинга в процессе выполнения своих функций обращаются ко многим методам. К основным специфическим методам контроллинга принадлежат следующие:
Бенчмаркинг представляет собой перманентный, непрерывный процесс сравнения товаров (работ, услуг), производственных процессов, методов и прочих параметров исследуемого объекта (структурного подразделения) с аналогичными объектами других предприятий или структурных подразделений. Основная цель бенчмаркинга состоит в выявлении негативных отклонений в значениях сравнительных показателей и причин таких отклонений, а также разработке предложений по их ликвидации. Бенчмаркинг направлен на поиск ответа на вопрос: почему они работают успешнее, чем мы? С помощью этого инструмента контроллинга можно определить целевые параметры деятельности предприятия, которых следует придерживаться. Чтобы обеспечить его стабильную конкурентоспособность.
Различают три вида бенчмаркинга:
а) внутренний бенчмаркинг, который сводится к анализу и сравнению показателей деятельности разных структурных подразделений предприятия;
б) бенчмаркинг, ориентированный на конкурентов, - сконцентрирован на сравнительном анализе товаров (работ, услуг), производительности производственных процессов и прочих параметров исследуемого предприятия с аналогичными характеристиками предприятий-конкурентов. Считается, что более всего на роль аналога для сравнения подходит «рыночный лидер». Идентификация факторов, которые приводят к отставанию исследуемого предприятия от лидера, дает возможность разработать рекомендации в отношении сокращения отставания.
в) функциональный бенчмаркинг, имеющий
целью проанализировать отдельные
процессы, функции, методы и технологии
в сравнении с другими
Стоимостной анализ – это метод оперативного контроллинга ,который состоит в исследовании функциональных характеристик продукции, которые производятся с точки зрения эквивалентности их стоимости и полезности. Таким образом, в центре внимания стоимостного анализа пребывают функциональные и стоимостные параметры продукции (работ, услуг). Различают две основные задачи стоимостного анализа:
Порядок проведения стоимостного анализа отображен в таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Этапы проведения стоимостного анализа
Этап |
Соответствующие действия |
Этап 1. Подготовительные мероприятия |
|
Этап 2. Определение фактического состояния объекта анализа |
|
Этап 3. Проверка фактического состояния |
|
Этап 4. Поиск решения |
- выявление всех возможных |
Этап 5. Экспертиза вариантов решений |
|
Этап 6. Вывод по внедрению оптимального решения |
|
Анализ точки безубыточности сводится к определению минимального объема реализации продукции (в случае неизменных цен и условно-постоянных затрат), по которому предприятие может обеспечить безубыточную операционную деятельность в краткосрочном периоде. Тогда точка безубыточности характеризует такой объем производства и реализации продукции, которому соответствует нулевая прибыль предприятия – выручка от реализации продукции равняется валовым затратам на ее производство и реализацию. Во втором разделе данной дипломной работы будет проведен анализ безубыточности действующего предприятия.
Портфельный анализ – эффективный инструмент стратегического контроллинга. Традиционно этот инструмент используется с целью оптимизации портфеля ценных бумаг инвестора. На основе результатов портфельного анализа принимаются решения о дополнительных инвестициях в отдельные производственные программы, реинвестиции или дезинвестиции, а также определяется стратегия управления рисками за каждой из стратегических бизнес единиц.
Чтобы правильно диагностировать предприятие, которое находится в кризисе, выявить слабые стороны наиболее целесообразным является опрос работников предприятия. Успешно использовать этот метод можно только в случае соблюдения таких условий:
СОФТ – анализ может касаться всего предприятия, его структурных подразделений, а также отдельных видов продукции. На основе результатов анализа эндогенной среды разрабатываются рекомендации, целью которых является:
а) устранение слабых мест;
б) эффективное использование
В результате СОФТ – анализа экзогенной среды выявляется положительное и отрицательное влияние на предприятие извне, а на этой основе вырабатываются позиции, целью которых являются:
Типовые примеры сильных и слабых
сторон отечественных предприятий,
а также шансов и рисков, которые
могут возникать под действием
внешних обстоятельств
АВС-анализ применяется с целью выбора наиболее ценных для предприятия поставщиков и клиентов, наиболее важных видов сырья и материалов, наиболее весомых элементов затрат, наиболее рентабельной продукции, наиболее эффективных направлений капитальных вложений.
АВС-анализ состоит в выявлении и оценке количественных значений нескольких величин, доля которых в общей совокупности стоимостных показателей наибольшая. Благодаря этому удается сконцентрировать внимание на приоритетных направлениях снижения себестоимости продукции, а также определить реальные пути повышения объемов производства.
Таблица 1.5 – Матрица СОФТ – анализа
Сильные стороны:
Дополнительные шансы:
|
Слабые стороны:
Риски:
|
Необходимо отметить, что в структуре себестоимости продукции наибольшая доля затрат приходится на сырье и материалы. Таким образом, субъектам хозяйственной деятельности целесообразно осуществлять АВС-анализ именно этого элемента затрат как по отдельным поставщикам, так и по видам материалов и сырья. Очевидно, что в последнем случае анализ направлен на выбор видов сырья (материалов, комплектующих), на которые приходится наибольшая доля в структуре себестоимости по данному элементу.
Эффективность АВС-анализа сырья (материалов) можно существенно повысить, воспользовавшись применяемой в зарубежной практике классификацией отдельных их видов:
а) А-сырье – виды сырья (материалов), на которые приходится более 50% затрат в общей структуре закупок;
б) В-сырье – виды сырья (материалов), доля которых составляет 25% и более;
в) С-сырье прочие, незначительные по доле в себестоимости виды сырья (материалов).
Ясно, что наибольшие резервы снижения себестоимости по материалам и сырью могут выявлены во время анализа А-сырья. Чтобы выявить такие резервы, составляют перечень соответствующих мероприятий:
В зависимости от класса, к которому
отнесен тот или иной вид сырья,
должна обеспечиваться точность прогнозирования
потребности в нем для производ
Необходимо отметить, что АВС-анализ может использоваться для поиска резервов снижения себестоимости по отдельным центрам затрат. Инвестиционным проектам или видам продукции.
Выводы по разделу
В первом разделе рассмотрен контроллинг, его основные виды – стратегический и оперативный, изучены разделы контроллинга, функции контроллинга и его роль для предприятия. Более подробно рассмотрен финансовый контроллинг на предприятии, его сущность и основные задачи. Особым пунктом выделены методы контроллинга: бенчмаркинг, стоимостной анализ, анализ точки безубыточности, факторный анализ, портфельный анализ, опрос, СОФТ – анализ, АВС – анализ, бюджетирование. В аналитическом – втором разделе будут применены некоторые из вышеназванных методов финансового контроллинга: факторный анализ и анализ безубыточности предприятия.