Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:57, дипломная работа
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования и управления, обеспечивающий комплексный подход к решению проблемы управления предприятием в условиях рыночной экономики, по пути, к которой движется Украина.
Только комплексный подход к решению проблемы управления предприятием приемлем в современных экономических условиях, а значит, контроллинг будет применяться на украинских предприятиях.
Введение 5
1 Финансовый контроллинг в деятельности предприятия 7
1.1 Понятие контроллинга. Роль и виды контроллинга в системе управления предприятием 7
1.2 Сущность и основные задачи финансового контроллинга 22
1.3 Методы финансового контроллинга на предприятии 33
2 Анализ методов финансового контроллинга 41
2.1 Характеристика действующего предприятия 41
2.2 Факторный анализ финансовых результатов ЧПКП "Конкорд" 43
2.3 Анализ безубыточности действующего предприятия 60
2.4 Расчет запаса и коэффициента финансовой прочности 78
3 Совершенствование системы финансового контроллинга на предприятии 81
3.1 Прогнозирование прибыли предприятия, как один из методов финансового контроллинга 81
3.2 Построение корреляционной модели зависимости прибыли предприятия от суммы переменных затрат на производство продукции 86
3.3 Внедрение приемов контроллинга на предприятии 95
Заключение 104
Перечень ссылок 106
Приложение А Модель мониторинга
Частное производственно-коммерческое предприятие "Конкорд" создано с целью удовлетворения общественных потребностей в оказании работ и услуг населению, производства и реализации продукции и товаров.
Основными направлениями деятельности предприятия есть:
В анализе финансовых результатов деятельности предприятия используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализованных операций.
Анализ финансовых результатов включает в качестве обязательных элементов исследование, во-первых, изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ»и показателей финансовых результатов); а во-вторых, исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ» показателей).
Результаты «горизонтального анализа» приведены в таблице 2.1
По сравнению с 1999 годом в 2000 году балансовая прибыль предприятия снизилась на 53004 грн. Такое снижение в основном объясняется резким ростом убытков от внереализационной деятельности предприятия, которые в 2000 г. составили 50412 грн., а 2000 г. этот показатель носил также отрицательный характер и составлял –23800 грн., т.е. за год изменение составило – 26612 грн. не смотря на то, что по этой статье 2000 год можно считать неудачным с точки зрения финансовых результатов. Выручка от реализации в 2000г на 196294 грн. больше, чем в предыдущем году, а финансовые результаты от реализации выпущенной продукции меньше на 43882грн., т.е. наблюдается постепенное ухудшение хозяйственного состояния предприятия.
Данные таблицы 2.1 показывают, что в 2001 году предприятие достигло высоких результатов. По сравнению с 2000 годом балансовая прибыль выросла на 228734грн. Положительным фактором роста балансовой прибыли явилось увеличение прибыли от реализации продукции на 133022грн., а также доходов от внереализационных операций, которые по сравнению с предыдущим годом возросли на 95812грн. и составили 45400грн. необходимо отметить, что из трех
Таблица 2.1 – Результаты «горизонтального анализа» финансовых результатов деятельности предприятия
Показатель |
1999 |
2000 |
2001 |
Отклонения +/- | |
2000 от 1999 |
2001 от 2000 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка от реализации продукции (без НДС) |
670324 |
866618 |
601600 |
+196294 |
-265018 |
Затраты на производство реализованной продукции |
594024 |
834200 |
436160 |
+240176 |
-398040 |
Прибыль от реализации |
+76300 |
+32418 |
165440 |
-43882 |
+133022 |
Прочие операционные доходы и расходы |
+24810 |
+42300 |
+42200 |
+17490 |
-100 |
Сальдо доходов и расходов от внереализационных операций |
-23800 |
-50412 |
+45400 |
-26612 |
+95812 |
Балансовая прибыль |
+77310 |
+24306 |
253040 |
+53004 |
+228734 |
анализируемых периодов 2001 г. – единственный год, когда финансовые результаты деятельности предприятия имеют положительное значение.
Проведем вертикальный анализ финансовых результатов на основании данных за 2001 год.
Таблица 2.2 – «Вертикальный анализ» финансовых результатов деятельности предприятия за 2001 г.
Элементы финансовых результатов |
Величина | |
грн. |
% | |
1 |
2 |
3 |
Прибыль от реализации |
165440 |
65,38 |
Прочая операционная прибыль |
42200 |
16,68 |
Прибыль от внереализационных операций |
45400 |
17,94 |
Балансовая прибыль |
253040 |
100 |
Данные таблицы 2.2 показывают, что основную долю (65,38%) в общей массе балансовой прибыли составляет прибыль от реализации, особенно необходимо это отметить как значительное достижение потому, что в предыдущем году прибыль от реализации составляли всего 32418грн., т.е. на 43882 грн. меньше, чем в данном году.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции, работ и услуг. В процессе анализа изучаются факторы, оказывающие влияние на изменение изменения суммы прибыли.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукции является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции
может оказывать как
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в таблице 2.3
Таблица 2.3– Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, грн (1999 год)
Показатель |
План |
План, пересчитанный на фактический объем продаж |
Факт |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР), грн. |
637206 |
645323 |
670324 |
Полная себестоимость реализованной продукции (ПС), грн. |
563505 |
570967 |
594024 |
Прибыль от реализации продукции (П), грн. |
73701 |
74356 |
76300 |
Таблица 2.4– Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, грн (2000 год)
Показатель |
План |
План, пересчитанный на фактический объем продаж |
Факт |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР), грн. |
836068 |
841326 |
866618 |
Полная себестоимость реализова |
839470 |
829026 |
834200 |
Прибыль от реализации продукции (П), грн. |
6598 |
12300 |
32418 |
Таблица 2.5– Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, грн (2001 год)
Показатель |
План |
План, пересчитанный на фактический объем продаж |
Факт |
1 |
2 |
3 |
4 |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР), грн. |
572824 |
587574 |
601600 |
Полная себестоимость реализова |
424479 |
434235 |
436160 |
Прибыль от реализации продукции (П), грн |
148345 |
153339 |
165440 |
Сравнение итогов изменения объема реализации продукции, исчисляемого в оптовых ценах предприятия и по полной себестоимости, данным прошлого года показывает, что в 1999 году при увеличении объема реализации продукции в оптовых ценах предприятия на 5,2 процента (670324/637206*100–100) себестоимость продукции увеличилась на 5,4 процента (594024/563505*100–100). Однако это привело к увеличению суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по сравнению с прошлым годом на 2599 грн. (76300–73701) или на 3,5 процентов (76300/73701*100-100).
В 2000 году при увеличении объема реализации продукции в оптовых ценах предприятия на 3,7 процента (866618/836068*100–100) себестоимость продукции увеличилась на 0,57 процента (834200/829470*100–100). Это привело к увеличению суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по сравнению с прошлым годом на 25820 грн. (32418-6598) или на 391,3 процента (32418/6598*100-100).
В 2001 году при увеличении объема реализации продукции в оптовых ценах предприятия на 5,02 процента (601600/572824*100–100) себестоимость продукции увеличилась на 2,75 процента (436160/424479*100–100). Это привело к увеличению суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по сравнению с прошлым годом на 17095 грн. (165440-148345) или на 11,5 процента (165440/148345*100-100).
Рисунок 2.1 – Изменение плановой и фактической прибыли по годам
В таблицах 2.3 – 2.5 приводятся исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции.
Определим степень влияния каждого из факторов:
а) изменение отпускных цен; между изменение объема реализованной продукции и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость при реализации рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции) и обратная зависимость – реализации убыточной. Увеличение объема рентабельной продукции приводит к увеличению массы прибыли. Влияние изменения объема реализации продукции на сумму прибыли можно определить по следующей формуле: