Финансовый контроллинг на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:57, дипломная работа

Описание работы

Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования и управления, обеспечивающий комплексный подход к решению проблемы управления предприятием в условиях рыночной экономики, по пути, к которой движется Украина.
Только комплексный подход к решению проблемы управления предприятием приемлем в современных экономических условиях, а значит, контроллинг будет применяться на украинских предприятиях.

Содержание работы

Введение 5
1 Финансовый контроллинг в деятельности предприятия 7
1.1 Понятие контроллинга. Роль и виды контроллинга в системе управления предприятием 7
1.2 Сущность и основные задачи финансового контроллинга 22
1.3 Методы финансового контроллинга на предприятии 33
2 Анализ методов финансового контроллинга 41
2.1 Характеристика действующего предприятия 41
2.2 Факторный анализ финансовых результатов ЧПКП "Конкорд" 43
2.3 Анализ безубыточности действующего предприятия 60
2.4 Расчет запаса и коэффициента финансовой прочности 78
3 Совершенствование системы финансового контроллинга на предприятии 81
3.1 Прогнозирование прибыли предприятия, как один из методов финансового контроллинга 81
3.2 Построение корреляционной модели зависимости прибыли предприятия от суммы переменных затрат на производство продукции 86
3.3 Внедрение приемов контроллинга на предприятии 95
Заключение 104
Перечень ссылок 106
Приложение А Модель мониторинга

Файлы: 11 файлов

часть 3.xls

— 19.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

часть 3.doc

— 804.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

часть 2.doc

— 857.50 Кб (Скачать файл)




 

2 Анализ методов финансового  контроллинга

2.1 Характеристика действующего предприятия

 

Частное производственно-коммерческое предприятие "Конкорд" создано  с целью удовлетворения общественных потребностей в оказании работ и  услуг населению, производства и реализации продукции и товаров.

Основными направлениями деятельности предприятия есть:

    • производство и реализация продукции промышленно-технического назначения, строительных материалов, инструментов, товаров народного потребления;
    • проведение проектных, строительных, монтажных, ремонтных работ;
    • оптовая, розничная торговля промышленными, хозяйственными и бытовыми товарами;
    • производство машиностроительной техники, запасных частей, разнообразной продукции бытового назначения;
    • осуществление торгово-посреднических услуг и услуг информационного и коммерческого характера;
    • осуществление операций с давальческим сырьем;
    • оказание услуг по поставке и реализации сырья, инструментов, техники, оборудования, средств вычислительной техники, современных способов связи, видео и аудио аппаратуры в соответствии с заказами и договорами;
    • организация торговых предприятий и предприятий общественного питания;
    • содействие коммерческой, предпринимательской деятельности, и другой, направленной на развитие рыночных отношений;
    • производство, заготовка, переработка, расфасовка, хранение и реализация сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания;
    • оптовая и розничная торговля пищевыми, вино-водочными продуктами;
    • осуществление платных услуг населению, сервис, складирование и хранение товаров продовольственной и непродовольственной групп;
    • прокат автомашин и другой техники;
    • организация магазинов, торговых центров и пунктов фирменной торговли, ресторанов, кафе, баров и др.
    • осуществление консультационных услуг предприятиям, организациям, гражданам по инвестиции средств, созданию новых и реорганизации действующих предприятий и организаций, а также других сторон общественной деятельности;
    • финансовое посредничество;
    • трансферт передовых технологий на украинский рынок;
    • торговля ноу-хау, патентами, лицензиями;
    • деятельность в финансово-кредитной сфере в соответствии с действующим законодательством Украины, в том числе организационное информационно-техническое обеспечение валютного оборота, включая обмен, финансовое посредничество в денежных расчетах по экспертно-импортным операциям;
    • проведение маркетинговых исследований товарного рынка, деловые контакты с научными центрами, производственными, торговыми и посредническими фирмами;
    • представительство интересов иностранных партнеров;
    • получение инвестиций для организации новых производств;
    • осуществление других функций, связанных с осуществлением деятельности предприятия.

 

 

 

2.2 Факторный  анализ финансовых результатов  ЧПКП "Конкорд"

 

В анализе финансовых результатов деятельности предприятия  используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализованных операций.

Анализ финансовых результатов  включает в качестве обязательных элементов исследование, во-первых, изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ»и показателей финансовых результатов); а во-вторых, исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ» показателей).

Результаты «горизонтального анализа» приведены в таблице 2.1

По сравнению с 1999 годом  в 2000 году балансовая прибыль предприятия снизилась на 53004  грн. Такое снижение в основном объясняется резким ростом убытков от внереализационной деятельности предприятия, которые в 2000 г. составили 50412 грн., а 2000 г. этот показатель носил также отрицательный характер и составлял –23800 грн., т.е. за год изменение составило – 26612 грн. не смотря на то, что по этой статье 2000 год можно считать неудачным с точки зрения финансовых результатов. Выручка от реализации в 2000г на 196294 грн. больше, чем в предыдущем году, а финансовые результаты от реализации выпущенной продукции меньше на 43882грн., т.е. наблюдается постепенное ухудшение хозяйственного состояния предприятия.

Данные таблицы 2.1 показывают, что в 2001 году предприятие достигло высоких результатов. По сравнению  с 2000 годом балансовая прибыль выросла  на 228734грн. Положительным фактором роста балансовой прибыли явилось  увеличение прибыли от реализации продукции на 133022грн., а также доходов от внереализационных операций, которые по сравнению с предыдущим годом возросли на 95812грн. и составили 45400грн. необходимо отметить, что из трех

 

 

 

Таблица 2.1 – Результаты «горизонтального анализа» финансовых результатов деятельности предприятия

 

Показатель

1999

2000

2001

Отклонения +/-

2000 от 1999

2001 от 2000

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации продукции (без НДС)

670324

866618

601600

+196294

-265018

Затраты на производство реализованной продукции

594024

834200

436160

+240176

-398040

Прибыль от реализации

+76300

+32418

165440

-43882

+133022

Прочие операционные доходы и расходы

+24810

+42300

+42200

+17490

-100

Сальдо доходов и  расходов от внереализационных операций

-23800

-50412

+45400

-26612

+95812

Балансовая прибыль

+77310

+24306

253040

+53004

+228734


 

 

анализируемых периодов 2001 г. – единственный год, когда финансовые результаты деятельности предприятия  имеют положительное значение.

Проведем вертикальный анализ финансовых результатов на основании  данных за 2001 год.

Таблица 2.2 – «Вертикальный  анализ» финансовых результатов  деятельности предприятия за 2001 г.

 

Элементы финансовых результатов

Величина

грн.

%

1

2

3

Прибыль от реализации

165440

65,38

Прочая операционная прибыль 

42200

16,68

Прибыль от внереализационных операций

45400

17,94

Балансовая прибыль

253040

100


 

 

Данные таблицы 2.2 показывают, что основную долю (65,38%) в общей  массе балансовой прибыли составляет прибыль от реализации, особенно необходимо это отметить как значительное достижение потому, что в предыдущем году прибыль от реализации составляли всего 32418грн., т.е. на 43882 грн. меньше, чем в данном году.

Основную часть прибыли  предприятия получают от реализации продукции, работ и услуг. В процессе анализа изучаются факторы, оказывающие влияние на изменение изменения суммы прибыли.

Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

      • объема реализации продукции (VPП);
      • структуры прибыли (УДi);
      • себестоимости (Ci);
      • уровня среднереализационных цен. (Цi).

Объем реализации продукции  может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукции является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем, объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции  и прибыль находятся в обратно  пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в таблице 2.3

 

Таблица 2.3– Исходные данные для факторного анализа прибыли  от реализации продукции,  грн (1999 год)

 

Показатель

План

План, пересчитанный на фактический объем продаж

Факт


 

1

2

3

4

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР), грн.

637206

645323

670324

Полная себестоимость  реализованной продукции (ПС),  грн.

563505

570967

594024

Прибыль от реализации продукции (П), грн.

73701

74356

76300


 

Таблица 2.4– Исходные данные для  факторного анализа прибыли от реализации продукции,  грн (2000 год)

 

Показатель

План

План, пересчитанный на фактический объем продаж

Факт

1

2

3

4

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР), грн.

836068

841326

866618

Полная себестоимость реализованной продукции (ПС),  грн.

839470

829026

834200

Прибыль от реализации продукции (П), грн.

6598

12300

32418


 

 

 

Таблица 2.5– Исходные данные для  факторного анализа прибыли от реализации продукции, грн (2001 год)

 

Показатель

План

План, пересчитанный на фактический объем продаж

Факт


 

1

2

3

4

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР),  грн.

572824

587574

601600

Полная себестоимость реализованной продукции (ПС),  грн.

424479

434235

436160

Прибыль от реализации продукции (П), грн

148345

153339

165440


 

 

Сравнение итогов изменения объема реализации продукции, исчисляемого в оптовых ценах предприятия и по полной себестоимости, данным прошлого года показывает, что в 1999 году при увеличении объема реализации продукции в оптовых ценах предприятия на 5,2 процента (670324/637206*100–100) себестоимость продукции увеличилась на 5,4 процента (594024/563505*100–100). Однако это привело к увеличению суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по сравнению с прошлым годом на 2599 грн. (76300–73701) или на 3,5 процентов (76300/73701*100-100).

В 2000 году при увеличении объема реализации продукции в оптовых ценах предприятия на 3,7 процента (866618/836068*100–100) себестоимость продукции увеличилась на 0,57 процента (834200/829470*100–100). Это привело к увеличению суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по сравнению с прошлым годом на 25820 грн. (32418-6598) или на 391,3 процента (32418/6598*100-100).

В 2001 году при увеличении объема реализации продукции в оптовых ценах  предприятия на 5,02 процента (601600/572824*100–100) себестоимость продукции увеличилась на 2,75 процента (436160/424479*100–100). Это привело к увеличению суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по сравнению с прошлым годом на 17095 грн. (165440-148345) или на 11,5 процента (165440/148345*100-100).

 

 

 

 

Рисунок 2.1 – Изменение  плановой и фактической прибыли  по годам

 

 

В таблицах 2.3 – 2.5 приводятся исходные данные для факторного анализа прибыли  от реализации продукции.

Определим степень влияния каждого  из факторов:

а) изменение отпускных цен; между изменение объема реализованной продукции и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость при реализации рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции) и обратная зависимость – реализации убыточной. Увеличение объема рентабельной продукции приводит к увеличению массы прибыли. Влияние изменения объема реализации продукции на сумму прибыли можно определить по следующей формуле:

часть 1.doc

— 192.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Содержание.doc

— 20.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение А.doc

— 22.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

прибыль.xls

— 20.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Перечень ссылок.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Введение.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Аннотация.doc

— 20.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Финансовый контроллинг на предприятии