Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:41, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в развитых странах действует множество электронных платежно-расчетных систем, каждая из которых имеет свою специфику. Опыт их организации, накопленный за рубежом, представляет значительный интерес для России. Он вызван постоянно возрастающими объемами платежей и количеством платежно-расчетных операций, необходимостью их своевременного и точного исполнения, а также общим кризисным состоянием национальной банковской системы.

Файлы: 1 файл

Глава 1 МБ Черненко Н.Ю..doc

— 808.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

Малый бизнес – одна из наиболее актуальных в настоящее  время тем. Объясняется это, прежде всего тем, что именно малое предпринимательство  является важнейшей сферой современной рыночной экономики. Ее развитие означает быстрое создание новых рабочих мест, оживление на товарных рынках, появление самостоятельных источников доходов у значительной части экономически активной части населения.

В условиях нынешней жесткой конкуренции малому предприятию достаточно трудно функционировать без хорошо проработанной долгосрочной стратегии. Сделать свою продукцию конкурентоспособной - значит сделать ее, с одной стороны, более дешевой, а с другой - более качественной. 
          Снизить себестоимость продукции (работ, услуг), сделать производство более эффективным – цель любой хозяйствующей коммерческой организации. А без создания потока экономической информации в целях управления, контроля, анализа и планирования хозяйственной деятельности, другими словами, без правильной организации бухгалтерского учета этого добиться практически невозможно.

На большинстве малых  предприятий руководством не уделяется  должного внимания организации бухгалтерского учета. Учетная политика разрабатывается чаще всего непродуманно, без всестороннего анализа, то есть делается это исключительно для налоговой инспекции. При действующей системе налогообложения руководство малых предприятий использует большой арсенал способов регулирования расходов, направленных на уменьшение прибыли.

Эти и многие другие причины  приводят к тому, что бухгалтерский  учет на предприятии перестает выполнять  свои основные задачи.

Множество вопросов возникает  у руководства малого предприятия  в связи с выбором системы организации бухгалтерского учета на своем предприятии. Малые предприятия имеют право самостоятельного выбора формы бухгалтерского учета, исходя из потребностей своего предприятия и управления, их сложности и численности работников. В этих условиях они сталкиваются с проблемами разработки своего рабочего плана счетов, состава и видов применяемых форм первичных учетных документов, системы документооборота.

Как правило, бухгалтерский  учет на малых предприятиях не разделяется  на отдельные участки, закрепленные за конкретным бухгалтером, да и численность самой бухгалтерии колеблется от одного до трех человек. Таким образом, бухгалтер должен иметь высокую квалификацию, знать все участки учета, а также уметь анализировать полученные данные и формировать отчетность.

Сам факт, что предприятие  относится к категории малых, а, следовательно, имеет ряд льгот, как в части налогообложения, так и в части организации  и ведения бухгалтерского учета, часто толкает бухгалтеров на санкционированные ошибки. Так, принимая решение о сокращении счетов бухгалтерского учета, необходимых для отражения своих хозяйственных операций, руководство забывает о том, что неприменение отдельных бухгалтерских счетов не освобождает его от знания их функций и порядка использования. Многие малые предприятия помимо своей основной деятельности выполняют работы, оказывают услуги, прибыль от которых облагается по разным ставкам. Тем не менее на предприятии чаще всего не ведется аналитического учета, а все затраты необоснованно списываются в «общий котел». При действующей налоговой системе часть предприятий сознательно искажает учетные данные, влияющие на размеры объема реализации, прибыли, а, следовательно, и налогов.

Таким образом, организация  бухгалтерского учета на малом предприятии нуждается в дальнейшем совершенствовании, в приближении ее к международным стандартам. И зависит это не только от высокой квалификации и компетентности бухгалтеров, но и от решения методологических, организационных и технических вопросов, а также от совершенствования налоговой системы.

Действующее законодательство в области бухгалтерского учета  и налогообложения, создавая, на первый взгляд, различные преимущества для субъектов малого предпринимательства, на практике не способствует реализации экономической инициативы граждан: усложнены учет и отчетность, отдельные правовые нормы носят декларативный характер, не отлажены механизмы финансово – имущественной поддержки малого бизнеса, не разъяснено ведение учета при одновременном применении нескольких систем налогообложения.

Эффективность применения различных систем налогообложения для субъектов малого предпринимательства зависит от возможности применения того или иного режима налогообложения, величины налоговой ставки по налогу на прибыль (налогу на доходы), от того, какие расходы и в каком размере субъект малого предпринимательства может учитывать при расчете налоговой базы.

Рыночные отношения  представляют собой экономическую  свободу. Свободе одного экономического субъекта сопутствует одновременно свобода других субъектов хозяйственной деятельности, получивших возможность покупать  или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, диктовать свои условия сделок. При этом все участники рынка, вступающие в хозяйственные отношения, стремятся, прежде всего, к своей выгоде, к прибыли своей компании, что объективно может стать убытком для других, ведь любой хозяйствующий субъект стремится превзойти своего оппонента, привлечь больший спрос к своей продукции, тем самым, вытеснив с рынка своего конкурента - таковы законы конкуренции. Поэтому руководитель фирмы должен не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить его до возможно более низкого уровня. Для этого необходим постоянный, действенный и своевременный контроль за деятельностью работников и в целом фирмы посредством правильно поставленной экономико-правовой работы, бухгалтерского учета и отчетности.

Бухгалтерский учет на малом  предприятии ведется ограниченным числом работников и нередко допускается совмещение обязанностей лица, ведущего бухгалтерский учет, с материальной ответственностью за денежные и материальные ценности, вся ответственность за осуществление внутрихозяйственного контроля ложится на главного бухгалтера.

Однако главный бухгалтер, являясь лицом, подчиненным и  ответственным за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности, не в состоянии осуществлять должный и при этом еще и незаинтересованный, объективный финансовый контроль.

На малых предприятиях к контролю привлекаются специалисты  самой фирмы, которые в процессе проведения проверок не только выявляют недостатки, но и повышают свою профессиональную подготовку. В большинстве случаев на малых предприятиях таким специалистом является главный бухгалтер предприятия.

Поэтому для выявления  и устранения ошибок в учете, а  также при сомнении в честности и квалификации главного бухгалтера, руководителю предприятия приходится обращаться в аудиторские фирмы для проведения инициативного аудита.

Объект исследования: малое предприятие ООО «Кристалл», которое занимается оптовой и розничной торговлей запасных частей. Предприятие применяет два специальных налоговых режима: упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Предмет исследования: действующая  на малом предприятии  постановка учета и система внутреннего контроля.

Цель исследования: разработка рекомендаций по выбору формы бухгалтерского учета и системы налогоообложения для ООО «Кристалл»

Исходя из поставленной цели, следует решить ряд задач:

  • 1. Рассмотреть нормативно-правовое регулирование малого бизнеса в Российской Федерации;
  • 2.Раскрыть систему  бухгалтерского учета  малого предприятия
  • 3.Исследовать особенности налогообложения малых предприятий; 4. Раскрыть технико-экономическую характеристику малого предприятия ООО «Кристалл»; 
  • 5. Оценить организацию  бухгалтерского учета и применяемую систему налогообложения  на малом предприятии ООО «Кристалл»;
  • 7.Разработать рекомендации по выбору оптимального режима налогообложения на предприятии ООО «Кристалл»;
  • 8. Разработать рекомендации по применении различных налоговых режимов.
  • Информационная база исследования. При постановке и решении  поставленных задач использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации (РФ), Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; статьи, опубликованные в сборниках научно-методических работ, периодической печати; справочно-информационные системы «Гарант» и «Консультант-Плюс»;  практические материалы малого предприятия ООО «Кристалл».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Организационно-проавовые основы деятельности субъектов малого предпринимательства

    1.1. Критерии отнесения предприятий  к субъектам малого предпринимательства

    К субъектам малого и  среднего предпринимательства могут  быть отнесены не только юридические  лица, но и индивидуальные предприниматели. Уточняется, что к субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), крестьянские (фермерские) хозяйства.

     При отнесении к  субъектам малого и среднего  предпринимательства используются  следующие критерии:

     для юридических  лиц - суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов  РФ, муниципальных образований, иностранных  юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

     средняя численность  работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

    1) от ста одного  до двухсот пятидесяти человек  включительно для средних предприятий;

    2) до ста человек  включительно для малых предприятий;  среди малых предприятий выделяются  микропредприятия - до пятнадцати  человек;

     выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

     Начиная с 1 января 2010 г., предельные значения выручки  от реализации товаров (работ,  услуг) и балансовой стоимости  активов устанавливаются Правительством  РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ, а балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете. На момент написания статьи критерии по выручке и балансовой стоимости активов Правительством РФ не установлены.

     Средняя численность  работников микропредприятия, малого  предприятия или среднего предприятия  за календарный год определяется  с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих  по гражданско-правовым договорам  или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятий, малого предприятия или среднего предприятия.

     Категория субъекта  малого или среднего предпринимательства  определяется в соответствии с наибольшим по значению условием и изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Вновь созданные хозяйствующие субъекты в течение года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения.

     Ранее критерии  отнесения к малым предприятиям  были определены Федеральным  законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О  государственной поддержке малого  предпринимательства в Российской  Федерации". Согласно этому закону численность работников малых предприятий варьировалась в зависимости от вида деятельности (например, в оптовой торговле - не более 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - не более 30 человек; в промышленности, строительстве и на транспорте - не более 100 человек).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.2. Законодательно-правовое регулирование организации учета и налогообложения для субъектов малого предпринимательства в России

    Информация о работе Малый бизнес