Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:41, дипломная работа
В настоящее время в развитых странах действует множество электронных платежно-расчетных систем, каждая из которых имеет свою специфику. Опыт их организации, накопленный за рубежом, представляет значительный интерес для России. Он вызван постоянно возрастающими объемами платежей и количеством платежно-расчетных операций, необходимостью их своевременного и точного исполнения, а также общим кризисным состоянием национальной банковской системы.
Развитие малого бизнеса началось по существу с появлением в 1987г. Закона о кооперации, который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики, и возникновения частных малых предприятий (в теневой экономике малый бизнес в строительстве, бытовых и транспортных услугах существовал и процветал и в условиях полного господства планового хозяйства). Однако потребовалось еще около пяти лет, чтобы сформировалась база предпринимательства [15, С. 24]
Вопросам малого предпринимательства посвящен ряд ведомственных нормативных актов. Перечень законодательных актов и нормативных документов, регулирующих деятельность субъектов малого бизнеса достаточно велик, это связано с разнообразием организационно-правовых форм субъектов малого предпринимательства, видов деятельности и особенностями бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения.
Условно эти документы можно разбить на 2 группы:
Эти две группы тесно связаны между собой.
Схематически это можно представить следующим образом(рисунок 1):
24 июля 2007 года принят новый закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" N 209-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2008 г.
Рисунок 1– Группировка законодательной базы регламентирующей деятельность субъектов малого предпринимательства
Закон "О развитии малого
и среднего предпринимательства
в Российской Федерации" вводит понятие
среднего предпринимательства, широко
применяемое в мировой
Субъектами малого бизнеса являются как юридические, так и физические лица.
Юридическим лицом, согласно Гражданского кодекса РФ, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде.
Предприниматель, выступающий в качестве юридического лица должен определить свою организационно-правовую форму в соответствие с Гражданским кодексом РФ.
При выборе юридической формы необходимо исходить из направления и объемов бизнеса, количества участников и специфики своего предприятия.
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ выделяют организационно-правовые формы коммерческих организаций, такие как хозяйственные товарищества и общества, которыми признаются все коммерческие организации с разделение на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Уставный (складочный) капитал и приобретенное в процессе деятельности имущество принадлежит хозяйственному товариществу или обществу на праве собственности.
Хозяйственные товарищества могут создаваться по форме:
Полного товарищества (ПТ);
Товарищества на вере (ТВ).
Хозяйственные общества могут создаваться в форме:
Открытого акционерного общества ОАО);
Закрытого акционерного общества (ЗАО);
Общества с ограниченной ответственностью (ООО);
Общества с дополнительной ответственностью (ОДО).
Кроме вышеперечисленных организационно-правовых форм предприятий, являющихся предприятиями сферы малого бизнеса, Гражданским Кодексом РФ предусмотрена предпринимательская деятельность граждан, в частности там определено, что граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. К ним применяются правила Гражданского Кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
Вышеизложенное можно представить в схеме (рис.2)
Рисунок 2– Основные критерии и виды ОПФ малых предприятий
Изучив нормативно правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов малого бизнеса можно выделить основные моменты.
Во-первых, малый бизнес – это
предпринимательская деятельнос
Во-вторых, малое предприятие это не особая организационно-правовая форма, а предприятие, зарегистрированное в любой организационно-правовой форме и обладающее приведенными выше признаками, которые дают ему право на те или иные льготы, как приоритетному направлению в предпринимательстве.
В третьих, правительственные органы разрабатывают программы государственной поддержки малого предпринимательства по совершенствованию нормативно правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства, определяют условия, источники, участников и технологии реализации приоритетных мероприятий, определяют приоритетные отрасли и сферы деятельности для стимулирования развития малого предпринимательства.
Статьей 16 Федерального закона N 209-ФЗ определены конкретные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
Финансовая поддержка - может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства;
Имущественная поддержка - осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. При этом имущество должно использоваться по целевому назначению;
Информационная поддержка - осуществляется
органами государственной власти и органами
местного самоуправления в виде создания
федеральных, региональных и муниципальных
информационных систем и информационно-
Консультационная поддержка - может осуществляться в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций. Также может производиться компенсация затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг;
Поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников может осуществляться в виде разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства, на основе государственных образовательных стандартов, учебно-методологической, научно-методической помощи субъектам малого и среднего предпринимательства;
Поддержка в области
инноваций и промышленного
Поддержка в области
ремесленничества может
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность может осуществляться в виде сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития малого и среднего предпринимательства; содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров, результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности. Предусматривается создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций.
Поддержка, в соответствии
с Федеральным законом N 209-ФЗ,
не может оказываться
1.4. Лицензирование отдельных видов деятельности
В настоящее время, особенно в свете проводимых в стране социально-экономических преобразований, наибольшую актуальность приобрели легализующие административные режимы, объектом которых являются отношения по поводу обеспечения прав и законных интересов граждан, экономические отношения и т.п. - например режим лицензирования, государственной аттестации и аккредитации, сертификации и т.п., которые позволяют государству осуществлять контрольные функции посредством косвенного государственного "рычага".
Вышеуказанные косвенные
рычаги государственного
Опираясь на нормы Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в действ, ред.) и иные специальные тематические законы, предусматривающие лицензирование соответствующих видов деятельности, можно заключить, что режим лицензирования является одним из видов легализующих разрешительных режимов и представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. Режим лицензирования всегда носит исключительно обязательный характер, за несоблюдение которого наступает юридическая ответственность.