Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.
Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….….3
1.Федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ……...5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета
1.2. Дефицит и профицит федерального бюджета…………………………….10
1.3.Значение сбалансированности федерального бюджета…………………..12
2.Анализ сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации……………………………………………………………………..…19
2.1.Социально-экономическое развитие Россйской Федерации ……………19
2.2. Анализ структуры доходов федерального бюджета……………………..22
2.3. Анализ расходов федерального бюджета………………………………....35
2.4. Анализ исполнения и сбалансированности бюджета………………….…41
2.5.Анализ исполнения бюджета Чувашской Республики…………………55
3. Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ…………………………………………………………………..….68
3.1.Основные направления бюджетной политики России…………………68
3.2.Мероприятия по сбалансированности федерального бюджета РФ…….70
Заключение………………………………………………………...…………....79
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом сбалансированность исправл.docx

— 329.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….3

1.Федеральный бюджет как  главный элемент бюджетной системы  РФ……...5

1.1. Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета

1.2. Дефицит и профицит федерального бюджета…………………………….10

1.3.Значение сбалансированности  федерального  бюджета…………………..12

2.Анализ сбалансированности федерального бюджета Российской  Федерации……………………………………………………………………..…19

2.1.Социально-экономическое  развитие Россйской  Федерации  ……………19

2.2. Анализ структуры доходов федерального бюджета……………………..22

2.3. Анализ расходов федерального бюджета………………………………....35

2.4. Анализ исполнения и сбалансированности бюджета………………….…41

2.5.Анализ  исполнения   бюджета Чувашской  Республики…………………55

3. Направления  совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ…………………………………………………………………..….68

3.1.Основные направления   бюджетной политики  России…………………68

3.2.Мероприятия по сбалансированности  федерального бюджета РФ…….70

Заключение………………………………………………………...…………....79

Список использованной  литературы …………………………………………81

Приложения……………………………………………………………………..88

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой - бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.

Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

 При составлении проекта  бюджета учитываются не только  данные о прогнозируемых размерах  доходов бюджета и необходимых  государственных расходов; бюджет  строится с учетом необходимости  осуществления избранной экономической  политики.

Важнейшая задача - обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов.

Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств. Решить названные задачи можно, лишь объединив усилия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и палат Федерального Собрания. Правительство РФ должно стать организующим центром этой работы

Основная проблема бюджета любого уровня – это проблема его сбалансированности.

 Будь то бюджет предприятия, личный бюджет, бюджет местного, регионального или федерального  уровня.

Актуальность темы обусловлена тем, что именно федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны. Методология данной экономической сферы позволяет влиять на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития, тем самым, обеспечивая стабильность экономической деятельности и экономического роста страны.

 За счет средств  федерального бюджета осуществляется  финансовое обеспечение деятельности  государства в сферах стратегической  деятельности и наиболее значимых  социальных гарантий.

Соблюдение баланса бюджета нелегкая задача на любом уровне управления, даже если это личный бюджет, а уж тем более нелегка она на федеральном уровне.

Цель  дипломной работы – изучение сбалансированности  федерального бюджета и разработка ее достижений. Для решения  поставленной  цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ;

-провести анализ сбалансированности федерального бюджета Российской  Федерации;

- выявить направления  совершенствования  сбалансированности федерального бюджета РФ.

Обьект исследования – федеральный  бюджет РФ.

Предмет  исследования – сбалансированность федерального бюджета.

 

1.Федеральный  бюджет как главный элемент  бюджетной системы РФ

 

1.1. Социально-экономическая  сущность и функции федерального  бюджета 

В финансовой теории и практики существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования общего централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества.

Таким образом, бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования[11, с.67].

В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - Федеральным Собранием.

Федеральный бюджет России - главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.[26, с.45].

Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Основными функциями бюджета являются:

1. перераспределение национального  дохода и ВВП;

2. государственное регулирование  и стимулирование экономики;

3. финансовое обеспечение  социальной политики;

4. контроль за образованием  и использованием централизованного  фонда денежных средств.

Федеральный бюджет - основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области. В современных условиях, приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств

Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма[10, с.54].

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике приоритеты - поддержка наименее защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры.

Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается. Контрольная функция бюджета предполагает создание условий для осуществления контроля. Контрольная функция обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Некоторые авторы, например, Романовский М.В., выделяют еще две функции. Образование бюджетного фонда. Эту функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением[12, с.54].

Вторая функция - использование бюджетного фонда - принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам.

Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи, с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Таким образом, структура бюджетных доходов и расходов, в которой проявляется сущность бюджета любого государства, находит свое отражение в бюджетном плане

По своей внешней форме Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период. Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через Федеральный бюджет перераспределяется половина национального дохода, около всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны.

Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета.

Еще более точно увязаны финансовые планы учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов.

В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется - воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

Однако форма и материальное воплощение - лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением[10, с.45].

Федеральный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды.

Информация о работе Направления совершенствования сбалансированности федерального бюджета РФ