Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:31, отчет по практике
Целью данной работы является исследование использования маржинального анализа для разработки практических рекомендаций по совершенствованию управления текущими затратами в ОАО «Стройкерамика», ориентированных на принятие оптимальных управленческих решений. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач. 1. Исследовать сущность маржинального анализа, его роль в управлении предприятием и повышении конкурентоспособности продукции, а также определение элементов системы управления затратами предприятия.
2. Изучить методы проведения маржинального анализа предприятия, нахождения точки безубыточности, порога рентабельности
Введение
1. Теоретические и методологические аспекты маржинального анализа продукции предприятия
1.1. Издержки производства и их классификация
1.2. Сущность и методика маржинального анализа продукции
1.3. Роль маржинального анализа в принятии управленческих решений
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СТРОЙКЕРАМИКА»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Финансовый анализ деятельности ОАО «Стройкерамика»
2.3. Анализ затрат предприятия
2.4. Определения точки безубыточности (порога рентабельности)
3. МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ ЗАТРАТАМИ И СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ
3.1. Маржинальный анализ продукции предприятия
3.2. Обоснования управленческих решений на основе маржинального анализа
Прямые и материальные затраты. Каждое производственное изделие состоит из каких-либо материалов. Основные материалы — это материалы, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость можно прямо и экономично, без особых затрат относить на определенное изделие.
В ряде случаев экономически
невыгодно учитывать расход материалов,
приходящийся на каждый вид продукции.
Примерами подобных затрат являются
гвозди в мебели, болты в автомобилях,
заклепки в самолетах и т.п. Такие
материалы считаются
Прямые расходы на оплату труда включают все расходы по оплате рабочей силы, которые можно прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий. Издержки на оплату труда за работу, которые нельзя прямо и экономично отнести на определенный вид готовых изделий, называют косвенными расходами на оплату труда. Эти расходы включают оплату труда таких рабочих, как механики, контролеры и другой вспомогательный персонал. Подобно расходам на вспомогательные мате риалы косвенные расходы на оплату труда относятся к косвенным общепроизводственным расходам.
Размер прямых издержек на
единицу продукции практически
не зависит от объема производства,
и снизить его можно путем
повышения эффективности
Косвенные расходы. Сюда входят все издержки, которые нельзя отнести к первой и второй группам. Косвенные расходы — это совокупность издержек, связанных с производством, которые нельзя (или экономически не- целесообразно) отнести непосредственно на конкретные виды изделий. В отечественной экономической литературе их также называют накладными расходами.
Косвенные расходы подразделяются на две группы (табл. 1):
• общепроизводственные (производственные) расходы — это общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управление производством. В бухгалтерском учете информация о них накапливается на счете 25 «Общепроизводственные расходы»;
• общехозяйственные (непроизводственные) расходы осуществляются в целях управления производством. Они напрямую не связаны с производственной деятельностью организации и учитываются на балансовом счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Таблица 1
Классификация косвенных (накладных) расходов
Косвенные (накладные) расходы | ||
Общепроизводственные (производственные) |
Общехозяйственные (непроизводственные) | |
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
Общецеховые расходы на управление | |
Амортизация оборудования и транспортных средств
Текущий уход и ремонт оборудования
Энергетические затраты на оборудование
Услуги вспомогательных производств по обслуживанию оборудования и рабочих мест
Заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование
Расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции
Прочие расходы, связанные с использованием оборудования |
Расходы по производственному управлению
Затраты, связанные с подготовкой и организацией производства
Содержание аппарата управления
производственными
Амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря Содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря
Затраты на обеспечение нормальных условий работы
Затраты на профориентацию и подготовку кадров
|
Административно-управленческие расходы
Расходы по техническому управлению
Расходы по производственному управлению
Расходы по управлению снабженческо-заготовительной деятельностью; на управление финансово-сбытовой деятельностью Расходы на рабочую силу: на набор, отбор, подготовку руководителей, обучение переподготовку и на повышение квалификации
Оплата услуг, оказываемых внешними организациями Содержание зданий, сооружений, инвентаря
Обязательные сборы, налоги, платежи и отчисления по установленному законодательством порядку |
Основные и накладные расходы. По своему назначению издержки делятся на основные и расходы на управление предприятием. Последние называют накладными расходами.
К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг). На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат.
Накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением. В соответствии с методом отнесения затрат на носитель (объект калькулирования) накладные расходы являются косвенными.
Производственные и
Затраты входящие в себестоимость продукции (производственные)— это материализованные затраты, и поэтому их можно инвентаризировать. Они состоят из трех элементов:
• прямые материальные затраты;
• прямые затраты на оплату труда;
• общепроизводственные затраты.
Производственные затраты овеществлены в запасах материалов, в объемах незавершенного производства и остатках готовой продукции (товаров) на складе предприятия. В управленческом учете их часто называют запасоёмкими, так как они распределяются между текущими расходами, участвующими в исчислении прибыли, и запасами. Затраты на их формирование считаются входящими, являются активами фирмы, которые принесут выгоду в будущих отчетных периодах.
Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного периода (периодические затраты), это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. В управленческом учете данные затраты иногда называют издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода. Эти расходы, как правило, связаны с полученными в течение отчетного периода услугами. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета они не используются в расчетах себестоимости готовой продукции (незавершенного производства), а следовательно, и для оценки производственных запасов предприятия. Поэтому их иногда называют незапасоемкими. Периодические расходы представлены издержками непроизводственного характера, не связанными непосредственно с производственным процессом. Они состоят из коммерческих и административных расходов. Первые предполагают расходы, связанные с осуществлением продаж и поставок продукции, вторые — расходы по управлению предприятием. Учет этих затрат ведется соответственно на балансовых счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу». Периодические затраты всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они были произведены. Они не проходят через стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на исчисление прибыли. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета в отчете о прибылях и убытках их вычитают из выручки как расходы, не принимаемые в расчет при калькулировании и оценке производственных запасов.
Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Наиболее ярким примером являются цеховые (общепроизводственные) расходы, в которые входят практически все элементы.
В производственную себестоимость должны включаться лишь производственные издержки: прямые трудозатраты, прямые материальные затраты и общепроизводственные расходы; полная себестоимость включает в себя производственную себестоимость, сбытовые и общехозяйственные (административные) расходы.
Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты организации группируют и учитывают по статьям калькуляции. В основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции.
Калькуляция составляется на принятую с учетом производственной специфики единицу измерения количества выпускаемой продукции (1метр, 1штука, 100штук, если производятся одномоментно). Калькуляционной единицей может также быть единица ведущего потребительного параметра изделия.
Для современной отечественной практики наиболее характерным можно считать следующие статьи калькуляции:
Статьи 1-7называются производственными
расходами, так как они непосредственно
связаны с обслуживанием
Таким образом, расходы – это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением прибыли.
1.2 Сущность и методика маржинального анализа в принятии управленческих решений
Конечным положительным
финансовым результатом хозяйственной
деятельности предприятия (фирмы) является
прибыль. Она представляет собой реализованную
часть чистого дохода, созданного прибавочным
трудом. Значение прибыли обусловлено
тем, что, с одной стороны, она зависит
в основном от качества работы предприятия,
повышает экономическую заинтересованность
его работников в наиболее эффективном
использовании ресурсов, так как прибыль
- основной источник производственного
и социального развития предприятия, а
с другой - она служит важнейшим источником
формирования государственного бюджета.
Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы
как предприятие, так и государство.
Прибыль — это денежное выражение
основной части денежных накоплений, создаваемых
предприятиями любой формы собственности.
Как экономическая категория она характеризует
финансовый результат предпринимательской
деятельности предприятий.
Прибыль является показателем,
который наиболее полно отражает эффективность
производства, объем и качество произведенной
продукции, состояние производительности
труда, уровень себестоимости. Вместе
с тем прибыль оказывает стимулирующее
воздействие на укрепление коммерческого
расчета, интенсификацию производства
при любой форме собственности [30, с. 185].
Прибыль является денежным выражением
стоимости прибавочного продукта, созданного
производительным трудом работников торговли,
которые заняты продолжением процесса
производства в сфере товарного обращения,
а также прибавочного продукта, созданного
трудом работников других отраслей народного
хозяйства (промышленности, сельского
хозяйства, транспорта и др.) и направляемого
в торговлю через механизм цен на товары,
тарифов, торговых надбавок как плата
за реализацию товаров (продукции, услуг).
Современное состояние экономики,
выражающееся в экономической нестабильности,
инфляции, монопольном положении отдельных
товаропроизводителей, приводит к тому,
что рост прибыли происходит в основном
за счёт роста цен на товары, т. е. за счёт
инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует
связь между объёмом производства и величиной
прибыли. Не действуют в полной мере присущие
прибыли функции, что свидетельствует
о расстройстве экономики, неполноценности
действующего механизма хозяйствования.
Максимальное положение прибыли за счёт
интенсивных факторов, финансовое оздоровление
экономики, создание эффективной налоговой
системы будет способствовать оздоровлению
экономики, дальнейшему развитию предпринимательства
и рыночных отношений [27, с. 101].
Прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от продажи по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.
Выделяют несколько методов анализа и планирования прибыли. Главные из них — метод прямого счета и аналитический.
Метод прямого счета наиболее
широко распространен в организациях
в современных условиях хозяйствования.
Он применяется, как правило, при
небольшом ассортименте выпускаемой
продукции. Сущность его заключается
в том, что прибыль исчисляется
как разница между выручкой от
продажи продукции в
П = (В х Ц) - (В х С),
где П — плановая прибыль; В — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц — цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции.
Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.
Прибыль как конечный финансовый результат
деятельности предприятия представляет
собой разницу между общей
суммой доходов и затратами на
производство и реализацию продукции
с учетом убытков от различных
хозяйственных операций. Таким образом,
прибыль формируется в
В хозяйственной практике используются
следующие показатели прибыли:
1. На единицу продукции;
2. Балансовая;
2.1. Прибыль от реализации продукции (товаров,
работ, услуг);
2.2. Прибыль от прочей реализации;
2.3. Доходы и расходы от внереализационных
операций (внереализационные результаты):
2.3.1. По ценным бумагам и от долевого участия
в совместных предприятиях;
2.3.2. Штрафы, пени, неустойки, полученные
и уплаченные;
2.3.3. Прибыль и убытки прошлых лет, выявленные
в отчетном году;
2.3.4. Поступления долгов и дебиторской
задолженности;
2.3.5. Поступления от других предприятий
и организаций финансовой помощи, пополнения
фондов специального назначения и пр.
3. Налогооблагаемая;
4. Льготируемая (необлагаемая налогом);
5. Остающаяся в распоряжении предприятия;
6. Чистая [12, с. 154].
Балансовая прибыль – включает в себя
финансовые результаты от реализации
продукции, работ и услуг, от прочей реализации,
доходы и расходы от внереализационных
операций.
Налогооблагаемая прибыль — это разность
между балансовой прибылью и суммой прибыли,
облагаемой налогом на доход (по ценным
бумагам и от долевого участия в совместных
предприятиях), а также суммы льгот по
налогу на прибыль в соответствии с налоговым
законодательством, которое периодически
изменяется.
Чистая прибыль - это та прибыль, которая
остается в распоряжении предприятия
после уплаты всех налогов, экономических
санкций и отчислений в благотворительные
фонды [29, с. 163].
Прибылью для торговли служит разница
между продажной ценой товаров и ценой
их приобретения, включая издержки обращения.
Прибыль торгового предприятия является
денежным выражением части прибавочного
продукта, характеризующего результаты
их коммерческо-финансовой деятельности.
Размеры прибыли и возможности ее роста
находятся в сложной зависимости от ряда
факторов, важнейшие из которых следующие:
Факторы, влияющие на прибыль можно
разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
К внутренним факторам относятся:
Чистая прибыль может быть направлена
на уплату местных налогов и сборов,
образование резервных фондов, осуществляются
отчисления на благотворительные цели,
уплачиваются проценты по ссудам банков,
полученных на восполнение недостатков
оборотных средств, на приобретение
основных средств, нематериальных активов
и других активов, а также процентов
по средствам, взятым взаймы у других
организаций. Из чистой прибыли уплачиваются
также штрафы и расходы по возмещению
ущерба, подлежащим в соответствии
с действующим
Также на величину прибыли в производственной
деятельности оказывают влияние факторы
субъективного характера и объективные,
не зависящие от деятельности хозяйствующего
субъекта.
Субъективные факторы: организационно-технический
уровень управления предпринимательской
деятельностью, конкурентоспособность
выпускаемой продукции, уровень производительности
труда, затраты на производство и реализацию
продукции, уровень цен на готовую продукцию.
Объективные факторы: уровень цен на потребляемые
материальные и энергетические ресурсы,
нормы амортизационных отчислений, конъюнктура
рынка [27, с. 103].