Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:31, отчет по практике
Целью данной работы является исследование использования маржинального анализа для разработки практических рекомендаций по совершенствованию управления текущими затратами в ОАО «Стройкерамика», ориентированных на принятие оптимальных управленческих решений. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач. 1. Исследовать сущность маржинального анализа, его роль в управлении предприятием и повышении конкурентоспособности продукции, а также определение элементов системы управления затратами предприятия.
2. Изучить методы проведения маржинального анализа предприятия, нахождения точки безубыточности, порога рентабельности
Введение
1. Теоретические и методологические аспекты маржинального анализа продукции предприятия
1.1. Издержки производства и их классификация
1.2. Сущность и методика маржинального анализа продукции
1.3. Роль маржинального анализа в принятии управленческих решений
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СТРОЙКЕРАМИКА»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Финансовый анализ деятельности ОАО «Стройкерамика»
2.3. Анализ затрат предприятия
2.4. Определения точки безубыточности (порога рентабельности)
3. МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ ЗАТРАТАМИ И СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ
3.1. Маржинальный анализ продукции предприятия
3.2. Обоснования управленческих решений на основе маржинального анализа
Изначально различают
бухгалтерскую и экономическую
прибыль. Бухгалтерская (балансовая) прибыль
определяется как разность между
валовым доходом и
Сумма явных и имплицитных издержек составляет
содержание совокупных (или экономических)
издержек, и, соответственно, экономическая
прибыль определяется как валовой доход
за минусом совокупных издержек. Следовательно,
экономическая прибыль характеризует
предпринимательский доход, который свидетельствует
об окупаемости расходов торгового предприятия
(предпринимателя) и способности его к
самофинансированию (саморазвитию).
Один из важнейших показателей, используемых в системе анализа "взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли" – маржинальная прибыль.
Маржинальная прибыль (marginal revenue, маржинальный доход) это разность дохода, полученного от реализации и переменных затрат. Она является источником покрытия постоянных затрат и источником образования прибыли.
Формула расчета маржинальной прибыли:
TRm = TR - TVC, где
TRm — Маржинальная прибыль
TR — Доход (total revenue)
TVC — Переменные затраты (total variable cost)
Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.
Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле:
где S — выручка от реализации; V — совокупные переменные затраты.
Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:
где M — удельный маржинальный доход; Q — объем реализации; р — цена единицы продукции; v — переменные затраты на единицу продукции.
Таким образом, маржинальная прибыль это постоянные затраты и прибыль. Иногда используется термин «вклад на покрытие»: маржинальная прибыль — это вклад на формирование чистой прибыли и покрытие постоянных затрат.
Расчет
маржинальной прибыли особенно полезен,
если предприятие выпускает или
реализует несколько видов
Формула расчета маржинальной прибыли не показывает ее зависимость от постоянных затрат, переменных затрат и цены. Но в примерах расчета маржинальной прибыли видно, что эта зависимость есть.
Маржинальный анализ играет большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко [57], а позднее - А.П. Зудилиным [16].
В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:
- безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
- зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
- необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
- критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
- критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимента продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.
Основные этапы анализа.
1.Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
2.Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.
3.Расчет величины исследуемых показателей.
4.Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.
5.Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
6.Прогнозирование их величины в изменяющейся среде. Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ассортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.
Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:
необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные;
переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.
Одним из самых простых и эффективных методов маржинального анализа с целью оперативного, а также стратегического планирования является анализ «издержки — объем — прибыль», который позволяет отследить зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.
Анализ «издержки — объем — прибыль» служит для ответа на важнейшие вопросы, возникающие перед финансистами предприятия на всех четырех основных этапах его денежного оборота:
I этап
Сколько наличного капитала требуется предприятию?
Каким образом
можно мобилизовать эти
До какой степени
можно доводить финансовый
II этап
Что важнее для предприятия на данном этапе его деятельности: высокая рентабельность или высокая ликвидность?
До какой степени
можно увеличивать или снижать
силу операционного рычага, маневрируя
переменными и постоянными
Что дешевле:
приобретение или аренда
Следует ли продавать продукцию ниже ее себестоимости?
Какого продукта производить больше: А или Б?
Как отзовется на прибыли эффект изменения объема производства и сбыта?
III этап
Каким должен быть оптимальный уровень товара, чтобы удовлетворять клиентов, но не связывать при этом слишком много оборотных средств?
Какова оптимальная величина получаемого предприятием краткосрочного кредита, позволяющая обеспечивать и стимулировать продажу товара в рассрочку, при одновременном снижении вероятности возникновения безнадежных долгов и минимизации средств, отвлекаемых дебиторской задолженностью?
IV этап
Какую часть прибыли распределять в качестве дивидендов?
Какая часть
нарабатываемого
Каким образом
можно снизить суммы
Ключевыми элементами маржинального анализа служат финансовый и операционный рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
Сила воздействия операционного рычага зависит от относительной величины постоянных издержек. Для предприятий, отягощенных громоздкими производственными фондами, большая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.
Маржинальный анализ предприятия позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. Он должен ответить на вопрос: каковы источники и суммы денежных средств, которыми располагает фирма, на какие цели и нужды они расходуются?
1.3. Роль маржинального
анализа в принятии
Маржинальный анализ включает в себя анализ безубыточности, который позволяет вычислить такую сумму или количество продаж, при которой приход равен расходу. Бизнес не несет убытков, но не имеет и прибыли. Продажи ниже точки безубыточности влекут за собой убытки; продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Точка безубыточности — это тот рубеж, который предприятию необходимо перешагнуть, чтобы выжить. Поэтому точку безубыточности многие экономисты склонны называть порогом рентабельности. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его перешагнуть. С низким порогом рентабельности легче пережить падение спроса на продукцию или услуги, отказаться от неоправданно высокой цены реализации. Снижения порога рентабельности можно добиться наращиванием валовой маржи (повышая цену и/или объем реализации, снижая переменные издержки) либо сокращением постоянных издержек.
Copyright 2007 © Элитариум: Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru).
Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:
Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.
Точка безубыточности, формула нахождения:
Алгебраическим методом
точка нулевой прибыли
где I — величина прибыли; S — выручка; V — совокупные переменные затраты, F — совокупные постоянные затраты
Отсюда находим критический объем:
где Q ' — точка безубыточности
(критический объем в
Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:
где S — критический объем производства и реализации продукции.
Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль равна нулю. Если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае — убыток.
Приведенные выше формулы
расчета критического объема производства
и реализации в натуральном и
стоимостном выражении