Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:31, отчет по практике
Целью данной работы является исследование использования маржинального анализа для разработки практических рекомендаций по совершенствованию управления текущими затратами в ОАО «Стройкерамика», ориентированных на принятие оптимальных управленческих решений. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач. 1. Исследовать сущность маржинального анализа, его роль в управлении предприятием и повышении конкурентоспособности продукции, а также определение элементов системы управления затратами предприятия.
2. Изучить методы проведения маржинального анализа предприятия, нахождения точки безубыточности, порога рентабельности
Введение
1. Теоретические и методологические аспекты маржинального анализа продукции предприятия
1.1. Издержки производства и их классификация
1.2. Сущность и методика маржинального анализа продукции
1.3. Роль маржинального анализа в принятии управленческих решений
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СТРОЙКЕРАМИКА»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Финансовый анализ деятельности ОАО «Стройкерамика»
2.3. Анализ затрат предприятия
2.4. Определения точки безубыточности (порога рентабельности)
3. МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ ЗАТРАТАМИ И СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ
3.1. Маржинальный анализ продукции предприятия
3.2. Обоснования управленческих решений на основе маржинального анализа
Рентабельность капитала имеет динамику роста в анализируемом периоде на 0,08, что свидетельствует об увеличении эффективности использования ресурсов предприятия.
Таким образом, эффективность деятельности ОАО «Стройкерамика» растет в анализируемом периоде: объем произведенной и реализуемой продукции растет, увеличивается численность персонала предприятия до 415 чел.,снижаются затраты на 1 руб. продукции до 94 коп., растет производительность труда работников и фондоотдача ОПФ.
2.2. Финансовый анализ
деятельности ОАО «
Прибыль является конечным финансовым результатом деятельности предприятия. Предприятие может произвести большой объем продукции, однако если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечивающей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом состоянии. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Поэтому одна из важнейших составных частей анализа финансового состояния предприятия — анализ финансовых результатов его деятельности.
В таблице 2 произведем анализ динамики и структуры прибыли ОАО «Стройкерамика» за 2009-2011 гг.
Таблица 2 - Анализ динамики
и структуры прибыли ОАО «
Наименование показателей |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Отклонение 2011 г. -2009 г. | |||||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Абс. тыс. руб. |
Отн., % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Выручка (нетто) от продажи |
239501 |
161848 |
218322 |
100 |
100 |
100 |
-21179 |
0 |
2. Себесто-имость проданной продукции |
205836 |
154517 |
205006 |
85,94 |
95,47 |
93,90 |
-830 |
7,96 |
3. Валовая прибыль |
33665 |
7331 |
13316 |
14,06 |
4,53 |
6,10 |
-20349 |
-7,96 |
4. Прибыль (убыток) от продаж |
33665 |
7331 |
13316 |
14,06 |
4,53 |
6,10 |
-20349 |
-7,96 |
5. Прочие доходы |
51556 |
17235 |
56489 |
21,53 |
10,65 |
25,87 |
4933 |
4,35 |
6. Прочие расходы |
49330 |
32401 |
50326 |
20,60 |
20,02 |
23,05 |
996 |
2,45 |
7. Прибыль до налогообложе-ния |
35891 |
-7835 |
19479 |
14,99 |
-4,84 |
8,92 |
-16412 |
-6,06 |
8. Чистая прибыль |
25237 |
-7763 |
15340 |
10,54 |
-4,80 |
7,03 |
-9897 |
-3,51 |
Как видно из таблицы 2, выручка
от продажи продукции за 2009-2011 гг.
сократилась на 21179 тыс. руб. Это связано
со снижением объемов заказов
и производства керамического кирпича
в 2010-2011 гг. Себестоимость реализованной
продукции также сокращается
на 830 тыс. руб. за анализируемый период.
В первую очередь это связано
с сокращением материальных затрат,
а также уменьшением сдельной
оплаты труда рабочих. Доля себестоимости
в структуре выручки
На протяжении всего рассматриваемого периода предприятие получает прибыль по основной деятельности (реализация керамического кирпича). Однако прибыль от продаж сокращается на 20349 тыс. руб., что связано с ростом затрат на рубль продукции.
В 2010 г. организацией получен непокрытый убыток в сумме 7763 тыс. руб., что связано с получением отрицательных результатов по прочей деятельности организации. В 2009 и 2011 гг. прочая деятельность положительно повлияла на рост чистой прибыли предприятия. В целом за 2009-2011 гг. чистая прибыль сократилась на 9897 тыс. руб.
Можно выделить наиболее важные факторы (факторы первого уровня), от которых зависит прибыль от реализации продукции в целом по предприятию. Это
Выполним расчет влияния обозначенных факторов на сумму прибыли.
Таблица 3 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО «Стройкерамика» за 2009-2011 гг., тыс. руб.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Абс. изменение (+,-) 2011 г. – 2010 г. |
Отн. изменение (%),2011 г. – 2010 г. |
Выручка от реализации продукции |
161848 |
218322 |
56474 |
34,89 |
Себестоимость |
154517 |
205006 |
50489 |
32,68 |
Прибыль от продаж |
7331 |
13316 |
5985 |
81,64 |
Индекс изменения цен |
1 |
1,08 |
0,08 |
8,00 |
Объем реализации в сопоставимых ценах |
161848 |
202150 |
40302 |
24,90 |
Определим влияние факторов на сумму прибыли предприятия следующим образом.
Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.
Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 218322 тыс. руб., для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (218322 /1,08), который составил 202150 тыс. руб. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 124,9%, то есть произошло увеличение объема реализованной продукции на 24,9 %. За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции увеличилась: 7331*(1,249) = 1825,5 тыс. руб.
Влияние ассортимента продаж на величину прибыли предприятия определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации. В 2011 г. ассортимент продукции никак не повлиял на увеличение выручки от продаж, т.е. влияние фактора равно 0. Ассортимент продукции за рассматриваемый период не изменился.
Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 205006 – (154517*1,249) = 12012,5 тыс. руб. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.
Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль предприятия определяется путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. Поскольку коммерческих и управленческих расходов у предприятия не было за рассматриваемый период, их влияние равно 0.
Для определения влияния цен реализации продукции на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, то есть: 218322 – 202150 = 16172 тыс. руб.
Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов (табл. 4).
Таблица 4 – Результаты факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО «Стройкерамика» за 2009-2011 гг., тыс. руб.
Показатели |
руб. |
1. влияние объема продаж |
1825,5 |
2. влияние структуры |
0,00 |
3. влияние себестоимости |
-12012,5 |
4. влияние величины коммерческих и управленческих расходов |
0,00 |
5. влияние цен реализации |
16172 |
общее влияние факторов |
5985 |
Общее влияние факторов положительно,
прибыль от продаж в 2011 г. увеличилась
на 5985 тыс. руб. Наибольшее влияние на
рост прибыли оказал рост цен на
продукцию, а также увеличение объемов
продаж. Предприятию необходимо увеличивать
объемы продаж и по возможности снижать
себестоимость реализованной
Таким образом, эффективность деятельности предприятия за 2009-2011 гг. снижается. Предприятию необходимо увеличивать количество заказов на производство продукции и объемы производства керамического кирпича, а также по возможности снижать себестоимость продукции. За счет этого предприятие сможет понижать затратоемкость производства: за период себестоимость на рубль реализованной продукции увеличилась на 8 копеек. Снижение затратоемкости позволит повышать долю прибыли в выручке, то есть результативные показатели деятельности предприятия.
При оценке эффективности деятельности предприятия следует оценить показатели рентабельности, сделать выводы о доходности основной и прочих видов деятельности предприятия.
Показатели рентабельности
характеризуют эффективность
Таблица 5 – Анализ показателей рентабельности ОАО «Стройкерамика» за 2009-2011 гг., %.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Абс. изменение (+,-) | |
2010 г.-2009 г. |
2011 г. – 2010 г. | ||||
1. Рентабельность продаж по прибыли от продаж |
14,06 |
4,53 |
6,10 |
-9,53 |
1,57 |
2. Рентабельность продаж по чистой прибыли |
10,54 |
-4,80 |
7,03 |
-15,33 |
11,82 |
3. Рентабельность капитала по прибыли до налогообложения |
49,18 |
-9,45 |
24,42 |
-58,64 |
33,87 |
4. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли |
53,63 |
-13,79 |
28,27 |
-67,42 |
42,06 |
5. Рентабельность собственного
капитала по прибыли до |
76,27 |
-13,92 |
35,90 |
-90,18 |
49,81 |
6. Экономическая рентабельность |
49,18 |
-9,71 |
24,71 |
-58,64 |
34,42 |
Как видно из табл. 5, в 2010 г. наблюдается снижение значений по всем показателям рентабельности. Это связано с сокращением объемов продаж продукции и увеличением затратоемкости производства. Показатели рентабельности по прибыли до налогообложения и чистой прибыли имеют отрицательное значение, что связано с получением убытка.
В 2011 г. увеличиваются объемы продаж продукции. снижается затратоемкость, увеличивается прибыль предприятия. Все это повлияло на рост показателей рентабельности. Однако предприятию не удалось достичь уровня 2009 г.
Рентабельность продаж по прибыли от продаж за 2009-2010 г. снижается с 14,06 % до 6,1 %. На конец анализируемого периода снижается доля прибыли от продаж в каждом заработанном рубле.
Рентабельность продаж по чистой прибыли уменьшилась с 10,54% до 7,03%, т.е. снижается доля чистой прибыли на рубль продаж из-за роста затратоемкости производства.
Экономическая рентабельность в целом за 2009-2011 гг. снижается с -49,18 % до 24,71 %, то есть уменьшается величина прибыли до налогообложения, которую получит предприятие на единицу стоимости всех видов ресурсов предприятия в денежном выражении, независимо от источников их финансирования.
Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Трехфакторная модель рентабельности имеет следующий вид:
R = λp
/ ( λ f +
λe ) =(Р/N)/(F/N+E/N)
где λp = P/N – прибыльность продукции;
λf = F/N – фондоемкость продукции;
λe = E/N – оборачиваемость оборотных средств.
Таблица 6 - Факторный анализ рентабельности ОАО «Стройкерамика» за 2010-2011 гг., тыс. руб.
Показатели |
Усл. обознач-е |
2010 г. |
2011 г. |
Абс. откл. |
1.Продукция, тыс. руб. |
N |
161848 |
218322 |
56474 |
2.Основные производственные фонды, тыс. руб. |
F |
36854 |
35938 |
-916 |
3.Оборотные средства, тыс. руб. |
E |
43846 |
42900 |
-946 |
4.Балансовая прибыль, тыс. руб. |
P |
-7835 |
19479 |
27314 |