Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:24, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: исследовать производственный потенциал ООО ПКФ «Кубаньфарфор» и разработать конкретные предложения по повышению эффективности использования производственного потенциала предприятия.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
-ознакомление с теоретическими аспектами производственного потенциала предприятия;
-рассмотрение анализа финансового состояния данного предприятия;
-разработка рекомендации по повышению эффективности производственного потенциала предприятия.
Введение 13
1 Теоретические аспекты предприятия и производственного потенциала 15
1.1 Сущность предприятия и предпринимательской деятельности 15
1.2 Производственный потенциал предприятия 24
1.3 Методы оценки эффективности производственного потенциала 34
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.6 Характеристика показателей конкурентоспособности 62
2.7 Анализ структуры и динамики затрат производства ООО ПКФ «Кубаньфарфор» 64
2.8 Анализ материалоемкости и материалоотдачи в ООО ПКФ «Кубаньфарфор» 73
2.9 Анализ ассортиментной политики предприятия и ее влияние на формирование себестоимости и прибыли 75
2.10 Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия 82
3 Предложения по повышению использования производственного потенциала ООО ПКФ «Кубаньфарфор» 84
Заключение 89
Список использованной литературы 92
7) совместное, основанное на базе объединения имущества разных форм собственности (смешанная форма собственности).
Предприятия являются юридическими лицами: и, следовательно, организует собственную финансовую деятельность. Каждое предприятие использует следующие основания для организации:
- обособление имущества
предприятия, которым данное
- ведение самостоятельного баланса;
- использование собственного имени при совершении сделок и принятии ответственности по ним;
- полученные доходы являются собственностью предприятия, а следовательно, распределение и использование их происходит на правах собственности[6, 71].
Источники обеспечения формирования имущества предприятия:
- денежные и материальные
взносы учредителей или
- полученные предприятием
доходы от всех видов
- проценты, дивиденды, полученные
в результате владения
- кредиты банков;
- средства кредиторов;
- временное владение чужими средствами в обороте;
- субсидии, дотации, инвестиции из бюджетных и внебюджетных фондов и другие виды санаций;
- арендная плата;
- благотворительные взносы;
- доходы от долгосрочных финансовых вложений[7, 93].
Формы собственности накладывают определенный отпечаток на внешние отношения предприятий.
Для ООО положительным
является возможность сокращения различных
видов отчетности, но с другой стороны
отсутствуют способы
ОАО - отличительная особенность
в свободном хождении акций. Широкие
возможности привлечения
Если предприятие арендное, то собственностью арендаторов является не только произведенная продукция, но и полученный доход и, как часть, арендная плата[8, 84].
Государственную форму собственности
отличает специфика отношений
Основные черты:
- лицензирование деятельности хозяйствующих субъектов;
- государство теми или
иными актами регулирует
- налоговая система;
- основные принципы
- система и организация расчетов;
- внешнеэкономическая
- организация фондового рынка;
- взаимоотношения с бюджетной системой;
- определение государственных гарантий.
Государство формирует хозяйственную среду фирм. Государственное регулирование имеет совершенно определенное воздействие на финансы предприятий, которое определяется нормативными актами, регламентирующих действия государства на рынке. В зависимости от этих законодательных актов предприятия и формируют свои отношения с государством и другими предприятиями.
Согласно законодательству
предпринимательская
Предпринимательство - это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес - это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.
Анализируя различные
точки зрения по этому вопросу, можно
сделать вывод, что предпринимательская
деятельность – это реализация особых
способностей индивида, выражающаяся
в рациональном соединении факторов
производства на основе инновационного
рискового подхода. Учитывая, что
предпринимательская
Предпринимательская деятельность может осуществляться: 1) путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги; 2) путем производства посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю. В рамках такого разделения труда сформировалась типология предпринимательской деятельности.
В предпринимательстве
- новаторскую инновационную деятельность как предпринимательскую функцию;
- действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции.
Результатом каждого типа
предпринимательской
- получение прибыли от
вложенного в тот или иной
объект предпринимательства
- удовлетворение спроса
общества на конкретные
В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий спектр. Например, в качестве целей могут быть:
- накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства;
- улучшение социальных
условий сотрудникам
- оптимизация спроса
- оказание помощи в
улучшении этических и
Задачи предпринимательской деятельности и их решение, способствующие достижению поставленных целей, можно разделить на два направления. Первое направление - это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя, второе направление - это комплекс задач, решение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться[11, 80].
Экономическая сущность предпринимательской
деятельности заключается в поиске
и реализации новых комбинаций факторов
производства (обновление продукции, технологии,
организационных подходов) с целью
удовлетворения явного или потенциального
спроса. Субъектом новаторской
Основным субъектом
- с потребителем как основным его контрагентом;
- с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника;
- c наемными работниками;
- с партнерами по бизнесу.
В сфере производственных отношений используются такие формы сотрудничества, как организация совместных предприятий; организация смешанных предприятий; производственная кооперация; лизинг; проектное финансирование; лицензирование; управление по контракту; подрядное производство и др.
Основными формами сотрудничества
в сфере товарообмена (встречная
торговля) являются: бартер, бартерные
операции; встречные поставки; коммерческая
триангуляция (бартерные операции,
в которых участвуют три
В сфере торговли применяются
следующие формы
Взаимодействие
Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т. е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.
Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации – предпринимательской среды. Это, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным[13, 201].
Успешное развитие бизнеса
– это результат рационального
менеджмента, основанного на использовании
информации о возможностях предприятия.
Следовательно, развитие бизнеса обусловлено
наличием у предприятия соответствующего
экономического потенциала. При этом
для эффективного развития предпринимательства
необходимо иметь адекватную рыночным
отношениям систему экономической
информации, раскрывающую его возможности.
В свою очередь, возможности любого
экономического субъекта (предприятия),
другими словами его потенциал,
в рыночных условиях хозяйствования
определяются различными факторами, и
прежде всего наличием собственности
предприятия. Развитие бизнеса заключается
в том, что каждое предприятие, обладая
собственностью, стремится ее преумножить.
Результат использования
Предприятие обладает производственным, имущественным, научным, техническим, трудовым, финансовым и другими видами потенциала. Исходя из наличия всех видов потенциала, осуществляется планирование развития бизнеса, которое заключается в разработке мероприятий по использованию имеющегося потенциала.
Принцип действующего предприятия предполагает непрерывность деятельности, которая может быть обеспечена наличием и неуклонным ростом потенциала предприятия. Следовательно, перед менеджерами стоит задача не только не допустить спада и банкротства, но и обеспечить прирост потенциала[14, 35].
Потенциал в общем понимании рассматривается как источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.
Применительно к экономике
в контексте социально-
Совокупность ресурсов состоит из материальных, трудовых, финансовых, организационных, информационных и других видов ресурсов.
Идентифицируя наличие ресурсов с понятием «потенциал», выделяем трудовой, технический, организационный, имущественный, финансовый и прочие потенциалы, которые определяют способность предприятия достигать поставленные перед ним цели. Наличие любого вида потенциала и его использование определяет в той или иной степени результат деятельности предприятия[15, 93].
Понятие «производственный потенциал» наиболее близко понятию «технический потенциал», однако сущность их различна.
Существует несколько подходов в определении сущности и структуры производственного потенциала. Наиболее распространенным является ресурсный подход, который, в свою очередь, делится на две ресурсные позиции.
Сторонники первой позиции рассматривают производственный потенциал как совокупность ресурсов без учета их взаимосвязей и участия в процессе производства. В числе сторонников этой позиции академик Абалкин Л.И., Золотарев В.А, Волик И.Н., Лукинов И., Савицкая Г.В. Это наиболее всеобъемлющее определение. Недостатком данного подхода является то, что исключается рассмотрение взаимодействия ресурсов, так как простое наличие ресурсов не предполагает их совместимость и применимость (используемость).
Болотный К.А., Ротко Н.В., Кушлин В.И., Слижис М.У. отождествляют производственный потенциал с основными фондами, материальными и трудовыми ресурсами. Авторы конкретизируют ресурсные составляющие производственного потенциала. Не следует ограничивать рассмотрение производственного потенциала предложенными составляющими, целесообразно также рассматривать в составе данной категории информационно-коммуникационные ресурсы и ресурсы управления.