Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:24, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: исследовать производственный потенциал ООО ПКФ «Кубаньфарфор» и разработать конкретные предложения по повышению эффективности использования производственного потенциала предприятия.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
-ознакомление с теоретическими аспектами производственного потенциала предприятия;
-рассмотрение анализа финансового состояния данного предприятия;
-разработка рекомендации по повышению эффективности производственного потенциала предприятия.
Введение 13
1 Теоретические аспекты предприятия и производственного потенциала 15
1.1 Сущность предприятия и предпринимательской деятельности 15
1.2 Производственный потенциал предприятия 24
1.3 Методы оценки эффективности производственного потенциала 34
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 38
2.6 Характеристика показателей конкурентоспособности 62
2.7 Анализ структуры и динамики затрат производства ООО ПКФ «Кубаньфарфор» 64
2.8 Анализ материалоемкости и материалоотдачи в ООО ПКФ «Кубаньфарфор» 73
2.9 Анализ ассортиментной политики предприятия и ее влияние на формирование себестоимости и прибыли 75
2.10 Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия 82
3 Предложения по повышению использования производственного потенциала ООО ПКФ «Кубаньфарфор» 84
Заключение 89
Список использованной литературы 92
При этом производственный
потенциал промышленного
Ухудшение же использования производственного потенциала повышает едино временные вложения и текущие затраты на каждый рубль прироста национального дохода, поскольку для обеспечения стабильных темпов рота экономики становится необходимым отвлекать все возрастающую часть национального дохода на наращивание производственного потенциала для компенсации его снижающейся отдачи. В современных экономических условиях этот путь ограничен, так как ускорение научно-технического прогресса, расширение и поддержание сырьевых и энергетических баз промышленности из-за ухудшающихся горно-геологических условий и отдаленности источников, в свою очередь требуют возрастающих дополнительных затрат. Таким образом, снижение уровня использования производственного потенциала прямо уменьшает потенции социально-экономического развития общества[23, 96].
В самой общей постановке элементами производственного потенциала предприятия можно считать все ресурсы, которые каким-либо образом связаны с функционированием и развитием предприятия. Выбор наиболее важных из огромного их числа представляет собой весьма сложную проблему, о чем свидетельствует множество мнений о составе производственного потенциала. Главная трудность анализа состава производственного потенциала предприятия заключается в том, что все его элементы функционировать одновременно и в совокупности. Следовательно, закономерности развития потенциала могут быть раскрыты не как отдельно взятые закономерности развития ее составляющих, а только как их сочетание. Отсюда очевидна тщетность попыток выявления роли каждого из элементов производства в отдельности. Рабочая сила в производственном процессе исторически занимала основное место, являясь первой производительной силой. От качества и количества персонала непосредственно зависит производительная способность хозяйственного звена. Предприятия самостоятельно определяют потребность в трудовых ресурсах, их структуру и квалификационный состав.
Производственная способность
хозяйственной системы
Развитие производительных
сил в условиях научно - технического
прогресса характеризуется
Поэтому технология является одним из важнейших элементов производственного потенциала. Технология всегда соответствует производимой продукции, всегда тождественна виду используемых орудий труда, рабочей силы и энергетических ресурсов. Технологическая база предприятия на прямую зависит от уровня организации и управления, наличия опыта и традиций трудового коллектива, его восприимчивости к достижениям научно - технического прогресса.
В условиях научно-технического
прогресса быстро растет роль информации,
специфического ресурса эпохи научно-
Кроме того, существуют и такие формы информации, как результаты научных разработок в области организации производства, труда и управления, данные по изучению рынка сбыта, программ управления машин и оборудования и т. д. Информация в полной мере соответствует признакам элемента производственного потенциала. Она наиболее эффективно замещает промышленно-производственный персонал, большой замещающий эффект в отношении основных фондов, позволяет экономить и другие ресурсы. Значительная часть ресурсов в виде информации получается в самом хозяйственном звене как результат действия его служб, а также от других специализированных организаций. При этом ее формы, виды, структура и содержание целиком определяются масштабами, видом деятельности, сложностью и уровнем развития предприятия. Поэтому можно утверждать, что информация воспроизводится внутри хозяйственной системы. Производственный потенциал предприятия включает основные производственные фонды, промышленно-производственный персонал, технологию, энергию и информацию (рис. 1).
Рисунок 1 – Структура производственного потенциала
Процесс оценки потенциала предполагает создание методов и механизмов его оценки.
Существующие методики оценки производственного потенциала предприятий (корреляционный, эквивалентный, стоимостной, функциональный) позволяют лишь в определенной мере измерять количественное влияние отдельных производственных факторов с учетом довольно широкого спектра их качественных характеристик на результативность функционирования промышленных формирований.
Критерием стоимостной
оценки производственного потенциала
подразделений предприятия
Вышеизложенный метод
оценивает эффективность
Недостатки метода стоимостной
оценки элементов потенциала заключаются
в том, что формальное сложение ресурсов
в денежном выражении позволяет
судить лишь о массе ресурсов и
частично об их структуре, тогда как
возможности предприятия
Основным недостатком
индексного метода является определение
сравнительной
Из существующих основных
методов определения величины производственного
потенциала выделяемся корреляционный
метод, который обеспечивает использование
различных корреляционно-
Корреляционный метод
оценки потенциала предполагает использование
корреляционно-регрессионных
Комбинированный метод определения производственного потенциала предполагает комплексное использование элементов разных подходов.
При выборе методики оценки потенциала предприятия необходимо исходить из целей данной оценки. Если при централизованном планировании эта оценка служила базой для доведения контрольных цифр производства и реализации продукции, то в условиях рыночной экономики функции оценки ресурсного потенциала естественным образом трансформировались. В настоящее время оценка внутренних возможностей предприятия интересует, в первую очередь, собственников и инвесторов. Основным критерием ресурсного потенциала в этом случае являются либо масса прибыли, которую можно сравнительно устойчиво получать, используя имеющиеся ресурсы, либо величина чистой текущей стоимости[26, 15].
История завода начинается с решения правительства СССР о строительстве на юге России предприятия, которое обеспечило бы посудой густонаселенный регион с растущей курортной зоной. В Ленинградском отраслевом институте создали проект, по которому и возвели просторные корпуса первого построенного в советское время фарфорового завода. Выпустив 3 марта 1960 г. свою первую тарелку, коллектив уже через два года приступил к производству комплектной посуды, а еще через год впервые экспортировал фарфор. Для выполнения поставленной государством задачи максимального заполнения рынка доступными товарами массового потребления было построено и в минимальные сроки освоено фаянсовое производство. Первая его продукция вышла из печей в августе 1968 г.
В 1992 г. завод реорганизован в закрытое акционерное общество, а в 2004 г. на его базе организовано общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Кубаньфарфор». В настоящее время ООО ПКФ «Кубаньфарфор» является одной из компаний холдинга СБС.
Ежегодно темпы роста объемов импорта фарфоровой и керамической посуды в Россию составляют порядка 20-30 %. Доля импортной продукции по отношению к фарфоровой продукции российского производства составляет примерно 50 на 50 %. имеется тенденция к росту импорта фарфора на российском рынке, постепенному сокращению российского производства фарфора и замещению импортной продукцией. По оценкам специалистов, в Россию импортируется на 25 % больше фарфоровой посуды, чем экспортируется из России.
Российский фарфор экспортируется в 20 стран мира - в основном, в Германию и США. Основными импортерами посуды из фарфора в Россию являются Германия. Чехия, Англия, Япония, Китай. В условиях существующей ценовой и ассортиментной конкуренции между основными игроками рынка компании вырабатывают собственные стратегии и определяют приоритеты. Оптовики открывают собственные розничные магазины.
Фарфоровая посуда в России выпускается на нескольких десятках предприятий. Ассортимент фарфора, выпускаемого в России, превышает 2500 наименований. Однако лишь несколько фарфоровых заводов в России составляют гордость российского фарфора, имеют жесткий контроль качества, обеспечивают отличную плотность фарфора, создание оптимальной толщины стенок фарфоровой посуды, постоянно обновляют линейку продукции. Здесь выпускаются качественные высокохудожественные изделия. Фарфоровые заводы России неоднократно завоевывали призы на международных выставках.
В городе Краснодаре в настоящее время рынок фарфоровой посуды заполонили производители Германии, Чехии, Англии, Японии, Китая. В условиях данной тенденции необходимы качественные бренды Российских производителей в целях их узнаваемости.
В настоящее время в России производит фарфорово-фаянсовую посуду несколько десятков предприятий, в том числе и те, для которых посуда не является основной продукцией. Лидерами отрасли, производящими более 1,3 объема всей фарфорофаянсовой посуды, являются ООО ПКФ «Кубаньфарфор» (ориентировочно 32 %), Конаковский фаянсовый завод (20 %), производственный комбинат «Дулевский фарфор» (15 %), Богдановический фарфоровый завод (13 %).
ООО ПКФ «Кубаньфарфор» - единственный завод в СНГ, производящий и фарфор, и фаянс. На сегодняшний день кубанский фаянс - лидер рынка по широте ассортимента и уникальному предложению по соотношению потребительских качеств и цены.
Фаянсовая продукция - более дешевый сегмент с узким ассортиментом, рассчитанный на массового потребителя. На заводе применяются два основных направления декорирования фаянса: печать и деколь. Печать как менее дорогой вид декора позволяет делать посуду, доступную по цене каждому. Как результат, фаянсовая тарелка завода «Кубаньфарфор», декорированная по этой технологии, самая дешевая на российском рынке, но при этом она не теряет своих потребительских качеств.