Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа
Цель: разработка мероприятий по реконструкции предприятий
Предметом исследования является разработка мероприятия по реконструкции предприятия на примере ЗАО СОАТЭ.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………….4
1.1. Цель и задачи финансового анализа………………………………………..4
1.2.Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.7
1.3.Сущность эффективности производства и основные показатели, влияющие на эффективность………………………………………………….25
1.4. Организационно-экономическая характеристика предприятия………..40
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………45
2.1.Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности…………………………………………………………………….47
2.2.Анализ маркетинговой деятельности…………………………………….62
ГЛАВА 3.РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ……………………………………70
Заключение………………………………………………………………………86
Список используемых источников……………………………………………87
К не основным поставщикам относятся более 15 предприятий различных регионов РФ.
При покупке сырья и комплектующих у постоянных поставщиков действует система скидок, предоставляемых заводу. Также возможна покупка в кредит или рассрочку. Условия, на которых осуществляются закупки сырья и комплектующих определяются главным образом сроками работы с поставщиками, объемами закупок и способами доставки материалов на завод.
Более половины потребности завода в сырье, материалах, комплектующих, таре и т.д. обеспечивается следующими поставщиками:
- ОАО «Серовский металлургический завод»: прокат черных металлов;
- ОАО «НЛМК»: холоднокатаный прокат (листы, ленты);
- ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»: сталь калиброванная;
- ОАО «Волгоградский алюминий»: сплав алюминиевый;
- ООО «Упак Трансмаш» ООО «ТД Диапак»: гофролист и упаковочные коробки;
- ОАО «Карболит»: фенопласт;
- ООО «КЭМинвест»: полиэтилен.
Расчеты с крупными поставщиками ведутся в безналичной форме, с мелкими – в наличной.
Процесс закупок на предприятии осуществляется согласно блок-схеме, представленной в приложении Е. Согласно ей процесс состоит из 12 этапов: получение информации (требования к сырью, материалам и комплектующим, нормы расхода, планы производства, заявки цехов); определение потребности в закупках; оценка и выбор поставщиков; заключение договоров; получение, приемка и хранение материалов и комплектующих изделий на склады; входной контроль; анализ несоответствий; анализ возможности использования материалов; работа с поставщиком; выдача в производство; оценка качества материалов в процессе производства; улучшение процесса.
Деятельность ЗАО «СОАТЭ» осуществляется в условиях жесткой конкуренции со стороны отечественных производителей с учетом требований к обеспечению надлежащего качества продукции.
К основным конкурентам предприятия относятся:
Таблица 2.7 – Основные конкуренты ЗАО «СОАТЭ»
Наименование, место нахождения |
Продукция |
1 |
2 |
1. ОАО «Завод Автоприбор», г. Владимир |
Катушки зажигания, коммутаторы, включатели, стеклоподъемники |
2. ФГПУ «Муромский приборостроительный завод», г. Муром |
Датчики, распределители зажигания, выключатели, резисторы, переключатели |
3. ОАО «Электроконтакт», г. Кинешма |
Контактные группы, реле блокировки, распределители |
4. ФГУП ВПО «ТОЧМАШ», г. Владимир |
Переключатели, выключатели, коммутаторы, распределители зажигания, контакторы |
5. ОАО «Ставровский завод автотракторного оборудования», п. Ставрово |
Распределители зажигания, катушки зажигания, системы впрыска, клапаны электромагнитные |
6. ОАО «Лысковский электротехнический за- вод», г. Лысково |
Звуковые сигналы, выключатели, валы, переключатели, предохранители, стеклоочистители |
7. ОАО «Элара» |
Системы зажигания, коммутаторы |
8. ОАО «АВТОЭЛЕКТРОНИКА», г. Калуга |
Регуляторы, блоки управления, коммутаторы |
9. ЗАО «Энергомаш», г. Калуга |
Элементы системы впрыска, распределители зажигания |
10. Автокомплект, п. Октябрьский |
Выключатели, переключатели, электродвигатели, катушки |
11. ОАО «Дмитровоградский автоагрегатный завод», г. Дмитровоград |
Бензонасосы, замки зажигания, датчики уровня тормозной жидкости |
Указанные в таблице конкуренты являются основными, так как в совокупности с ЗАО «СОАТЭ» занимают 90% рынка.
Завод конкурирует не только снижая цены, но и постоянно повышая качество выпускаемой продукции.
К одному из серьезных
конкурентов предприятия
В 2005г. между ЗАО «СОАТЭ» и ОАО «ЛЭТЗ» шла жесткая конкуренция в части комплектующих изделий, а именно «Безрупорного прибора звукового сигнального» и «Рупорных приборов звуковых сигнальных». Маркетинговые исследования показывают, что качество и технические показатели звуковых сигналов, выпускаемых ЗАО «СОАТЭ», полностью соответствуют всем установленным международным требованиям. Для более успешного продвижения товара служба маркетинга предложила завершить подготовку производства с учетом полной автоматизации выполнения сборочных операций, чтобы снизить цену по сравнению с товаром-конкурентом и повысить конкурентоспособность изделий. [21]
В целом же продукция «СОАТЭ» успешно конкурирует с аналогичной продукцией других заводов за счет высокого качества и полного соответствия требованиям ИСО 9001:2000. Предприятие постоянно совершенствует производство, серьезное внимание уделяет автоматизации сборки, что ведет к снижению брака и, соответственно, рекламаций от покупателей.
Предприятие активно участвует в российских и зарубежных выставках. Это позволяет не только активно продвигать товары на рынок, но и изучать деятельность конкурентов.
Конкуренция в отрасли поддерживается покупателями продукции, т.к. они заинтересованы в приобретении изделий высокого качества с наименьшими издержками. Покупатели предпочитают работать с несколькими поставщиками-конкурентами, чтобы иметь возможность даже при небольшом увеличении бракованных изделий в поставках перейти на продукцию, изготовляемую конкурентом. Таким образом, борьба с конкурентами идет в основном за счет постоянного повышения качества выпускаемой продукции и установления цен на уровне или ниже цен конкурентов.
Предприятие занимает и удерживает на протяжении нескольких лет устойчивую третью позицию среди предприятий автотракторного электрооборудования по объемам производства и производительности труда.
Таблица 2.8 – Основные экономические показатели по предприятиям автотракторного электрооборудования
Наименование предприятия |
Объем ТП в 2004г., млн.руб. |
Численность работающих, чел. |
Производительность за год, долл. |
1. «ЗИТ», г. Самара |
1464948,3 |
5560 |
14115 |
2. «Автоприбор», г. Владимир |
956943 |
7525 |
6812 |
3. ЗАО «СОАТЭ», г. Ст.Оскол |
689920 |
3948 |
9362 |
4. «Автосвет», г. Киржач |
688081 |
3506 |
10514 |
5. ООО «Освар», Вязники |
623157 |
3963 |
8424 |
6. КЗАЭ-3, г. Калуга |
527255 |
3666 |
7705 |
7. МЗАТЭ-2, г. Москва |
420357 |
1835 |
12272 |
8. «Авар», г. Псков |
309299 |
1985 |
8347 |
Отдел сбыта занимается вопросами, связанными как с процессом организации сбыта, так и с процессом поиска новых клиентов и рынков сбыта.
На протяжении всей истории существования предприятие работает с крупнейшими автозаводами России и стран СНГ, к которым кроме вышеназванных можно отнести «КамАЗ», «АЗЛК», «ПАЗ», «Волжские моторы». Поставка комплектующих этим предприятиям составляет более половины общего объема производства.
Таблица 2.9 – Основные покупатели продукции ЗАО «СОАТЭ»
Название |
Наименование покупаемой продукции |
1. Волжский автомобильный завод (АвтоВАЗ) |
распределитель зажигания, прикуриватель, система впрыска топлива, датчик уровня тормозной жидкости, рампа форсунок |
2. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) |
распределитель зажигания, электростеклоподъемник, модуль погружных электробензонасосов, блок управления двигателем |
3. Завод им. Лихачева (ЗИЛ) |
распределитель зажигания, выключатель массы, бесконтактный распределитель системы зажигания |
4. Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) |
распределитель системы зажигания, выключатель массы, электробензонасос |
5. Заволжский моторный завод (ЗМЗ) |
блоки управления, аварийный вибратор, рампа форсунок, блок управления двигателем |
6. Дмитровоградский автоагрегатный завод (ДААЗ) |
рампа форсунок, топливопровод, регулятор давления топлива, электромагниты |
7. Минский мото-, велозавод |
замки зажигания, мотопереключатели |
Продукция завода поставляется и на другие заводы России и стран СНГ. Например, в г. Шадринск ЗАО «СОАТЭ» поставляет электромагниты.
Изделия «СОАТЭ» поставляются не только в различные субъекты РФ, страны СНГ, но и за рубеж: в Австрию, Бельгию, Бразилию, Великобританию, Венгрию, Вьетнам, Германию, Грецию, Иорданию, Канаду, Монголию, Нидерланды, Панаму, Польшу, США, Турцию, Францию и др.
Предприятие использует
прямые каналы для сбыта продукции:
на основании заключенных
В целях увеличения объемов сбыта ЗАО «СОАТЭ» использует товаропроводящую сеть. Дилеры, региональные представители ближнего и дальнего зарубежья представлены в приложении Ж. Дилеры работают в Центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском, Западно-Сибирском, Северном, Северо-Западном и Северо-Кавказском регионах. Региональные представители находятся в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Иркутске. Представители предприятия работают в Молдове, Украине, Туркмении, Казахстане, Литве, Болгарии, Сербии и Черногории, Чехии, Латвии и Республике Беларусь.
Работа с дилерами дает положительные результаты: в 2004г. 81% объема отгрузки осуществляется через дилерскую сеть, в целом рост объемов в рублях составил 11%. Дилеры довольны результатами совместной работы с заводом: за два года сотрудничества не возникало никаких проблем: отгрузки осуществлялись в срок, практически не было брака. [23] На протяжении трех лет лидерами по закупкам электрооборудования стали ООО «Автодилер» (Москва) и ООО «Автоэлектроника-НН» (Нижний Новгород), по закупкам товаров народного потребления – ООО «Бриз» (Москва).
Несмотря на то, что завод является в первую очередь производителем электрооборудования, выпускаемая бытовая техника довольно хорошо реализуется как в России, так и в странах СНГ.
Устойчивым, возрастающим спросом пользуется продукция цеха строительных материалов. Покупателями являются такие крупные предприятия области как: ООО «Зодиак», «Норильчанин», «Витязь», «Синон», «Рудстрой», «Интермет», «Спутник». Более 40% объемов стройматериалов потребляют частные домохозяйства.
Положительную роль в продвижении продукции «СОАТЭ» играет регулярное участие в выставочной деятельности. Основное внимание уделяется специализированным автомобильным выставкам, а также мероприятиям, на которых экспонируются товары народного потребления. Активное участие в выставках позволяет получить большое количество контактов с потенциальными покупателями, установить обратную связь не только с партнерами, но и с конечными потребителями, узнать об их пожеланиях. [26]
ГЛАВА 3.РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ
Рост и развитие завода тесно связаны с ростом и развитием номенклатуры продукции, модернизацией и реконструкцией производственного процесса. В данной работе в качестве реконструкции предлагается заменить модуль зажигания.
Модуль зажигания 042.3705 предназначен для работы в составе системы управления зажиганием и впрыском топлива (контроллер системы зажигания и впрыска типа М.9.7 (BOSCH), М10.3 и Январь 7). Модуль зажигания устанавливается непосредственно на свечу зажигания двигателя, что исключает необходимость использования высоковольтных проводов системы зажигания.
Согласно установленным
требованиям срок эксплуатации модуля
зажигания равен сроку
Гарантийный срок – 2 года (на комплектацию) и 1 год (на рынок запасных частей).
Сегментом рынка для товаров, производимых ЗАО «СОАТЭ», с географической точки зрения является:
- по поставке комплектующих на автозаводы – практически все автосборочные и моторные заводы РФ, стран СНГ, а также Восточной Европы;
- по поставке на
вторичный рынок запасных
По изделию ситуация складывается следующим образом: в связи с переходом ОАО «АВТОВАЗ» на новые требования токсичности ЕВРО-3, удовлетворяющие международным требованиям стандартов по экологической безопасности, возникла потребность в модернизации своих автомобилей под эти нормы. Применение модуля зажигания 042.3705 является одним из этапов этого перехода. Но необходимо отметить, что комплектация автомобилей изделием коснется только частично 10-ого семейства ВАЗ и новых разработанных моделей (Калина, Приора). Переход на комплектацию данным модулем зажигания ОАО «АВТОВАЗ» будет проводиться постепенно, в течение 2006-2008 годов.
На рынке в данный момент изделие не востребовано, так как автомобилей ВАЗ, комплектуемых модулем зажигания 042.3705 в эксплуатации находится очень мало, а подобные иностранные автомобили требуют к изделию определенные особенности в технических характеристиках и внешнем виде. Ситуация на рынке изменится через 2-3 года с начала выпуска автомобилей ВАЗ и окончания гарантийного срока автозавода у первых серийных моделей.
В дипломном проекте предлагается заменить заливку корпуса модуля зажигания компаундом вручную на автоматическую. Для этого необходима установка заливочной системы АРАТАН-ПОЛИУРЕТАЛ, что позволит снизить трудоемкость изготовления детали, обеспечивая при этом качество изготовления. При этом внедрение нового оборудования не нарушит хода технологического процесса.
В соответствии с маршрутным технологическим процессом и предполагаемой годовой программой выпуска, составленной на основе заключенных договоров достаточно внедрить заливочную систему АРАТАН-ПОЛИУРЕТАЛ в единичном количестве.
Заливочная система представляет собой вакуумную камеру, в которой происходит заливка изделий компаундом. Компаунд – смесь разных смол. Различают эпоксидный, силиконовый и полиуретановый компаунды. Заливка деталей компаундом применяется для герметизации и защищенности изделия. С этой целью применяется специальное заливочное оборудование фирмы Ньюберс (Германия).
Внедрение данной заливочной системы позволит сократить потери сырья, снизить процент брака, сократить количество обслуживающего персонала, следовательно, уменьшить себестоимость изделия.
Производственная площадь цеха № 2 (участок сборки модулей зажигания № 14), занятая непосредственно оборудованием зависит от удельной площади, приходящейся на оборудование. Удельная площадь на один мелкий станок 5-12 м2, средний – 15-25 м2, крупный – 30-45 м2. [16]
Информация о работе Расчет экономической эффективности технического перевооружения