Сущность финансового анализа. Цели и методы финансового анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 13:41, лекция

Описание работы

Сущность и цели финансового анализа. Финансовый анализ как база принятия управленческих решений.
Категории, инструментарий, принципы и методы финансового анализа.
Основные типы моделей, используемых в финансовом анализе и прогнозировании.
Партнерские группы как пользователи информации и субъекты финансового анализа.
Взаимосвязь финансового и управленческого анализа. Информационное обеспечение внутреннего и внешнего финансового анализа.

Файлы: 1 файл

Курс лекций АХД.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)

Сущность финансового анализа. Цели и методы финансового анализа.

  1. Сущность и цели финансового анализа. Финансовый анализ как база принятия управленческих решений.
  2. Категории, инструментарий, принципы и методы финансового анализа.
  3. Основные типы моделей, используемых в финансовом анализе и прогнозировании.
  4. Партнерские группы как пользователи информации и субъекты финансового анализа.
  5. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа. Информационное обеспечение внутреннего и внешнего финансового анализа.
  6. Сущность и цели финансового анализа. Финансовый анализ как база принятия управленческих решений.

Финансовый анализ является одним из главных элементов финансового управления предприятием. Практически все пользователи финансовой отчетности предприятия применяют методы финансового анализа для принятия решений. Качество этих решений в значительной мере зависит от качества из аналитического обоснования.

Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:

    1. оценку текущего и перспективного финансового состояния предприятия;
    2. оценку возможностей и темпов развития предприятия с позиции финансового обеспечения;
    3. выявление доступных источников средств и оценку возможностей их мобилизации;
    4. анализ инвестиционных проектов и оценка положения предприятия на рынке капитала;
    5. выявление возможностей повышения эффективности функционирования предприятия с помощью рациональной финансовой политики.

Для достижения этих целей необходимо получение достаточного числа ключевых и более информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия на основе различных методов.

В более узком и конкретном смысле под финансовым положением (состоянием предприятия) понимается его способность обеспечивать все процессы хозяйственной деятельности финансовыми ресурсами и возможность соблюдения нормативных финансовых взаимоотношений с другими субъектами рынка.

Финансовый анализ тесно связан с анализом финансовой отчетности, который представляет собой лишь один из разделов финансового анализа предприятия, хотя и наиболее значимый.

Финансовый анализ включает коммерческие финансовые вычисления, инвестиционный анализ, анализ ситуации на рынке капитала, моделирование финансовых показателей, оценка влияния на них различных факторов, составление финансовых прогнозов и финансового бюджетов как составной части бизнес-плана.

Функции финансового анализа:

    1. текущая оценка финансового состояния (финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность, деловая активность, оборачиваемость, денежные потоки);
    2. определение факторов и причин достигнутого состояния;
    3. оценка перспектив финансового состояния, степени близости к банкротству;
    4. подготовка и обоснование управленческих решений в области финансов;
    5. выявление резервов и обоснование путей улучшения финансового состояния.

Финансовые ресурсы, а следовательно и финансовый анализ, имеют в современном понимании первостепенное значение, поскольку этот вид ресурсов в условиях рынка легка трансформируется в любой другой вид ресурсов. Причем, чем дальше горизонтальное планирование и уровень управления, тем большее значение имеют финансовые ресурсы предприятия.

2. Категории, инструментарий, принципы и методы финансового  анализа.

Метод финансового анализа – это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования финансовой деятельности субъектов хозяйствования.

В общем виде метод можно представить как комбинацию 3-х составляющих:

M (K,I,P)

K – категории;

I – инструментарий;

P – принципы (комплексность, конкретность, объективность, достоверность…).

В узком смысле методом может называться любой из инструментов анализа.

Методы исследования в финансовом анализе подразделяются на 2 категории:

а)  общенаучные;

б) конкретно научные или частные.

Классификация методов анализа финансово-хозяйственной деятельности включает следующие приемы-методы анализа финансово-хозяйственной деятельности:

  1. неформализированные (логические) методы:

а) разработка системы показателей;

б) абстрагирование;

в) построение системы аналитических таблиц, графиков;

г) приемы детализации;

д) методы экспертных оценок;

е) методы чтения и анализа отчетности;

  1. формализированные (математические) методы:
    1. элементарные методы микроэкономического анализа:

а) балансовый;

б) сравнения;

в) расчет абсолютных и относительных показателей;

г) детерминированный факторный анализ;

    1. традиционные методы экономической статистики:

а) средние величины;

б) группировка;

в) вертикальный и горизонтальный анализ;

г) индексный анализ;

    1. стохастической моделирование:

а) регрессионный анализ;

б) корреляционный анализ;

в) дисперсионный анализ;

    1. методы теории принятия решений:

а) ситуационный анализ;

б) имитационное моделирование;

в) построение древа решений;

г) линейное программирование;

д) анализ чувствительности;

    1. методы финансовых вычислений:

а) дисконтирование и наращивание;

б) методы оценки денежных потоков;

в) методы оценки эффективности инвестиционных проектов и т.д.

В традиционном финансовом анализе обычно применяется неформализированные методы, элементарные и традиционные методы экономической статистики.

Улучшение технического обеспечения, в частности наличие соответствующих программ, позволяет более широко использовать на микроуровне и другие методы анализа.

3. Основные типы моделей, используемых в финансовом анализе и прогнозировании.

Помимо использования перечисленных методов анализ производится с помощью различных типов моделей, позволяющих выявить, экономически оценить и количественно измерить взаимосвязи между отдельными показателями.

Выделяют 3 основных типа моделей:

    1. дескриптивные – модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия.

Включают в себя:

а) построение системы отчетных балансов, в том числе бухгалтерских;

б) представление отчетности в различных аналитических разрезах;

в) вертикальный и горизонтальный анализ отчетности;

г) система аналитических коэффициентов;

д) пояснительные аналитические записки и т.д.

    1. предикативные – модели предсказательного, прогнозительного характера:

а) расчет точки критического объема продаж и эффекта операционного рычага;

б) построение прогнозных балансов;

в) модели динамического анализа (регрессионный, трендовый);

г) жестко детерминированные факторные модели;

д) модели ситуационного анализа.

    1. нормативные – модели, позволяющие сравнить фактические результаты с плановыми или ожидаемыми, рассчитываемыми по бюджету. Используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов, по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от норматива. Основная цель- разработка более реальных нормативов.
  1. Партнерские группы как пользователи информации и субъекты финансового анализа.

Предприятие – это сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди них можно выделить основные и неосновные.

Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компании своего участия и цели, преследуемые при анализе предприятий и финансовой деятельности можно систематизировать следующим образом:

Партнерская группа

Вклад партнерской группы

Вид компенсации

Цели, преследуемые при анализе

1. собственники

собственный капитал

дивиденды

финансовые результаты, финансовая устойчивость

2. займодавцы

кредит, займ

процент

платежеспособность

3. руководители (администрация)

знание дела, умение руководить

оплата труда, доля прибыли сверх оклада

получение полезной информации для управления предприятием

4. персонал

выполнение работ в соответствии с разделение труда

оплата труда, премии, социальные условия

финансовые результаты, финансовая устойчивость, ликвидность

5. поставщики

поставка средств и предметов труда

оплата согласно счетов за поставку

платежеспособность состояния счетов

6. покупатели

сбыт продукции

соблюдение договорной цены, качества продукции

состояние запасов (товарных запасов, готовой продукции), состояние расчетов, условий расчетов

7. общество (государство в лице общественных органов)

услуги общества (государства)

уплата налогов

финансовые результаты, состояние расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами, платежеспособность


 К числу неосновных, т.е. субъектов  анализа, опосредованно заинтересованных  в финансовом состоянии предприятии, относятся:

      • аудиторские фирмы;
      • фондовые биржи;
      • ассоциации;
      • независимые аналитики;
      • специалисты по слияниям и поглощениям;
      • пресса.

В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководство предприятия, а также владельцы крупного пакета акций, члены совета директоров. Они относятся к категории внутренних пользователей анализа. Остальные группы представляют собой внешних пользователей, которые пользуются в основном публичной информацией, к которой помимо непосредственных публикаций (финансовые отчетности банков, других финансовых организаций) относится также бухгалтерская отчетность всех других предприятий.

В процесс финансового анализа привлекается информация:

а) бухгалтерская (финансовая) отчетность;

б) данные текущего бухгалтерского учета (для внутренних пользователей);

в) плановая и нормативная информация;

с) статистическая отчетность и информация статистических сборников;

д) информация о технической подготовке производства;

е) прочая информация (экспертная).

5. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа. Информационное обеспечение внутреннего и внешнего финансового анализа.

Финансовый анализ является частью полного анализа хозяйственной де6ятельности, который состоит из 2-х взаимосвязанных разделов:

      • финансовый анализ;
      • управленческий анализ.

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет, управленческий учет.

Особенностями внешнего финансового анализа, основанного на данных публичной бухгалтерской финансовой отчетности, являются:

а) множественность субъектов анализа и пользователей информации о деятельности предприятия;

б) разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

в) наличие типовых методических стандартов учета и отчетности;

г) ограниченность задач анализа;

д) максимальная открытость результатов анализа.

Схема анализа хозяйственной деятельности.

Анализ хозяйственной деятельности

Информация о работе Сущность финансового анализа. Цели и методы финансового анализа