Сущность финансового анализа. Цели и методы финансового анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 13:41, лекция

Описание работы

Сущность и цели финансового анализа. Финансовый анализ как база принятия управленческих решений.
Категории, инструментарий, принципы и методы финансового анализа.
Основные типы моделей, используемых в финансовом анализе и прогнозировании.
Партнерские группы как пользователи информации и субъекты финансового анализа.
Взаимосвязь финансового и управленческого анализа. Информационное обеспечение внутреннего и внешнего финансового анализа.

Файлы: 1 файл

Курс лекций АХД.doc

— 456.00 Кб (Скачать файл)
  1. Увеличение объемов производства и продаж при условии достаточной емкости рынка.

  При прочих равных условиях, т. е. неизменных затратах и цены увеличение объема не снизит критический уровень, но предприятие может выйти по своим показателям из убыточной зоны или еще дальше отойдет от нее, повысив зону безопасности.

    Важность этого направления состоит также в том , что оно приводит к так называемому эффекту производственного или операционного рычага, на основе которого решаются многие вопросы управления прибылью и ее планирования.Параллельно с увеличением объемов следует решать вопросы улучшения структуры продаж.

  1. Эффект производственного рычага.

 При фиксированных постоянных затратах любое изменение объема продаж порождает еще более сильное изменение прибыли.Это явление называется эффектом производственного (операционного) рычага и происходит за счет распределения постоянных затрат на возросший объем производства и  продаж.

    Предположим, что у предприятия (табл.1) имеются резервы для увеличения  объемов производства и продаж  своей продукции на 10 %.

    1.Объем продаж  увеличивается  на 10%

                    V =14000*1,1=15400

    2.Переменные затраты  Zvплан =8000*1,1=8800

              3.Постоянные затраты Zcплан =2500

              4.Новая сумма прибыли составит  R=15400-8800-2500=4100

    5.Прирост прибыли составит

         абсол.      =4100-3500=600 тыс.руб.

       относит.    Т=4100/3500*100%-100%=17,1%

Т.О при увеличении объемов продаж на 10% прибыль возросла на 17,1%,в этом проявился эффект произв. рычага.

     Произв.рычаг имеет  и обратное действие при уменьшении  объема продаж (при наших даннах  на 10%) прибыль снизится на 17,1 %.

      Практические расчеты часто упрощаются при определении показателя сила воздействия производственного рычага.

СПР=

       Сила воздействия  СПР всегда  рассчитывается для определения  объема продаж, изменяется выручка, изменяется и СПР,что при равной  выручке производственный рычаг действует тем сильнее, чем больше удельный вес постоянных затрат в общих затратах организации, поэтому экономия на постоянных затратах должна быть рациональной.

 

                   Анализ в системе финансового  планирования и                   прогнозирования. Прогнозирование платежеспособности и возможного банкротства предприятия.

 

     1.Прогнозноаналитические  процедуры при разработке планов.      Сущность и назначение финансовых  прогнозов.

      2.Этапы и методы  финансового прогнозирования (общий обзор).

      3.Метод пропорциональной  зависимости в разработке прогнозов.

      4.Прогнозирование  платежеспособности и возможного  банкротства предприятий.

      4.1.Неформальные критерии  потенциального банкротства.

      4.2.Математические модели прогнозирования банкротства.

      4.3.Оценка возможности  восстановления (утраты) платежеспособности.

      5.Обоснование путей  улучшения финансового состояния предприятия.

 

1. Прогнозноаналитические  процедуры при разработке планов.      Сущность и назначение финансовых прогнозов.

     Существуют 4 категории  планов и прогнозов

                                   ПЛАНЫ                                ПРОГНОЗЫ

 

    Стратегические                             Долгосрочные – 5 лет и более

    Тактические                                   Среднесрочные – 2-3 года

    Текущие                                          Краткосрочные – 1 год

    Оперативные                                  Оперативные (месяц, квартал,

                                                                                       декада)

     Они отличаются не  только горизонтом планирования  и прогнозирования, но и  степенью  детализации, но и более  детализированные  это текущие и оперативные  прогнозы и планы.Важной составной  частью планов является финансовый план.Он отражает те результаты, которые должны быть получены в плановом периоде и ресурсы, которые для этого необходимы.

Основой для финансового планирования является финансовое прогнозорования. Прогноз-это предварительная оценка, предсказание,которые принимают форму плана в том случае, когда руководство предприятия выбирает ее в качестве целей развития и на основе этого строит программу деятельности, результатом финансового прогноза является формирование  вероятностного суждения о будущем финансовом состоянии предприятия в целом или об отдельных его сторонах.Пл.назначение прогнозного финансового анализа состоит в том, чтобы путем предварительного изучения сложившихся тенденций, кар-щих текущее финансовое состояние в анализируемом периоде обосновать значение ключевых показателей, определяющих финансовое состояние предприятия и его финансовую устойчивость в будущем. Практическое значение прогнозного финансового анализа состоит в том, что он позволяет:

     1.Охарактеризовать финансовые перспективы предприятия. Своевременно выявить негативные тенденции в финансовом состоянии.

  1. Определить на сколько эти перспективы соответствуют задачам, стоящим перед предприятием.

3.Своевременно  оценить, на сколько  целевые финансовые  показатели соответствуют внутренним возможностям и условиям внешней среды.

4.Обосновать  основные направления и резервы  повышения эффективности использования  финансовых ресурсов и совершенствования  их структуры. Повысить эффективность  финансового менежмента.

5.Обосновать  рациональные управленческие решения в области финансов и заложить их в финансовый план предприятия.

 

Прогнозный финансовый анализ должен быть основан на систематическом накоплении информации о положении предприятия и его результатах за предшествующий период. При этом, исходя из требований статистики, предшествующий период должен быть достаточно длительным – 5-10 лет.

 

      2.Этапы прогнозного  анализа.

 

      1.Определение целей  пронгнозирования и конкретных  потребностей в прогнозной информации. На данном этапе должна быть определена необходимая степень детализации расчетов, например, прогноз выручки в целом или по отдельным видам продукции.

      2.Установление горизонта  прогнозирования.

      3.Выбор метода  или группы методов, или конкретной  методики прогнозирования с учетом указанных выше  факторов.

      4.Оценка допущений, которые лежат в основе выбранных  методов и их приемлемости  для получения адекватной оценки  будущего финансового состояния.

       Методы прогнозного  финансового анализа могут быть  разделены на 2 категории:

       1.Количественные  – представлены наиболее широко.

       2.Качественные (интуитивные) – в их составе наиболее  распространены методы коллективных  и индивидуальных экспертных  оценок.

        Преимущество: возможность учета содержательных аспектов, которые нельзя  формализовать.

        Недостатки: известный субъект визм. мнений, групповое мышление.

        Количественнае (формализованные) – всего их  можно посчитать более 100, но можно  выделить основные группы методов:

       1.Традиционные статистические методы прогнозирования, основаны на анализе динамических рядов

  • метод средних темпов прироста или средних абсолютных приростов;
  • экспотенциальное сглаживание;
  • скользящие средние;
  • трендовый регрессионный анализ.

     

   В процессе оценки полученных результатов делается вывод о возможности распространения на будущее выявленных тенденций.

Например, метод абсолютных приростов, тренд. анализ являются наиболее простыми методами при построении прогнозного баланса, когда с помощью их рассчитывается прогнозное значение по каждой статье баланса и валюте в целом.

      2.Моделирование экономических  показателей и процессов строятся  экономико-математические модели, устанавливающие  оптимальное соотношение между  потребностями и реальными финансовыми  ресурсами.

     3.Бюджетирование является  одним из наиболее актуальных  и современных методов в прогнозировании  и планировании.

      4.Прогнозирование  на основе маржинального анализа  и расчета эффекта финансового  рычага.

       3 и 4 группу методов  в некоторых случаях называют расчетноконструктивными методами.

 

      3. Метод пропорциональной  зависимости в разработке прогнозов.

      Данный метод широко  применяется в прогнозноаналитической  работе, поскольку обладает преимуществом  простоты и лаконичности, основу метода составляет положение о том, что существует базовый показатель для определения прогнозных  значений др. показателей в том смысле, что они привязываются к базовому с помощью простейших пропорциональных зависимостей, в качестве базового показателя чаще всего используется выручка от продаж.

     Обоснованность этого  выбора легко объясняется с  позиции логики и находит практическое  подтверждение при изучении динамики  и взаимосвязи др. показателей, описывающих  отдельные стороны деятельности  компании.

     Последовательность процедур при использовании данного метода:

     1.Прогнозируется базовый  показатель выручки.

     2.Определяются производственные  и финансовые показатели, прогнозирование  которых представляет интерес  для финансового менеджера, например, показатели отчетности по той или иной номенклатуре статей.

     3.Для каждого показателя  устанавливается вид его зависимости  от базового показателя, чаще  всего используют два способа:

     а) значение показателя  устанавливается в % к выручке;

     б) метод формул, когда зависимость исследуемого показателя от объема продаж устанавливается на основе факторных показателей или алгоритмов расчета.

     Пример – выявление  зависимостей в отдельных случаях  является несложной процедурой: в частности, изменение дебиторской и кредиторской задолженности чаще всего происходит теми же темпами, что и изменение выручки.

 

    а) VФАКТ  =10000                                                   VПРОГН  =12000

        RA =  5000                                                          RA =  6000

       %    =      50%                                                       % =      50%

 

    б) VФ =10000 КОБ=   =

        RA =   5000                КОБ=2                     =6000

     Для других показаний  или комплекса показаний можно  применять более детальные и  трудоемкие процедуры расчета.

     4.При разработке прогнозной  отчетности в целом прежде  всего составляется  прогнозный  вариант финансовых результатов – чистой прибыли, являющейся одним из необходимых составляющих при расчете прогнозной величины капитала.

     При прогнозировании  баланса рассчитывают прежде  всего ожидаемое значение активных  статей, обычно оборотные активы  рассчитываются в % от продаж, внеоборотные активы уменьшаются на сумму амортизации за год и увеличиваются на сумму капитальных вложений в соответствии с бизнес планом.

     Пассивные статьи  прогнозируются , начиная с прогноза  собственного капитала (собственный  капитал на конец отчетного периода увеличивается на сумму рассчитанной ранее прогнозной чистой прибыли.

     Другие статьи пассива  в наиболее простом варианте  также рассчитываются в % от продаж.

    Процесс завершается  балансовой увязкой:

    превышение активов  над пассивами  показывает потребность в данных источниках финансирования, чаще всего  в дополнительном заемном капитале.

    превышение пассива  над активами говорит либо  о возможности  расширения производственных  мощностей, либо о возможности  снижения обязательств перед банками и кредиторами.

 

     4. Прогнозирование платежеспособности  и возможного банкротства предприятий.        

     Одним из наиболее  важных вопросов в финансовом  прогнозировании является  прогнозирование  финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия и как следствие оценка степени близости предприятия к банкротству.

     Финансовые причины  банкротства рассматриваются как  неформальные критерии или признаки  потенциального банкротства ( качест. методы оценки).

  4.1. Неформальные критерии потенциального банкротства.

Информация о работе Сущность финансового анализа. Цели и методы финансового анализа