Денежные сбережения населения и их инвестиционный потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование деятельности коммерческих банков по привлечению сбережений населения, а также разработка направлений по их вовлечению в инвестиционный процесс.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы сущности сбережений населения и факторы, влияющие на их формирование;
провести анализ банковской практики по привлечению сбережений населения;
определить пути совершенствования деятельности коммерческого банка по привлечению сбережений населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
1.1. Понятие сбережений населения и факторы, влияющие на их уровень
1.2. Мотивы образования сбережений населения, их виды
1.3. Роль сбережений населения в инвестиционном процессе

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ организованных привлеченных средств банковской системы России
2.2. Оценка организованных сбережений населения как источника кредитования и инвестиций

3. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ В ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
3.1. Проблемы трансформации сбережений населения в инвестиции
3.2. Перспективы развития ипотечного кредитования как меры, направленной на повышение эффективности использования сбережений населения
3.3. Необходимость создания системы страхования депозитов в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Денежные сбережения населения и их инвестиционный потенциал.doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)

Отличительными особенностями региональной инвестиционно-заемной системы являются:

– привлекательность для инвесторов, поскольку порядок мобилизации  средств и использования займов достаточно прост и импонирует самым  многочисленным (и обладающим немалым  финансовым потенциалом) инвесторам;

– возможность формирования прогрессивной  отраслевой структуры хозяйства  регионов в интересах удовлетворения первоочередных социальных потребностей населения, прежде всего в производстве продуктов питания, бытовых услуг;

– укрепление социальной стабильности с одновременной активизацией формирования новых собственников;

– создание дополнительных рабочих  мест и повышение уровня занятости  населения.

С созданием региональных инвестиционно-заемных  систем появляется также перспектива  интеграции и концентрации средств инвесторов в рамках межрегиональной инвестиционно-заемной системы. Это предполагает объединение сил и средств для осуществления крупномасштабных инвестиционных проектов, выравнивания уровней социально-экономической развития регионов и территориальных округов, расширение налогооблагаемой базы местных бюджетов.

Основой расширения возможностей использования  средств населения как источника  инвестирования, должна быть политика динамичного роста уровня доходов  и благосостояния народа, без чего недостижимо увеличение резервных финансовых ресурсов населения. Опасение, что такое увеличение будет инфляционным фактором, имеет основания лишь в случае, когда отсутствуют рациональные инструменты и методы вовлечения ресурсов населения в хозяйственный оборот. Если же они найдены и задействованы то резервные сберегательные ресурсы населения могут становится серьезной финансовой базой по обеспечению динамичного подъема экономики.

Сдерживающим фактором в эффективном  инвестиционном использовании сбережений населения является отсутствие обоснованной долгосрочной стратегии включения резервных средств населения в хозяйственный оборот с обеспечением гарантированной выгоды, как для отдельных граждан, так и для народного хозяйства в целом.

Реализацию этой стратегии следует  базировать на принципах:

– наличие в стране обоснованных инвестиционных приоритетов, регулирующих вовлечение средств населения в  хозяйственный оборот в соответствии с конкретными целями социально-экономической  политики;

– создание системы гарантий благосостояния граждан и домохозяйств, участвующих в размещении своих резервных средств в финансовых институтах, инвестирующих в реальный сектор экономики;

– упорядочение прав, функций и  ответственности государства, населения, представителей малого и среднего бизнеса, кредитных организаций в выборе способов и условий привлечения и использования сберегательных средств в качестве инвестиций в основные фонды;

– учет факторов социальной дифференциации населения при отработке механизмов регулирования и регламентации  процессов использования средств граждан в инвестиционных целях;

– внедрение действенных методов  экономического стимулирования владельцев резервных сбережений на использование  их в качестве инвестиционного ресурса  на коммерческих началах. Важно, чтобы  имеющийся доход собственника на вложенный капитал включал не только сумму, компенсирующую полностью размер возможных потерь, связанных с инфляцией, но и величину дополнительного дохода на капитал не ниже процентной ставки центрального банка;

– организация регулярного мониторинга и, на его основе создание действенной системы общественного контроля за реализацией государственной стратеги формирования и использования рынка инвестиционных ресурсов привлекаемых за счет резервных накоплений населения.

3.3. Необходимость создания системы  страхования депозитов в России

Привлечение средств юридических  и физических лиц, операции по депозитным счетам являются одним из основных видов деятельности для банков. В  то же время банкротство банков приводит к потере вкладчиками своих денег. Гарантия сохранности банковского вклада в таких случаях может быть обеспечена посредством механизма депозитного страхования.

Кроме того, ныне действующие отечественные  страховые компании не берутся страховать банковские вклады, поскольку, несмотря на череду кризисов, в финансовом плане банковская система по-прежнему превосходит страховую.

В целях защиты интересов вкладчиков практически во всех развитых странах  созданы системы страхования  банковских депозитов. Такое страхование  представляет собой комплекс мер, обеспечивающих страховую защиту вкладов в случае банкротства коммерческого банка. Страховой принцип при этом выражается главным образом в создании страхового фонда, установлении страховых сборов с банков в соответствии с актуарными расчетами, выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая.

По принятой Международным валютным фондом (МВФ) методологии существующие способы страхования депозитов  условно подразделяют на две системы:

    • систему не выраженных прямо гарантий;
    • систему положительно выраженных гарантий.

По большому счету, в нашей стране в настоящее время существует система с не выраженными прямо  гарантиями, другими словами, отсутствуют  законодательные правила страхования  депозитов. В этой связи не определены ни категории вкладчиков, которым в случае банкротства банка будет выплачено возмещение, ни лимиты возмещения, ни форма компенсаций потерь вкладчиков.

Создание системы страхования  банковских депозитов в России должно базироваться на следующих основных положениях:

1. Создаваемая в России система  страхования депозитов должна  быть законодательно оформлена.  Это, в частности, в огромной  мере зависит от принятия давно  ожидаемого закона, который на  деле бы защищал права вкладчиков. Нормативная база позволит избежать  неопределенностей при выплате страхового возмещения, при этом в процессе ее создания крайне важно обратиться к мировому опыту функционирования институтов гарантирования вкладов.

2. В основу построения национальной  системы страхования депозитов  должно быть положено создание фонда обязательного страхования вкладов (далее Фонд). К числу главных функций, которые выполнял бы такой Фонд, можно отнести постановку на учет банков, осуществляющих операции по привлечению денежных средств граждан во вклады; установление ставок и определение порядка расчетов взносов, контроль за своевременностью их перечисления банками; размещение средств Фонда; осуществление выплат гражданам возмещения по вкладам; контроль за соблюдением банками установленных требований и др. При невысокой частоте банкротств банков Фонд мог бы наращивать свои средства, инвестируя в различные виды активов. Предпочтительно размещение средств Фонда в иностранные государственные ценные бумаги, а также на корсчете, открытом в ЦБ РФ. С учетом нынешней экономической ситуации в ближайшей перспективе размещение средств в российские государственные бумаги будет вряд ли приемлемым.

3. Система страхования депозитов  должна быть обязательной, т. е.  в ней должны участвовать все  коммерческие банки, независимо  от их финансового положения (ассоциация российских банков долгое время вела работу по созданию в России системы добровольного страхования вкладов, однако практика показала нежизнеспособность такой системы гарантирования в российских условиях). Обязательная форма призвана обеспечить распределение риска по всей банковской системе. Членство в Фонде страхования депозитов должно стать необходимым требованием получения лицензии Банка России на право привлечения средств физических лиц. Исключение же банка из системы страхования должно повлечь отзыв у банка лицензии на проведение операций со вкладами населения. Обязательность страхования можно объяснить и тем, что анализ региональной сети коммерческих банков и обеспеченности населения банковскими учреждениями свидетельствует о том, что некоторые регионы не имеют развитой банковской инфраструктуры, достаточной для обеспечения потребностей населения в банковском обслуживании. А значит, банкротство даже одного крупного банка в таких регионах способно еще более усилить социальную напряженность вследствие утраты большой частью населения денежных средств, хранящихся в банках в виде вкладов.

Что касается участия Сберегательного  банка РФ в системе страхования, то в ближайшем будущем оно  исключено. Во-первых, как было сказано, счета Сбербанка уже имеют гарантию государства и не нуждаются в новых системах гарантирования. Во-вторых, поскольку на этот банк приходится подавляющая часть всех вкладов населения, то основную тяжесть по компенсации невыплаченных вкладчикам сумм будет нести именно Сбербанк. Возможно, указанное ограничение на его участие будет способствовать устранению нежелательных искажений в российской банковской системе, демонополизации рынка частных вкладов. В конце концов, определенный уровень конкуренции представляется полезным с точки зрения устойчивости любой банковской системы в рыночной экономике.

4. Предпочтительна смешанная форма  собственности Фонда, поскольку  при ней будут учитываться  интересы банков по повышению  своей надежности и государства  по защите экономических интересов граждан.

5. Объектами страхования в первоочередном  порядке ввиду временного недостатка  источников финансирования должны  стать депозиты только физических  лиц, а в перспективе – и  депозиты юридических лиц. В  объекты страхования должны включаться  и валютные депозиты резидентов, что будет препятствовать оттоку валютных ресурсов за рубеж. Более того, по различным оценкам, на руках у населения находится от 50 до 300 млрд. долл. [15, с. 34].

6. По степени охвата объекта  страхования наиболее рациональным  стал бы выбор ограниченной системы страхования депозитов, т. е. при банкротстве банка Фонд возмещает вклады лишь в пределах определенной суммы. Оптимальным для нашей страны был бы вариант, при котором граница, до которой осуществляется выплата возмещения, устанавливалась в МРОТ (минимальных размерах оплаты труда).

7. Определение ставок уплачиваемых  страховых платежей должно быть  дифференцированным в зависимости  от степени риска конкретного  банка.

В апреле 2003 года в Государственную  Думу был внесен проект Федерального закона № 301506-3 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Основной целью проекта федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» является обеспечение возврата вкладов  определяемого статьей 84 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также определение механизма реализации статьи 3 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Дополнительным положительным  эффектом принятия законопроекта является:

    • укрепление доверия к банковской системе со стороны населения и рост организованных сбережений населения;
    • снижение рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы банков;
    • повышение стабильности банковской системы, в том числе за счет роста диверсификации вкладов населения;
    • формирование рыночной конкурентной среды на финансовом рынке.

Страхование вкладов граждан организуется за счет создания системы страхования  вкладов, состоящей из банков, имеющих  лицензию Банка России на привлечение  во вклады и размещение на банковские счета денежных средств физических лиц, вкладчиков, органа управления системы страхования вкладов. Банка России и органов исполнительной власти, при осуществлении ими функций, связанных со страхованием вкладов. Система страхования вкладов обеспечивает гражданам возврат средств, размещенных в банковские вклады и на банковские счета, в случае неспособности банк удовлетворяет требования вкладчиков.

Законопроект определяет порядок  страхования вкладов и случаи, в которых возникают обязательства  по выплатам. Законопроект регламентирует права и обязанности вкладчиков, порядок и суммы выплат им системой страхования. Система страхования построена на принципах разделения ответственности за возврат вкладов между банками и специализированной некоммерческой организацией. Законопроект в первую очередь обеспечивает защиту вкладчиков представляющих наиболее социально уязвимую и неподготовленную в экономическом смысле группу населения.

Законопроект регулирует участие  банков в системе страхования  вкладов граждан, а именно порядок вступления и выхода из системы страхования, условия участия в системе страхования и обязательства банков по формированию резервов системы страхования.

В целях реализации государством законодательно закрепленных прав вкладчиков функции  по страхованию вкладов возлагаются на государственную корпорацию – Агентство по реструктуризации кредитных организаций.

Систему страхования вкладов предлагается построить на основе защиты прежде всего средних и мелких сбережений, что позволит защитить экономические  интересы подавляющего большинства вкладчиков банков. Предельный размер возмещения по вкладам устанавливается в размере 95 тысяч рублей, что составляет 1,5% ВВП на одного гражданина России.

Указанный размер возмещения соответствует  мировой практике и является оптимальным исходя из предполагаемого объема резервов системы страхования вкладов и ставок взносов банков. Международный валютный фонд определяет достаточность возмещения по вкладам на уровне 1-2 % ВВП на одного жителя. В странах Западной Европы этот показатель колеблется от 0,3 в Норвегии и 0,5 в Швейцарии до 1,2 в Швеции и 1,4 в Великобритании [3].

Информация о работе Денежные сбережения населения и их инвестиционный потенциал