Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 12:30, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование деятельности коммерческих банков по привлечению сбережений населения, а также разработка направлений по их вовлечению в инвестиционный процесс.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы сущности сбережений населения и факторы, влияющие на их формирование;
провести анализ банковской практики по привлечению сбережений населения;
определить пути совершенствования деятельности коммерческого банка по привлечению сбережений населения.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
1.1. Понятие сбережений населения и факторы, влияющие на их уровень
1.2. Мотивы образования сбережений населения, их виды
1.3. Роль сбережений населения в инвестиционном процессе
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ организованных привлеченных средств банковской системы России
2.2. Оценка организованных сбережений населения как источника кредитования и инвестиций
3. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ В ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
3.1. Проблемы трансформации сбережений населения в инвестиции
3.2. Перспективы развития ипотечного кредитования как меры, направленной на повышение эффективности использования сбережений населения
3.3. Необходимость создания системы страхования депозитов в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отличительными особенностями региональной инвестиционно-заемной системы являются:
– привлекательность для
– возможность формирования прогрессивной отраслевой структуры хозяйства регионов в интересах удовлетворения первоочередных социальных потребностей населения, прежде всего в производстве продуктов питания, бытовых услуг;
– укрепление социальной стабильности с одновременной активизацией формирования новых собственников;
– создание дополнительных рабочих мест и повышение уровня занятости населения.
С созданием региональных инвестиционно-заемных систем появляется также перспектива интеграции и концентрации средств инвесторов в рамках межрегиональной инвестиционно-заемной системы. Это предполагает объединение сил и средств для осуществления крупномасштабных инвестиционных проектов, выравнивания уровней социально-экономической развития регионов и территориальных округов, расширение налогооблагаемой базы местных бюджетов.
Основой расширения возможностей использования
средств населения как
Сдерживающим фактором в эффективном инвестиционном использовании сбережений населения является отсутствие обоснованной долгосрочной стратегии включения резервных средств населения в хозяйственный оборот с обеспечением гарантированной выгоды, как для отдельных граждан, так и для народного хозяйства в целом.
Реализацию этой стратегии следует базировать на принципах:
– наличие в стране обоснованных инвестиционных приоритетов, регулирующих вовлечение средств населения в хозяйственный оборот в соответствии с конкретными целями социально-экономической политики;
– создание системы гарантий благосостояния граждан и домохозяйств, участвующих в размещении своих резервных средств в финансовых институтах, инвестирующих в реальный сектор экономики;
– упорядочение прав, функций и ответственности государства, населения, представителей малого и среднего бизнеса, кредитных организаций в выборе способов и условий привлечения и использования сберегательных средств в качестве инвестиций в основные фонды;
– учет факторов социальной дифференциации
населения при отработке
– внедрение действенных методов экономического стимулирования владельцев резервных сбережений на использование их в качестве инвестиционного ресурса на коммерческих началах. Важно, чтобы имеющийся доход собственника на вложенный капитал включал не только сумму, компенсирующую полностью размер возможных потерь, связанных с инфляцией, но и величину дополнительного дохода на капитал не ниже процентной ставки центрального банка;
– организация регулярного мониторинга и, на его основе создание действенной системы общественного контроля за реализацией государственной стратеги формирования и использования рынка инвестиционных ресурсов привлекаемых за счет резервных накоплений населения.
Привлечение средств юридических и физических лиц, операции по депозитным счетам являются одним из основных видов деятельности для банков. В то же время банкротство банков приводит к потере вкладчиками своих денег. Гарантия сохранности банковского вклада в таких случаях может быть обеспечена посредством механизма депозитного страхования.
Кроме того, ныне действующие отечественные страховые компании не берутся страховать банковские вклады, поскольку, несмотря на череду кризисов, в финансовом плане банковская система по-прежнему превосходит страховую.
В целях защиты интересов вкладчиков практически во всех развитых странах созданы системы страхования банковских депозитов. Такое страхование представляет собой комплекс мер, обеспечивающих страховую защиту вкладов в случае банкротства коммерческого банка. Страховой принцип при этом выражается главным образом в создании страхового фонда, установлении страховых сборов с банков в соответствии с актуарными расчетами, выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая.
По принятой Международным валютным фондом (МВФ) методологии существующие способы страхования депозитов условно подразделяют на две системы:
По большому счету, в нашей стране
в настоящее время существует
система с не выраженными прямо
гарантиями, другими словами, отсутствуют
законодательные правила
Создание системы страхования банковских депозитов в России должно базироваться на следующих основных положениях:
1. Создаваемая в России система
страхования депозитов должна
быть законодательно оформлена.
2. В основу построения
3. Система страхования депозитов
должна быть обязательной, т. е.
в ней должны участвовать все
коммерческие банки,
Что касается участия Сберегательного банка РФ в системе страхования, то в ближайшем будущем оно исключено. Во-первых, как было сказано, счета Сбербанка уже имеют гарантию государства и не нуждаются в новых системах гарантирования. Во-вторых, поскольку на этот банк приходится подавляющая часть всех вкладов населения, то основную тяжесть по компенсации невыплаченных вкладчикам сумм будет нести именно Сбербанк. Возможно, указанное ограничение на его участие будет способствовать устранению нежелательных искажений в российской банковской системе, демонополизации рынка частных вкладов. В конце концов, определенный уровень конкуренции представляется полезным с точки зрения устойчивости любой банковской системы в рыночной экономике.
4. Предпочтительна смешанная
5. Объектами страхования в
6. По степени охвата объекта
страхования наиболее
7. Определение ставок
В апреле 2003 года в Государственную Думу был внесен проект Федерального закона № 301506-3 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Основной целью проекта
Дополнительным положительным эффектом принятия законопроекта является:
Страхование вкладов граждан организуется за счет создания системы страхования вкладов, состоящей из банков, имеющих лицензию Банка России на привлечение во вклады и размещение на банковские счета денежных средств физических лиц, вкладчиков, органа управления системы страхования вкладов. Банка России и органов исполнительной власти, при осуществлении ими функций, связанных со страхованием вкладов. Система страхования вкладов обеспечивает гражданам возврат средств, размещенных в банковские вклады и на банковские счета, в случае неспособности банк удовлетворяет требования вкладчиков.
Законопроект определяет порядок
страхования вкладов и случаи,
в которых возникают
Законопроект регулирует участие банков в системе страхования вкладов граждан, а именно порядок вступления и выхода из системы страхования, условия участия в системе страхования и обязательства банков по формированию резервов системы страхования.
В целях реализации государством законодательно закрепленных прав вкладчиков функции по страхованию вкладов возлагаются на государственную корпорацию – Агентство по реструктуризации кредитных организаций.
Систему страхования вкладов
Указанный размер возмещения соответствует мировой практике и является оптимальным исходя из предполагаемого объема резервов системы страхования вкладов и ставок взносов банков. Международный валютный фонд определяет достаточность возмещения по вкладам на уровне 1-2 % ВВП на одного жителя. В странах Западной Европы этот показатель колеблется от 0,3 в Норвегии и 0,5 в Швейцарии до 1,2 в Швеции и 1,4 в Великобритании [3].
Информация о работе Денежные сбережения населения и их инвестиционный потенциал