Денежные сбережения населения и их инвестиционный потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование деятельности коммерческих банков по привлечению сбережений населения, а также разработка направлений по их вовлечению в инвестиционный процесс.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
исследовать теоретические основы сущности сбережений населения и факторы, влияющие на их формирование;
провести анализ банковской практики по привлечению сбережений населения;
определить пути совершенствования деятельности коммерческого банка по привлечению сбережений населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
1.1. Понятие сбережений населения и факторы, влияющие на их уровень
1.2. Мотивы образования сбережений населения, их виды
1.3. Роль сбережений населения в инвестиционном процессе

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ организованных привлеченных средств банковской системы России
2.2. Оценка организованных сбережений населения как источника кредитования и инвестиций

3. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ В ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
3.1. Проблемы трансформации сбережений населения в инвестиции
3.2. Перспективы развития ипотечного кредитования как меры, направленной на повышение эффективности использования сбережений населения
3.3. Необходимость создания системы страхования депозитов в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Денежные сбережения населения и их инвестиционный потенциал.doc

— 600.50 Кб (Скачать файл)

– четкое описание обеспечения финансовой устойчивости строительных сберегательных касс, к которым относится создание резервов и фондов, с указанием  порядка формирования таких резервов и фондов;

– принцип «прозрачности» деятельности строительных сберегательных касс, который  обеспечивается, в первую очередь, предоставлением  информации о деятельности строительных сберегательных касс;

– установление государственного надзора за деятельностью строительных сберегательных касс, осуществляемого Банком России в соответствии с федеральными законами, устанавливающими порядок надзора за деятельностью кредитных организаций;

– государственная поддержка вкладчиков строительных сберегательных касс.

В соответствии с проектом закона, строительная сберегательная касса  –это банк, специализирующийся на привлечении  денежных средств физических лиц  в строительные сберегательные вклады и предоставлении его вкладчикам кредитов для улучшения жилищных условий в сумме, недостающей накопленных строительных вкладов для улучшения жилищных условий в порядке, установленном проектом закона.

Устанавливая определение понятий  «вкладчик строительной сберегательной кассы», «строительный сберегательный вклад», «улучшение жилищных условий», «договорная сумма», «кредит для улучшения жилищных условий», «распределение очередности». Проект закона закрепляет положение о том; что деятельность строительной сберегательной кассы осуществляется в соответствии со специальными правилами содержащими следующие разделы:

1) общие принципы деятельности  строительной сберегательной кассы;

2) основы договорных отношений  с вкладчиками.

Правила деятельности строительной сберегательной кассы утверждаются Центральным  банком Российской Федерации.

При этом определено, что договор  накопления сбережений для улучшения  жилищных условий и кредитный  договор должен составляться в соответствии с Правилами деятельности строительной сберегательной кассы.

В соответствии со статьей 8 проекта закона по договору накопления сбережений для улучшения жилищных условий строительная сберегательная касса, принявшая от вкладчика строительный сберегательный вклад, обязуется при условии наступления очередности возвратить сумму строительного сберегательного вклада, выплатить проценты по нему и предоставить вкладчику кредит для улучшения жилищных условий на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом.

Проект закона содержит нормы, регулирующие основные условия договора накопления сбережений для улучшения жилищных условий.

Проект закона устанавливает обязанность  строительной сберегательной кассы  по предоставлению кредита для улучшения  жилищных условий при одновременном  наличии определенных условий: накопления общей суммы .строительного сберегательного вклада; наступлении очередности предоставления кредита для улучшения жилищных условий, определяемой в соответствии с Правилами деятельности строительной сберегательной кассы; предоставления вкладчиком обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору.

Предоставляя вкладчикам строительной сберегательной кассы возможность  накапливать строительные сбережения и право на получение кредита  для улучшения жилищных условий, проект закона вместе с тем предусматривает  случаи отказа строительной сберегательной кассы от предоставления кредита для улучшения жилищных условий.

Проект закона устанавливает нормы  об обеспечении финансовой устойчивости строительной сберегательной кассы, в  частности, в виде создания страхового фонда на возможные потери по доходам в случае снижения совокупной величины строительных сберегательных вкладов против совокупной величины обязательств по выдаче кредитов на улучшение жилищных условий, определяемых исходя из договорной суммы, и право строительных сберегательных касс создавать фонды добровольного страхования строительных сберегательных вкладов для обеспечения возврата строительных сберегательных вкладов, выплаты процентов по ним, ликвидности и платежеспособности.

Проект закона предусматривает  контроль строительной сберегательной кассы за целевым использованием кредитов для улучшения жилищных условий, несколько видов обязательного страхования, обеспечение возвратности кредитов.

Учитывая важность решения жилищной проблемы для граждан России, проект закона предусматривает, что Правительство Российской Федерации в рамках реализации федеральных инвестиционных программ и жилищно-коммунальной реформы в части улучшения жилищных условий граждан оказывает государственную поддержку вкладчикам строительной сберегательной кассы, формы, объемы и порядок которой определяются Правительством Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с проектом закона предусмотрено государственное гарантирование строительных сберегательных вкладов по договорам накопления сбережений на улучшение жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с законодательством о гарантировании возврата вкладов граждан в банках Российской Федерации.

В целом принятие федерального закона «О строительных сберегательных кассах»  должно способствовать эффективному развитию рыночной системы ипотечного кредитования путем накопления и участия средств населения для улучшения жилищных условий, снижая нагрузку на бюджет, предназначенный для этих целей. Кроме того, система стройсбережений способствует снижению инфляции, связывая свободные средства и направляя их на инвестиции в реальный сектор экономики, а также обеспечивается снижение нелегального и «серого» оборота средств в сфере недвижимости, особенно на вторичном рынке.

Решение жилищной проблемы, создание достойной и комфортной жизни для каждого россиянина является первостепенной задачей государства. Но при хроническом недостатке бюджетных средств за последние годы возникла необходимость изыскания внебюджетных источников финансирования. В этом отношении идеально подходит ипотечное кредитование, получившее широкое ∙распространение во всем мире.

Жилищная проблема особенно остро  сегодня ощущается в тех регионах, где опережающий рост цен на жилье, по сравнению с доходами населения, ухудшились инвестиционные возможности  на этом рынке. В данной ситуации крайне важным является нахождение путей И соответствующих технологий, обеспечивающих приток частных инвестиций. Необходимо включить широкие слои населения в программы кредитования, что стимулировало бы выстраивание долгосрочных экономических стратегий.

В этой связи перспективы ипотечного и потребительского кредитования можно  рассматривать в контексте поиска путей поддержания экономического роста в нашей стране. Однако развитие частного кредитования требует повысить эффективность работы банковской системы страны в целях мобилизации неорганизованных сбережений населения. Важными аргументами в пользу развития программ кредитования является то, что их реализация позволит расширить доступ к покупке жилья гражданам со средним уровнем доходов, а также то, что в условиях существующей неформальной занятости и теневой экономики ипотечное, равно как и потребительское, кредитование является действенным инструментом легализации доходов.

При определении путей дальнейшего  развития ипотечного кредитования в РФ следует учитывать опыт развитых зарубежных стран.

Наибольший объем выдачи льготных ипотечных ссуд предоставляется  во Франции, Италии, Испании, США, Германии, Великобритании (в этих случах предоставляются  льготы на сумму выданных ипотечных  кредитов). Кроме того, Испания и США освобождают банки от резервирования в Центральном Банке на суммы, выданные под ипотеку [33].

В России поддержка государства  в развитии ипотечного кредитования на сегодняшний день проявляется  лишь в участии региональных и  местных бюджетов в реализации программы обеспечения строительства жилья (Оренбург, Москва, Удмуртская Республика. Самарская, Саратовская, Нижегородская области, Башкортостан, Рязань и др.). Заинтересованность региональных и местных администраций объясняется следующими причинами: желанием повысить платежеспособный спрос населения за счет использования бюджетных средств; стремлением оживить строительный сектор экономики путем стимулирования притока в него как средств населения, так и бюджетных и внебюджетных средств; поиском дополнительных форм финансирования жилья для граждан в условиях недостаточного развития банковского ипотечного кредитования.

Как правило, региональным бюджетам не под силу нести финансовую нагрузку ипотечных программ, поэтому последние  закрываются, так и не начиная развиваться. Выделим ряд причин, которые сдерживают развитие ипотеки в России:

1) невысокий уровень доходов  населения, нестабильный рынок  труда;

2) отсутствие доверия населения  к банкам (актуальность закона  о гарантировании вкладов населения);

3) высокие темпы инфляции;

4) высокие процентные ставки  по долгосрочному кредитованию;

5) отсутствие у банков долгосрочных  ресурсов для ипотечного кредитования;

6) создание специализированных  институтов, занимающихся ипотечным  кредитованием;

7) необходимость создания вторичного рынка ценных бумаг;

8) дефицит специалистов, владеющих  знаниями и опытом в области  ипотечного кредитования;

9) несовершенство нормативной и  законодательной базы ипотеки;

10) невысокий финансовый потенциал  отечественных страховых компаний.

В настоящее время заметно преобладание малообеспеченных домохозяйств: 78% из них оценивают уровень материальной обеспеченности как низкий и только 2% имеют достаточно средств для  приобретения жилья [23, с. 45].

Высокие процентные ставки и отсутствие у банков долгосрочных дешевых ресурсов для ипотечного кредитования связаны с проблемой отсутствия специализированного института, занимающегося ипотечным кредитованием, который был бы заинтересован в подготовке кадров и деятельности вторичного рынка ценных бумаг. Поэтому, на наш взгляд, необходимо создать финансовую структуру, занимающуюся эмиссией ипотечных ценных бумаг с участием государства.

Должно быть образовано агентство  ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) (с участием государства) –  финансовая структура аккумулирующая долгосрочные финансовые ресурсы для ипотечного кредитования коммерческих банков, имеющих на это лицензию. АИЖК выдает ипотечный кредит на сумму выданных кредитов, эмитирует ценные бумаги, которые свободно обращаются на рынке ценных бумаг. Со временем агентство может стать самофинансируемой организацией. Стратегия развития банковской системы в нашей стране не затрагивает проблемы развития ипотечного кредитования. Считается, что создавать банки с участием государства невыгодно. Но опыт многих зарубежных стран свидетельствует о том, что банки с участием государственного капитала создаются, как правило, не с целью получения прибыли, а для решения важных экономических и социальных задач. Кроме средств АИЖК, можно использовать и другие финансовые источники, например, средства иностранных инвесторов. Такой опыт в России есть. Восемь московских банков присоединились к программе инвестиционного фонда «США – Россия» выделившего на развитие ипотеки в России 100 млн. долларов. Объем выданных кредитов по этой программе незначителен, однако, это связано со сложностями работы коммерческих банков с фондом [34].

Согласно кредитному соглашению, заключаемому между банком и фондом, банк-оператор фактически является обязанной стороной. Фонд же никакой ответственности не несет. Между тем, условия ипотечного кредитования Фонда по сравнения с аналогичными условиями других московских банков (Сбербанк, Собинбанк) не всегда выгодны из-за процентной ставки и санкций за просрочку ежемесячных платежей.

Для реализации различных схем ипотечного кредитования необходимо поддержка со стороны федеральных и региональных властей, с тем чтобы по мере накопления позитивного опыта сконцентрироваться на тех программах, которые в наибольшей степени будут соответствовать интересам всех сторон.

Одним из наиболее действенных инструментов инвестиционного привлечения сбережений населения на современном этапе  становятся инвестиционно-заемные  системы. Такие системы дают наибольший эффект при одновременном выпуске  трех видов займов: внутреннего облигационного, сберегательного и внешнего валютного. На этой основе достигается перемещение выпусков займов от краткосрочных к долгосрочным. Подобные структуры займов придают системе обслуживания внутреннего долга региона, города, муниципалитета наибольшую гибкость и позволяют повысить устойчивость долгосрочных рынков заимствований на территориях

Суть состоит в том, что образован  единый механизм, который, с одной  стороны, постоянно привлекает деньги для инвестиций, обеспечивая постоянное присутствие эмитента на рынке облигаций, а с другой – обеспечивает постоянный отбор, подготовку и реализацию новых реальных инвестиционных проектов.

Такая схема заимствования предполагает полную и обязательную сбалансированность заемной и инвестиционной частей региональных инвестиционно-заемных проектов и программ, что позволяет в значительной степени предотвратить появление неликвидных финансовых средств (которые некуда вложить) или необеспеченных бизнес-планов проектов (которые нечем финансировать). При этом достигается более высокий конечный возврат средств и повышается уровень оперативного обслуживания займов. В данной системе возможный риск, связанный со срывом сроков реализации, на конечного инвестора не распространяется. В случае необходимости включается дополнительный источник погашения региональных (муниципальных) облигации, связанный с местным бюджетом.

Инвестиционные объекты, включенные в региональную программу инвестиционно-заемной  системы должны отвечать, следующим  требованиям: во-первых, быть доходными и иметь невысокий срок окупаемости, во вторых, характер производственной деятельности таких инвестиционные объектов должен быть направлен в первую очередь на удовлетворение потребностей в наиболее необходимых товарах и услугах.

Информация о работе Денежные сбережения населения и их инвестиционный потенциал