Курс лекций по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 23:57, курс лекций

Описание работы

Формирование современных фундаментальных знаний в области теорий управления финансами организаций (предприятия), раскрытие базовых, сущностных основ взаимодействия теории и практики финансового менеджмента.

Файлы: 1 файл

КЛ.docx

— 1.05 Мб (Скачать файл)

2.1. Цели и задачи управления  финансами.

 

Тема 3. Эволюция финансового  менеджмента. (На самостоятельное рассмотрение студентам)

      1. Эволюция финансового менеджмента

 

Тема 4. Теория агентских отношений.

      1. Агентские отношения, конфликты, издержки.
      2. Основные системы стимулирования.

 

4.1. Агентские отношения, конфликты, издержки.

Агентские отношения. Владельцы предприятия - его акционеры предоставляют менеджерам право принятия решений, что создает потенциальный конфликт интересов, который рассматривается в рамках общей концепции - теории агентских отношений. Агентские отношения возникают в тех случаях, когда один или несколько индивидуумов, именуемых принципалами, нанимают одного или нескольких индивидуумов, именуемых агентами, для оказания каких-либо услуг и затем наделяют агентов полномочиями по принятию решений.

Агентские отношения в финансовом менеджменте - это отношения:

1) между акционерами и менеджерами  и 

2) между кредиторами и акционерами. 

Агентские конфликты потенциально возникают в тех случаях, когда директор предприятия владеет менее чем 100% его акций, а предприятие использует заемный капитал. Потенциальные агентские конфликты имеют важное значение для крупных предприятий, поскольку, как правило, менеджеры владеют лишь небольшим процентом их акций. В такой ситуации максимизация богатства акционеров может быть отнюдь не главной целью менеджеров. Если фирма находится в собственности одного человека, который сам управляет ею, такой владелец-менеджер будет действовать, стремясь максимизировать свое собственное благосостояние или, в терминах экономической науки, экономический эффект. Владелец-менеджер, вероятно, будет измерять этот эффект в первую очередь размерами своего личного богатства. Но в процессе максимизации полезного эффекта кроме личного богатства будут учитываться и другие факторы, например количество свободного времени и наличие привилегий. Однако, если владелец-менеджер уступает часть своей собственности, продав часть акций фирмы посторонним инвесторам, возникает потенциальный конфликт интересов, именуемый агентским конфликтом.

О. Вильямсон указал на то, что главной целью менеджеров-агентов является увеличение размеров предприятия.

Р. Маррис показал, что цель менеджеров - увеличение темпов роста предприятия. Это весьма важное обстоятельство, так как современные представления теории и истории экономического развития свидетельствует о том, что именно рост является главным фактором успеха предприятия и главной задачей финансовых менеджеров. Создавая крупные и стремительно растущие предприятия, менеджеры:

1) закрепляют за собой свои  места, поскольку скупка контрольного  пакета акций новыми инвесторами  становится менее вероятной; 

2) увеличивают собственные власть, статус и оклады;

3) создают дополнительные возможности  роста для своих подчиненных.  Однако не следует забывать, что  менеджеры могут проявлять ненасытный  аппетит к окладам и привилегиям, к щедрым благотворительным пожертвованиям в ущерб интересам акционеров.

Агентские издержки. Менеджеров можно побудить действовать на благо акционеров с помощью стимулов, ограничений и наказаний. В связи с этим возникают три важнейшие категории агентских издержек:

1) издержки на осуществление  контроля за деятельностью менеджеров, например, затраты на проведение аудиторских проверок;

2) издержки на создание организационной  структуры, ограничивающей возможность  нежелательного поведения менеджеров, например, введение в состав правления  внешних инвесторов;

3) альтернативные затраты, возникающие  в тех случаях, когда установленные  акционерами правила ограничивают  действия менеджеров, противоречащие  цели увеличения богатства акционеров. Увеличение агентских издержек  приемлемо, пока оно в результате  проводимых мер перекрывается  ростом прибыли. 

 

4.2.Основные системы стимулирования.

Стимулирование  менеджеров выгоднее и предпочтительнее полного контроля их действий. Помимо контроля, менеджеров побуждают действовать в интересах акционеров следующие механизмы:

1) системы стимулирования на  основе показателей результативности  и эффективности деятельности  предприятия в виде опционов  на приобретение акций предприятия  или, что более эффективно, в  виде наградных пакетов акций; 

2) непосредственное вмешательство  акционеров путем вступления  в контакт с руководством предприятия  или внесения предложений, которые  должны быть поставлены на  голосование на ежегодных собраниях  акционеров;

3) угроза увольнения, если его  инициаторы наберут нужное число  голосов акционеров;

4) угроза скупки контрольного  пакета акций новым инвестором, который, как правило, сменяет  руководство. 

Все системы стимулирования с помощью  вознаграждений должны обеспечивать достижение двух целей. Во-первых, они предлагают руководящим работникам фирм стимулы, побуждающие стремиться к максимизации богатства акционеров. Во-вторых, такие  системы должны помогать фирмам привлекать и удерживать у себя менеджеров, уверенных в том, что их финансовые перспективы зависят от их собственных способностей и энтузиазма, а из таких людей получаются самые лучшие руководители высшего уровня. Хорошо продуманные системы обеспечивают достижение обеих этих целей.

Непосредственное вмешательство  акционеров. Хотя громадное количество акций принадлежит индивидуальным держателям, все большая их доля сосредоточивается у институциональных инвесторов — страховых компаний, пенсионных фондов, взаимных инвестиционных фондов.

Самая фундаментальная перемена, которая  пользуется поддержкой институциональных  инвесторов, заключается в предоставлении большей самостоятельности советам  директоров фирм; контролируемое менеджерами  правление обоснованно считается  слабым звеном в системе подотчетности  менеджеров акционерам фирмы. По мнению большинства экспертов по управлению корпорациями, директора слишком  часто оказываются «в кармане» у  менеджеров, и поэтому институциональные  инвесторы добиваются обеспечения  подлинной независимости правлений. Многие институциональные инвесторы  хотели бы видеть на посту председателя правления внешнего независимого директора, поскольку они не верят в то, что председатель-менеджер служит в  первую очередь акционерам, а не преследует собственные интересы.

Угроза увольнения. До недавнего времени вероятность смещения руководства крупной фирмы ее акционерами была столь незначительной, что не представляла собой серьезной угрозы. Это объяснялось тем, что владение фирмой было настолько распылено, а контроль менеджеров над механизмом управления настолько силен, что акционеры-диссиденты практически не имели возможности собрать нужное для смещения менеджеров число голосов. Однако в настоящее время положение меняется. Стандартные причины отставок руководителей типа «по состоянию здоровья» и «по причинам личного характера» все больше уступают место мотиву «по просьбе правления».

Угроза враждебного поглощения фирмы. Враждебное поглощение, т. е. поглощение, которое может произойти против воли руководителей корпорации, чаще всего бывает в тех случаях, когда акции фирмы ввиду плохого управления имеют заниженную - относительно потенциала фирмы - стоимость. В подобных случаях менеджеры фирмы, перешедшей в другие руки, обычно увольняются, а оставшиеся теряют ту самостоятельность, которой они пользовались ранее. Это обстоятельство является для менеджеров сильным стимулом, побуждающим их стремиться к максимизации цены акций.

Агентский конфликт «акционеры – кредиторы». Кредиторы имеют право на часть доходов предприятия в размере процентов и выплат в счет погашения основного долга, а также на активы предприятия в случае его банкротства. Но контроль за решениями, от которых зависят рентабельность и рисковость активов, осуществляют акционеры, действующие через менеджеров предприятия.

Кредиторы ссужают средства под  проценты, ставка которых, кроме прочего, зависит от:

1) рисковости имеющихся у предприятия активов;

2) ожидаемой рисковости будущих дополнительных активов;

3) существующей структуры капитала  предприятия; 

4) ожидаемых будущих решений,  затрагивающих структуру капитала  предприятия. Кредиторы определяют  свои требования доходности, учитывая  эти факторы. 

Акционеры, действующие через менеджеров, могут направить средства предприятия  в сферу более рискованных  проектов по сравнению с проектами  предшествующих периодов и ожиданиями кредиторов. Тогда увеличение риска  приведет к повышению требуемой  доходности по долговым обязательствам предприятия и к снижению рыночной стоимости невыплаченного долга, т.е. к потерям кредиторов.

 

Список использованной литературы:

  1. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник.-М.: ИНФРА –М, 2007.
  2. Финансовый менеджмент. Под.ред. Стояновой Е.С. -  М.: Перспектива, 2008.
  3. Шохин  Е. И. Финансовый менеджмент, Издательство: КноРус, 2011 г.
  4. Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебн.пособие / Пер.с франц. Под ред. проф. Соколова Я.В. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

 

Тема 5. Поведенческие финансы.

    1. Основы поведенческих финансов. Теории развития как науки.
    2. Характеристика поведенческих финансов. Субъективные факторы, определяющие поведение инвесторов на рынке.

 

5.1. Основы поведенческих финансов. Теории развития как науки.

Подавляющее большинство  классических финансовых теорий опираются  на предположение о рациональном поведении инвестора на рынке, что подразумевает:

-  использование участниками рынка одинаковой и доступной всем релевантной информации;

-  использование одинаковых методов обработки информации и получение одинаковых количественных оценок относительно одного и того же рыночного актива;

- наличие у инвесторов  одних и тех же целей (максимально  возможный доход при заданном  уровне риска) и одинакового  горизонта планирования;

-  в условиях неопределенности действия инвесторов соответствуют принципу максимизации ожидаемой полезности.

В то же время многочисленные исследования, проводившиеся в последние  десятилетия, дают основания полагать, что движение рыночных цен и поведение  рынка в целом не могут быть описаны классическими финансовыми  теориями и моделями с достаточной  степенью достоверности. Причина заключается  в том, что поведение инвесторов на рынке не является рациональным, то есть не соответствует предположениям, лежащим в основе данных теорий и  признанным существенными для возможности  их эффективного использования.

Исследование разнообразных  рыночных ситуаций и получение достаточно большого количества примеров, подтверждающих иррациональную природу человеческой деятельности, в том числе и  в финансово-инвестиционной сфере, привели к возникновению нового направления финансовой науки —  поведенческих финансов.

Поведенческие финансы — направление финансового менеджмента, учитывающее иррациональную природу поведения инвесторов и финансистов на рынке в условиях неопределенности и риска при принятии решений финансово-инвестиционного характера.

Работа над  выявлением психологических предрасположенностей и отклонений в поведении людей  велась на протяжении нескольких десятилетий. В 1970-х г.г. лауреат Нобелевской  премии Дэниел Канеман и Эймон Тверски систематизировали и дополнили их перечень, заложив основу новой академической дисциплины – теории поведенческих финансов. Авторы поставили перед экономистами задачу фокусироваться не на идеальных процессах выбора, а на реально используемых людьми. Психологи Канеман и Тверски преобразовали ряд концепций и наблюдений теории познавательного диссонанса в теорию возможностей, которая позже легла в основу новой дисциплины – теории поведенческих финансов.

Для обозначения  «запрограммированных» свойств  разума исследователи используют термины  «эвристика», «отклонение» и «эффект». Эти свойства позволяют указать  на возможные источники нерациональности принятия индивидуальных и групповых  решений. Эвристика – это подсознательный  прием для упрощения процесса анализа сложных ситуаций и вероятностей. А. Тверски и Д. Канеман выделили три типа эвристики: подобия, наличия и якоря.

Эвристика подобия. Тверски и Канеман пришли к выводу, что:

1) у людей сильно  развита интуиция относительно  результатов выборок, но:

2) она часто  подводит из-за ряда фундаментальных  проблем; 

3) неправильная  интуиция свойственна в равной  степени и непрофессионалам, и  подготовленным специалистам;

4) следование  неправильной интуиции приводит  специалистов (ученых) к неприятным  последствиям.

Эвристика наличия заключается в склонности людей оценивать вероятность наступления некоего события на основе сохранившейся в памяти яркой и/или недавней информации.

Эвристика якоря. В этом случае люди исходят из неких первоначальных оценок и подходов, которые становятся базой для характеристики новых ситуаций.

Считается, что поведенческие финансы как наука возникли в 1985 году, когда в журнале Journal of Finance были опубликованы две важные работы, посвященные исследованию влияния психологических факторов на движение биржевых котировок и получаемую инвесторами доходность.

Информация о работе Курс лекций по "Финансовому менеджменту"