Курс лекций по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 23:57, курс лекций

Описание работы

Формирование современных фундаментальных знаний в области теорий управления финансами организаций (предприятия), раскрытие базовых, сущностных основ взаимодействия теории и практики финансового менеджмента.

Файлы: 1 файл

КЛ.docx

— 1.05 Мб (Скачать файл)

В применении к финансовым рынкам «эффект толпы» получил название «информационный каскад». Инвестор принимает решение, наблюдая за действием  большого количества других участников рынка и имитируя их. В условиях ограниченных возможностей своевременного получения и обработки огромного  количества информации следование поведению  толпы иногда может оказаться  единственным способом решения проблемы выбора в ситуации неопределенности. Но и без воздействия «коллективного сознания» люди часто принимают  абсолютно нерациональные решения. Например, в ситуации, когда кажется, что есть возможность каким-то образом  воздействовать на результат совершаемой  операции. Чаще всего это вызвано необходимостью выполнять определенные действия, формирующие «иллюзию контроля» над развитием событий.

Человек склонен принимать на себя гораздо больший риск, если он участвует  в игре, условия которой сформулированы так, что необходимость совершения определенных действий вызывает у играющего  «иллюзию контроля», т.е. уверенность  в том, что конечный результат  зависит от его способностей. При  этом совершенно одинаковые по сути, но по-разному сформулированные игры («иллюзия контроля» может возникнуть при  иной формулировке условий) могут изменить у играющего как решение принимать или не принимать в них участие, так и величину денежной суммы, которой он готов рискнуть в этой игре.

Важным примером нерационального  поведения индивидуумов является нарушение  принципов теории ожидаемой полезности, известное как парадокс Алле, которая  утверждает, что при необходимости  выбора одной из альтернатив субъект  всегда выбирает ту, где больше ожидаемая  полезность.

 

    1. Характеристика поведенческих финансов. Субъективные факторы, определяющие поведение инвесторов на рынке.

Все субъективные факторы, определяющие поведение инвесторов на рынке, следует разделить на две категории.

К первой необходимо отнести ошибочное восприятие действительности или неверную оценку реальной ситуации и, как следствие, неверные решения, вызванные сложившимися стереотипами мышления, свойственными практически всем людям в любой сфере деятельности, в том числе финансовой.

Ко второй относятся эмоциональные факторы, определяющие поведение людей в определенных обстоятельствах, также заложенные в природе человека и присущие подавляющему большинству индивидуумов.

Можно выделить три ситуации, приводящие к получению неверных оценок и в дальнейшем к нерациональным действиям. Причиной возникновения данных ситуаций являются заблуждения и предвзятые мнения, связанные именно с эвристическими подходами к оценке полученных данных.

1. Переоценка  имеющейся информации.

Если человек владеет  информацией, которая соответствует  сложившимся у него стереотипам  относительно каких-либо событий, явлений, процессов, причин их возникновения  и их будущих последствий, он начинает придавать данной информации слишком  большое значение (даже в случае, когда она абсолютно бесполезна для принятия верного решения) и игнорировать действительно значимые факторы. Очень часто людям кажется, что существует определенная взаимосвязь между событиями и явлениями на самом деле никак не связанными между собой. Следствием является иллюзорная корреляция между фактами, которая, в свою очередь, приводит к иллюзии контроля.

Большим количеством различных  экспериментов доказано, что даже если человек знает о бесполезности  имеющейся информации, она действует  на его подсознание, корректируя  процесс оценки некоторого события.

2. Неправильное  использование на практике моделей  теории вероятностей и математической  статистики при оценке достоверной  и значимой информации.

Особенно обоснованными  и адекватными часто представляются оценки, являющиеся результатом применения математических, а именно вероятностных  и статистических методов. Однако как  раз здесь возникает значительное количество заблуждений, ведущих к  необоснованным выводам. Причина в  том, что, пытаясь оценить вероятность  появления того или иного результата из нескольких возможных, люди обычно полагаются на репрезентативность. При  этом широко используются среднестатистические данные, без учета того, что полученные результаты верны лишь для достаточно большого количества экспериментов.

3. Влияние на  формирование оценки способа  описания ситуации и подачи  информации (как значимой, так и  бесполезной).

Психология людей в  восприятии имеющейся информации такова, что различные способы представления  данных ведут к получению различных  оценок. Например, при необходимости  оценить некоторую итоговую величину на основании представленных для  визуального восприятия данных, меньшие  значения будут даны там, где были меньше стоящие в начале цифры.

Можно сделать вывод, что  информация, которая должна являться самым главным фактором в оценке ситуации принятия важных решений, зачастую оказывает прямо противоположное  действие, и основные причины этому  следующие:

-  люди принимают ограниченную информацию за исчерпывающую и достаточную;

-  люди принимают доступную, имеющуюся в их распоряжении, информацию за информацию действительно значимую в данном случае;

-  люди не сознают значимость имеющейся информации;

-  владея необходимой и достаточной информацией, люди применяют неверные методы для ее оценки;

-  люди склонны видеть закономерность там, где в действительности имеет место случайность.

Не меньший вклад в  нерациональность поведения на рынке  вносят и эмоциональные факторы, заложенные в самой природе человека. Именно они заставляют людей вести  себя определенным образом в ситуациях, где неизбежно проявляется действие характерного фактора.

Наиболее существенными проявлениями, отражающими особенности человеческой психики, являются следующие.

1. Эффект определенности. Предпочтение меньшего дохода, но «наверняка», т.е. со 100%-ной уверенностью, большему доходу, но с некоторой меньшей вероятностью получения.

2. Эффект оформления. Заключается в разном восприятии подавляющим большинством людей проблемы, если она описана в разных («отрицательных» или «положительных») формулировках и соответственно разных предпочтениях, что очевидным образом противоречит теории рационального выбора.

3. Эффект изоляции. Упрощая выбор между различными перспективами, люди игнорируют общие черты, сосредотачивая внимание на различиях. Это может приводить к разным предпочтениям в одинаковых ситуациях, если возможны несколько вариантов разложения перспектив на одинаковые и различные компоненты.

4. Нелинейность предпочтений. С ростом возможных сумм выигрышей или потерь сглаживается значимость одинаковой по абсолютной величине разницы между этими суммами. Например, если приходится выбирать между возможной прибылью в 200 или 300 у.е., разница в 100 у.е. существенна. Однако если речь идет о суммах в 1200 и 1300 у.е., та же самая разница — 100 у.е. — уже не имеет такого значения. А суммы 10 200 у.е. и 10 300 у.е. воспринимаются практически одинаково.

5. Отвращение к потерям. Отрицательные эмоции людей, переживаемые в связи с потерями, намного сильнее положительных эмоций, связанных с получением прибыли.

6. Эффект компетентности. Люди склонны к большему риску в тех областях, в которых они более компетентны, независимо от того, могут ли их осведомленность и профессионализм каким-либо образом повлиять на вероятность того или иного исхода.

7. Эффект информационного каскада (эффект толпы). Люди часто подвержены влиянию стороннего мнения, что проявляется даже в том случае, если они точно знают, что источник мнения некомпетентен в данном вопросе.

8. Склонность воспринимать ситуацию через призму собственных желаний и ожиданий, принимать желаемое за действительное, формирующая предвзятое мнение и в результате ошибочные решения.

9. Склонность игнорировать события, противоречащие сложившемуся взгляду на конкретный рыночный объект.

10. Эффект капкана. Капкан — это ситуация, когда инвестор уже вложил деньги, время, усилия в некоторый проект и принимает решение продолжать это делать ради своих первичных вложений, хотя перспективы его серьезно ухудшились.

11. Иллюзия контроля. Склонность к большему риску в ситуации кажущейся возможности влияния на исход операции. Возникает, когда индивидууму необходимо производить определенные действия, на самом деле не оказывающие влияния на будущий результат.

12. Эффект консерватизма. Замедленное изменение субъектами своих убеждений под влиянием новой информации.

Выявленные эффекты и аномалии, которые в то же время являются закономерностями поведения людей  в условиях неопределенности и риска, объясняют многие факты «нерационального»  поведения участников финансового  рынка.

 

 

Основным достижением  поведенческих финансов можно назвать  осознание того факта, что в области  финансов, как и во всех остальных  областях своей деятельности, люди принимают решения и действуют  под влиянием сложившихся стереотипов, иллюзий восприятия, предвзятых мнений, ошибок в анализе информации и  самых обыкновенных эмоций.

В противоположность признакам  рационального поведения, на которых  основываются классические финансовые теории, поведенческие финансы представляют следующие характеристики нерационального  поведения, присущие современным участникам фондовых рынков.

  • инвесторы не придерживаются пассивных стратегий, подразумеваемых теорией эффективных рынков. Они весьма активно продают и покупают ценные бумаги, часто используя недостоверную или устаревшую информацию, следуют советам «экспертов», на самом деле не являющихся таковыми, используют разнообразные модели для прогнозирования будущих рыночных цен и недостаточно диверсифицируют свои рыночные портфели.
  • Инвесторы не оценивают рискованные мероприятия в соответствии с принципом максимизации ожидаемой полезности. Они не объективно оценивают вероятностные характеристики ожидаемых результатов по причине отвращения к потерям и переоценки желательных результатов. Также и окончательный результат рассматривается не с точки зрения уровня итогового благосостояния, а в терминах выигрышей и потерь, сравниваемых с некоторой пороговой величиной, меняющейся в зависимости от конкретной ситуации.
  • Инвесторы прогнозируют будущие неопределенные величины (например, поток доходов, генерируемый некоторой ценной бумагой), строят статистические и вероятностные модели, основываясь на информации, относящейся к краткосрочному предшествующему периоду, которая никак не может служить основой для применения аппарата теории вероятностей и математической статистики.
  • Инвесторы могут принимать различные инвестиционные решения, в зависимости от формы постановки задачи («эффект оформления»). Наиболее распространенным примером является вопрос выбора между акциями и облигациями в качестве долгосрочного объекта инвестирования. Если, оценивая привлекательность облигаций, инвестор сравнивает их с долгосрочными акциями, он принимает решение в пользу последних, по результатам, полученным в течение значительного периода времени. Если же объектом альтернативного варианта вложения является краткосрочное вложение в акции, то, как правило, наиболее привлекательными кажутся облигации.
  • Вследствие присущего им консерватизма и пользуясь эвристическим правилом репрезентативности, инвесторы проявляют либо недостаточную, либо чрезмерную реакцию, что влияет на формирование цен на финансовые активы и, как следствие, на величину получаемого инвесторами дохода.

 

 Особенно ярко нерациональное поведение  проявляется в ситуации неопределенности и риска, в которых и проходит вся предпринимательская, инвестиционная, финансовая деятельность. Весьма важным является то обстоятельство, что влиянию  выявленных субъективных факторов подвержены абсолютно все, независимо от профессиональной подготовки, сферы деятельности и  опыта работы. В сложных жизненных  ситуациях, связанных с неопределенностью  и риском, люди ведут себя одинаково, совершая те же ошибки. Учет выявленных факторов поведенческих финансов позволит существенно повысить эффективность  финансовой стратегии и тактики  участников рынка.


 

 

Список использованной литературы:

  1. Лимитовский М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений: - М.: ООО Издательско-консалтинговая компания «ДеКа», 2008.
  2. Шохин  Е. И. Финансовый менеджмент, Издательство: КноРус, 2011 г.
  3. Бригхем Юджин Ф. Энциклопедия финансового менеджмента: сокр.пер. с англ. / Ред. кол.: Емельянов А.М., Воронов В.В., Кулишин В.И. и др. – 5-е изд. – М.: РАГС, Изд-во «Экономика», 1998.
  4. Зви Боди, Роберт К. Мертон, Финансы, Издательство: Вильямс

2009 год.

  1. Финансы. С. В. Барулин. – М.: КноРус,     2011.

 

Тема 6. Рынки капиталов и денежные рынки.

    1. Функционирование денежного рынка .
    2. Функционирование  рынка капитала.

 

    1. Функционирование денежного рынка .

Денежный рынок – это часть рынка ссудных капиталов, где осуществляются, в основном, краткосрочные депозитно-ссудные операции, обслуживающие движение оборотного капитала предприятий, краткосрочных ресурсов банков, учреждений, государства и частных лиц.

Важнейшими  инструментами операций на денежном рынке являются казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты и другие средства расчетов.

Институциональная структура денежного рынка состоит из банков, компаний, брокерских и дилерских фирм, различных фондов и других финансово-кредитных учреждений. Средства, привлекаемые банками, прежде всего, коммерческими, и прочими финансово-кредитными учреждениями, являются источниками ресурсов денежного рынка.

Основными заемщиками денежных ресурсов выступают промышленные и торговые фирмы, финансово-кредитные институты, государство. С помощью денежного рынка осуществляется регулирование ликвидности банков путем взаимного предоставления краткосрочных кредитов. На состояние денежного рынка существенное воздействие оказывают циклические изменения в экономике, инфляция, а также проводимая государством денежно-кредитная политика.

Информация о работе Курс лекций по "Финансовому менеджменту"