Мероприятия по разработке эффективной стратегии туристической фирмы и оценка их эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:04, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка и обоснование эффективной стратегии деятельности туристической фирмы.
Достижение поставленной цели исследования осуществлялось через последовательность решения логически обусловленных и взаимосвязанных задач:
- выполнить теоретический анализ основ стратегического управления организацией;
- провести комплексный анализ деятельности турфирмы;
- провести анализ отрасли и конкуренции, факторов внутренней и внешней среды организации;
- разработать проект мероприятий по формированию эффективной стратегии деятельности фирмы;
- провести расчет экономической эффективности от реализации предложенных мероприятий;
- исследовать технологию разработки мероприятий по формированию эффективной стратегии.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и принципы стратегического управления организацией
1.1 Сущность стратегического управления
1.2 Принципы стратегического управления
1.3 Инструментарий стратегического управления
1.4 Стратегическое управление в туристской отрасли
Глава 2. Анализ деятельности туристической фирмы ООО "ХХХ"
2.1 История создания и развитие организации
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ООО "ХХХ"
2.3 Анализ финансово-экономических показателей деятельности ООО "ХХХ"
Глава 3. Мероприятия по разработке эффективной стратегии туристической фирмы и оценка их эффективности
3.1 Разработка проекта мероприятий по формированию конкурентных преимуществ ООО "ХХХ" в целях совершенствования её стратегии на туристическом рынке
3.2 Расчёт и обоснование экономической эффективности проекта по формированию конкурентных преимуществ туристической фирмы
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

диаграммы.doc

— 658.00 Кб (Скачать файл)
 

     К группе демографических факторов относится  также урбанизация (увеличение доли городского населения), степень которой прямо пропорциональна интенсивности туристских поездок. Самый высокий уровень урбанизации в таких городах как Москва и С.-Петербург. Степень туристской активности в городах значительно выше, чем в сельской местности. Причем чем крупнее город, тем большее число его жителей выезжает в туристские поездки. Это объясняется, прежде всего, потребностью в отдыхе (связанном со сменой обстановки), вызванной перегрузками и нервным напряжением. К тому же на решение горожанина о совершении поездки с познавательными целями оказывает влияние общий более высокий культурный и образовательный уровень городского населения

     Б. Тенденции в образе жизни. Образ жизни населения по сравнению с 90-ми годами ХХ в изменился. Если раньше у большинства граждан не было возможности отдохнуть за границей, и приходилось проводить свой отпуск на даче, то теперь уровень доходов населения ,хоть и не намного но вырос, и все большее количество граждан стремятся отдохнуть за пределами РФ. На смену образу жизни, который можно было охарактеризовать как статичный, когда основная масса населения годами не покидала своего дома, приходит новый, динамичный стереотип жизни: смена обстановки становится в современных условиях бурного городского ритма жизни крайне необходимой Туристские поездки становятся менее продолжительными, но более частыми. В зарубежной литературе это явление получило название "путешествия с интервалами". Вместо одного длительного ежегодного путешествия все чаще предпочтение отдается нескольким более коротким (например, двухнедельный отдых летом на море, недельный — зимой в горах, а также несколько поездок в выходные и праздничные дни). Подобные поездки означают рост активности и мобильности туристов. "Краткосрочные" посетители обычно несут большие расходы в расчете на один день пребывания в посещаемом месте по сравнению с туристами, совершающими длительные поездки. Кроме того, "путешествия с интервалами" совершаются в течение всего года, способствуя тем самым решению одной из основных проблем туризма — сглаживанию сезонных колебаний спроса.

     "Путешествия с интервалами" будут определять характер развития туризма в третьем тысячелетии. Такой вывод сделала английская консалтинговая фирма "Ховат УК", проводившая по заказу ВТО исследование динамики отпускного времени в 18 странах мира, на долю которых приходится более 70 % всех туристских расходов. В результате был получен прогноз, что в XXI в. продолжительность туристских поездок сократится до 3—4 дней, однако частота перерывов для отдыха и интенсивности восстановления жизненных сил человека возрастет.

     4. Технологические  факторы

     Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, в  значительной степени воздействуют на развитие туризма, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов.

     Развитие  науки и техники способствует совершенствованию средств массового  производства туристских услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий). Так, коренная техническая реконструкция транспорта позволила создать комфортабельные условия для перевозки большого количества путешественников. Удобные, быстрые, сравнительно доступные транспортные средства (прежде всего авиация) для перевозки туристов на большие расстояния в значительной степени способствовали развитию туризма.

     Дальнейшее  развитие транспорта и его воздействие  на туризм будет, по мнению специалистов, идти по двум основным направлениям:

     1. количественное развитие (увеличение  числа различных видов транспорта); качественное развитие (повышение скорости движения, безопасности перевозок и комфорта пассажиров).

     2. Особо следует отметить внедрение  в индустрию туризма компьютерной техники, без чего организация массовых туристских путешествий в настоящее время невозможна. Информационные технологии позволяют интегрировать производство туристских продуктов и их распределение. Интернет в туризме не только выполняет функцию передачи и обмена информацией, но и формирует новую систему сбыта, которая напрямую связывает конечных потребителей с поставщиками туристских услуг и уже сегодня составляет реальную конкуренцию традиционным каналам реализации туристских продуктов.. Так, несмотря на то что использование Интернета в отечественном туристском бизнесе только начинается, игнорирование мировых тенденций развития туристской индустрии может уже в ближайшее время обернуться большими финансовыми потерями, когда туристская деятельность будет немыслима без соответствующих информационных технологий.

     5. Институциональные  факторы

     А. Образование. Потребность в квалифицированных специалистах в области туризма высока. Для ее удовлетворения необходимо активное участие в процессе подготовки кадров профильных учебных заведений. Руководство ООО "ХХХ" отмечает невысокий уровень подготовки, отсутствие практических навыков у выпускников ВУЗов.

     Компания  производит набор сотрудников преимущественно  с опытом работы в данной сфере, и  обязательно со знанием иностранного языка(английский или немецкий). Это обусловлено ее репутацией. Сотрудники, которые не имеют опыта работы в туристическом бизнесе( в основном это выпускники ВУЗов), обязательно проходят обучение на курсах и набираются необходимого опыта.

     Б. Коммуникации. Для партнеров и клиентов компании существуют средства связи. Это очень важно, так как общение с потребителями одно из главных критериев, улучшения качества обслуживания. Существует специально разработанный сайт в Интернете, где клиенты могут найти важную для них информацию.

     6. Природно-географические факторы

     Природно-географические факторы (такие как: рельеф, климат, природные ресурсы, водные ресурсы, растительный мир, животный мир и т.д ) являются определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения. Здесь все зависит от выбора клиента, кто-то хочет позагорать на солнышке на берегу моря, кто-то хочет провести свой отпуск катаясь на горных лыжах.

     Однако  следует учитывать, что природные  явления могут приводить как  к всплескам, так и спадам туристской активности. Например, последнее полное солнечное затмение XX в. (лето 1999 г.) в Европе особенно хорошо наблюдалось на территории Румынии. Умело проведенная рекламная кампания этого события привела к тому, что в 1999 г. количество туристских прибытий в эту страну возросло по сравнению с 1998 г. примерно на 200 тысяч. С другой стороны все помнят разрушающее цунами и наводнение в конце 2005г. в Юго-Восточной Азии на 4 млн. человек по сравнению с 2004г. Разрушительное землетрясение на севере Турции (1999 г.) повлекло за собой сокращение потока посетителей по сравнению с 1998 г. на 2 млн человек.

     7. Культурно-исторические  факторы

     Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления  развития туризма. Так же сюда можно  отнести и крупные спортивные соревнования, например Олимпийские игры, Чемпионаты Мира и Европы по футболу, которые дают мощный импульс к развитию туристического бизнеса в той стране, где они проводятся

     8. Экологические факторы

     Экологические факторы оказывают на туризм самое  непосредственное воздействие, так как окружающая среда является основой и потенциалом туристской деятельности.

     Непропорциональное  развитие туризма может подрывать  саму основу его существования: туризм потребляет природные ресурсы; в  центрах массового туризма этот процесс приобретает разрушительный характер (изменение естественных условий, ухудшение жизненных условий людей, животного и растительного мира и т.д.). Разрушение природной среды влечет за собой спад туристского предложения (проблема монокультуры туризма).

     Сдерживающим  фактором развития туризма являются зоны радиоактивного, химического и  других видов загрязнений. Так, в Беларуси после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. сложилась принципиально новая экологическая ситуация, при которой значительную часть туристско-рекреационных ресурсов республики в обозримом будущем вряд ли можно будет использовать для туризма и отдыха населения.

     9 Сезонность

     Особое  место среди факторов, оказывающих  влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая специфическая проблема.

     Сезонность  — это свойство туристских потоков  концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода  времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. В странах Северного полушария с умеренным климатом основными ("высокими") сезонами являются летний (июль—август) и зимний (январь—март). Кроме того, выделяются межсезонье (апрель—июнь, сентябрь) и "мертвый сезон" (октябрь—декабрь), при которых туристские потоки затухают и спрос снижается до минимума.

     Так, согласно статистическим данным, в  Европе на два летних месяца приходится до половины всех туристских поездок. В странах, где годовые колебания  температуры и других элементов  климата незначительны, сезонность туризма проявляется слабее (например, Марокко имеет круглогодичный туристский сезон); сезонность в туризме определяется главным образом факторами климатического, социального и психологического характера.

     Климатические факторы связаны с тем, что в большинстве регионов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения, занятий спортом различаются по месяцам года.

     Социальные  факторы обусловлены тем, что  большая часть школьных каникул  приходится на летние месяцы. Поэтому  родители стремятся приурочить свой отпуск к этому времени и отдыхать вместе с детьми. Высокий уровень спроса на туристские поездки летом связан и с распространенной в европейских странах практикой остановки предприятий на профилактический ремонт в июле — августе (месяцы наименьшей производительности труда).

     Негативные  последствия сезонной неравномерности  спроса требуют изучения данного явления и принятия организационных, экономических и социальных мер по сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме. С этой целью туристские организации и предприятия практикуют сезонную дифференциацию цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные — в межсезонье и пониженные — в "мертвый сезон"; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), стимулирование развития видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям (например, деловой, конгрессный и т.д.)

     Конкуренты

     Любой фирме противостоит широкий спектр конкурентов. Рыночная теория гласит, что для того, чтобы преуспеть  в бизнесе, фирма должна удовлетворять потребности клиентов лучше, чем ее конкуренты. Она должна приспособиться не только к изменяющимся потребностям клиентов, но и к стратегиям конкурентов. Фирма должна получить стратегическое преимущество, внедрив в сознание клиентов приоритет своих товаров.

     Единой  стратегии конкурентной борьбы не существует. Каждая фирма должна выбирать стратегию  соответственно своим размерам и  положению на рынке.

     Основными конкурентами ООО "ХХХ" являются фирмы: Infinity Travel, "Аэро Клуб", "СТБ Турс", Andrews Consulting Travel House.  

 

      Таблица 2.9. Конкуренты

Название  турфирмы Объем продаж, тыс. руб. Уровень цен Числен-ность  персонала, чел. Перечень основных видов услуг Ур-нь обслуживания клиентов
"ХХХ" 182785 Средние по рынку 64 Бронирование  гостиниц, авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые  услуги, отдых за рубежом, Организация  корпоративных мероприятий( MICE), трансферы по Мокскве Высокий
Infinity Travel 158257 Выше средних 72 Бронирование  гостиниц, авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые услуги, отдых за рубежом, Организация корпоративных мероприятий( MICE) Высокий
Аэроклуб 126523 Средние по рынку 32 Бронирование  гостиниц, авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые  услуги Низкий
Jenico Travel 135673 Выше средних 37 Бронирование  гостиниц, авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые услуги, трансферы по Москве Средний
"СТБ Турс" 128954 Высокие 35 Авиа и ж/д  билеты, паспортно-визовые услуги, отдых  зарубежом Средний
Andrews Consalting Travel House 180517 Выше средних 64 Бронирование  гостиниц, авиа и ж/д билеты, паспортно-визовые услуги, отдых за рубежом, Организация корпоративных мероприятий (MICE), трансферы по Москве Высокий
Другие 125000        

Информация о работе Мероприятия по разработке эффективной стратегии туристической фирмы и оценка их эффективности