Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан.docx

— 250.86 Кб (Скачать файл)

    В оборонной промышленности проблемами являются: практическое отсутствие научных  исследований; отсутствие полного цикла  производства (в основном производятся комплектующие); недостаточное эффективное  взаимодействие со своими главными потребителями - Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Казахстана; ограниченное количество потенциальных  потребителей (в основном казахстанская  военная продукция может заинтересовать только государства-члены ОДКБ); низкая рентабельность производства, недостаточное  государственное финансирование.

    В свою очередь Казахстан намерен  в ближайшие годы в рамках масштабной индустриализации страны проводить  политику государственного регулирования  и поддержки в отношении отечественного оборонно-промышленного комплекса.

    Акционерное общество «Национальная компания «Казахстан инжиниринг» (KazakhstanEngineering) - (далее – Компания) создана в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 марта 2003 года № 244 «О некоторых вопросах оборонно-промышленного комплекса Республики Казахстан» путем преобразования в акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью со стопроцентным участием государства в уставном капитале некоторые республиканские государственные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие свою деятельность в отрасли оборонной промышленности и передачи государственных пакетов акций обществ и государственной доли участия товариществ в оплату уставного капитала Компании.

    В соответствии с постановлением Правительства  Республики Казахстан от 24 октября 2006 года № 1020 «О передаче государственных  пакетов акций некоторых акционерных  обществ в уставный капитал акционерного общества Казахстанский холдинг  по управлению государственными активами «Самрук», государственный пакет  акций Компании был передан в  оплату размещаемых акций АО «КХУГА «Самрук» (ныне - АО «ФНБ «Самрук-Казына»). Так, развитие ВПК, в частности машиностроения, находится в ведении национальной компании, дочерней организации АО «ФНБ «Самрук-Казына».

    В состав оборонных предприятий Компании входят 2 научно-исследовательских, 1 опытно-конструкторское, 3 ремонтных и 8 машиностроительных предприятий, сохранившихся от ОПК  СССР, из которых 5 предприятий из 14 производят продукцию военного назначения (далее - ПВН) для силовых структур Республики Казахстан.

    Во  многих государствах оборонно-промышленный комплекс (далее – ОПК) является локомотивом экономики. Развитие данной отрасли оказывает значительное влияние на развитие государства в целом, его безопасность и авторитет в международном сообществе. Через развитие ОПК наиболее экономически развитые страны мира осуществляют значительные инвестиции в передовые технологии, в фундаментальную и прикладную науку, в элементную базу, стимулируя их развитие.

    Отечественный ОПК характеризуется несбалансированностью  структуры производства специальной  продукции с потребностями в  ней Вооруженных Сил и других силовых структур, низкой производительностью, нарастающим износом основных фондов, общей технической и технологической  устарелостью предприятий. Основная часть  предприятий специализируется только на капитальном ремонте отдельных  номенклатур вооружений и военной  техники (далее - ВВТ). Отсутствует производство вооружения и военной техники  с полным технологическим циклом для внутренних потребностей. В то же время имеются предприятия  по производству морского подводного оружия на экспорт.

    Также для определения направлений  развития Компании в отрасли машиностроения и ОПК был проведен SWOT-анализ, который позволил выявить пути эффективного использования внутренних сильных сторон, предупреждения слабых и нейтрализовать угрозы за счет возможностей (рис. 3.3). 

      Сильные стороны
      Слабые стороны
  • принадлежность к Фонду и нахождение под управлением Министерства обороны;
  • наличие технологических компетенций и опыта в ряде предприятий Компании;
  • присутствие в некоторых привлекательных сегментах (железнодорожной и нефтегазовой отраслях) и опыт взаимодействия с потребителями в этих сегментах;
  • обеспечение выполнения гособоронзаказа на предприятиях Компании.
-отсутствие  фокуса, широкая степень диверсификации  и малый масштаб операций предприятий  Компании;

-низкое  качество и инвестиционная привлекательность  активов, входящих в портфель;

  • низкий уровень компетенций в маркетинге, продажах, закупках и сервисе, -относительно небольшой объем внутреннего рынка;
  • дефицит квалифицированных кадров.
        Возможности
        Угрозы
-повышение  эффективности активов посредством  реструктуризации портфеля, фокуса  и повышения эффективности операций; - реализация возможностей растущего  спроса на продукцию машиностроения  и инжиниринговые услуги;
  • возможности приобретения лицензий или предприятий - производителей конкурентоспособной продукции;
  • расширение рынка в связи с вступлением в таможенный союз с Российской Федерации и республики Беларусь;
  • трансферт технологий за счет создания СП с компаниями Европы и США, являющихся технологическими лидерами в определенных сегментах и нишах;
  • развитие внутристрановой и международной кооперации, в том числе использование географической близости к России и Китаю.
-банкротство,  ограниченный период времени  на проведение преобразований;

нестабильность  получения заказов, особенно в оборонно-промышленном комплексе;

-рост  конкуренции на рынке машиностроения;

-ограниченные  возможности по финансированию;

-отсутствие  преференций (при прочих равных  условиях) от Фонда при работе  с внутренними потребителями.

 

    Рисунок 3.3 SWOT-анализ деятельности АО «НК «Тау-Кен Самрук». 

    В результате SWOT-анализа выявлены стратегические проблемы, а также возможности для роста:

  1. Стратегические проблемы:

    1.1 Отсутствие стратегического фокуса

    - корпоративный портфель группы Компании сильно диверсифицирован, предприятия разрознены и не являются лидерами ни на одном из сегментов рынка;

    - стратегический фокус отсутствует, а синергетический потенциал недоиспользуется;

    - ряд видов деятельности (ТНП и пр.) не соответствует основному направлению группы Компании, возникли случайно, не имеют ни масштаба, ни компетенций, в большинстве случае убыточны;

    - вследствие отсутствия стратегического фокуса и распыления ресурсов, эффективность группы Компании снижается и, как следствие, снижается его стоимость.

    1.2 Низкое качество активов, входящих в портфель Компании

    - низкая стоимость бизнеса Компании определяется низким качеством активов предприятий группы Компании, входящих в ее корпоративный портфель;

    - за некоторым исключением, предприятия группы Компании имеют низкий уровень прибыльности операций или убыточны;

    - практически все предприятия группы Компании разрушают стоимость бизнеса, так как показатель ROIC32в этих предприятиях ниже уровня средневзвешенной стоимости капитала WACC33;

    - уровень производительности34 производства предприятий в среднем по группе Компании составляет около 5% от уровня производительности машиностроительных предприятий США;

    большинство предприятий не располагают устойчивыми  конкурентными преимуществами, необходимыми для обеспечения стратегического  контроля и лидерства на рынке;

    - относительно малый масштаб операций и нестабильность в получении заказов не позволяют обеспечить надежную загрузку производственных мощностей, что снижает рентабельность операций;

    - за некоторым исключением, предприятия группы Компании заняты в производстве продукции и услуг с относительно низкой добавленной стоимостью.

    - потребность в финансировании некоторых предприятий группы Компании существенно превышает масштаб бизнеса этих предприятий;

    - практически на всех предприятиях требуется рисковый капитал, возможности финансировать предприятия за счет долговых инструментов, ограничены размером собственного капитала и отсутствием ликвидной залоговой базы;

    - большинство предприятий Компании находятся на начальной стадии развития (либо новые для предприятия проекты (start-up), либо ранняя стадия развития бизнеса35).

    2. Возможности для роста:

    2.1 Возможности для роста в машиностроении.

    - спрос на машиностроительную продукцию в ряде секторов экономики Казахстана устойчиво растет, Компания может реализовать потенциал спроса в привлекательных - нефтегазовом и железнодорожном секторах, в том числе на рынках России и Средней Азии;

    - ожидается устойчивый рост заказов в оборонно-промышленном секторе Республики Казахстан;

    - существуют возможности расширения портфеля машиностроительных активов за счет приобретения лицензий или предприятий - производителей машиностроительной продукции, конкурентоспособной на международном рынке.

    2.2 Возможности для роста в инжиниринге

    - рынок инжиниринговых услуг, только по базовым отраслям экономики Казахстана, составляет не менее $1,7 млрд. и растет с темпом 12% в год;

    - потенциал роста спроса на инжиниринговые услуги на рынках России и Средней Азии также значителен;

    - с учетом растущего спроса и возможностей использования синергии в Фонде, развитие инжиниринга как нового направления бизнеса является привлекательным для Компании, так как позволяет создать значительную стоимость при относительно низких начальных инвестициях;

    - на рынке Казахстана практически отсутствуют национальные игроки, оказывающие квалифицированные услуги в области инжиниринга, при этом инжиниринговые компании являются носителями высокотехнологических компетенций и ноу-хау, а Правительство Казахстана определило развитие инновационного бизнеса в качестве национального приоритета.

    2.3 Возможности для роста в ОПК

    С учетом принятых Правительством Республики Казахстан решений и Военной  Доктриной, предполагается увеличение гособоронзаказа и дополнительные инвестиции в развитие ОПК страны.

    - увеличение гособоронзаказа и дополнительные инвестиции в развитие ОПК страны;

    - обеспечение войск новыми образцами вооружения согласно потребностям Вооруженных Сил РК;

    - проведение модернизации, технического перевооружения военного имущества;

    - проведение государственных испытаний и сертификации;

    укрепление, развитие и перепрофилирование ОПК, широкое использование международного опыта и сотрудничества с зарубежными  странами;

    - проведение единой государственной военно-технической политики и формирование государственного оборонного заказа;

    - поэтапный переход отдельных компонентов на высокотехнологичные образцы, соответствующие лучшим мировым аналогам и стандартам;

    - развитие экспортного потенциала путем расширения рынков сбыта, увеличения номенклатуры и объемов экспортной продукции.

    Таким образом, сложившаяся ситуация в  отрасли машиностроения, требует  нового подхода для повышения  эффективности данного сектора  экономики Казахстана. Так, для повышения  эффективности инвестируемых государством средств в отрасль необходимо развивать вышеуказанные возможности  роста Компании.

    АО  «Самрук-Казына» выделил три этапа  в стратегии развития дочерней организации  и ряд мер, соответствующих каждому  этапу:

    Первый  этап – срок 1-2 года (к 2012 году).

    1.Реструктуризация  активов группы предприятий Компании:

    - оптимизация корпоративного портфеля, включая:

    • реструктуризацию непрофильных активов, в том числе путем продажи неконтрольных пакетов акций Компании в Обществах в целях привлечения инвестиций в акционерный капитал и реализации инвестиционных проектов;
    • внесение изменений в виды деятельности некоторых Обществ в целях повышения эффективности их деятельности и дальнейшего эффективного управления ими;

    - оптимизация структуры и ключевых процессов в Группе Компании.

    Второй  этап – срок 3-5 лет (к 2015 году).

    1. Модернизация, обновление производства и повышения производительности труда:

Информация о работе Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК