Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан.docx

— 250.86 Кб (Скачать файл)

3.1 Меры проведения  инвестиционной политики  государства Фондом  «Самрук-Казына»  в горно-металлургическом  комплексе на примере  дочерней организации  АО «НК «Тау-Кен  Самрук» 

    Как было сказано в предыдущей главе, горно-металлургический комплекс (ГМК) является одним из приоритетных направлений  инвестиционной политики Казахстана. Согласно ГПФИИР, на развитие данной отрасли, повышение ее конкурентоспособности  на мировом рынке и увеличение инвестиционной привлекательности  выделяется 825,3 млрд. тенге. Данная сумма  финансирования уступает по величине лишь агропромышленному комплексу  и нефепереработке и инфраструктуре нефтегазового сектора. В этой связи  механизм проведения инвестиционной политики государства в отрасли металлургии  имеет особое значение. Ниже будет  приведен анализ методов и форм реализации государственной инвестиционной политики Фондом «Самрук-Казына» на примере  дочерней организации АО «Национальная  компания «Тау-Кен Самрук», а также  определены рекомендации по повышению  их эффективности.

    Компания  создана в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан  от 15 января 2009 г. №10 во исполнение поручения  Главы государства на расширенном  заседании Правительства Республики Казахстан, состоявшемся 13 октября 2008 г.

    Целью создания Компании является осуществление  деятельности в области разведки, разработки, добычи, переработки и  реализации твердых полезных ископаемых, воспроизводство минерально-сырьевой базы Республики Казахстан для продвижения  экономических и стратегических интересов государства в управлении государственными активами в горно-металлургической промышленности, а также развитие минерально- сырьевого комплекса  страны, раскрытие потенциала горнорудной  индустрии Казахстана посредством  внедрения новых технологий, повышения  эффективности государственного участия  в реализации проектов в сфере  недропользования.

    Казахстан обладает богатой минерально-сырьевой базой и по ряду металлов (медь, золото, свинец, цинк) входит в десятку лидеров  по размеру разведанных запасов. При этом республика занимает лишь незначительную долю в мировой добыче этих металлов.

    Несмотря  на глобальное сокращение объема рынка продукции горно-металлургического комплекса, вызванное падением спроса в основных потребляющих отраслях, анализ текущих тенденций на сырьевых рынках указывает па возможность стабилизации и укрепления спроса в перспективе до 2020 гг. Продолжающийся рост развивающихся стран, а также восстановление экономики развитых стран обеспечат рост потребления всех видов металлов.

    Необходимым условием реализации Стратегии развития является обеспечение требуемого объема финансирования на начальном этапе  реализации (см. табл. 3.1). Предполагаемые объем и источники финансирования представлены ниже. 

Таблица 3.1. Формирование и распределение  источников финансирования29

                     ммлн долл.США    Инвестиционный  этап     Всего
Наименования  статей 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2010- 2020
Доходы  от реализации 0 202 275 377 864 1723 2443 3584 4777 5151 5449 24 845
Всего расходы 6 126,2 1 99,4       1667,7 669,6     3484,7 1 489,8 3700,0 1 673,4  
Чистая  прибыль  -6,6 67,1 61,3 66,3 191,3 478,4   1 394,70 7 000,90
Операционный  денежный поток  -6,42 37,9 48,2 6,6 430,8 862,6 1296,10 1697,60 1828,90 1977,30 В 1 84,0
Капитальные вложения по программам  32 319 422 737 906 920 661 329 122 161 67 4 666
Создание  сервисного оператора по ГРР 02,06 01,4  0.0 02,8 01,3 0.5 0.6  0.6  0.7 0.7 0.7 1 1.9
Создание  глиноземно-алюминиевого комплекса  21 51 225 550 500 150 0     0     0 0    0 1 497
Металлургический  комплекс гга производству вольфрамовой и молибденовой продукции  0.0 02,1 02.2 05,5 169,7 151 59,5 12,2 62.3 91,6 26 582
Создание  центра по переработке ТМО 01,3 21,2 75,7 55.2 08,8 72,2 236.0 182.6 28, 9 34 35,6 753,2
Программа развития активов по приоритетным ТПИ. в том числе по аффинажному  производству, ферросплавов и прочим. 07,1 243,8 118,7 123.5 226.2 546,6 352.7 133.3 30,8 25.0 04,7 1 812,40
Потребность в финансировании за 277 407 736 876 761 714 340  66 73    0 4 278
Источники финансирования  38 277 407 736 875 761 714 340 6 73    0 4 278
Инвестиции  в уставный капитал, всего  37,4 111,0 110,2 71.5 134,9 160.6 135,9 57,4 13,2 14,7 0.0 846,8
Средства  РБ через ФНБ  31 9 60.7 56.3 36.9 67.5 80.3    О  0.0 0.0 0.0 345.8
Средства  стратегического  партнера 05,5 50.3 53.9  34 67.5 80.3 68.0 28.,7 06,6 07,4 0.0 О 402.6
Совете.средства АО 'Тву-Кен Самрук" О 0.0 О. О    0 О. О О.О 55 28,7  6,6 07,4 98.4
Заемные средства, всего  0,6 166,3 296,9 664,3 740.0 590,5 578,4 282.3 52.8 58.6 О.О 2 331.0
Займы АО "Тау-Кен Самрук"  О.З 83, 1 148.5| 332,1 370 295,2 289,2   26,4 29,3 О.О 1 715.3
 
 

    Потребность в финансировании со стороны РБ через  АО «Самрук-Казына» включает расходы  на проведение геологоразведки, подготовку ТЭО, ПСД проектов и несение части  капитальных затрат. После формирования достаточного собственного капитала проекты  будут реализовываться за счет генерируемых денежных потоков. Совокупный объем  предполагаемых капитальных затрат на инвестиционные программы составит порядка 4 656 млн. долл. США.

    Предполагаемая  структура финансирования реализации инвестиционных проектов включает инвестиции в уставный капитал за счет средств республиканского бюджета через АО «Самрук-Казына», привлечение средств стратегического партнера, а также собственных средств Компании за счет потоков, которые будут генерироваться в рамках проектов. Кроме того, предполагается привлечение заемных средств, в том числе привлекаемых стратегическим партнером.

    Реализация  отраслевых инвестиционных программ обеспечит  решение задач, поставленных в ГПФИИР и отраслевых программах по развитию металлургии и по развитию минерально-сырьевого  комплекса до 2014 года.

    В результате совокупная рыночная стоимость  активов Компании составит порядка 10 982 млн. долл. США. При этом, объем  капитальных затрат составит порядка 4 656 млн. долл. США. Ожидаемое количество создаваемых рабочих мест составит около 18 110 человек.

      
 
 
 
 
 

     В целом к 2020 году Компания будет стремиться к достижению следующих ключевых показателей эффективности: 

    
      Показатель
    2015 год
    2020 год
Производственные    
Уровень технологических переделов производимой продукции
    2
    2-3
    
Количество  наименований производимой продукции
    Не менее 5
    не менее 8
Доля  экспорта производимой продукции от валового объема производства металлургической продукции
    Не менее 30%
    не менее 60%
Финансовые    
Увеличение  валовой добавленной стоимости'1' по сравнению с показателем 2015 года  
    в 2 раза
Маржа EBITDA
    43%
    45%
Долг/EBITDA
    3,04
    0,53
Корпоративное управление    
Рейтинг корпоративного управления согласно методике АО «Самрук-Казына»
    65%
    75%

      

    Выполнение  данных показателей будет осуществимо  при условии достаточной и  своевременной капитализации Компании и своевременного финансирования вкладов  со стороны других участников проектов.

    Для эффективной реализации Программы рассмотрение и отбор инвестиционных проектов должен осуществляться на основе комплексной системы оценки, которая состоит из трех групп критериев: геологические, финансово-экономические и технологические.

    Инвестиционные  решения принимаются на основе суммы  баллов по проектам: от 7 до 9 баллов – принимаются в работу по полному анализу проекта, от 4 до 6 баллов – требуют доработки, до 3 баллов - проекты отклоняются. Критерии отбора проектов:30 

Категория критериев Наименование  критериев Привлекательность в баллах
Низкая

(1 балл)

Средняя

(2 балла)

Высокая

(3 балла)

  1. Геологические (по видам ТПИ)
  1. Количество запасов/ прогнозных ресурсов (на примере свинца и цинка, тыс. т.)
  2. Содержание основного компонента в руде (на примере свинца и цинка, %)
  3. Наличие вредных примесей (на примере свинца и цинка, %)
До 100 
 
 
 
 

До 3 
 
 
 

Более 0,8

От 100 до 200 
 
 
 

3 и более 
 
 
 

Менее 0,8

Более 200 
 
 
 
 

3 и более 
 
 
 

Менее 0,8

  1. Финансово-экономические
  1. Чистая приведенная стоимость (NPV), млн. долл. США
  2. Индекс рентабельности
  3. Источники финансирования
  4. Доля участия ТКС в проектах
Менее 20 
 

Менее 1,1 

ТКС 

0-25%

20-100 
 

1,1-1,52 

Партнер 

25-50%

100 
 

Более 1,52 

Партнер 

Свыше 75%

  1. технологические
  1. уровень переработки
  2. наличие технологических инновационных решений, в том числе по энерго и ресурсосбережению
  3. доля НИОКР в общем объеме инвестиций, %
1 передел 

Нет 
 
 
 
 

До 1%

2 передел 

Требуют доработки 
 
 
 

1-2%

3 передел 

Имеются 
 
 
 
 

Свыше 2%

итого   До 3 4-6 7-9
 

    Помимо  разработки критериев отбора проектов для инвестирования АО «ФНБ «Самрук-Казына»  составил базовую схему организации  проектного финансирования. Схема организации финансирования предполагает создание проектной компании, которая ведет проект на всех этапах: начиная с заключения контракта на недропользование, далее проводит геологоразведочные работы, проектные исследование, организует коммерческое обнаружение и рыночную оценку, осуществляет капитальное строительство и эксплуатацию производственного объекта.

    В рамках организации проектной компании со стратегическим инвестором заключается  соглашение о принципах совместной деятельности, регулирующим вопросы  участия стратегического партнера в виде капитала и технологий. Принципы соглашения предполагают рыночную справедливую оценку при уступке доли в проекте (отражены на рис. 3.2). 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рисунок 3.2 Принципы совместной деятельности организации проектной компании со стратегическим инвестором. 

    Отбор Стратегического партнера, располагающего необходимым капиталом и технологиями обеспечен обязательной предквалификацией  потенциальных участников и обязательной уплатой первоначального платежа  за долю в проекте.

Снижение  рисков дефицита финансирования и роста  обременений достигается определением структуры финансирования уже на этапе разработки проекта (нет финансирования - нет проекта), использованием безрегрессного заемного финансирования проектных  операций.

    В рамках базовой схемы возможно привлечение  Стратегического партнера на компенсационной  основе после проведения ГРР и  утверждения запасов за счет собственных  средств Компании.

    Проведение  государственной инвестиционной политики Фондом осуществляется на основе Стратегических инвестиционных программ в соответствии со следующими принципами программно-целевого подхода:

  • Утверждение стратегических инвестиционных программ принимается на уровне Инвестиционного комитета Фонда и Совета директоров для формирования планов развития;
  • Структура финансирования, механизм управления утверждаются в рамках Стратегических инвестиционных программ и отражаются в Плане развития;
  • Отдельные инвестиционные проекты утверждаются только в рамках Стратегических инвестиционных программ;
  • Отдельные инвестиционные проекты в рамках Стратегических инвестиционных программ принимаются на уровне Правления Фонда на основе рекомендаций Инвестиционного комитета. 

Информация о работе Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК