Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа
Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.
Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………
3.1
Меры проведения
инвестиционной политики
государства Фондом
«Самрук-Казына»
в горно-металлургическом
комплексе на примере
дочерней организации
АО «НК «Тау-Кен
Самрук»
Как
было сказано в предыдущей главе,
горно-металлургический комплекс (ГМК)
является одним из приоритетных направлений
инвестиционной политики Казахстана.
Согласно ГПФИИР, на развитие данной отрасли,
повышение ее конкурентоспособности
на мировом рынке и увеличение
инвестиционной привлекательности
выделяется 825,3 млрд. тенге. Данная сумма
финансирования уступает по величине
лишь агропромышленному комплексу
и нефепереработке и
Компания
создана в соответствии с постановлением
Правительства Республики Казахстан
от 15 января 2009 г. №10 во исполнение поручения
Главы государства на расширенном
заседании Правительства
Целью
создания Компании является осуществление
деятельности в области разведки,
разработки, добычи, переработки и
реализации твердых полезных ископаемых,
воспроизводство минерально-
Казахстан обладает богатой минерально-сырьевой базой и по ряду металлов (медь, золото, свинец, цинк) входит в десятку лидеров по размеру разведанных запасов. При этом республика занимает лишь незначительную долю в мировой добыче этих металлов.
Несмотря на глобальное сокращение объема рынка продукции горно-металлургического комплекса, вызванное падением спроса в основных потребляющих отраслях, анализ текущих тенденций на сырьевых рынках указывает па возможность стабилизации и укрепления спроса в перспективе до 2020 гг. Продолжающийся рост развивающихся стран, а также восстановление экономики развитых стран обеспечат рост потребления всех видов металлов.
Необходимым
условием реализации Стратегии развития
является обеспечение требуемого объема
финансирования на начальном этапе
реализации (см. табл. 3.1). Предполагаемые
объем и источники финансирования представлены
ниже.
Таблица 3.1. Формирование и распределение источников финансирования29
ммлн долл.США | Инвестиционный этап | Всего | ||||||||||
Наименования статей | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2010- 2020 |
Доходы от реализации | 0 | 202 | 275 | 377 | 864 | 1723 | 2443 | 3584 | 4777 | 5151 | 5449 | 24 845 |
Всего расходы | 6 | 126,2 | 1 99,4 | 1667,7 669,6 | 3484,7 1 489,8 | 3700,0 1 673,4 | ||||||
Чистая прибыль | -6,6 | 67,1 | 61,3 | 66,3 | 191,3 | 478,4 | 1 394,70 | 7 000,90 | ||||
Операционный денежный поток | -6,42 | 37,9 | 48,2 | 6,6 | 430,8 | 862,6 | 1296,10 | 1697,60 | 1828,90 | 1977,30 | В 1 84,0 | |
Капитальные вложения по программам | 32 | 319 | 422 | 737 | 906 | 920 | 661 | 329 | 122 | 161 | 67 | 4 666 |
Создание сервисного оператора по ГРР | 02,06 | 01,4 | 0.0 | 02,8 | 01,3 | 0.5 | 0.6 | 0.6 | 0.7 | 0.7 | 0.7 | 1 1.9 |
Создание глиноземно-алюминиевого комплекса | 21 | 51 | 225 | 550 | 500 | 150 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 497 |
Металлургический комплекс гга производству вольфрамовой и молибденовой продукции | 0.0 | 02,1 | 02.2 | 05,5 | 169,7 | 151 | 59,5 | 12,2 | 62.3 | 91,6 | 26 | 582 |
Создание центра по переработке ТМО | 01,3 | 21,2 | 75,7 | 55.2 | 08,8 | 72,2 | 236.0 | 182.6 | 28, 9 | 34 | 35,6 | 753,2 |
Программа развития активов по приоритетным ТПИ. в том числе по аффинажному производству, ферросплавов и прочим. | 07,1 | 243,8 | 118,7 | 123.5 | 226.2 | 546,6 | 352.7 | 133.3 | 30,8 | 25.0 | 04,7 | 1 812,40 |
Потребность в финансировании | за | 277 | 407 | 736 | 876 | 761 | 714 | 340 | 66 | 73 | 0 | 4 278 |
Источники финансирования | 38 | 277 | 407 | 736 | 875 | 761 | 714 | 340 | 6 | 73 | 0 | 4 278 |
Инвестиции в уставный капитал, всего | 37,4 | 111,0 | 110,2 | 71.5 | 134,9 | 160.6 | 135,9 | 57,4 | 13,2 | 14,7 | 0.0 | 846,8 |
Средства РБ через ФНБ | 31 9 | 60.7 | 56.3 | 36.9 | 67.5 | 80.3 | О | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 345.8 | |
Средства стратегического партнера | 05,5 | 50.3 | 53.9 | 34 | 67.5 | 80.3 | 68.0 | 28.,7 | 06,6 | 07,4 | 0.0 О | 402.6 |
Совете.средства АО 'Тву-Кен Самрук" | О | 0.0 | О. О | 0 | О. О | О.О | 55 | 28,7 | 6,6 | 07,4 | 98.4 | |
Заемные средства, всего | 0,6 | 166,3 | 296,9 | 664,3 | 740.0 | 590,5 | 578,4 | 282.3 | 52.8 | 58.6 | О.О | 2 331.0 |
Займы АО "Тау-Кен Самрук" | О.З | 83, 1 | 148.5| | 332,1 | 370 | 295,2 | 289,2 | 26,4 | 29,3 | О.О | 1 715.3 |
Потребность в финансировании со стороны РБ через АО «Самрук-Казына» включает расходы на проведение геологоразведки, подготовку ТЭО, ПСД проектов и несение части капитальных затрат. После формирования достаточного собственного капитала проекты будут реализовываться за счет генерируемых денежных потоков. Совокупный объем предполагаемых капитальных затрат на инвестиционные программы составит порядка 4 656 млн. долл. США.
Предполагаемая структура финансирования реализации инвестиционных проектов включает инвестиции в уставный капитал за счет средств республиканского бюджета через АО «Самрук-Казына», привлечение средств стратегического партнера, а также собственных средств Компании за счет потоков, которые будут генерироваться в рамках проектов. Кроме того, предполагается привлечение заемных средств, в том числе привлекаемых стратегическим партнером.
Реализация отраслевых инвестиционных программ обеспечит решение задач, поставленных в ГПФИИР и отраслевых программах по развитию металлургии и по развитию минерально-сырьевого комплекса до 2014 года.
В результате совокупная рыночная стоимость активов Компании составит порядка 10 982 млн. долл. США. При этом, объем капитальных затрат составит порядка 4 656 млн. долл. США. Ожидаемое количество создаваемых рабочих мест составит около 18 110 человек.
В
целом к 2020 году Компания будет стремиться
к достижению следующих ключевых показателей
эффективности:
|
|
|
Производственные | ||
Уровень
технологических переделов |
|
|
Количество наименований производимой продукции |
|
|
Доля экспорта производимой продукции от валового объема производства металлургической продукции |
|
|
Финансовые | ||
Увеличение
валовой добавленной стоимости' |
| |
Маржа EBITDA |
|
|
Долг/EBITDA |
|
|
Корпоративное управление | ||
Рейтинг корпоративного управления согласно методике АО «Самрук-Казына» |
|
|
Выполнение
данных показателей будет осуществимо
при условии достаточной и
своевременной капитализации
Для эффективной реализации Программы рассмотрение и отбор инвестиционных проектов должен осуществляться на основе комплексной системы оценки, которая состоит из трех групп критериев: геологические, финансово-экономические и технологические.
Инвестиционные
решения принимаются на основе суммы
баллов по проектам: от 7 до 9 баллов – принимаются
в работу по полному анализу проекта, от
4 до 6 баллов – требуют доработки, до 3
баллов - проекты отклоняются. Критерии
отбора проектов:30
Категория критериев | Наименование критериев | Привлекательность в баллах | ||
Низкая
(1 балл) |
Средняя
(2 балла) |
Высокая
(3 балла) | ||
|
|
До 100 До 3 Более 0,8 |
От 100 до 200 3 и более Менее 0,8 |
Более 200 3 и более Менее 0,8 |
|
|
Менее 20 Менее
1,1 ТКС 0-25% |
20-100 1,1-1,52 Партнер 25-50% |
100 Более
1,52 Партнер Свыше 75% |
|
|
1 передел Нет До 1% |
2 передел Требуют
доработки 1-2% |
3 передел Имеются Свыше 2% |
итого | До 3 | 4-6 | 7-9 |
Помимо разработки критериев отбора проектов для инвестирования АО «ФНБ «Самрук-Казына» составил базовую схему организации проектного финансирования. Схема организации финансирования предполагает создание проектной компании, которая ведет проект на всех этапах: начиная с заключения контракта на недропользование, далее проводит геологоразведочные работы, проектные исследование, организует коммерческое обнаружение и рыночную оценку, осуществляет капитальное строительство и эксплуатацию производственного объекта.
В
рамках организации проектной компании
со стратегическим инвестором заключается
соглашение о принципах совместной
деятельности, регулирующим вопросы
участия стратегического
Рисунок 3.2 Принципы совместной деятельности
организации проектной компании со стратегическим
инвестором.
Отбор
Стратегического партнера, располагающего
необходимым капиталом и
Снижение
рисков дефицита финансирования и роста
обременений достигается
В рамках базовой схемы возможно привлечение Стратегического партнера на компенсационной основе после проведения ГРР и утверждения запасов за счет собственных средств Компании.
Проведение государственной инвестиционной политики Фондом осуществляется на основе Стратегических инвестиционных программ в соответствии со следующими принципами программно-целевого подхода: