Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан.docx

— 250.86 Кб (Скачать файл)

    Данные  принципы позволяют разграничить компетенцию  органов управления и эффективно принимать решения по проектам.

    Однако  помимо вышеназванных методов существует ряд мер, которые также способствуют повышению эффективности проводимой инвестиционной политики государства. Так, анализ мирового опыта организации переработки техногенных минеральных образований (далее - ТМО) показывает, что во всех развитых странах действуют государственные и региональные программы по комплексной переработке ТМО и ряд преференций, ориентирующих предприятия на переработку ТМО. Это такие преференции как освобождение от налога на основной капитал, от земельного налога, льготные кредиты через финансовые институты и др. За рубежом переработкой техногенного сырья занимаются 84% всех действующих горно-обогатительных предприятий с активным привлечением МСБ.

    Анализ  крупных горнорудных компаний с  государственным участием Codelco (Чили) со 100%-ным участием государства и Antam (Индонезия) с 65 %-ным участием государства  позволил выявить ряд критических  факторов, определивших успех данных компаний. На сегодня Codelco является крупнейшим в мире производителем меди, а Antam является четвертым в мире производителем никеля.

    Выявлены  следующие критические факторы  успеха Codelco:

    - реализация программы по снижению расходов, которая включает в себя получение более выгодных условий у поставщиков электроэнергии, оптимизацию логистической цепочки и т.д.;

    - развитие технологических инноваций, в том числе получение доступа к ним через совместные предприятия с крупными горнорудными компаниями, обладающими передовым опытом (например, с Rio Tinto);

    - во всех совместных предприятиях Codelco, ей принадлежит, как минимум, блокирующий пакет акций (35-70%);

    - разработка новых горнодобывающих проектов с низкой себестоимостью (определен как один из ключевых показателей при выборе проектов).

    - выход на новые источники финансирования: в компании рассматривается вопрос о размещении своих ценных бумаг на мировых рынках для покрытия текущих финансовых потребностей.

    Также выявлены следующие критические  факторы успеха Antam:

    - Аккумуляция основных ресурсов в наиболее приоритетных для компании сегментах: никель, золото и бокситы.

    - Большое внимание уделяется развитию своей технологической базы, а также использованию передовых технологий компаний-партнеров в рамках проектов по стратегическому партнерству.

    - При создании совместных предприятий Antam с местными индонезийскими компаниями доля Antam составляет 10-34%, в случае создания совместных предприятий с иностранными партнерами доля, как правило, выше (около 50%).

    - Выпуск продукции с наибольшей добавленной стоимостью (включение в производственную цепочку операций не только по добыче, но и по переработке продукции).

    - Увеличение мощностей существующих активов с целью сокращения затрат на единицу продукции.

    - Проведение диверсификации клиентской базы (для уменьшения рисков в результате ухудшения экономической ситуации в отдельном регионе или отрасли).

    - Жесткое следование стандартам в области экологии и охраны труда.

    Анализ  мировой практики организации работ  по воспроизводству минерально- сырьевой базы США, Франции, Канады, Австралии, Бразилии, Чили, а также России, показал  наличие во всех странах геологических  служб.

    В США, Канаде, Австралии основной объем  поисковых геологоразведочных работ (далее - ГРР) проводятся в рыночной среде. Привлечение частных инвестиций позволило создать сектор ГРР, оказывающий весь комплекс услуг в соответствии с мировыми стандартами;

    Франция сохранила прямой госконтроль за ГРР. Во Франции был создан национальный сервисный оператор, который действует  как коммерческая компания на открытом рынке. В результате, при сохранении государственного участия, достигнута высокая инвестиционная привлекательность  ГРР;

    В России одобрена Стратегия развития геологической отрасли России до 2030 года, которая предусматривает  консолидацию сервисных геологоразведочных компаний в крупную конкурентоспособную  компанию ОАО «Росгеология». Госкорпорация  будет обеспечивать техническое  выполнение геологоразведочных работ, которые необходимо проводить государству  на ранних стадиях процесса геологического изучения. Госкорпорация будет структурирована  по видам работ и по региональному  признаку, необходимом для поддержания  должного уровня геологической изученности  страны.

    Таким образом, с учетом факторов успеха национальных горнорудных и мировых крупных  компаний необходимо в составе ТКС  создать центр внедрения технологий и инноваций, который будет специализироваться на вопросах внедрения новейших технологий на всех этапах производственного процесса, обеспечит эффективные схемы  партнерства с международными горнорудными и инжиниринговыми компаниями.

    С учетом определенных факторов успеха мировых лидирующих компаний в ГМК, а также проводимых АО «ФНБ «Самрук-Казына»  мер по реализации инвестиционной политики можно сформировать некоторые направления  развития ТКС для повышения эффективности  деятельности организации, и как  следствие, инвестиционной привлекательности:

    1.  Создание сервисного оператора по проведению геологоразведочных работ на перспективных участках недр, с рыночной стоимостью к 2020 году равной 15,8 млн.долл. США – необходимость данного шага вызвана тем, что на рынке Казахстана современных компаний, оказывающих услуги по геологоразведке, способных обеспечить привлечение инвестиций и эффективное выполнение большого объема по всему комплексу ГРР в соответствии с международными стандартами для постановки на баланс новых крупных перспективных месторождений. Также основанием является усиление конкуренции за доступ к инвестициям со стороны приграничных стран (Россия, Узбекистан). В частности, в России принята Стратегия развития геологической отрасли России до 2030 года, предусматривающая экономические стимулы и снижение административных барьеров, создание крупной государственной конкурентоспособной компании по геологоразведке на ранних стадиях процесса геологического изучения. Развитие данного Оператора будет способствовать привлечению инвестиций в геологоразведку твердых полезных ископаемых и обеспечивать воспроизводство минерально-сырьевой базы Республики Казахстан с учетом мировых стандартов;

    2.  Создание глиноземно-алюминиевого горно-металлургического комплекса, с рыночной стоимостью к 2020 году равной - 2 600 млн. долл. США – развитие ГМК Казахстана в этом направлении определяется наличием значительных прогнозных запасов алюминиевого сырья: высококремнистых бокситов - 400 млн. тонн, нефелиновых сиенитов - 1 700 млн. тонн. Как было сказано выше, именно это направление ГМК является конкурентным преимуществом Казахстана на мировом рынке металлургической отрасли. В рамках реализации программы предполагается применение инновационной гидрогранатовой технологии получения глинозема из высококремнистых бокситов.  Планируемая себестоимость производства глинозема составит 180 долл. США за 1 тонну.  Себестоимость производства алюминия планируется в размере 1250 долл. США за 1 тонну. Схема реализации предполагает организацию горнорудного производства с проектной мощностью 2 400 тыс. тонн бокситов в год, 360 тыс. тонн нефелиновой руды в год, на базе месторождений бокситов Приозерное, Кушмурунское, Западно-Убоганское, Коктальское в Костанайской области, а также месторождения нефелиновых сиенитов Кубасадырское в Акмолинской области. На эти цели капитальные вложения составят порядка 226 млн. долл. США.

    В целях организации производства непосредственно алюминия предполагается строительство теплоэлектростанции  для выработки пара, глиноземный  и электролизный заводы. На данные цели планируемые капитальные вложения составят 1 271 млн. долл. США. Ввод в эксплуатацию промышленных объектов запланирован на 2015 год;

    3.  Создание металлургического комплекса по производству вольфрамовой и молибденовой продукции с рыночной стоимостью к 2020 году равной 850 млн. долл. США - основанием для развития данного направления является месторождение Верхнее-Кайракты, которое входит в перечень стратегических объектов Казахстана и является одним из крупнейших в мире: утверждённые запасы вольфрама составляют 1,1 млн. тонн, или 20% от мировых запасов. В рамках реализации программы предполагается использование комбинированной флотационно-гравитационной технологии обогащения. Также будет использоваться гидрометаллургическая технология выщелачивания шеелитовых концентратов, электропечная технология выплавки ферромолибдена и ферровольфрама, технологии порошковой металлургии для получения карбида вольфрама.

    Схема реализации программы предполагает строительство горнообогатительного комбината на базе месторождения  Верхнее Кайракты. Капитальные вложения составят порядка 391 млн. долл. США. Для  организации производства ферровольфрама и ферромолибдена будет построен металлургический завод с вводом в эксплуатацию в 2018 году. Гидрометаллургический  завод по производству параволъфрамата  аммония будет введен в эксплуатацию в 2019 году;

    4.  Создание центра по переработке ТМО с рыночной стоимостью к 2020 году равной 1012 млн. долл. США. Основанием для реализации данной программы является то, что в настоящее время в РК накоплено около 18.8 млрд. тонн ТМО, в т.ч. 8,7 млрд. т. - предприятиями черной металлургии и 10,1 млрд. тонн - предприятиями цветной металлургии. Из них зарегистрировано в Комитете геологии и недропользования МИНТ только 700 млн. тонн ТМО. Коммерческая ценность только по учтенным ТМО оценивается более, чем в 28 млрд.долл. в текущих ценах;

    5.  Программа развития активов с рыночной стоимостью к 2020 году равной $6504 млн. долл. США - Основанием для реализации стратегической программы является наличие большого количества разрозненных перспективных месторождений ТПИ на территории страны, не вовлеченных в разработку. В соответствии с ГПФИИР необходимо расширение сырьевой базы для развития металлургической отрасли. 

3.2 Меры проведения  инвестиционной политики  государства Фондом  «Самрук-Казына»  в машиностроительном  комплексе на примере  дочерней организации  АО «НК «Казахстан  Инжиниринг» 

    Не  менее значимой с точки зрения проводимой инвестиционной политики государства и дальнейшего стратегического развития является отрасль машиностроения. В настоящее время машиностроительный комплекс Казахстана включает 13 подотраслей: железнодорожная, нефтегазовая, горношахтная и металлургическая, автомобилестроение, сельскохозяйственная, электрооборудование, энергетическая, станкостроение, бытовая техника, компонентная база, строительная, судостроение, приборостроение.

    Объем внутреннего производства в 2008 году составил 2 479 млн. долларов. Объем экспорта 1 284,3 млн. долларов, что в свою очередь  составляет 1,5% в общем объеме экспорта Казахстана.

    По  итогам 2009 года произведено продукции  на сумму 282,5 млрд. тенге, что по сравнению  с 2008 годом (298 млрд. тенге) снизилось  на 5,2%. В том числе произведено  машин и оборудования на 115,5 млрд. тенге, электрооборудования на 61,5 млрд. тенге, транспортных средств на 105,5 млрд. тенге, по сравнению с предыдущим годом объем произведенных машин и оборудования в стоимостном выражений снизился на 6,1%, электрооборудования - на 13,4%, а транспортных средств увеличился на 2,4%.

    Доля  продукции машиностроительного  комплекса в общем объеме промышленного  производства Казахстана снизилась  с 15,9% в 1990 году до 2,9% в 2008 году, а в 2009 году возросла по сравнению с 2008 годом, и составила 3,2%. 31

    Существующий  в Казахстане спрос на машиностроительную продукцию практически полностью  удовлетворяется за счет импорта, который  превосходит внутреннее производство и экспорт более чем в 6 раз: объем импорта в 2008 г. составил 15,3 млрд. долларов США, а внутреннее производство – 2,4 млрд. долларов США. В структуре импорта более 50% занимают автомобили, станки, продукция нефтегазового, горно-шахтного и металлургического машиностроения, бытовая техника и техника для сельского хозяйства. В структуре экспорта преобладают компоненты, электротехника и электрооборудование, а также автомобили.

    Основные  проблемы развития отрасли: технологическое  отставание предприятий, низкая конкурентоспособность  продукции; отсутствие связей с мировыми производителями, доступа к конструкторской  документации; незначительный объем  инвестиций; отсутствие межзаводской кооперации; высокий уровень изношенности оборудования (43-80%); дефицит квалифицированных  кадров; низкий уровень послепродажного  сервиса машиностроительной продукции.

Информация о работе Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК