Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение инвестиционной политики государства в посткризисный период развития Казахстана, а также национальной системы институтов развития как эффективного инструмента ее реализации. Принято считать, что институты развития (ИР) – это структуры, призванные аккумулировать финансовые средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики, внедрение инноваций, реализацию важных инфраструктурных и социальных проектов. Однако подобная формулировка, скорее, скрывает природу задач, стоящих перед данными институтами, чем проясняет ее. На самом деле институты развития представляют собой инструмент прямого государственного вмешательства, направленного на стимулирование тех или иных отраслей либо регионов в случаях, когда «ординарные» рыночные инструменты не действенны и требуется «экстраординарное» вмешательство. С этой точки зрения, целью работы также является совершенствование национальной системы институтов развития и повышение эффективности их функционирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…………………………………3
Глава 1. Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан…………….……7
1.1 Значение государственной инвестиционной политики………………………….……7
1.2 Виды инвестиций и методы финансирования в государственной инвестиционной политике……………………………………………………………………………………………10
1.3 Формы и методы государственной инвестиционной политики РК…………………12
1.3.1 Формирование инвестиционной политики государства в условиях становления рыночных отношений в Казахстане……………………………………………………………...14
1.3.2 Инвестиционный климат РК…………………………………………………………23
Глава 2. Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в проведении государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….36
2.1 Создание Акционерного Общества «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» в РК……………………………………………………………………………………….36
2.2 АО «ФНБ «Самрук-Казына» как национальная система институтов развития…….41
2.2.1 Цели и задачи создания Фонда как института развития……………………………41
2.2.2 Национальная система институтов развития Республики Казахстан под руководством АО «ФНБ Самрук-Казына»………………………………………………………47
2.3 Роль АО «ФНБ «Самрук-Казына» в реализации государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 гг…54
Глава 3. Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК……………………………………………………………………………………….65
3.1 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в горно-металлургическом комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Тау-Кен Самрук»……………………………………………………………………………...…65
3.2 Меры проведения инвестиционной политики государства Фондом «Самрук-Казына» в машиностроительном комплексе на примере дочерней организации АО «НК «Казахстан Инжиниринг»…………………………………………………………..………….….76
3.3 Пути совершенствования национальной системы институтов развития РК и повышения эффективности их функционирования………………………………………….…86
Заключение…………………………………………………………………………………..96
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Государственная инвестиционная политика Республики Казахстан.docx

— 250.86 Кб (Скачать файл)

    Первым  результатом вышеназванных мер явилось то, что в 2010 году при выделенном бюджете в размере $2 млн. при непосредственном содействии KAZNEX заключено экспортных контрактов на сумму $120,0 млн. по таким товарам как стеклопластиковые трубы, металлоконструкции, филе судака, сантехническая продукция, текстиль и др.

    Третье  направление – Торговое финансирование, страхование и кредитование. В мировой практике апробированным механизмом государственной поддержки экспортопродвижения национальных экономик является деятельность экспортно-кредитных агентств (ЭКА), которые оказывают экспортерам услуги по кредитованию и страхованию внешнеэкономических контрактов. Страны-члены ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития – более 30 стран), руководствуясь принципами и ограничениями, изложенными в "джентльменском соглашении" регулируют минимальные ставки по страхованию и финансированию экспортных кредитов. Кредитование экспортных операций осуществляется по ставке не ниже CIRR (Commercial Interest Reference Rates) при условии обязательного страхования коммерческих и политических рисков по исполнению обязательств по экспортному контракту. Данный механизм обеспечивает равные финансовые условия для экспортеров различных стран на рынках аналогичной продукции и признается ВТО как не субсидирующее экспорт.

    Так, механизм предоставления финасирования выглядит следующим образом: расширение спектра финансовых услуг АО "Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" по цепочке "кредитование-страхование" позволит реализовать комплексный подход к поддержке деятельности действующих и вновь создаваемых экспортоориентированных производств, включенных в ПФИИР.

    В рамках Республиканской Карты ободрены 97 проектов на сумму 6,4 трлн. тенге, будет  создано 64,3 тысяч рабочих мест. В рамках Региональной Карты, где основную роль в инициировании проектов, их рассмотрения на региональных координационных советах принадлежит Акиматам, одобрены 65 проектов на сумму 119,7 млрд. тенге с созданием 10,2 тысячи рабочих мест.

    Инструментом  анализа и мониторинга инвестиционных проектов является информационная система управления инвестиционными процессами. 
Это инструмент диалога государства и частного сектора для реализации проектов, для информирования бизнеса и привлечения инвестиций, как отечественных компаний, так и иностранных. Важно заметить, что Система позволяет вести мониторинг и обработку информации по проектам для расчета показателей в разрезе отраслей, регионов, расчет ВДС.

    На  первом этапе реализации ГПФИИР следует  выделить следующие пункты:

  • завершение строительства начатых инвестиционных проектов;
  • разработка и утверждение отраслевых и региональных программ развития;
  • разработка Новых законов об индустриальной политике, СЭЗ и т.д.
  • переход от обеспечения загрузки предприятий к стимулированию их модернизации и созданию высокотехнологичной продукции
  • повышение прозрачности и персонализированного контроля над выполнением каждой поставленной задачи;
  • внедрение новой системы статистики для достоверного мониторинга ключевых целей Программы на отраслевом и региональном уровне.

    Инициаторами  продвижения крупных проектов станут:

    АО  «ФНБ «Самрук-Казына», КазАгро, крупные системообразующие компании топливно-энергетического и металлургического секторов экономики, а также стратегические иностранные инвесторы, усилится их роль в мультипликации новых бизнес возможностей для малого и среднего предпринимательства.

    В рамках Программы системообразующими крупными частными компаниями и АО «ФНБ «Самрук-Казына», предусматривается:

  • выполнение АО «ФНБ «Самрук-Казына» роли «оператора» по реализации отдельных отраслевых политик;
  • реализация крупных инвестиционных проектов;
  • увеличение казахстанского содержания в закупках товаров и услуг;
  • участие в инвестиционных проектах малого и среднего бизнеса в рамках развития казахстанского содержания;
  • поставки части продукции на внутренний рынок с целью организации производств более высоких переделов предприятиями малого и среднего бизнеса;
  • формирование вокруг вновь создаваемых крупных производств кластерно-сетевых структур малого и среднего бизнеса;
  • передача части неосновных бизнес-функций малому и среднему бизнесу;
  • стимулирование политики по выводу непрофильных активов.

    В соответствии с ролью АО «ФНБ «Самрук-Казына» и его дочерних организаций в реализации политики индустриализации его активы будут перегруппированы и консолидированы в соответствие с их отраслевой принадлежностью и функциональными характеристиками:

  1. Промышленная группа: поддержание и развитие горнодобывающего сектора экономики Казахстана и переход сырьевых производств на более высокий передел, стимулирующие развития переработки и сопутствующего обрабатывающего сектора.
  2. Инфраструктурная группа: развитие стратегической транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, обеспечивающее процессы индустриализации.
  3. Финансовая группа: обеспечение финансирования и реализация инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики. Содействие привлечению частных инвестиций из внутренних источников и иностранных инвестиций в экономику.

    Основным  инструментом поддержки крупных  инвестиционных проектов будет являться предоставление льготного финансирования АО « Банк Развития Казахстана», а также долевое участие в проектах АО «ФНБ «Самрук-Казына» и его дочерних организаций.

    Инвестиционная  политика национальных управляющих  холдингов, национальных холдингов  и национальных компаний, привлечение  и распределение ими финансовых ресурсов будут скоординированы  с политикой индустриализации.

    В этих целях предусматривается рассмотрение и одобрение Республиканской  бюджетной комиссией проектов планов развития и прогнозных параметров бюджетов национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний с государственным участием с учетом прогноза социально-экономического развития и бюджетных параметров на соответствующий период.

    При этом будет введена прозрачная отчетность задолженности национальных управляющих  холдингов, национальных холдингов  и национальных компаний для предотвращения концентрации рисков в квазигосударственном секторе и «перегрева» от долговых нагрузок, в том числе путем  ограничения уровня их заимствования.

    Для улучшения эффективности контроля за соблюдением, заявленных показателей  казахстанского содержания в закупках национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний, а также для стимулирования повышения данных показателей, на ежемесячной  основе будет осуществляться проверка расчетов доли казахстанского содержания в закупках.

    На  основании таких проверок будут  выводиться ключевые показатели эффективности (KPI) национальных управляющих холдингов, национальных холдингов и национальных компаний по достижению плановых показателей  казахстанского содержания в закупках по итогам года.

    С целью исключения дублирования и  формирования комплексной инфраструктуры поддержки предпринимательства  будет структурирована деятельность специализированных сервисных организаций АО «Национальный инновационный фонд», АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий», АО «Корпорация развития и поддержки экспорта», ДАМУ, АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», АО «Центр развития торговой политики», АО «Казахстанская контрактная корпорация», АО «Казагромаркетинг», АО «Казагроинновация», АО «Центр трансферта и коммерциализации технологий» при АО «Казагроинновация» с фокусированием на потребностях бизнеса. Все эти организации, в свою очередь, являются дочерними предприятиями АО «ФНБ «Самрук-Казына», который был назначен основным оператором реализации ГПФИИР.

    Одним из инструментов проведения государственной  инвестиционной политики в рамках Программы  станет Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства «Даму», который  также является дочерней организацией АО «ФНБ «Самрук-Казына». Деятельность ДАМУ сконцентрируется на предоставлении широкого спектра услуг по поддержке предпринимательства:

  • кредитование субъектов предпринимательства через банки второго уровня путем обусловленного размещения финансовых средств;
  • прямое кредитование в рамках программы «Даму-Колдау»;
  • льготное финансирование лизинговых сделок и обусловленного размещения финансовых средств в лизинговых компаниях;
  • выполнение функций финансового агента местных исполнительных органов по субсидированию процентной ставки кредитов;
  • формирование системы гарантирования и поручительства по обязательствам субъектов предпринимательства перед банками второго уровня;
  • секьюритизация портфелей кредитов предпринимательства под гарантию ДАМУ и других финансовых инструментов;
  • развитие франчайзинга;
  • оказание информационно-консалтинговой  поддержки деятельности предпринимательства путем создания сети консультативно-тренинговых центров, выпуск и распространение специализированных изданий по предпринимательству.

    Инструменты реализации программы:

  • субсидирование ставки вознаграждения по лизингу и кредиту на приобретение основных фондов;
  • инновационные гранты;
  • внедрение конструкторскими бюро  новых продуктов в производство;
  • внедрение управленческих технологий, обеспечивающих оптимизацию производственных процессов.

    Участниками программы могут являться предприятия, действующие в приоритетных секторах экономики и участвующие собственными средствами, деятельность которых направлена на:

  • увеличение производительности;
  • экспортоориентированность;
  • рост инвестиций в основной капитал;
  • рост инновационной активности предприятий.

    Успешная  реализация первого этапа даст толчок появлению новых высокопроизводительных производств. Так будет создаваться  новая экономика. Будут развиваться  СЭЗы, приходить ведущие мировые  компании, увеличиваться доля несырьевого  экспорта. В последующем будут сформированы основы "экономики будущего". Это долгосрочные перспективные проекты в биотехнологиях, информационных технологиях, альтернативной энергетике и космосе.

    По  всем источникам финансирования на реализацию Программы будет направлено  5 297,8 млрд. тенге. Всего источников пять: бюджетные инвестиции, средства Национального фонда, АО «ФНБ «Самрук-Казына», внешние заимствования, текущие проекты Банка развития Казахстана и его планируемые займы. В 2010-2012 гг. на развитие Программы будет выделено 2 066,8 млрд тенге бюджетных инвестиций. Внешние заимствования составят $16 млрд. долл. (2 400 млрд. тенге). Главный акцент Правительство делает на финансирование агропромышленного комплекса (992,1 млрд. тенге), транспорта и инфокоммуникаций (735,6 млрд. тенге), нефтепереработки и инфраструктуры нефтегазового сектора (870,9 млрд. тенге), энергетики (255,7 млрд. тенге), туристской отрасли (0,6 млрд. тенге) и оборонной промышленности (0,5 млрд. тенге).

      Успешная реализация ГПФИИР будет способствовать обеспечению устойчивого и сбалансированного роста через ее диверсификацию и повышение конкурентоспособности в долгосрочном периоде. Основными качественными результатами госпрограммы станут рост производительности труда, развитие и укрепление национальной инновационной системы, усиление роли малого и среднего бизнеса, диверсификация экономики, рациональная организация производительных сил и повышение качества человеческого капитала. Традиционные экспортоориентированные сектора экономики исполнят роль локомотивов развития за счет появления производств последующих переделов и обеспечения широкого мультипликативного эффекта на сопряженные сектора экономики. 

Глава 3. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ АО «ФНБ «САМРУК-КАЗЫНА» ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РК

Информация о работе Методы реализации АО «ФНБ «Самрук-Казына» государственной инвестиционной политики РК